г. Москва |
|
24 марта 2022 г. |
Дело N А40-201262/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.А. Ким
рассмотрев апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Авангард-Агро-Трейд"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 января 2022 года по делу N А40- 201262/21,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН: 7708503727)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Авангард-Агро-Трейд" (ОГРН 1087746039260, ИНН 7705824970)
о взыскании платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, вагонов N N 95694337, 95423547 в сентябре октябре 2020 года (с 17.09.2020 по 07.10.2020) в размере 20 896 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 23.04.2021 по 15.09.2021 в размере 473 руб. 45 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму долга 20 896 руб. 00 коп., начиная с 16.09.2021 по дату фактической оплаты, исходя из размера процентов, определяемых ключевой ставкой Банка России, действующей в соответствующие периоды.
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "Авангард-Агро-Трейд" о взыскании платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, вагонов N N 95694337, 95423547 в сентябре - октябре 2020 года (с 17.09.2020 по 07.10.2020) в размере 20 896 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 23.04.2021 по 15.09.2021 в размере 473 руб. 45 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму долга 20 896 руб. 00 коп., начиная с 16.09.2021 по дату фактической оплаты, исходя из размера процентов, определяемых ключевой ставкой Банка России, действующей в соответствующие периоды.
Решением от 10 января 2022 г. суд первой инстанции иск удовлетворил.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью, принять новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на сайте Картотеки арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судебное заседание апелляционной инстанции проводилось без вызова сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ.
От истца поступил отзыв на жалобу ответчика.
Проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва, законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в порядке статей 266, 268, 269, 2721 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд считает, что решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Между истцом (перевозчик) и ООО "Авангард-Агро-Орел" (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 8/141 от 23.07.2015 г. (далее - договор) согласно условиям которого в соответствии с Федеральными законами от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ), от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 26 и на условиях договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ООО "Авангард-Агро-Орел".
Также, между истцом (перевозчик), ответчиком (грузовладелец) и ООО "Авангард-Агро-Орел" (владелец) заключен договор на предоставление владельцем железнодорожного пути необщего пользования для производства грузовых операций по станции Змиевка Московской железной дороги N 8/141-59 от 05.07.2019 г. (дополнительное соглашение N 1 от 31.07.2020 г.) (далее -договор N 8/141-59) согласно которому владелец предоставляет грузовладельцу во временное пользование железнодорожный путь необщего пользования для производства погрузки зерновых грузов (п. 1.1). Перевозчик организует прибытие и отправление вагонов с грузами с выставочных путей N1, N2, N4 владельца, в соответствии с договором, на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования владельца от 23.07.2015 г. N 8/141.
Согласно п. 2.3 договора N 8/141-59 устанавливается технологический срок оборота вагона 2 часа 40 минут.
Грузовладелец уплачивает перевозчику плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования станций по причинам, зависящим от владельца, грузополучателей, грузоотправителей по ставкам, согласованным сторонами. Размер указанной платы определяется Тарифным руководством, утвержденным приказом ФСТ России от 29.04.2015 г., N 127-т/1. При этом оформляется акт общей формы (ГУ- 23, ГУ-23ВЦ) с указанием причины задержки, не зависящей от перевозчика, и отражением в акте времени нахождения подвижного состава не принадлежащего перевозчику, на инфраструктуре ОАО "РЖД" (п. 3.1 договора 8/141-59).
Согласно договора ООО "Авангард-Агро-Трейд" самостоятельно уплачивает ОАО "РЖД" установленные сборы, плату и штрафы предусмотренные договором и ст. 39 УЖТ.
В соответствии со ст. 36 УЖТ по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.
Сборы, плата и штрафы вносятся установленным порядком, согласно ведомостям подачи уборки вагонов, актам общей формы и накопительным ведомостям на подсобный счет ОАО "РЖД". Индексация сборов и платы производится на основании постановления Федеральной службы по тарифам.
