город Омск |
|
25 марта 2022 г. |
Дело N А75-12055/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15837/2021) общества с ограниченной ответственностью "Бета Сургут" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа А75-12055/2021 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бета Сургут" (ОГРН 1148602004616, ИНН 8602216315, адрес: 628401, город Сургут, улица Югорская, дом 1, блок Б (этаж 1) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1058600003681, ИНН 8601024794, адрес: 628012, город Ханты-Мансийск, улица Рознина, дом 72) в лице территориального отдела в городе Югорске и Советском районе (адрес: 628181, город Нягань, улица 1 микрорайон, дом 20, помещений 74) о признании недействительным предписания от 26.04.2021 N 45,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бета Сургут" (далее - заявитель, ООО "Бета Сургут", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в лице территориального отдела в городе Югорске и Советском районе (далее - территориальный отдел) о признании недействительным предписания N 45 от 26.04.2021.
Определением суда от 03.09.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Роспотребнадзора).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.11.2021 по делу N А75-12055/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Бета Сургут" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что основанием для проведения проверки послужил приказ Роспотребнадзора N 45 от 15.02.2021 "О проведении проверки качества и безопасности алкогольной и спиртосодержащей продукции", из которого следует что, проверке подлежало только качество реализуемой алкогольной продукции. Согласно приложенным к акту протоколам лабораторных испытаний и заключениям экспертов, алкогольная продукция соответствует предъявленным требованиям по качеству и безопасности. Какого либо обследования помещения магазина ООО "Бета Сургут" 13.04.2021 не производилось, не составлялся акт обследования либо протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещении.
Управлением представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суд первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
ООО "Бета Сургут" представлено письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
Территориальным отделом Роспотребнадзора на основании распоряжения заместителя руководителя Управления от 07.04.2021 N 312 в отношении ООО "Бета Сургут" проведена внеплановая документарная и выездная проверка по объекту магазин "Красное и Белое" (г. Нягань, ул. Интернациональная, д. 82, пом. 1).
Согласно Распоряжению N 312 проверка проводилась с целью федерального государственного контроля и надзора санитарного законодательства. Основание проверки - Приказ Федеральной службы Роспотребнадзора от 15.02.2021 N 45 "О проведении проверки качества и безопасности алкогольной и спиртсодержащей продукции", Приказ Федеральной службы Роспотребнадзора от 01.03.2021 N 64 "О проведении проверок в отношении продукции детского питания". Правовые основания проведения проверки - пункт 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В ходе проверки установлено, что в помещении магазина "Красное и Белое" (г. Нягань, ул. Интернациональная, д. 82, пом. 1)
- требуется проведение косметического ремонта. На складе, где осуществляется хранение алкогольной продукции, продуктов одна стена выполнена сухой штукатуркой, не устойчивой к проведению уборки влажным способом обработки дезинфицирующими средствами. Окрашенные поверхности (обналичка дверей, двери) имеют дефекты в покрасочном слое, краска местами сбита, стерта, что является нарушением пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 5.7 СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию";
- допускается хранение алкогольной продукции, вне складского помещения либо специально оборудованных зон. Пиво "Балтика" в количестве 8 ящиков хранится в туалете, непосредственно на полу, что является нарушением пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 7.8 СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию";
- не обеспечены условия для раздельного хранения санитарной одежды работников магазина от верхней одежды. На стены имеются 4 крючка с надписью "Для верхней одежды", для хранения специальной одежды место не выделено, что является нарушением пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 11.3 СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию";
- для уборки торгового зала, складских и вспомогательных помещений не выделен промаркированный в зависимости от назначения помещений и видов уборочных работ уборочный инвентарь. Для его хранения не выделено помещение или специально оборудованный шкаф. В наличии одна швабра и 4 ведра, из них только одно ведро промаркировано "ведро N 2 для туалета", хранится весь инвентарь в туалете под раковиной в углу, что является нарушением пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 10.6 СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию".
Результаты проверки отражены в акте проверки от 26.04.2021 N 60 (л. д. 19).
