город Томск |
|
24 марта 2022 г. |
Дело N А45-21040/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.,
судей Кривошеиной С.В.,
Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А.Н. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Омский каучук" (N 07АП-1196/2022) на решение от 20.12.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-21040/2021 (судья Булахова Е.И.) по заявлению акционерного общества "Омский каучук" (ИНН 5501023216), г. Омск к Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 5406290571), г. Новосибирск о признании незаконными пунктов 1, 1,1, 1.2, 8 отказа в установлении нормативов допустимых выбросов и выдачи разрешения на выбросы от 21.05.2021N ИШ-12/07/6783.
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" в судебном заседании принял участие представитель Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: Тиханович А.Ю. по доверенности от 10.01.2022 (до 31.12.2022).
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Омский каучук" (далее - заявитель, общество, АО "Омский каучук") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) о признании незаконными пунктов 1, 1.1, 1.2, 8 отказа в установлении нормативов допустимых выбросов и выдачи разрешения на выбросы от 21.05.2021N ИШ-12/07/6783.
Решением от 20.12.2021 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм права, просит состоявшийся судебный акт отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Управление возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы своего отзыва, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При открытии судом апелляционной инстанции судебного заседания в онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции представителем общества подключение к каналу связи не обеспечено.
Установив, что средства связи суда апелляционной инстанции воспроизводят видео- и аудиосигнал надлежащим образом, технические неполадки отсутствуют, представителю общества обеспечена возможность дистанционного участия в процессе, которая не в полной мере реализована по причинам, находящимся в сфере его контроля (заявителем не произведено подключение к онлайн-конференции), что приравнивается к последствиям неявки в судебное заседание, суд не усмотрел предусмотренных статьей 158 АПК РФ оснований для его отложения.
Учитывая надлежащее извещение общества о времени и месте судебного заседания, суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Управления, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением от 05.08.2020 Советского районного суда г. Омска по делу N 2-1602/2020 на АО "Омский каучук" возложена обязанность по исполнению пунктов 1,4,2 (пункт 2 в части выброса метана) предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 10.03.2020 N А-170-в, пунктов 1,2,3,4,5 предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 13.04.2020 N А-275-в: привести в соответствие с требованиями действующего законодательства инвентаризацию источников выбросов, проект нормативов предельно допустимых выбросов в части учета неорганизованных выбросов от стационарных источников N 0491 (насосы, цех Д-2-6-3-5-12 Производство изобутиленов), N 0254 (технологическое оборудование, И-14-15-15А), N 0253 (технологическое оборудование, И-14-15-15А), N 1146 (насосы, цех Д-2-6-3-5- 12, производство изобутиленов).
24.03.2021 АО "Омский каучук" во исполнение судебных решений обратилось в Управление Росприроднадзора с заявлением об установлении нормативов предельно допустимых выбросов, однако, Управлением Росприроднадзора по итогам рассмотрения представленных документов на соответствие действующему законодательству Российской Федерации принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы (письмо от 31.03.2021 N ИШ-12-07/4024).
Так, согласно пункту 23 Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденных Постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2055 "О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (далее - Положение) форма разрешения на выбросы, а также сроки и последовательность административных процедур выдачи разрешения на выбросы определяются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Процедура утверждена Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06.07.2020 N 776 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных; далее - Регламент).
В связи с тем, что представленное обществом заявление об установлении нормативов предельно допустимых выбросов не соответствует форме заявления об установлении нормативов предельно допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, Управлением Росприроднадзора отказано АО "Омский каучук" в предоставлении государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с подпунктом 2 пункта 19 вышеуказанного Регламента.
Обществом повторно подано заявление об установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которое поступило в Управление Росприроднадзора 06.04.2021.
По итогам рассмотрения указанного заявления Управлением Росприроднадзора принято оспариваемое в настоящем деле решение об отказе в установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы в соответствии с пунктом 21 вышеуказанного Положения, а также подпунктом 2 пункта 56 Регламента (уведомление об отказе в установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы от 21.05.2021 N ИШ-12-07/6783).
Данные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статьями 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли данный ненормативный акт.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 5 Закона об охране атмосферного воздуха к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха отнесено установление порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух.
Обществом при расчете предельно допустимых выбросов применялись методики, не включённые в перечень методик. При этом стороны не возражают и подтверждается материалами дела, что применённые обществом при расчёте методики, включены в перечень методик лишь 28.06.2021, то есть после принятия Управлением Росприрднадзора оспариваемого решения, что свидетельствует о законности на день принятия оспариваемого решения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 22 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Инвентаризация стационарных источников и выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 422 (далее - Постановление N422) утверждены Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, а также постановлено Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден Приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352 (далее - Порядок, Порядок проведения инвентаризации).
Инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы и загрязняющие вещества, ЗВ).
Пунктом 3 Порядка установлено, что при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ), систематизируются и документируются полученные результаты.
Согласно пункту 16 Порядка определение качественного и количественного состава выбросов из выявленных ИЗАВ осуществляется инструментальными и расчетными методами.
Из пункта 17 Порядка следует, что для определения показателей выбросов организованных источников используются преимущественно инструментальные методы. В случае использования расчетных методов в отчет о результатах инвентаризации выбросов включается обоснование выбора и применения использованных методов.
Согласно пункту 28 Порядка проведения инвентаризации для определения показателей выбросов расчетным методом применяются методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов ЗВ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее - методики расчета выбросов).
Методика расчета выбросов используется в полном соответствии с областью ее применения для указанных в ней технологических процессов, сооружений, устройств, оборудования, а также сырья, материалов, топлива.
В случае отсутствия в Перечне методик, необходимых для расчета, у общества была возможность произвести расчеты выбросов вредных (загрязняющих) веществ на основании собственного расчета, что также свидетельствует о законности оспариваемого отказа.
Из пункта 1.2 отказа следует, что "в Перечне указаны наименование и код загрязняющих веществ, которые рассчитывались на основании использованной методики расчета.
В указанном случае обществу было необходимо учесть, что в соответствии с пунктом 28 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации...", утвержденном Приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352 "для определения показателей выбросов расчетным методом применяются методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов ЗВ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти".
Обществу необходимо было руководствоваться Перечнем.
Из пункта 8 отказа следует, что "В Перечне указано, что для расчета выбросов от организованных источников 0102, 0103, 0104, 0105, 0106, 0107, 0108, 0111, 0112, 0113, 0114, 0115, 0116, 0117, 0118, 0119, 0669, 0670,0671, 0908, 0982, 0027, 0028, 0029, 0030, 1009, 0590, 0591, 0592, 0713, 0593, 0594, 0595, 0596, 0909, 0910, 0911, 0457, 1005, 0459, 0460, 0461, 0311, 0312, 0313, 0314, 0315, 0316, 1043, 1044, 1046, 0900, 0004, 0901, 1006, 0063, 0064, 0061, 0062, 0547, 0048, 0049, 0736, 0050, 0478, 0479, 0480, 0002, 0006, 0007, 0008, 1045, 0310, 0009, 0010, ООП, 0012, 0013, 0097, 0642, 0662, 0243, 0458. 0989, 0990, 0488, 0489, 0490, 1145, 0492, 0493, 1146, 0491, 0022, 0023 обществом использовалась "Методика расчета выбросов вредных веществ в окружающую среду от неорганизованных источников нефтегазового оборудования", РД 39.142-00; для расчета выбросов от организованных источников 0155, 0156, 0501 использовано "Методическое пособие по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов", Новороссийск, 2001 год; для расчета выбросов от организованных источников 1139, 1140, 1141, 1142, 1144 использованы "Методические рекомендации по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от неорганизованных источников станций аэрации сточных вод", НИИ Атмосфера, Санкт-Петербург, 2015 год.
Как правомерно отметил суд первой инстанции, данные методики не могут быть применены для расчета выбросов от организованных источников, что свидетельствует о недостоверности данных, полученных при расчете.
АО "Омский каучук" нарушены требования статей 22, 30 Закона об охране атмосферного воздуха, так как при проведении инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух применялись разные методики.
Следовательно, полученные значения концентраций загрязняющих веществ (мг/м3) на неорганизованных источниках загрязнения атмосферы, расчет которых произведен на основе методики, применяемой для расчета на организованных источниках и наоборот, применять недопустимо, так как методику следует применять в соответствии с ее областью применения.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пункты 1, 1.1, 1.2, 8 отказа в установлении нормативов допустимых выбросов и выдачи разрешения на выбросы от 21.05.2021 N ИШ-12/07/6783, соответствуют фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства, и не нарушает права заявителя.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой, установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены вынесенного по делу судебного решения.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, представленным доказательствам дана правильная правовая оценка.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Учитывая результат рассмотрения жалобы, судебные расходы за ее рассмотрение относятся на заявителя (статья 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.12.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-21040/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Омский каучук"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-21040/2021
Истец: АО "Омский каучук"
Ответчик: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора)
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд, СИБИРСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