г. Саратов |
|
25 марта 2022 г. |
Дело N А12-32268/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бессоновой С.Е.
при участии в судебном заседании представителя Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Пироговой А.В., действующей на основании доверенности от 20.12.2021 N 15/56-д, представителя общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Городское управление" Шумаевой Н.В., действующая на основании доверенности от 03.06.2021 N 3,
рассмотрев в открытом судебном заседании путём использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Волгоградской области апелляционную жалобу Комитета по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 декабря 2021 года по делу N А12-32268/2021 (судья Кострова Л.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Городское управление" (404110, Волгоградская обл., г. Волжский, пр-кт Ленина, д. 59А, оф. 1, ОГРН 1153435003732, ИНН 3435120482)
к Комитету по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская обл., г. Волжский, ул. 19 Партсъезда, д. 30, ОГРН 1043400050759, ИНН 3435110565),
заинтересованное лицо: Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39А, оф. 205, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787),
об оспаривании предписаний,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Городское управление" (далее - ООО УК "Городское управление", общество, заявитель) с заявлениями о признании недействительными предписаний Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - Комитет, административный орган) от 14.10.2021 N 639-л/2021 (дело N А12-32268/2021), от 08.09.2021 N 536-л/2021 (дело N А12-27935/2021), от 06.08.2021 N 501-л/2021 (дело N А12-27760/2021), от 23.07.2021 N 416/л-2021 (дело N А12-27762/2021), от 16.06.2021 N 316-л/2021 (дело N А12-26850/2021).
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.11.2021 в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела N А12-32268/2021, N А12-27935/2021, дело N А12-27760/2021, N А12-27762/2021 и А12-26850/2021 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединённому делу присвоен номер А12-32268/2021.
Решением суда первой инстанции от 28 декабря 2021 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительными предписания Комитета от 14.10.2021 N 639-л/2021, от 08.09.2021 N 536-л/2021, от 06.08.2021 N 501-л/2021, от 23.07.2021 N 416/л-2021, от 16.06.2021 N 316-л/2021. Кроме того, с Комитета в пользу общества взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 15 000 руб.
Комитет не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ООО УК "Городское управление" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, предоставленном в порядке статьи 262 АПК РФ.
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области явку представителей в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, а также в порядке статьи 186 АПК РФ, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 15 февраля 2022 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, надлежащим образом извещённой и не явившейся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что на основании приказа от 13.08.2021 N 536-л/2021 с целью рассмотрения обращения гражданина по вопросам правильности начисления платы за коммунальный ресурс (электрическая энергия), потребляемый при использовании и содержании общего имущества многоквартирного жилого дома (далее - МКД) по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Кирова, д. 16, за июнь 2021 года отделом муниципального жилищного контроля Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в период с 13.08.2021 по 08.09.2021 проведена внеплановая документарная проверка ООО УК "Городское управление", по результатам которой составлен акт от 08.09.2021 N 536-л/2021 (т.2 л.д.105-110).
В ходе проверки административным органом установлено, что ООО УК "Городское управление" допущены нарушения в части правильности расчёта размера платы за коммунальный ресурс по электрической энергии, потребляемый при использовании и содержании общего имущества, предъявленный потребителям многоквартирного дома N 16 по ул. Кирова в платёжном документе за июнь 2021 года.
В связи с этим 08 сентября 2021 года Комитетом обществу выдано предписание N 536-л/2021 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, согласно которому ООО УК "Городское управление" надлежит в срок до 01.11.2021 произвести перерасчёт платы за коммунальный ресурс по электрической энергии, потребляемый при содержании общего имущества многоквартирного дома собственникам многоквартирного дома N 16 по ул. Кирова за июнь 2021 года, исходя из норматива потребления коммунального ресурса, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта, в соответствии с действующим законодательством (т.1 л.д.103).
На основании приказа от 02.08.2021 N 501-л/2021 с целью рассмотрения обращения гражданина по вопросам правильности начисления платы за коммунальные ресурсы (холодная и горячая вода), потребляемые при использовании и содержании общего имущества МКД по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Горького, д. 27, с сентября 2020 года отделом муниципального жилищного контроля Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в период с 04.08.2021 по 06.08.2021 проведена внеплановая документарная проверка ООО УК "Городское управление", по результатам которой составлен акт от 06.08.2021 N 501-л/2021 (т.3 л.д.96-100).
Комитет пришёл к выводу, что в силу части 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), решение общего собрания собственников помещений МКД от 31.03.2020 в части начисления платы за коммунальные ресурсы холодной и горячей воды, потребляемые при содержании общего имущества, исходя из фактического потребления принято с нарушениями действующего законодательства.
06 августа 2021 года Комитетом обществу выдано предписание N 501-л/2021 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, согласно которому ООО УК "Городское управление" надлежит в срок до 08.10.2021 произвести перерасчёт платы потребителям, проживающим в многоквартирном доме за коммунальные ресурсы холодного водоснабжения и горячего водоснабжения, потребляемые при использовании и содержании общего имущества МКД, начисленные исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта (далее - ОДПУ) соответствующего вида коммунального ресурса, в период с сентября 2020 года по февраль 2021 года, с указанием основания перерасчёта платы за коммунальные ресурсы по холодному и горячему водоснабжению в соответствии с пунктом "ж" пункта 69 Правил N 354. В дальнейшем производить начисление платы за коммунальные ресурсы холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, потребляемые при использовании и содержании общего имущества МКД, исходя из установленного норматива потребления соответствующего вида коммунального ресурса, до возникновения правовых оснований изменения порядка расчёта размера платы за коммунальные ресурсы холодного водоснабжения и горячего водоснабжения, потребляемые при использовании и содержании общего имущества МКД предусмотренных частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ и пункта 29 Правил N 491 (т.3 л.д.18-19).
На основании приказа от 15.09.2021 N 639-л/2021 с целью рассмотрения обращения гражданина по вопросам правильности начисления платы за коммунальный ресурс (электрическая энергия), потребляемый при использовании и содержании общего имущества МКД по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Космонавтов, д. 9, за июль 2021 года отделом муниципального жилищного контроля Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в период с 17.09.2021 по 14.10.2021 проведена внеплановая документарная проверка ООО УК "Городское управление", по результатам которой составлен акт от 14.10.2021 N 639-л/2021 (т.1 л.д.14-19).
Административным органом выявлены нарушения в части правильности расчёта размера платы за коммунальный ресурс по электрической энергии, потребляемый при содержании общего имущества МКД и предъявленный потребителям МКД N 9 по ул. Космонавтов в платёжном документе за июль 2021 года, а именно: ООО УК "Городское управление" начисляло плату за коммунальный ресурс по электрической энергии, потребляемый при содержании общего имущества с нарушением требований пункта 29 Правил N 491 и пункта 44 Правил N 354.
14 октября 2021 года Комитетом обществу выдано предписание N 639-л/2021 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, согласно которому ООО УК "Городское управление" надлежит в срок до 13.12.2021 произвести перерасчёт платы за коммунальный ресурс по электрической энергии, потребляемый при содержании общего имущества собственниками многоквартирного дома N 9 по ул. Космонавтов за июль 2021 года исходя из норматива потребления коммунального ресурса в соответствии с действующим законодательством (т.1 л.д.20).
На основании приказа от 18.05.2021 N 316-л/2021 с целью рассмотрения обращения гражданина по вопросам правильности начисления платы за коммунальный ресурс (горячая вода), потребляемый при использовании и содержании общего имущества МКД по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Кирова, д. 3а, за февраль - март 2021 года отделом муниципального жилищного контроля Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в период с 19.05.2021 по 16.06.2021 проведена внеплановая документарная проверка ООО УК "Городское управление", по результатам которой составлен акт от 16.06.2021 N 316-л/2021 (т.6 л.д.103-108).
Административным органом выявлены нарушения порядка начисления размера платы за коммунальный ресурс по горячему водоснабжению, потребляемый при содержании общего имущества в МКД N 3а по ул. Кирова г. Волжского Волгоградской области.
16 июня 2021 года Комитетом обществу выдано предписание N 316-л/2021 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, согласно которому ООО УК "Городское управление" надлежит в срок до 30.09.2021 произвести перерасчёт платы за коммунальный ресурс по горячему водоснабжению, потребляемый в целях содержания общего имущества многоквартирного дома собственникам многоквартирного дома N 3а по ул. Кирова, за февраль, март 2021 года (т.6 л.д.109).