По результатам проведения проверки обществу выдано предписание от 26.04.2021 N 45 (л. д. 11), в соответствии с которым ООО "Бета Сургут" по адресу магазина "Красное и Белое" г. Нягань, ул. Интернациональная, д. 82 пом. 1 в срок до 20.09.2021 предложено:
1. Провести косметический ремонт в помещении магазина (складе), использовать для внутренней отделки помещения материалы, устойчивые к проведению уборки влажным способом и обработки дезинфицирующими средствами, в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 5.7 СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию".
2. Не допускать хранение алкогольной продукции вне складского помещения либо специально оборудованных зон, в соответствии с пунктом 7.8 СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию".
3. Обеспечить условия для раздельного хранения санитарной одежды работников магазина от верхней одежды, в соответствии с пунктом 11.3 СП 2.3.6.3668-20. Установлен срок 20.09.2021.
4. Для уборки торгового зала, складских и вспомогательных помещений выделить промаркированный в зависимости от назначения помещений и видов уборочных работ инвентарь. Для его хранения выделить помещений или специально оборудованный шкаф, п. 10.6 СП 2.3.6.3668-20.
Заявитель, считая выданное ему предписание незаконным, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Принятое Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решение от 16.11.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно пункту 5 статьи 15 Закона N 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.11.2020 N 36 утверждены СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности юридических и физических лиц, связанной с реализацией пищевой продукции, в том числе на рынках и ярмарках, и к используемым при осуществлении такой деятельности зданиям, строениям, сооружениям, помещениям (далее - торговые объекты), территориям, оборудованию и транспортным средствам.
Согласно пункту 5.7. СП 2.3.6.3668-20 материалы, используемые для внутренней отделки помещений торговых объектов, должны быть нетоксичными, устойчивыми к проведению уборки влажным способом и обработки дезинфицирующими средствами.
Потолки, стены и полы всех помещений должны быть без дефектов и признаков поражения плесневыми грибами.
Пунктом 7.8 СП 2.3.6.3668-20 предусмотрено, что в складских и фасовочных помещениях пищевая продукция должна быть размещена на стеллажах или поддонах. Не допускается хранение непосредственно на полу неупакованной в транспортную тару пищевой продукции.
Не допускается соприкосновение пищевой продукции с поверхностями трубопроводов систем водоснабжения и водоотведения, приборов отопления. Не допускается хранение пищевой продукции вне складских помещений либо специально оборудованных зон, за исключением упакованной в потребительскую или транспортную упаковку и не требующей специальных температурно-влажностных условий хранения.
Согласно пункту 10.6 СП 2.3.6.3668-20 для уборки торговых залов, складских и вспомогательных помещений уборочный инвентарь маркируется в зависимости от назначения помещений и видов уборочных работ и хранится в помещении для уборочного инвентаря или в специально оборудованном шкафу. Уборочный инвентарь для туалета маркируется и хранится в туалетной комнате в специальном шкафу или в отведенном для него месте отдельно от другого уборочного инвентаря
Работники торговых объектов, имеющие контакт с пищевой продукцией, обеспечиваются санитарной одеждой. Для уборки помещений выделяется отдельная санитарная одежда. Замена санитарной одежды должна производиться по мере загрязнения. Хранение и стирка санитарной одежды должны осуществляться отдельно от личной одежды работников (пункт 11.3 СП 2.3.6.3668-20).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела (акт проверки от 26.04.2021 N 60), подтверждено нарушение вышеприведенных требований законодательства ООО "Бета Сургут" при осуществлении деятельности по адресу магазина "Красное и Белое" г. Нягань, ул. Интернациональная, д. 82 пом. 1.
Поскольку в ходе проверки установлено, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства, Управление правомерно в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) выдало оспариваемое предписание от 26.03.2020 N 78-03-05-27-1184-2020 об устранении нарушений.
Требование предписания от 26.04.2021 N 45 соответствует нормам Закона N 52-ФЗ, СП 2.3.6.3668-20 и направлено на обеспечение их исполнения в дальнейшем, является исполнимым.
