город Москва |
|
25 марта 2022 г. |
дело N А40-238718/21 |
Резолютивная часть постановления от 21.03.2022.
Полный текст постановления изготовлен 25.03.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кудрявцевым И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего ООО "Мосстрой" Плотниковой В.М.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.01.2022 по делу N А40-238718/21,
по заявлению конкурсного управляющего "Мосстрой" Плотниковой В.М.
к Комитету г. Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства
о признании незаконным и отмене постановления;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Исаковский Е.В. по доверенности от 08.06.2021;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.01.2022 в удовлетворении заявленных конкурсным управляющим ООО "Мосстрой" Плотниковой В.М. требований об изменении постановления Комитета г. Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства от 04.10.2021 N 05-07-21-962 по делу об административном правонарушении, отказано.
Заявитель не согласился с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебное заседание не явился, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Москомстройинвеста в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Согласно ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, апелляционный суд установил, что положения ст. ст. 25.1, 28.2, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом соблюдены.
Протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом не пропущен.
Из материалов дела следует, что 04.10.2021, Москомстройинвестом вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 05-07-21-962 о привлечении ООО "Мосстрой" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 150.000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленного требования, общество указывает на нарушение порядка привлечения к административной ответственности, а также на наличие исключительных обстоятельств, позволяющих назначить административное наказание менее минимального размера.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", постановлению Правительства г. Москвы от 26.04.2011 N 157-ПП "Об утверждении Положения о Комитете г. Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства", постановлению Правительства г. Москвы от 03.07.2012 N317-ПП "Об утверждении Административного регламента исполнения Комитетом г. Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и Порядку осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории г. Москвы", Москомстройинвест наделен полномочиями осуществлять контроль (надзор) в области долевого строительства и соблюдением требований Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
Деятельность ООО "Мосстрой" связана с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства объекта(ов): - гостиничноофисный комплекс. 1 этап - гостиница по адресу: Москва, САО, район Ховрино, улица Левобережная, вл. 6/Б.
В рамках реализации проекта строительства указанного объекта(ов) у ООО "Мосстрой" оформлен договор аренды от 06.09.2016 N 1/22 земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001007:10, получено разрешение на строительство объекта N 77-211000-011653-2015 от 02.10.2015 (сроком действия до 31.08.2021).
Согласно информации, содержащейся в выписке из ЕГРН у ООО "Мосстрой" имеются зарегистрированные договоры долевого строительства.
Следовательно, деятельность ООО "Мосстрой" связана с привлечением денежных средств граждан на строительство объекта.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.10.2018 N 656/пр утвержден Порядок предоставления застройщиком отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В соответствии с п. 2 Порядка, отчетность составляется застройщиком по форме, утвержденной указанным приказом.
К отчетности должна прилагаться бухгалтерская (финансовая) отчетность (промежуточная по итогам I, II, III кварталов и годовая по итогам IV квартала), составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
В соответствии с п. 3 Порядка, отчетность предоставляется застройщиком в контролирующий орган ежеквартально при условии, что в течение отчетного периода действовал хотя бы один договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства, или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору участия в долевом строительстве.
В соответствии с п. 5 Порядка, отчетность предоставляется застройщиком в контролирующий орган не позднее 30 календарных дней после окончания отчетного периода, за исключением отчетности за IV квартал, которая предоставляется застройщиком в контролирующий орган не позднее 90 календарных дней после окончания IV квартала.
В соответствии с п. 7 Порядка, отчетность предоставляется в контролирующий орган в виде электронного документа посредством личного кабинета застройщика в единой информационной системе жилищного строительства.
В соответствии с п. 9 Порядка, датой предоставления отчетности является дата размещения отчетности в личном кабинете застройщика в ЕИСЖС.
В соответствии с п. 6 ч. 6 ст. 23 Закона N 214-ФЗ, Москомстройинвестом проведен анализ отчетности ООО "Мосстрой", связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 2 квартал 2021.
По результатам анализа установлено, что представленная ежеквартальная отчетность ООО "Мосстрой" за 2 квартал 2021 содержит недостоверную информацию о фактическом исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, что нарушает требования п. 6 ч. 6 ст. 23 Закона N 214-ФЗ, п. 2 Порядка, а также представлена не в полном объеме информация (не представлена справка о неисполненных обязательствах), отсутствует бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Согласно отчетности представлен примерный график реализации проектов строительства.
Согласно утвержденной приказом форме отчетности, количество периодов (кварталов) определяется исходя из срока реализации проекта (одного или нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых входят объекты долевого строительства в соответствии с проектной документацией).
