г. Москва |
|
25 марта 2022 г. |
Дело N А40-232104/21 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Лялина Т.А. (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика ООО "СУ Инжсети"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.01.2022 г. по делу N А40-232104/21, рассмотренному в порядке упрощенного судопроизводства
по иску Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (ОГРН 1037704036974) к Обществу с ограниченной ответственностью "СУ Инжсети" (ОГРН 1177746058324)
о взыскании
без извещения сторон
УСТАНОВИЛ:
Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с ООО "СУ Инжсети" суммы вреда, причиненного окружающей среде в размере 365 369,28 руб.,
ссылаясь на то, что:
- Департаментом рассмотрено обращение гражданки Халматовой Т.Д., поступившее на официальный сервер Правительства Москвы 23.03.2021 N 2474464;
- 01.04.2021 протоколом осмотра в период времени с 13 ч. 30 мин. до 14 ч. 00 мин. установлено, что на земельном участке общего пользования с адресным ориентиром: Москва, ул. генерала Глаголева, между д. 12 и д. 14, ведутся земляные работы. На участке произрастают деревья и кустарники. У 2-х деревьев и 1 кустарника повреждена кора. На момент проверки рабочие и техника отсутствовали;
- на информационном стенде рядом с местом производства работ размещена информация: "Технологическое присоединение к централизованной системе водоотведения поверхностных сточных вод ГУП "Мосводосток" объекта: "Многоэтажный жилой дом с подземной автостоянкой", подрядчик ООО "СУ ИНЖСЕТИ", начало работ - 04.02.2021, окончание работ - 30.04.2021;
- в ходе административного расследования установлено, что работы на указанном участке ведутся в соответствии с гражданско-правовым договором от 09.11.2020 N СТП-0132-20 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Технологическое присоединение к централизованной системе водоотведения поверхностных сточных вод ГУП "Мосводосток" объекта: "Многоэтажный жилой дом с подземной автостоянкой" по адресу: г. Москва, 82 квартал р-на Хорошево-мневники, корпус 11, генподрядчик - ООО "СУ ИНЖСЕТИ". Ордер ОАТИ от 14.02.21 N21080044. Акт передачи строительной площадки ООО "СУ ИНЖСЕТИ" от 02.12.2020;
- в соответствии с п. 6.3.6 Договора от 09.11.2020 N СТП-0132-20 генеральный подрядчик обязан обеспечить в ходе строительства Объекта выполнение мероприятий по охране окружающей среды (зеленых насаждений и земли);
- проведение работ ООО "СУ ИНЖСЕТИ" подтверждается актом передачи строительной площадки, справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 12.04.2021, актом о приемке выполненных работ от 12.04.2021, платежным поручением от 22.04.2021;
- 05.07.2021 г. по результатам административного расследования вынесено постановление по делу N 0401-1355/2021/СЗАО о привлечении ООО "СУ ИНЖСЕТИ" к административной ответственности на основании части 1 статьи 4.18 "Повреждение зеленых насаждений" Кодекса города Москвы об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.;
- порядок осуществления уничтожения и пересадки зеленых насаждений на территории города Москвы установлен разделом 8 приложения 1 постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы" (далее - Правила);
- согласно п. 8.1.1 Правил выдача заключений и порубочных билетов и разрешений на пересадку зеленых насаждений производится Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы специально уполномоченным Правительством Москвы органом по защите зеленых насаждений в соответствии с утвержденным административным регламентом предоставления государственной услуги (за исключением выдачи порубочных билетов при ликвидации аварийных и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе на подземных коммуникациях и капитальных инженерных сооружениях);
- согласно п. 8.1.2 Правил - уничтожение и пересадка зеленых насаждений, попадающих в зону проведения работ, производятся при наличии заключения и порубочного билета на объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта и (или) разрешения на пересадку зеленых насаждений, оформленных в установленном порядке (приложения 17А, 20), если иное не установлено настоящими Правилами;
- согласно п. 8.1.3 Правил - уничтожение и пересадка зеленых насаждений, находящихся в границах земельного участка, предоставленного для целей строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства или находящегося в частной собственности в соответствии с установленным видом разрешенного использования, производятся без порубочного билета и (или) разрешения на пересадку зеленых насаждений в соответствии с проектной документацией на основании разрешения на строительство, выданного Комитетом государственного строительного надзора города Москвы, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы или Департаментом культурного наследия города Москвы, при наличии положительного заключения государственной экспертизы указанной проектной документации, проведенной уполномоченным государственным учреждением города Москвы. В остальных случаях строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства уничтожение и пересадка зеленых насаждений производятся на основании порубочного билета на объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта и (или) разрешения на пересадку зеленых насаждений, оформленных в установленном порядке (приложения 17А,20);
- согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов и других природных ресурсов, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов;
- Требование о возмещении вреда, причиненного окружающей среде направлено ООО "СУ ИНЖСЕТИ" - 30.08.2021, однако, в ответчиком в добровольном порядке компенсация вреда не произведена;
- исчисление размера фактических затрат на восстановление зеленых насаждений произведено в соответствии с Методикой расчета размера платежей за вырубку зеленых насаждений и для проведения компенсационного озеленения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29.07.2003 N 616-ПП;
- расчет ущерба, причиненного окружающей среде, произведен государственным инспектором города Москвы в области охраны окружающей среды - В.В. Мартынюковой, которая уполномочена проводить указанные расчеты;
- в силу ч.б ст.46 Бюджетного кодекса РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов;
- в соответствии с Законом города Москвы от 27 ноября 2019 г. N 3 "О бюджете города Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" установлено, что суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде поступают в бюджет г. Москвы;
- поскольку направленное истцом в адрес ответчика требование о возмещении вреда, причиненного окружающей среде было оставлено последним без удовлетворения, то истец обратился с настоящим иском в суд.