На основании приказа от 25.06.2021 N 416-л/2021 с целью рассмотрения обращения гражданина по вопросам правильности начисления платы за коммунальный ресурс (электрическая энергия), потребляемый при использовании и содержании общего имущества МКД по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, пр. им. Ленина, д. 10, за апрель 2021 года, а также по вопросу сверки расчетов за коммунальные услуги (начисление, отсутствие задолженности, переплаты) по жилому помещению N 21 МКД N 10 по пр. Ленина с апреля 2021 года отделом муниципального жилищного контроля Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в период с 28.06.2021 по 23.07.2021 проведена внеплановая документарная проверка ООО УК "Городское управление", по результатам которой составлен акт от 23.07.2021 N 416-л/2021 (т.4 л.д.98-103).
Административным органом выявлены нарушения порядка начисления размера платы за коммунальный ресурс по электрической энергии, потребляемый при содержании общего имущества в МКД N 10 по пр. им. Ленина г. Волжского Волгоградской области.
23 июля 2021 года Комитетом обществу выдано предписание N 416-л/2021 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, согласно которому ООО УК "Городское управление" надлежит в срок до 23.10.2021 произвести перерасчёт платы за коммунальный ресурс по электроэнергии (апрель 2021 года), с учётом ранее произведённых перерасчётов), потребляемый в целях содержания общего имущества многоквартирного дома собственникам многоквартирного дома N 10 по пр.им. Ленина (т.4 л.д.105).
Полагая, что вышеуказанные предписания являются незаконными, нарушающими права и охраняемые законом интересы общества, ООО УК "Городское управление" оспорило их в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия в протоколах общего собрания собственников помещений спорных МКД волеизъявления (согласия) собственников на начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды, по фактическим показаниям ОДПУ, а не по нормативу (вопрос 8), что соответствует пункту 2 части 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
Согласно доводам апелляционной жалобы сверхнормативное распределение коммунальных ресурсов возможно только в случае, если перечень работ по содержанию общего имущества МКД превышает Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень) и собственниками принято соответствующее решение. Протоколы общих собраний собственников спорных МКД не подтверждают принятие собственниками помещений данных МКД решений о распределении расходов в размере превышения объёма коммунальных ресурсов, определяемых по показаниям ОДПУ, над объёмом, рассчитанным, исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов. В подтверждение своих доводов Комитет ссылается на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.10.2021 N 2301-О и определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2021 N 301-ЭС21-7190 по делу N А43-10034/2020.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
В рассматриваемом случае судами обеих инстанций установлена указанная совокупность условий.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ плата за содержание жилья включает в себя, в том числе, плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ, вступившей в силу с 10.08.2017) определено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, определяется при наличии ОДПУ исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчёта размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют, в том числе случаи принятия на общем собрании собственников помещений в МКД решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объёма потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчёта размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объёма потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОДПУ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 29 Правил N 491 предусмотрено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ в целях содержания общего имущества в МКД, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД.
С 01.01.2017 в указанные расходы: также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг.
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае, если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объёма коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учётом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что ООО УК "Городское управление" является лицензиатом и осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом на основании лицензии N 034-000543 от 28.09.2015.
Спорные многоквартирные дома в г. Волжском Волгоградской области находятся в управлении управляющей организации ООО УК "Городское управление" на основании договоров управления МКД (т.1 л.д.24-46, т.2 л.д.24-47, т.3 л.д.24-46, т.4 л.д.24-46, т.6 л.д.25-49).
Из материалов дела следует, что собственники помещений многоквартирных домов в г. Волжский Волгоградской области по адресам: ул. Кирова, д. 3а, ул. Кирова, д. 16, ул. Космонавтов, д. 9, пр. им. Ленина, д. 10, ул. Горького, д. 27, на общих собраниях приняли решения об определении размера расходов собственников жилых и нежилых помещений в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из объёма фактического потребления ресурсов, определяемого ежемесячно по показаниям ОДПУ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади жилого и нежилого помещения, в том числе в размере превышения объёма коммунального ресурса, потребляемого при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определённого исходя из показаний ОДПУ, над объёмом, рассчитанным исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально площади каждого жилого и нежилого помещения (вопросы 8 протоколов общих собраний собственников помещений в МКД от 31.03.2020 N 01/2020, от 15.04.2020 N 01/2020, от 19.03.2020 N 9, от 15.04.2020 N 01/2020, от 14.03.2020 N 01/2020) (т.1 л.д.52-53, т.2 л.д.53-54, т.3 л.д.52, т.4 л.д.52, т.6 л.д.55-56).