В соответствии с п. 16 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте (утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 29 (далее - Правила N 29) перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем или на железнодорожные выставочные пути при обслуживании грузополучателя локомотивом владельца железнодорожного пути необщего пользования или пользователя не позднее, чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением между ними. При подаче перевозчиком вагонов без уведомления поданные вагоны учитываются за грузополучателем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования или пользователем, обслуживающими грузополучателей своим локомотивом, по истечении двух часов после фактической подачи вагонов.
Истец уведомил ответчика о прибытии вагонов, что подтверждается выпиской из книги уведомлений и уведомлениями с подписью представителя ООО "Авангард-Агро- Трейд".
В силу п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 26 (далее - Правил N 26) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Основанием для начисления платы за вагоны, задержанные в пути следования, является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
17.09.2020 г. в 12 ч. 40 мин. на станции Змиевка Московской железной дороги составлен акт общей формы N 1613 об отсутствии возможности приема порожних вагонов на станции Змиевка Московской железной дороги в связи с занятостью путей общего пользования по причине чрезмерного количества заадресованного порожнего подвижного состава. Норма переработки 10, норма превышена. Ответственность владельца пути необщего пользования ООО "Авангард-Агро-Орел", вагоны следуют в адрес получателей: ООО "Авангард-Агро-Трейд",ООО "Авангард-Агро-Орел", что подтверждается памяткой приемосдатчика от 13.09.2020 г. N 184, 183, памяткой приемосдатчика от 12.09.2020 г. N 182, памяткой приемосдатчика от 11.09.2020 г. N 181, от 11.09.2020 г. N 180, от 16.09.2020 г. N 158, от 14.09.2020 г. N 157, от 13.09.2020 г. N 155, от 13.09.2020 г. N 154, от 11.09.2020 г. N 152, от 11.09.2020 г. N 151. Акт подписан представителем ООО "Авангард-Агро-Орел" Гаврилиной Т.В.
Акт общей формы от 17.09.2020 г. N 1612 отсутствие возможности приема порожних вагонов на станции Змиевка Московской железной дороги 17.09.2020 г. в 15 час. 42 мин. в связи с неприемом станции Змиевка Московской железной дороги по причине "01 неприем поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования" ООО "Авангард-Агро-Орел", ООО "Торгово-Закупочная Компания Зерновые Продукты", ООО "Фортуна". Издан оперативный приказ N 7540 на временное отставление от движения грузового поезда, следующего на станцию назначения Змиевка Московской железной дороги железнодорожный поезд индекс 2160- 849-2168, количество вагонов (контейнеров) в поезде 39 в адрес ООО "Авангард- Агро-Орел", ООО "Торгово-Закупочная Компания Зерновые Продукты", ООО "Фортуна". Приказом, адресованным железнодорожным станциям Становой Колодезь Московской железной дороги и Змиевка Московской железной дороги, предписано задержать на станции Становой Колодезь Московской железной дороги поезд индекс 2160-849-2168, ввиду неприема станцией назначения вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от ООО "Авангард-Агро-Трейд". ДС (начальнику) станции ДС Становой Колодезь Московской железной дороги (станции задержки) обеспечить составление акта общей формы, ДС Змиевка Московской железной дороги (станция назначения) необходимо известить в установленном порядке грузополучателей.
Начальником станции Змиевка Московской железной дороги в адрес ответчика направлены извещения от 17.09.2020 г. о задержании поезда индекс 2160-849-2168, в том числе вагоны следующие в адрес ООО "Авангард-Агро-Трейд" ввиду неприема станцией назначения Змиевка по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования.
Задержка вагонов на промежуточной станции Становой Колодезь Московской железной дороги подтверждается актами общей формы N N 188, 191 от 17.09.2020 г., из которых следует что вагоны NN 95694337 и 95423547, следующие в адрес ответчика на станцию Змиевка Московской железной дороги, задержаны по приказу от 17.09.2020 г. N7540 вследствие невозможности приема станцией назначения (на основании обращения ДС станции Змиевка Московской железной дороги о невозможности приема грузовых поездов от 17.09.2020 г. N 8880).