В суд первой инстанции ответчик представил отзыв, в котором возражал против удовлетворения иска.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, руководствуясь ст. 1064 ГК РФ, ст. ст. 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 г.N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. ст. 1, 2, 3, 7 Закона города Москвы от 05 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений", с учетом п.п. 8.1.1,. 8.1.2,. 8.1.3 Постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 г. N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы", Решением от 24.01.2022 г. суд первой инстанции иск удовлетворил, исходя из следующего:
- требование обосновано, документально подтверждено;
- исчисление размера фактических затрат на восстановление зеленых насаждений произведено в соответствии с Методикой расчета размера платежей за вырубку зеленых насаждений и для проведения компенсационного озеленения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29.07.2003 N 616-ПП;
- расчет ущерба, причиненного окружающей среде, произведен государственным инспектором города Москвы в области охраны окружающей среды - В.В. Мартынюковой, которая уполномочена проводить указанные расчеты.
- в силу ч.6 ст.46 Бюджетного кодекса РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов;
- в соответствии с Законом города Москвы от 27 ноября 2019 г. N 3 "О бюджете города Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" установлено, что суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде поступают в бюджет г. Москвы;
- доказательств погашения штрафа ответчиком не представлено.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, которым в иске отказать, ссылаясь на то, что:
- в основание иска истцом было положено не вступившее в законную силу постановление от 05.07.2021 N 0401-1355/2021/СЗАО;
- административное правонарушение заключалось в повреждении коры 2 деревьев неустановленного природного состава и 1 кустарника неустановленного природного состава;
- в соответствии с пунктом 8.1.7 размер компенсации за уничтожаемые зеленые насаждения рассчитывается в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29 июля 2003 г. N 616-ПП "О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в городе Москве";
- согласно пункту 1.1 порядка проведения компенсационного озеленения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 29.07.2003 N 616- ПП "О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в г. Москве" методика предназначена для исчисления размера платежей, подлежащих внесению в бюджет города Москвы для компенсационного озеленения, в случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений, (находящихся на территории города Москвы;
- согласно пункту 1.5 компенсационная стоимость и стоимость компенсационного озеленения за уничтожаемые зеленые насаждения при осуществлении строительства и (или) реконструкции объекта капитального строительства составляет 250 000 руб.;
- при установлении состава административного правонарушения и установлении вины ответчика, взысканию компенсационной стоимости и стоимости компенсационного озеленения за уничтожаемые зеленые насаждения при осуществлении строительства и (или) реконструкции объекта капитального строительства подлежат не более 250 000 руб.
Судебное заседание апелляционной инстанции проводилось без извещения сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ. Отзыв на жалобу не поступил.
Проверив доводы апелляционной жалобы, законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в порядке статей 266, 268, 269, 2721 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд считает, что решение следует оставить без изменения, поскольку не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в жалобе, ответчик неоднократно ссылается на то, что административное правонарушение заключалось в повреждении коры двух деревьев неустановленного природного состава и одного кустарника неустановленного природного состава, однако верным следует указывать "неустановленный породный состав".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, в силу следующего.
Из материалов дела усматривается, что 05.07.2021 г. по результатам административного расследования вынесено постановление по делу N 0401-1355/2021/СЗАО о привлечении ООО "СУ ИНЖСЕТИ" к административной ответственности на основании части 1 статьи 4.18 "Повреждение зеленых насаждений" Кодекса города Москвы об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Общество допустило незаконное повреждение зеленых насаждений, без оформления разрешительной документации - порубочного билета, при имеющейся возможности для соблюдения правил и норм, установленных Законом и Правилами, факт повреждения зеленых насаждений не оспаривается Обществом.
Ссылка заявителя на то, что постановление о привлечении к административной ответственности не вступило в законную силу - судом апелляции отклоняется как противоречащее доказательствам, представленным в деле.
Заявителем не представлено доказательств, что как минимум на дату подачи жалобы, постановление об административном правонарушении отменено.