Право Общества на осуществление предпринимательской деятельности не должно нарушать требования санитарно-эпидемиологического законодательства.
В статье 24 Закона N 52-ФЗ прямо указано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что на основании приказа Роспотребнадзора N 45 от 15.02.2021 "О проведении проверки качества и безопасности алкогольной и спиртосодержащей продукции" проверке подлежало только качество реализуемой алкогольной продукции, какого - либо обследования помещения магазина ООО "Бета Сургут" 13.04.2021 не производилось, не составлялся акт обследования либо протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещении, суд п апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ и Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
При организации и проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий предварительное уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Материалами дела зафиксировано, что ООО "Бета Сургут" в магазине "Красное & Белое", 628187, г. Нягань, ул. Интернациональная, д. 82, пом. 1 осуществляет реализацию пищевых продуктов, а именно: алкогольной продукции. Поскольку административным органом проводилась проверка, в том числе и, в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, то предварительное уведомление о начале ее проведения не требовалось.
В ходе внеплановой проверки территориальным отделом проведен осмотр магазина с отбором проб алкогольной продукции на лабораторный контроль (ФФБУЗ центр гигиены и эпидемиологии по ХМАО-Югре в городке Нягани и Октябрьском районе). Представителю ООО "Бета Сургут" Хабаровой О.В. вручены акты отбора проб и протокол N 53 от 13.04.2021 г. о взятии проб и образцов, о чем свидетельствует запись в протоколе.
При проведении проверки оценивались не только качество реализуемой продукции, но и условия хранения, реализации алкогольной продукции.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к акту проверки установлены частью 2 статьи 16 Закона N 294-ФЗ
При этом составление акта обследования либо протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений при проведении внеплановой проверки не требуется.
Как усматривается из материалов дела, территориальным отделов 26.04.2021 подготовлен акт проверки N 60, который соответствует требованиям, установленным частью 2 статьи 16 Закона N 294-ФЗ.
По фактам выявленных нарушений 26.04.2021 составлено оспариваемое предписание N 45э
Выявленные нарушения 13.04.2021 в 15:20 час в магазине "Красное & Белое", 628187, г. Нягань, ул. Интернациональная, д. 82, пом. 1 подтверждаются фототаблицами, которые приложены к протоколам об административном правонарушении по статье 6.4 КоАП РФ, статьи 14.43 ч.1 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела, в отношении юридического лица ООО "Бета Сургут" 10.06.2021 территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в городе Нягани и Октябрьском районе вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 274, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 КоАП РФ, наложено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением Няганского городского суда ХМАО-Югры от 27.09.2021 постановление административного органа от 10.06.2021 N 274 оставлено без изменения (изменено в части исключения из постановления указание на нарушение требований п. 7.8 СП 2.3.6.3668-20),
Решением суда ХМАО-Югры от 23.11.2021 по делу N 7-830/2021 решение Няганского городского суда ХМАО-Югры от 27.09.2021 оставлено без изменения, жалоба ООО "Бета Сургут" без удовлетворения.
Также должностное лицо Хабарова О.В. территориальным отделом привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, что подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении от 28.10.2021 N 352.
Решением Няганского городского суда ХМАО-Югры от 12.01.2022 г. постановление территориального отдела от 28.10.2021 N 252 оставлено без изменения, жалоба Хабаровой О.В. без удовлетворения.
Таким образом, выявленные нарушения подтверждаются актом проверки от 26.04.2021 N 60, фототаблицами, протоколом об административном правонарушении от 28.04.2021 N 301 в отношении администратора Хабаровой О.В., постановлением по делу об административном правонарушении от 10.06.2021 N 274, решением Няганского городского суда ХМАО-Югры от 27.09.2021, постановлением по делу об административном правонарушении от 28.10.2021 N 252.
Таким образом, отказав в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на общество.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.11.2021 по делу N А75-12055/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-12055/2021
Истец: ООО "БЕТА СУРГУТ", Управление Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре
Ответчик: Территориальный отдел в г. Югорске и Советском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, ТО УРПН по "ХМАО-Югре"