Оперативным приказом о подъеме временно отставленного от движения грузового поезда от 07.10.2020 г. N 7942 предписано отправить на станцию назначения Змиевка Московской железной дороги поезд индекс 2160-849-2168. По факту окончания задержки и отправления поезда индекс 2160-849-2168 на станции Становой Колодезь Московской железной дороги составлены акты общей формы N N198, 201 от 07.10.2020 г.
Ответчику вручены извещения от 07.10.2020 г. о том, что по приказу от 07.10.2020 г. N 7942 отправлен поезд индекс 2160-849-2168, ранее задержанный по вине ответчика.
На станции назначения Змиевка Московской железной дороги по прибытии поезда составлены акты общей формы от 07.10.2020 г. N N 1875, 1878, 1916, 1876, 1874, 1877, а также от 28.10.2020 г. N2139 в которых по каждому вагону указан срок доставки, номера приказов, согласно которых производилась задержка и отправление поезда в пути следования и начисление платы в размере 20 896 руб.
В связи с изложенными обстоятельствами истец направил в адрес ответчика претензию N МСК-АФТР5/2 от 19.03.2021 г., которая осталась без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, руководствуясь ст. 199, 309, 310, 395, 784, 785, 793 ГК РФ, ст. 36, 39 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", статьями 9, 65, 110, 123, 156, 227, 229 АПК суд первой удовлетворил исковые требования, поскольку установил, следующее.
Статья 1 УЖТ регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. УЖТ определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
Согласно ст. 36 УЖТ грузополучатель может отказаться от принятия грузов в тех случаях, если качество грузов вследствие повреждения, порчи или по иным причинам изменилось в такой степени, что исключается возможность частичного или годного использования таких грузов по назначению.
В соответствии с ч. 11 ст. 39 УЖТ За нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
В соответствии ч. 12 ст. 39 УЖТ если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Согласно с ч. 17 ст. 39 УЖТ размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Согласно Постановлению Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 г. N 35/12 "Об утверждении правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2)" за время нахождения вагонов, контейнеров федерального железнодорожного транспорта у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Согласно Приказу Федеральной службы по тарифам N 127-т/1 от 29.04.2015 г. "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2)", утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии
Российской Федерации от 19.06.2002 г. N 35/12, тарифное руководство устанавливает порядок определения платы за нахождение подвижного состава, используемого при грузовых перевозках, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД".
Статьей 119 УЖТ предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления соответствующей платы.
Представленные истцом в материалы дела акты общей формы подтверждают занятость путей общего пользования. Во всех представленных актах общей формы указано, что задержка вагонов в пути следования произошла ввиду неприема станцией назначения вагонов по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования, отсутствие возможности приема порожних вагонов на станции Змиевка связи с занятостью путей общего пользования по причине чрезмерного количества заадресованного порожнего подвижного состава, то есть занятости фронтов погрузки и нарушения грузополучателем технологических норм на погрузку грузов, предусмотренных договором, что и явилось причиной задержки вагонов в пути следования.
Таким образом, на основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об обоснованном и правомерном требований истца о взыскании платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, вагонов N N 95694337, 95423547 в сентябре-октябре 2020 года (с 17.09.2020 г. по 07.10.2020 г.) в размере 20 896 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
На основании ст. 395 ГК РФ истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 23.04.2021 по 15.09.2021 в размере 473 руб. 45 коп. Расчет истца судом проверен и признан правильным.
В соответствии с п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам ст. 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (п. 3 ст. 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Расчет процентов, начисляемых после вынесения решения, осуществляется в процессе его исполнения судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 1 ст. 7, ст. 8, п. 16 ч. 1 ст. 64 и ч. 2 ст. 70 Закона об исполнительном производстве).
Ответчиком в суде первой инстанции был заявлен довод о пропуске истцом срока исковой давности суд первой инстанции правомерно отклонил данный довод.
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии ч. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.
Согласно ст. 126 УЖТ иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков.
Согласно п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности", если стороны прибегли к предусмотренному законом или договором досудебному порядку урегулирования спора (например, претензионному порядку, медиации), то течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом или договором для проведения соответствующей процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня ее начала (п. 3 ст. 202 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Истец взыскивает плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, вагонов N N 95694337, 95423547 с 17.09.2020 по 07.10.2020. Претензия истцом в адрес ответчика направлена 19.03.2021 г.