Ссылка заявителя на необоснованность исчисления размера фактических затрат на восстановление зеленых насаждений - также отклоняется, поскольку такой расчёт произведен в соответствии с Методикой расчета размера платежей за вырубку зеленых насаждений и для проведения компенсационного озеленения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29.07.2003 N 616-ПП.
В соответствии с п. 4.1. Постановления компенсационная стоимость дерева определяется по формуле:
Скд = (Cпдj + Су х Квд) х Км х Кв х Кинд,
где:
Скд - компенсационная стоимость дерева, руб.;
Спдj - сметная стоимость посадки одного дерева с учетом стоимости посадочного материала (дерева), руб.;
Су - сметная стоимость годового ухода за деревом, руб.;
Квд -количество лет восстановительного периода, учитываемого при расчете компенсации за вырубаемые деревья;
Км - коэффициент поправки на местоположение зеленых насаждений на территории Москвы;
Кв -коэффициент поправки на водоохранную ценность зеленых насаждений;
Кинд - коэффициент индексации (определяется, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого основными социально-экономическими показателями развития города Москвы на соответствующий год и применяется к базисному периоду установления такс) составляет -7,1.
Компенсационная стоимость 1 лиственного дерева III-й группы ценности составляет:
Спдj = 1 140,28 + 2 740,51 = 3 880,79;
Скд = (3 880,79 +214,17 х 1)х 1 х 1 х7,1 = 29 074,22.
В соответствии с п. 4.2. Постановления компенсационная стоимость кустарника определяется по формуле:
Скк = (Спк + Су) х Км х Кв х Кинд,
где:
Скк - компенсационная стоимость кустарника, руб.;
Спк - сметная стоимость посадки одного кустарника с учетом стоимости посадочного материала (кустарника), руб.;
Су -сметная стоимость годового ухода за кустарником, руб.;
Км - коэффициент поправки на местоположение зеленых насаждений на территории Москвы:
Кв - коэффициент поправки на водоохранную ценность зеленых насаждений;
Кинд - коэффициент индексации (определяется, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого основными социально-экономическими показателями развития города Москвы на соответствующий год и применяется к базисному периоду установления такс) составляет -7,1.
Компенсационная стоимость 1 кустарника составляет:
Спк = 412,97+ 1 194,30= 1 607,27;
Скк = (1 607,27 + 66,08) х 1 х 1 х 7,1 = 11 880,79.
В соответствии с п. 5. Постановления стоимость компенсационного озеленения рассчитывается по формуле:
Ско = SUM (Cki x Bi х Кинд х 1,05 х 3,3), i=1.
где:
Ско - стоимость компенсационного озеленения, руб.;
Cкi - компенсационная стоимость зеленых насаждений i-ro вида при значении поправочных коэффициентов, равных 1 для всех видов зеленых насаждений, руб.;
Кинд - поправочный коэффициент;
1,05 - коэффициент, учитывающий затраты на проектирование;
3,3 - коэффициент, учитывающий затраты на создание элементов благоустройства;
Bi - количество зеленых насаждений 1-й группы, подлежащих компенсации в размере стоимости компенсационного озеленения (шт., кв. м.), определяется по формуле - не учитывается.
Хвойные деревья - 3 588,90 + 299,14 + 2 700,06 = 6 588,10;
Лиственные деревья I-й группы ценности - 3 588,90 + 299,14 -I- 1 997,22 = 5 885,26;
Лиственные деревья II-й группы ценности - 2 740,51 + 214,17 + 1 140,28 =4 094,96;
Лиственные деревья III-й группы ценности - 2 740,51 + 214,17 + 1 140,28 = 4 094,96.
Cкi = (6 588,10 + 5 885,26 + 4 094,96 + 4 094,96)/4 - 5 165,82.
Стоимость компенсационного озеленения в третьем квартале 2021 года составляет (деревья);
Ско = 5 165,82x7,1 х 1,05x3,3- 127 086,92.
Стоимость компенсационного озеленения в третьем квартале 2021 года составила (кустарники):
Ско=1 673,35x7,1 х 1,05x3,3 =41 166,92.
Компенсационная стоимость и компенсационное озеленение в результате повреждения 2 деревьев III-й группы ценности составила 312 322,28 руб.
Компенсационная стоимость и компенсационное озеленение в результате повреждения 1 кустарника составила 53 047,71 руб.
В общей сумме размер фактических затрат на восстановление зеленых насаждений взамен незаконно поврежденных, составил 365 369,99 руб.
Ссылка заявителя на то, что такой расчёт следовало производить в соответствии с п. 1.5 Постановления Правительства Москвы от 29.07.2003 г N 616-П - безосновательна.
Таким образом, оснований для отмены оспариваемого решения не усматривается, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266 - 269 (п. 1), 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24.01.2022 г. по делу N А40-232104/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "СУ Инжсети" (ОГРН 1177746058324) в доход федерального бюджета РФ 3 000 (три тысячи) руб. - госпошлину за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, установленным в ч. 3 ст. 288.2 АПК РФ.
Судья |
Т.А. Лялина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-232104/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ООО "СУ ИНЖСЕТИ"