Поскольку собственниками помещений вышеуказанных МКД приняты решения о распределении объёма коммунальной услуги в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определённого исходя из показаний ОДПУ, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса, при наличии решения собрания собственников, управляющая организация в данном случае правомерно при исчислении платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, учитывала показания ОДПУ.
Применение приборов учёта признаётся в качестве приоритетного способа определения фактически принятого количества коммунальных ресурсов, поскольку расчётные способы определения объёма ресурсов не позволяют достичь степени точности, доступной для способов, определённых по приборам учёта.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.09.2012 N АПЛ12-522, в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 22) по общему правилу размер платы за коммунальные услуги определяется, прежде всего, исходя из фактических объёмов потребления, определённых с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учёта. Только при отсутствии приборов учёта допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (части 1, 2 статьи 157 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела и не оспорено Комитетом, вышеуказанные МКД оборудованы ОДПУ коммунальных ресурсов (в том числе электрической энергии, горячего водоснабжения).
По условиям договоров управления спорными МКД размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний ОДПУ (пункты 4.1, 4.2, 4.4, 4.5, 4.8).
На общих собраниях собственники помещений в данных МКД приняли решения об определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, исходя из объёма потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОДПУ, по тарифам, установленным органом государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в объёме, превышающем объём потребления коммунальных ресурсов, рассчитанный исходя из норматива потребления.
Доводы Комитета об отсутствии утверждённого решением собрания собственников перечня работ и услуг по содержанию общего имущества, превышающих Минимальный перечень, отклонены апелляционной коллегией как несостоятельные, поскольку право собственников помещений в МКД принимать решение о начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества по показаниями ОДПУ, не ставится действующим жилищным законодательством (частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ, действующей с 10.08.2017) в зависимость от превышения, либо непревышения перечня работ по содержанию имущества Минимальному перечню.
Из материалов дела усматривается, что спор возник не в результате отсутствия решений общего собрания собственников помещений спорных МКД как таковых, а в связи с различным толкованием действующих протоколов общих собраний собственников помещений данных домов органом жилищного контроля и управляющей компанией.
Вопреки доводам апелляционной жалобы часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ не предусматривает формулировку, содержащую согласие собственников именно на "сверхнормативное потребление на общедомовые нужды", а лишь определяет принцип распределения ОДН даже при наличии ОДПУ: с учётом норматива на ОДН, но с перерасчётом по коллективным приборам учёта в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а также в случае выражения волеизъявления собственниками о расчётах на ОДН по среднемесячному потреблению или фактическим показаниям прибора учёта в каждом месяце без использования в расчётах норматива на ОДН.
В рассматриваемом случае собственники помещений спорных МКД на общих собраниях избрали способ оплаты коммунальных ресурсов, потреблённых на ОДН, именно по фактическим показателям ОДПУ в полном соответствии с пунктом 2 части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, действующим с 10.08.2017.
Указанная позиция согласуется с выводами, изложенными в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 07.05.2021 по делу N А12-8959/2020.
Обстоятельства, свидетельствующие о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний ОДПУ, не опровергнуты. Положения условий договоров управления (пункты 4.1, 4.2, 4.4, 4.5, 4.8), а также вышеуказанные протоколы общих собраний собственников помещений в спорных МКД в установленном законом порядке недействительными не признаны.
Таким образом, у административного органа не имелось оснований полагать, что обществом неправомерно без решения общего собрания собственников применён размер платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества спорных МКД, исходя из показаний ОДПУ.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы Комитета не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Ссылка Комитета на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.10.2021 N 2301-О и определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2021 N 301-ЭС21-7190 по делу N А43-10034/2020 является несостоятельной, поскольку предметом рассмотрения указанных дел являлись иные обстоятельства, не тождественные обстоятельствам настоящего дела.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в каждом случае арбитражный суд разрешает спор исходя из конкретных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 декабря 2021 года по делу N А12-32268/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-32268/2021
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОД ВОЛЖСКИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Арбитражный суд Волгоградской области, ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО УК "Городское управление"