Исковое заявление направлено истцом в Арбитражный суд г. Москвы 20.09.2021 г. то есть, в пределах срока исковой давности.
Апелляционный суд изучив доводы ответчика, не усматривает основании для их удовлетворения.
Согласно пункт 2.3 Договора N 8/141-83 от 28.08.2018 г. на предоставление Владельцем пути необщего пользования для производства грузовых операций по станции Змиевка технологический срок оборота вагона составляет 2 часа 40 минут, данное условие договора грузополучателем ООО "Авангард-Агро-Трейд" не были выполнены, о чем свидетельствует анализ нарушения ООО "Авангард-Агро-Трейд" технологической нормы на погрузку/выгрузку вагонов, который имеется в материалах дела с приложением памяток формы ГУ-45ВЦ и ведомостей на подачу и уборку вагонов формы ГУ-46ВЦ. Время простоя вагона у получателя под грузовыми операциями указано в графе анализа "фактическое количество часов под грузовыми операциями".
Уведомление о прибытии груза производится согласно статья 34. Федерального закона ФЗ-18 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", а именно перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Уведомление получателя о прибытии груза производится в Автоматизированной Системе "Электронная Транспортная Накладная" - АС ЭТРАН. Своевременность, способ уведомления и сведения о приеме уведомления указаны в представленной в материалы дела книге уведомления о прибытии порожнего грузового вагона формы ГУ-6ВЦ/Э (по запросу Ответчика).
Кроме того, при отставлении и подъеме поездов в пути следования назначением на железнодорожную станцию Змиевка в адрес грузополучателя ООО "Авангард-Агро-Трейд" (представителю грузополучателя) предоставлялось извещение об оставлении от движения и подъеме поезда в пути следования, которое было подписано представителем Ответчика без разногласий и представлены в материалы дела.
Также, согласно пункта 2.4 Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО "Авангард-Агро-Орел" примыкающего к железнодорожной станции Змиевка, утвержденной 6 мая 2019 г. Заместителем Московской железной дороги (по территориальному управлению) Ю.С.Кобзарем, согласованной 6 мая 2019 г. с директором ООО "Авангард-Агро-Орел" Е.А.Летягиным, перед началом движения маневрового состава с железнодорожной станции Змиевка на железнодорожный путь необщего пользования ООО "Авангард-Агро-Орел" при согласовании движения, ответственный работник ООО "Авангард-Агро-Орел" перед началом движения маневрового состава, одиночного локомотива ТЧЭ-27 с железнодорожной станции Змиевка на железнодорожный путь необщего пользования ООО "Авангард-Агро-Орел", при согласовании движения, ответственный (дежурный) работник ООО "Авангард-Агро-Орел" обязан указать ДСП Змиевка характер предстоящей работы (подача - уборка вагонов с указанием места остановкии о занятости или свободности железнодорожного пути приема и места стоящих вагонов.
Из вышеуказанного следует, что расстановкой вагонов по фронтам и уборкой руководит работник ООО "Авангард-Агро-Орел", ОАО "РЖД" самостоятельно и без разрешения не производит расстановку вагонов по фронтам, а также уборку их с путей необщего пользования, есть заявка от Ответчика, Истец выполняет работы согласно заявки, т.е. как пути необщего пользования Ответчик освобождает и командует куда поставить, так и выполняются работы, Истец в одиночку или под свою ответственность (самостоятельно) не расставляет вагоны по путям необщего пользования Ответчика.
Также, доводы Ответчика, что не хватает локомотива у Истца, не верны, так как локомотив не должен стоять и караулить когда освободятся пути необщего пользования у Ответчика, станция Змиевка небольшая, а локомотив обслуживает несколько станций в соответствии с утвержденными графиками приема поездов с груженными и порожними вагонами Клиентов, если б Ответчик не нарушал технологическую норму на погрузку/выгрузку вагонов, которая имеется в материалах дела (Анализ), то не было данных требований, кроме того, по каждому случаю составляются Акты общей формы, в которых всё отражено и они также представлены в материалы дела.
ОАО "РЖД" осуществляет подачу, расстановку на места погрузки, выгрузки и уборку вагонов с железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии с Федеральными законами от 10 января 2003 года N 18- ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 26 и на условиях Договора N 8/141-59 от 05.07.2019 г. (далее - Договор) осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ООО "Авангард-Агро-Орел".
Приказом МПС России N 70 от 10.11.2003 "О Методике по разработке и определении. Технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки из вагонов" устанавливаются технологические нормы на погрузку, выгрузку грузов и всегда указанны в договоре.
Согласно п. 2.1.2. Распоряжение ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827 (ред. от 09.09.2021) "Об утверждении Регламента взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования" уполномоченный работник станции составляет Акт на задержку вагонов, контейнеров на инфраструктуре ОАО "РЖД" в трех экземплярах и информирует Клиента о составлении Акта и необходимости явки в суточный срок на станцию составления Акта для его подписания. На станции назначения, в целях определения обоснованности задержки в пути следования по причинам, зависящим от Клиента, ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования - на основании сведений памяток ф. ГУ-45 ВЦ, Актов и условий договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, на подачу и уборку вагонов (п. 4.2.1.). При определении ответственности Клиента, может использоваться Анализ по приложению N 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период (номенклатура груза)" по запросу ЕАСАПР М (п. 4.2.2.).
В период с 17.09.2020 г. по 07.10.2020 г. на путях общего пользования станции Становой Колодезь МСК находились выгоны, не принадлежащие перевозчику ОАО "РЖД".
Факт простоя спорных выгонов на путях общего пользования станции Становой Колодезь МСК по вине ответчика подтверждается совокупностью прилагаемых документов, а именно: дорожных ведомостей, актов общей формы о занятости путей станции, о начале и окончании простоя вагонов, извещений, обращений, распоряжений, памятками приемосдатчика.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 18-ФЗ от 10.01.2003 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ, Устав) настоящий Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Настоящий Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (п.2.4 Договора).
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы.
Таким образом, нормами действующего законодательства установлена обязанность внесения платы за пользование путями общего пользования в связи с невозможностью приема станцией назначения по причине, зависящей от грузополучателя.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления соответствующей платы.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей. На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования.
На основании акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Кроме того, представленные истцом в материалы дела акты общей формы подтверждают занятость путей общего пользования. Во всех представленных актах общей формы указано, что задержка вагонов в пути следования произошла ввиду неприема станцией назначения вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования, отсутствие возможности приема порожних вагонов на станции Змиевка МСК в связи с занятостью путей общего пользования по причине чрезмерное количество за адресованного порожнего подвижного состава, т.е. занятости фронтов погрузки и нарушения грузополучателем (получателем) технологических норм на погрузку грузов, предусмотренных договором, что и явилось причиной задержки вагонов в пути следования.
При оставлении и подъеме поездов в пути следования назначением на железнодорожную станцию Змиевка в адрес грузополучателя ООО "Авангард-Агро-Трейд" представителю грузополучателя предоставлялось извещение об оставлении от движения и подъеме поезда в пути следования, которое было подписано представителем без разногласий.
На основании вышеизложенного и согласно накопительным ведомостям по актам общей формы образовалась задолженность. Расчет платы выполнен истцом арифметически верно с учетом периода простоя.
Суточный план работы станции разрабатывается дежурным по району ЕДЦУ и руководством станции с 13 до 14 часов предполагаемых суток, утверждается начальником района управления и передается за 3 часа до начала планируемых суток диспетчерским приказом.
Суточный план работы станции содержит:
- общее количество поездов с местным грузом, подлежащих приему станцией с каждого направления с разделением на транзитные и разборочные;
- общее количество поездов, которое должно быть отправлено на каждое направление, в том числе своего формирования;
* задание на отправление порожних вагонов по регулировке с указанием направления следования и рода подвижного состава;
* размеры погрузки, в том числе решающих грузов по назначениям;
* размеры выгрузки;
* число и род порожних вагонов, которое должно прибыть под погрузку;
* задание на погрузку отправительских маршрутов;
* другие задания, исходя из местных условий работы станции (оборудование вагонов под перевозку спецгрузов и др.).
Планирование грузовой и маневровой работы на подъездном пути ООО "Авангард-Агро-Орел" (для ООО "Авангард-Агро-Трейд" - "Грузовладелец") осуществляется в соответствии с данными предварительной информации о подходе поездов и грузов, положения на станции и подъездном пути к началу планируемого периода, ежесуточных заявок и заданий на погрузку, Договоров (N 8/141-59 от 05.07.2019 г., N 8/141 23 июля 2015 г.), Инструкции утвержденной от 06.05.2019 г. о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО "Авангард-Агро-Орел" по железнодорожной станции Змиевка и других условий.
Из представленного ОАО "РЖД" Анализа нарушения технологической нормы на погрузку/выгрузку вагонов (есть в материалах дела) по спорным периодам видно, что время освобождения путей ООО "Авангард-Агро-Трейд" разное, Ответчик сам не может знать, сколько времени может понадобиться на освобождение занятых путей под прибывшие спорные поезда, это может быть как и 10 минут, так и сутки и более, т.е. к моменту пребывания спорных поездов (по утвержденному и согласованному времени в графике приема на станцию назначения спорных поездов), ответчик не может дать ответ истцу сколько ещё времени ему потребуется чтобы освободить путь (который должен был быть уже свободным), работа по станции ж.д. планируется заранее и Истец не волен располагать лишнем временем и ждать Ответчика когда он сможет освободить путь, так как если ОАО "РЖД" будет работать не по распланированному графику (там подождать, там вернуться незапланировано по времени (если вдруг через небольшое время путь освободился после запланированного времени принятия спорного поезда).
Станция должна работать правильно и запланировано, согласно всех требований и инструкций как по технологической, так и по безопасной работы станции ж.д., а не так как может или получается у ответчика - это невозможно и приведет в итоге к парализации всей работы станции ж.д. и не только, при такой не распланированной правильно работы станции ж.д. может не только работа станции нарушиться, но и всё это привести к безопасности движения (это не автомобильная станция, железнодорожный транспорт ходит по путям в соответствии с распланированными заранее графиками и в точное время), на основании этого при отсутствии возможности в приеме спорных поездов по причине занятости путей Ответчиком, спорные поезда были задержаны.
Технология подъема поездов, временно отставленных от движения, требует дополнительного отвлечения локомотивного парка и локомотивных бригад, работников хозяйства перевозок, подготовки вагонов и поездов к отправлению. В первую очередь принимаются поезда, которые находятся в рейсе (в пути следования).
Ежесуточно утром совместно с представителями ООО "Авангард-Агро- Трейд" проводится планирование работы в части приоритетности подвода порожних составов поездов, учитывая принадлежность вагонов для обеспечения плана погрузки в данные конкретно сутки, а так же гружёных составов поездов, следующих в адрес грузополучателя ООО "Авангард-Агро-Трейд" для последующей выгрузки.
Железнодорожная станция Змиевка совместно с представителями ООО "Авангард-Агро-Трейд" и дорожным центром управления перевозками Московской железной дороги (ДЦУП) планируют очерёдность "подъёма" и сроки "подвода" на железнодорожную станцию Змиевка ранее отставленных от движения поездов на путях железнодорожных станций Московской железной дороги.
Со своей стороны грузополучатель ООО "Авангард-Агро-Трейд" о подъеме отставленных от движения поездов в пути следования письменное обращение не предоставляет. По факту прибытия на железнодорожную станцию назначения Змиевка отставленных от движения поездов грузополучатель ООО "Авангард-Агро-Трейд" не отказывался от вагонов согласно статьи 36 УЖДТ.
В спорные периоды по железнодорожной станции Змиевка количество прибывших и заявленных вагонов превышает количество погруженных, что свидетельствует об излишней заадресовке порожних вагонов собственниками парка грузовых вагонов в адрес ООО "Авангард-Агро-Трейд".
Ответчик указывает в своих заявках количество необходимых вагонов, Истец на это повлиять не может, в адрес Ответчика идет намного больше вагонов, чем может принять и обработать по договору Истец, т.е. создается проффицит вагонов, отсюда, станция Змиевка не может принять на свои пути поступающие к ним вагоны, в следствии чего составы отставляются от движения и Истец уже когда может поднять данные составы сообщает Ответчику, что свидетельствует об излишней заадресовки вагонов.
Факт прибытия вагонов, задержанных в пути следования, с нарушением сроков доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей, также представленных в материалы дела.
Факт нарушения Ответчиком технологических норм погрузки грузов в вагоны и занятости путей необщего пользования в периоды, за которые начислена плата, подтверждается памятками приема-сдатчика.
Указанная позиция подтверждается правоприменительной практикой, в т.ч. постановлениями Арбитражного суда Поволжского округа по делу N А55-3421/2017 от 23.01.2018, по делу N А55-3422/2017 от 25.01.2018, по делу N А55-28179/2016 от 25.01.2018, по делу N А55-28194/2016 от 19.12.2017, по делу N А55-451/2017 от 21.11.2017 и др.
Также Уставом железнодорожного транспорта предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Поскольку плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования предусмотрена договором (который действует в рамках УЖТ), следовательно, ОАО "РЖД" вправе начислить плату при наличии соответствующих оснований.
Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Законодательством не предусмотрен отказ грузоотправителю в осуществлении перевозки в связи с отсутствием у грузополучателя технологической возможность принять вагоны.
Кроме того, поскольку в пути следования возможны задержки поездов, перевозчик при согласовании заявки различным грузоотправителям на перевозку грузов с различных станций отправления не может предугадать количество вагонов, которые прибудут на станцию назначения в адрес каждого из грузополучателей в тот или иной день.
Отсюда, на ОАО "РЖД" не может быть возложена вина в скоплении большого количества вагонов на путях общего пользования и на принадлежащих ответчику путях необщего пользования.
Факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования установлен и удостоверяется актом общей формы (Акты в материалы дела предоставлены).
Факт нарушения Ответчиком технологических норм погрузки грузов в вагоны и занятости путей необщего пользования в периоды, за которые начислена плата, подтверждается памятками приема-сдатчика и подробным анализом занятости путей (в материалы дела предоставлены).
Указанная позиция также подтверждается правоприменительной практикой, в т.ч. постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N А55-10017/2015 от 19.05.20016 г., Арбитражного суда Поволжского округа по делу N А55-3421/2017 от 23.01.2018, по делу N А55-3422/2017 от 25.01.2018, по делу N А55-28179/2016 от 25.01.2018, по делу N А55-28194/2016 от 19.12.2017, по делу N А55-451/2017 от 21.11.2017, Двадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N 20АП-741/2018 от 12.03.2018 г. и др.
Отсюда, начисленная сумма (плата) за время нахождения на путях общего пользования за сентябрь-октябрь месяц 2020 года в размере 20 896 руб. 00 коп. (с учетом НДС) начислено ОАО "РЖД" правомерно и подлежит взысканию с ООО "Авангард-Агро-Трейд", проценты в размере 473 руб. 45 коп. - всего - 21 369 руб. 45 коп., кроме того, проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на задолженность в сумме 20 896 руб. 00 (с учетом НДС), начиная с 16.09.2021 года по день фактической уплаты кредитору денежных средств - исходя из размера процентов, определяемой ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу положений ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами и никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
В силу ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что в своей апелляционной жалобе заявитель не привел доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного определения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и конкретных обстоятельствах, доводы лиц, участвующих в деле правильно оценены, выводы сделаны при правильном применении норм действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 266 - 269 (п. 1), 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 января 2022 года по делу N А40- 201262/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Авангард-Агро-Трейд" (ОГРН 1087746039260, ИНН 7705824970) в доход федерального бюджета 3 000 (три тысячи) руб. - госпошлину за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Ким |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-201262/2021
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "АВАНГАРД-АГРО-ТРЭЙД"