В графах указываются показатели по выполненным и принятым к учету объемам работ в соотношении с планируемыми показателями (с даты получения заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям законодательства о долевом строительстве на последнюю календарную дату отчетного периода). Плановые показатели при корректировке графика реализации проекта не изменяются. Степень готовности объекта незавершенного строительства по каждому периоду (кварталу), определяемая в соответствии со сметой на строительство как соотношение объема выполненных работ (стоимости фактически выполненных работ по строительству (созданию) объекта недвижимости), умноженного на 100, к планируемой стоимости строительства (стоимости строительства в соответствии со сметой на строительство объекта недвижимости, указанная застройщиком в проектной декларации).
Согласно сведениям ИАС УГД строительно-монтажные работы на объекте начаты 23.12.2015, по состоянию на 18.03.2021 на объекте закончены работы по возведению несущих и ограждающих монолитных железобетонных конструкций здания, монтаж витражей 1-го и 2-го этажей, выполнено устройство фасада и остекление контура здания (кроме технического этажа), не в полном объеме выполнено устройство внутренних перегородок.
Степень готовности указанного объекта капитального строительства составляет ориентировочно 65 %. Работники на площадке отсутствуют.
Данные ИАС УГД свидетельствуют, что с начала 2020 работы на объекте не осуществляются, прирост строительной готовности отсутствует.
В соответствии с данными выписки из ЕГРН первоначальный срок завершения строительства и получения разрешения на ввод объекта строительства в эксплуатацию установлен на I квартал 2017.
В настоящее время разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не получено.
Таким образом, ежеквартальная отчетность застройщика за 2 квартал 2021 содержит недостоверную информацию о фактическом исполнении застройщиком примерных графиков реализации проекта строительства, что нарушает п. 6 ч. 6 ст. 23 Закона N 214-ФЗ, п. 2 Порядка.
В соответствии с п. 11 Порядка, при наличии в отчете информации о неисполненных (просроченных) обязательствах по договорам участия в долевом строительстве представляется справка с указанием причин ненадлежащего исполнения обязательств. Первоначальный срок передачи установлен не позднее 3 квартала 2017.
Таким образом, ежеквартальная отчетность застройщика за 2 квартал 2021 представлена не в полном объеме (отсутствует справка о неисполненных обязательствах).
В соответствии с п. 2 Порядка, отчетность составляется застройщиком по форме, утвержденной указанным приказом.
К отчетности должна прилагаться бухгалтерская (финансовая) отчетность (промежуточная по итогам I - III кварталов и годовая по итогам IV квартала), составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
В составе, размещенной за 2 квартал 2021 ежеквартальной отчётности, бухгалтерская (финансовая) отчетность на 30.06.2021 отсутствует.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2 квартал 2021 (по состоянию на 30.06.2021) не размещена в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС) в соответствии с требованиями п. 7 ч. 2 ст. 3.1 Закона N 214-ФЗ.
В распоряжении Москомстройинвеста отсутствует бухгалтерская (финансовая) отчетность ООО "Мосстрой" за 2 квартал 2021 (по состоянию на 30.06.2021).
Отсутствие бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2 квартал 2021 (по состоянию на 30.06.2021) не позволяет осуществить контроль за правильностью расчета нормативов финансовой отчетности за 2 квартал 2021.
Таким образом, ежеквартальная отчетность застройщика за 2 квартал 2021 представлена не в полном объеме.
Согласно ч. 3 ст. 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме.
Объектом данного правонарушения являются отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства.
Субъектом правонарушения является юридическое лицо, не разместившее в соответствии с законодательством Российской Федерации информацию в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС), нарушившее установленный законодательством Российской Федерации порядок, способ, сроки и (или) периодичность размещения информации, либо разместившее информацию не в полном объеме, разместившее заведомо искаженную информацию.
Объективная сторона совершенного правонарушения выражена в нарушении ООО "Мосстрой" положений Федерального закона N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательства невозможности соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалось, как в материалах административного дела, так и в материалах арбитражного дела отсутствуют, обществом не представлены.
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Основания для применения по данному делу ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в настоящем случае отсутствуют.
При рассмотрении дела об административном правонарушении учтены характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения.
Размер административной ответственности в рассматриваемом случае административным органом определен верно с учетом правил, определенных ч. 3 ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Заявителем не приведено доказательств исключительности обстоятельств приведших к совершению административного правонарушения. Доказательств тяжелого имущественного и финансового положения общества заявителем в материалы дела не представлено.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, степень вины общества суд первой инстанции правомерно счел, что административным органом соразмерно и обоснованно назначено обществу за выявленное административное правонарушения наказание в виде штрафа в размере 150.000 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Мосстрой" имело возможность для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Факт совершения ООО "Мосстрой" правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении и иными материалами административного дела.
Оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.01.2022 по делу N А40-238718/21, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-238718/2021
Истец: ООО "Мосстрой" в лице К/У - Плотникова Виктория Михайловна
Ответчик: КОМИТЕТ ГОРОДА МОСКВЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И КОНТРОЛЮ В ОБЛАСТИ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА