г. Челябинск |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А47-10191/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Аникина И.А., Жернакова А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.01.2022 по делу N А47-10191/2021.
В судебном заседании принял участие представитель:
заявителя: публичного акционерного общества "Газпром" - Шакирова Рузалия Раисовна (доверенность от 25.05.2020 N 01/04/04-231 д, срок действия до 25.05.2023, паспорт, диплом N 1077040132290).
Представители заинтересованного лица (Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области), третьих лиц (общества с ограниченной ответственностью "Газпром инвест" (филиал "Газпром реконструкция", общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Оренбург", общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань") в судебное заседание не явились.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьих лиц не явились.
С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Публичное акционерное общество "Газпром" (далее - ПАО "Газпром", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Оренбургской области, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по Оренбургской области по отказам внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО "Газпром", изложенных в письмах от 06.05.2021 N исх-00310-6-21, от 14.05.2021 N исх-00327-6-21, от 09.06.2021 N исх-00397-6-21; об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Оренбургской области устранить нарушения прав и законных интересов путем внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО "Газпром":
1) Зона минимального расстояния: Линейное сооружение - Продуктопровод ШФЛУ Оренбург-Салават-Уфа 1-я нитка 0-214 км.
2) Зона минимального расстояния: Линейное сооружение - конденсатопровод "Оренбург-Салават-Уфа 2-я нитка".
3) Зона минимального расстояния: Линейное сооружение конденсатопровод - "Оренбург - Салават - Уфа 3-я нитка".
4) Зона минимального расстояния: Линейное сооружение конденсатопровод - "Оренбург - Салават - Уфа 4-я нитка".
5) Зона минимальных расстояний до Газопровод-перемычка ДКС-1 - ДКС-2 Оренбургского НГКМ.
6) Зона минимальных расстояний до сооружения - Магистрального газопровода Челябинск-Петровск на участках 549,0 км. до 591,0 км.; от 591,0 км. до 603,0 км.; от 603,0 км. до 610,0 км.
7) Зона минимальных расстояний до линейного сооружения - магистрального газопровода Уренгой-Петровск на участках от 2062.0 км. до 2104.0 км.; от 2104,0 км. до 2116,0 км.; от 2116,0 км. до 2123,0 км.
8) Зона минимальных расстояний до линейного сооружения - магистрального газопровода Уренгой-Новопсковск на участках от 2062,0 км. до 2104,0 км.; от 2104,0 км. до 2116,0 км.; от 2116,0 км. до 2123,0 км.
9) Зона минимальных расстояний до линейного сооружения - Магистрального этанопровода "Оренбург-Казань".
10) Зона минимальных расстояний до газопровода Оренбург-Заинск (р-ны Северный, Бугурусланский, Матвеевский).
11) Зона минимальных расстояний до газопровода Оренбург-Заинск (р-ны Абдулинский, Пономаревский, Александровский, Шарлыкский, Переволоцкий, Сакмарский, Оренбургский).
12) Зона минимальных расстояний до линейного сооружения газопровода-отвода к Нижнекамскому промузлу.
13) Зона минимальных расстояний до газопровода-отвода на р.ц. Абдулино (р-н Матвеевский).
14) Зона минимальных расстояний до ГРС г. Абдулино.
15) Зона минимальных расстояний до газопровода-отвода на р.ц. Абдулино (р-н Абдулинский).
16) Зона минимальных расстояний до газопровода-отвода к колхозу Родина.
17) Зона минимальных расстояний до АГРС Аксаково.
18) Зона минимальных расстояний до ГРС с. Старые Шалты.
19) Зона минимальных расстояний до линейной части газопроводаотвода к с. Старые Шалты.
20) Зона минимальных расстояний до АГРС Русский Кандыз.
21) Зона минимальных расстояний до газопровода-отвода к с. Русский Кандыз.
22) Зона минимальных расстояний до газораспределительной станции АГРС-1/3 с.Новомусино.
23) Зона минимальных расстояний до газопровода на колхоз им. Ленина.
24) Зона минимальных расстояний до АГРС-1 р.ц. Александровка.
25) Зона минимальных расстояний до линейной части газопроводаотвода на р.ц. Александровка.
26) Зона минимальных расстояний до линейной части газопровода - отвода на р. ц. Шарлык.
27) Зона минимальных расстояний до газораспределительной станции АГРС-10 р.ц. Шарлык.
28) Зона минимальных расстояний до линейной части газопровода - отвода к р.ц. Пономаревка.
29) Зона минимальных расстояний до газораспределительной станции АГРС-10 р.ц. Пономаревка.
30) Зона минимальных расстояний до АГРС п. Марксовский.
31) Зона минимальных расстояний до газопровода-отвода к п.Марксовский.
32) Зона минимальных расстояний до газопровода-отвода к с. Преображенка Красногвардейского района.
33) Зона минимальных расстояний до газораспределительной станции к с. Преображенка.
34) Зона минимальных расстояний до АГРС Матвеевка.
35) Зона минимальных расстояний до газопровода-отвода к р.ц. Матвеевка.
36) Зона минимальных расстояний до линейного сооружения газопровода-перемычки между газопроводами "Оренбург-Заинск" и "Тарханы-Султангулово-Похвистнево".
37) Зона минимальных расстояний до АГРС пос.Алмала Переволоцкого района.
38) Зона минимальных расстояний до газопровода-отвода к колхозу им.Горького и АГРС пос.Алмала Переволоцкого района.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Газпром инвест" (далее - ООО "Газпром инвест") филиал "Газпром реконструкция"; общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Оренбург" (далее - ООО "Газпром добыча Оренбург"), общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" (далее - ООО "Газпром трансгаз Казань").
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 10.01.2022 (резолютивная часть от 24.12.2021) заявленные требования удовлетворены: суд признал незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по Оренбургской области по отказам внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО "Газпром", оформленные письмами от 06.05.2021 N исх-00310-6-21, от 14.05.2021 N исх-00327-6-21, от 09.06.2021 N исх-00397-6-21; обязал заинтересованное лицо устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО "Газпром", согласно заявлениям N 2564-о от 23.04.2021, N 04/3-5220 от 27.04.2021, N УПП/2021/005-026 от 19.05.2021 (т. 2 л.д. 119-128).
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" по Оренбургской области (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела; неправильное применение судом норм материального права, а именно - суд не применил закон, подлежащий применению, применил закон, не подлежащий применению, и неправильно истолковал закон.
Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции, что законом предусмотрена возможность регистрации в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территории на основании заявления, поданного заинтересованным лицом. Суд пришел к данному выводу на основании письма Минэкономразвития РФ от 17.12.2009 N 22066-ИМ/Д23 "О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий", а также письма Министерства энергетики Российской Федерации от 22.05.2017 N КМ-5452/05. Вместе с тем, по мнению апеллянта, указанные письма не могут быть положены в основу такого вывода, поскольку они не содержат информацию о лице, полномочном на представление в орган регистрации прав документов для внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний.
Апеллянт обращает внимание, что в отношении зон минимальных расстояний отсутствует нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида. Свод правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*" (далее - СНиП 2.05.06- 85), не является таким нормативным правовым актом, так как не содержит правила установления зон минимальных расстояний, а лишь предусматривает размеры (являющиеся вариативными) минимальных расстояний и согласно пункту 1.1 документа распространяется на проектирование новых и реконструируемых магистральных трубопроводов и ответвлений.
Кроме того, следует принимать во внимание, что с 04.08.2018 порядок установления и внесения в ЕГРН сведений о минимальных расстояниях регламентирован законодателем, в связи с чем ранее принятые нормативные акты (в том числе и письма), необходимо применять в части, не противоречащей действующему законодательству. В частности, в части 20 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ) однозначно указано о необходимости принятия уполномоченным органом не позднее 01.01.2022 решения об установлении каждой зоны минимальных расстояний. В нормативных документах отсутствуют нормы, предусматривающие "установление ЗОУИТ в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ ЗОУИТ" (пункт 4 части 8 статьи 26 Закона N 342-ФЗ), в связи с чем у ПАО "Газпром" отсутствуют полномочия направить документы в орган регистрации прав для внесения сведений о зонах минимальных расстояний.
Также судом не была дана оценка доводам филиала о том, что законом, а именно - частями 19 и 20 статьи 26 Закона N 342-ФЗ, был предусмотрен порядок внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний, что подтверждает волю законодателя на регулирование порядка внесения в ЕГРН сведений о минимальных расстояниях и наличие ранее у истца возможности (и даже обязанности) внести сведения в установленном законом порядке. Апеллянт считает, что принимая во внимание нормы статьи 26 Закона N 342-ФЗ в их взаимосвязи, надлежащим способом является установление зон минимальных расстояний в судебном порядке, ввиду неисполнения федеральными органами власти полномочий по утверждению положения о зонах минимальных расстояний.
От заявителя (публичного акционерного общества "Газпром") посредством системы "МойАрбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес иных лиц, участвующих в деле (вх. N 13705 от 18.03.2022). Отзыв приобщен к материалам дела.
От третьего лица (общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Оренбург") посредством системы "МойАрбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес иных лиц, участвующих в деле (вх. N 14720 от 23.03.2022). Отзыв приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Газпром добыча Оренбург" на основании договора N 01/1600-Д-8/21 от 30.11.2020, заключенного между ПАО "Газпром" (арендодателем) и ООО "Газпром добыча Оренбург" (арендатором), является эксплуатирующей организацией следующих объектов недвижимости:
1) Линейное сооружение - Продуктопровод ШФЛУ Оренбург-Салават-Уфа 1-я нитка 0-214 км, инв. N 124151;
2) Линейное сооружение - конденсатопровод "Оренбург-Салават-Уфа 2-я нитка", инв. N 124152;
3) Линейное сооружение конденсатопровод - "Оренбург - Салават - Уфа 3-я нитка", инв. N 124153;
4) Линейное сооружение конденсатопровод - "Оренбург - Салават - Уфа 4-я нитка", инв. N 124154;
5) Газопровод-перемычка ДКС-1 - ДКС-2 Оренбургского НГКМ, инв. N 471704;
6) Магистральный этанопровод "Оренбург-Казань", инв. N 122357.
ПАО "Газпром" инициированы обращения в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Оренбургской области для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, принадлежащих ПАО "Газпром".
Обращения инициированы с привлечением эксплуатирующих организаций - ООО "Газпром инвест", ООО "Газпром добыча Оренбург", ООО "Газпром трансгаз Казань", с представлением от имени заявителя доверенностей, необходимых для подачи документов в орган регистрации.
Заявителем от филиала были получены письма о невозможности внесения в ЕГРН сведений:
- в ответ на обращение от 23.04.2021 N 2564-0 о направлении документов Филиал направил письмо от 06.05.2021 N исх-00310-6-21 о невозможности внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о зонах с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУИТ): "Зона минимального расстояния: Линейное сооружение - Продуктопровод ШФЛУ Оренбург-Салават-Уфа 1-я нитка 0-214 км"; "Зона минимального расстояния: Линейное сооружение - конденсатопровод "Оренбург-Салават-Уфа 2-я нитка"; "Зона минимального расстояния: Линейное сооружение конденсатопровод - "Оренбург - Салават - Уфа 3-я нитка"; "Зона минимального расстояния: Линейное сооружение конденсатопровод - "Оренбург - Салават - Уфа 4-я нитка".
- в ответ на обращение от 27.04.2021 N 04/3-5220 о внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний Филиал направил письмо от 14.05.2021 N исх-00327-6-21 о невозможности внесения в ЕГРН сведений о зоне с особыми условиями использования территории.
- в ответ на обращение от 19.05.2021 N УПП/2021/005-026 о зонах минимальных расстояний Филиал направил письмо от 09.06.2021 N исх-00397-6-21 о невозможности внесения в ЕГРН сведений о зоне с особыми условиями использования территории "Зона минимальных расстояний до Газопровод-перемычка ДКС-1 - ДКС-2 Оренбургского НГКМ".
Орган кадастрового учета в качестве оснований для отказа во внесении в ЕГРН указанных сведений сослался на статью 32, пункты 3, 10 части 2 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
ПАО "Газпром", полагая, что действия органа кадастрового учета по отказу во внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний являются незаконными, нарушают права и охраняемые законом интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным названным Кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном указанным Кодексом для охранных зон.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относятся охранные и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 25 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относится зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
В силу части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий включаются в ЕГРН.
На основании части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются иные документы, предусмотренные Федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования; к заявлению прилагаются документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 9 части 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.
Документы (содержащиеся в них сведения), указанные в частях 1, 3 - 15 статьи 32 Закона N 218-ФЗ и полученные органом регистрации прав в связи с принятием органом государственной власти, органом местного самоуправления, судом соответствующих актов, заключением соглашения о создании особой экономической зоны или полученные органом регистрации прав в соответствии с нормативными правовыми актами, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, являются основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (часть 3 статьи 34 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации ограничений прав и обременений объекта недвижимости, в том числе в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются соответствующие ограничения прав и обременения, такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости.
В силу части 1 статьи 33 Закона N 218-ФЗ, в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13 статьи 32 данного Закона сведения не внесены в ЕГРН в сроки, установленные статьей 34 данного Закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2022.
На основании части 12 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спора, далее - Закон N 342-ФЗ) правообладатель сооружений, в связи с размещением которых до дня официального опубликования названного Федерального закона установлена зона с особыми условиями использования территории, в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения данных сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 03.01.2022.
Таким образом, законом предусмотрена возможность внесения в ЕГРН сведений о ЗОУИТ не только на основании сведений, поступивших от органов государственной власти или органов местного самоуправления, но и на основании заявления, поданного заинтересованным лицом.
В рассматриваемом случае представленные в учреждение заявления содержали информацию, свидетельствующую о волеизъявления заявителя на совершение регистрации ЗОУИТ в ЕГРН и позволяющую идентифицировать объекты недвижимости путем установления их индивидуально-определенных признаков.
Довод учреждения о том, что внесение в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний невозможно в силу того, что решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении зон с особыми условиями использования территории не принималось, по праву отклонен судом ввиду следующего.
В соответствии с частью 8 статьи 26 Закона N 342-ФЗ до 01.01.2022 зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования данного Федерального закона одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда.
Согласно части 9 статьи 26 Закона N 342-ФЗ в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления ЗОУИТ, указанной в части 8 статьи 26 Закона N 342-ФЗ, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
В силу части 16 статьи 26 Закона N 342-ФЗ до утверждения Правительством Российской Федерации положения о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции указанного Федерального закона) решение об установлении такой зоны принимается или ее установление путем согласования границ осуществляется в соответствии с требованиями статьи 106 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона Правительством Российской Федерации для зоны с особыми условиями использования территории соответствующего вида.
В соответствии с пунктом 22 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, при проектировании, строительстве и реконструкции зданий, строений и сооружений должны соблюдаться минимальные расстояния от указанных объектов до магистрального газопровода, предусмотренные нормативными документами в области технического регулирования.
Согласно пункту 23 указанных Правил сведения о границах минимальных расстояний до оси подземных магистральных газопроводов должны отображаться на публичных кадастровых картах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сводом правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденным приказом Госстроя России от 25.12.2012 N 108/ГС, определены минимальные расстояния от трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений и иных объектов в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности (пункты 7.15, 7.16, 16.2, таблицы 4, 5, 20).
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.12.2009 N 22066-ИМ/Д23 "О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий" разъяснено, что в ряде случаев в качестве основания для внесения в кадастр сведений о зоне (решения об установлении зоны) может выступать непосредственно нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида и документы, описывающие местоположение границ соответствующей зоны, действующие правила охраны объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются зоны, не предусматривают необходимости принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны (например, в отношении охранных зон, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9).
Документы, необходимые для внесения сведений о рассматриваемых охранных зонах в орган кадастрового учета могут предоставить заинтересованные лица, такие как правообладатели объектов недвижимости, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются соответствующие зоны; арендаторы соответствующего объекта недвижимости (при наличии соответствующей доверенности, делегирующей именно такие полномочия).
Кроме того, в письме Министерства энергетики Российской Федерации от 22.05.2017 N КМ-5452/05 указано, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, а также их информирования необходимо в Едином государственном реестре недвижимости, помимо охранных зон, отражать минимальные расстояния до объектов системы газоснабжения.
Запись о наличии зон минимальных расстояний в ЕГРН не является записью правообразующей (зона не является установленной с момента внесения о ней сведений в ЕГРН), а является записью правоподтверждающей. Указанная зона считается установленной в силу закона, данные о ней вносятся в ЕГРН с целью информирования, внесение записи направлено на защиту жизни и здоровья граждан, а также обеспечения их безопасности.
Указанное регулирование правового режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контроля за их выполнением. В частности, в статье 42 ЗК РФ в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закреплено соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 N 2318-О).
При этом согласно выводу Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в указанном определении, СНиП 2.05.06-85* составляют дополнительную часть подлежащей обязательному исполнению нормативной базы, определяющей технические параметры обеспечения нормальных условий строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения, включающие требования о соблюдении минимально допустимых расстояний от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений.
Таким образом, законодательством предусмотрено определение на земельных участках охранных зон объектов системы газоснабжения и минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, вне зависимости от внесения в ЕГРН сведений о данных ограничениях.
ПАО "Газпром" как собственник газопроводов, являющихся опасными производственными объектами, несет ответственность за их безопасную эксплуатацию, одновременно с этим при отсутствии сведений об охранных зонах и о зонах минимальных расстояний в ЕГРН, и, следовательно, при отсутствии у граждан и юридических лиц информации о местонахождении данных зон, создается потенциальная опасность неоправданного ущерба жизни и здоровью граждан, а также их имуществу и имуществу юридических лиц при возникновении аварийных ситуаций на газопроводах.
В соответствии с Приложением 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) магистральный газопровод, по которому течет легковоспламеняющийся вещество, является опасным производственным объектом.
Согласно абзацу второму статьи 1 Закона N 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В пункте 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ определено, что требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Статья 9 Закона N 116-ФЗ закрепляет обязанности субъектов, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в том числе обязанность обеспечивать безопасную эксплуатацию объекта.
Ограничения в использовании земельных участков в зонах минимальных расстояний установлены законодательно, сведения о зонах минимальных расстояниях подлежат внесению в ЕГРН.
Наличие сведений о зонах минимальных расстояний в ЕГРН способствует предотвращению, в том числе, незаконного строительства в данных зонах, информирует граждан и организации об опасности осуществления различных видов деятельности, направлено на предотвращение и минимизацию последствий аварийных ситуаций.
Следует отметить, что внесение в ЕГРН сведений об охранных зонах и зонах минимальных расстояний в качестве сведений о зонах особого условия использования территории не нарушает чьих-либо прав, в то же время указанные зоны являются фактически установленными в силу расположения трубопроводов и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон, сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф.
В этой связи довод ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов не являются зонами с особыми условиями использования территорий, установленными в силу закона, не принимается апелляционной коллегией.
Установление минимальных зон с учетом требований статей 8.1, 128, 129 Гражданского кодекса Российской Федерации не может рассматриваться в качестве ограничения или обременения прав на земельный участок в гражданском обороте, а определяет лишь специфику условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности с момента их установления (ограничения по использованию).
Таким образом, ПАО "Газпром" как собственник объектов газопроводного транспорта, обязан предоставлять сведения об охранных зонах и зонах минимальных расстояний в орган, осуществляющий внесение вышеуказанных сведений в ЕГРН.
В рассматриваемом случае ПАО "Газпром" предоставило в учреждение для внесения в ЕГРН сведения о зонах минимальных расстояний. В свою очередь ФГБУ "ФКП Росреестра" от исполнения своих обязанностей уклонилось, информацию, предоставленную ПАО "Газпром", в ЕГРН не внесло, заявления общества по существу не рассмотрело, что, по справедливому суждению суда области, привело к нарушению прав и законных интересов как ПАО "Газпром", так и неопределенного круга лиц, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества в границах зон минимальных расстояний.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что требования общества являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы учреждения о том, что обществом допущены нарушения при указании содержания ограничений использования объектов недвижимости в пределах зон минимальных расстояний, а также нарушены требования законодательства к оформлению описания границ ЗОУИТ, правомерно не приняты судом первой инстанции по следующим основаниям.
При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, что зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов не относятся к ЗОУИТ, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку пунктом 25 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) относятся к ЗОУИТ.
Утверждения Филиала о том, что в рассматриваемой ситуации отсутствуют основания для применения статьи 71.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, поскольку указанная норма вступила в действие с 04.08.2018, в то время как сведения о зонах минимальных расстояний до принадлежащих заявителю объектов газоснабжения внесены в государственный кадастр недвижимости в марте-мае 2017 года в период действия Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, которым не предусматривалась обязанность вносить в государственный кадастр недвижимости сведения о зонах минимальных расстояний, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Так, согласно статьям 1 и 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, в том числе сведений о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных названным Законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом и сведения в него вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов.
Пунктом 18 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, предусмотрено проведение кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2022.
Таким образом, учитывая, что зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов относятся к ЗОУИТ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обязанность по внесению соответствующих зон в ЕГРН была предусмотрена и до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ.
Ссылки заинтересованного лица на то, что зоны минимальных расстояний устанавливаются на основании специальных актов органов местного самоуправления или государственных органов, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку действующим законодательством не предусмотрена необходимость принятия специального (отдельного) акта органа государственной власти или органа местного самоуправления для установления зон минимальных расстояний.
Кроме того, согласно разъяснениям Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенным в письмах от 17.12.2009 N 22066-ИМ/Д23 "О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий" и от 04.05.2011 N Д23-1867, в ряде случаев действующие правила охраны объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются зоны, не предусматривают необходимости принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны (например, в отношении охранных зон, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации 29.04.1992, Постановлением Федеральной службы по надзору за безопасным ведением работ в промышленности от 22.04.1992 N 9).
При таких обстоятельствах в качестве основания для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зоне (решения об установлении зоны) может выступать непосредственно нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида, и документы, описывающие местоположение границ соответствующей зоны.
При подготовке документов по внесению сведений в ЕГРН о зонах минимальных расстояний ПАО "Газпром" приняты во внимание правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9, Правила охраны магистральных газопроводов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы".
Доказательств несоответствия представленных обществом в орган кадастрового учета сведений о зонах минимальных расстояний указанным нормативным актам орган кадастрового учета в материалы дела не представил.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2022.
Согласно части 12 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27.12.2019 N 455-ФЗ) правообладатель сооружений, в связи с размещением которых до дня официального опубликования настоящего Федерального закона установлена зона с особыми условиями использования территории, в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, документы, необходимые для внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории в ЕГРН, в целях обеспечения внесения данных сведений в ЕГРН в срок не позднее 03.01.2022.
При этом пунктом 1.1 Приказа Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" предусмотрено, что ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, по ведению ЕГРН в части внесения сведений о границах в том числе муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств.
В силу пункта 5 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 (далее - Порядок ведения ЕГРН), сведения в реестры ЕГРН вносятся посредством формирования данных, в частности, в реестре границ предусмотренных Порядком ведения ЕГРН данных при внесении сведений о границах; формирование данных в реестре границ ЕГРН осуществляется в виде электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица, уполномоченного на внесение в него соответствующих сведений.
Следовательно, лицом, которое должно предоставить сведения о зонах минимальных расстояний является ПАО "Газпром", а государственным органом, обязанным внести в ЕГРН данные сведения, - ФГБУ "ФКП Росреестра".
Как установлено судом первой инстанции, ПАО "Газпром" предоставило в Учреждение необходимые для внесения в ЕГРН сведения о зонах минимальных расстояний. В свою очередь ФГБУ "ФКП Росреестра" от исполнения своих обязанностей уклонилось и не внесло в ЕГРН информацию, предоставленную ПАО "Газпром", что привело к нарушению прав и законных интересов как ПАО "Газпром", так и неопределенного круга лиц, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества в границах зон минимальных расстояний.
Судом первой инстанции верно отмечено, что внесение в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний в качестве сведений о зонах особого условия использования территории не нарушает чьих-либо прав, в то же время указанные зоны являются фактически установленными в силу расположения трубопроводов и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон, сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф.
В силу изложенного, в целях защиты объектов, зданий и сооружений, не входящих в состав магистрального газопровода, и минимизации ущерба третьих лиц от возможных аварий на магистральных газопроводах при проектировании, строительстве, реконструкции зданий и сооружений, не относящихся к магистральным газопроводам должны соблюдаться минимальные расстояния, установленные документами в области стандартизации, устанавливающие минимально допустимую удаленность объектов магистрального газопровода от этих зданий, строений и сооружений и обеспечивающие минимально необходимый уровень их защиты вследствие эксплуатации объектов магистрального газопровода.
Установление минимальных зон с учетом требований статей 8.1, 128, 129 Гражданского кодекса Российской Федерации не может рассматриваться в качестве ограничения или обременения прав на земельный участок в гражданском обороте, а определяет лишь специфику условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности с момента их установления (ограничения по использованию).
Как верно установил суд первой инстанции, на основании вышеуказанных положений и в целях исполнения требований действующего законодательства, со стороны ПАО "Газпром" надлежащим образом было обеспечено исполнение требования закона и организована подача необходимых документов для внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у органа кадастрового учета отсутствовали основания для отказа во внесении сведений о зонах минимальных расстояний.
В отношении перечня объектов недвижимого имущества ПАО "Газпром", в отношении которых в ЕГРН необходимо внести сведения о зонах минимальных расстояний, спор отсутствует.
Согласно части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, суд первой инстанции с целью восстановления нарушенного права обоснованно возложил на Филиал обязанность устранить нарушения прав и законных интересов ПАО "Газпром" путем обязания заинтересованного лица внести в ЕГРН сведения о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО "Газпром", согласно заявлениям N 2564-о от 23.04.2021, N 04/3-5220 от 27.04.2021, N УПП/2021/005-026 от 19.05.2021.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установлены судом первой инстанции на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное выше, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.01.2022 по делу N А47-10191/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-10191/2021
Истец: ПАО "ГАЗПРОМ"
Ответчик: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ", ФГБУ "ФКП Росреестра"
Третье лицо: ООО "ГАЗПРОМ ДОБЫЧА ОРЕНБУРГ", ООО "Газпром инвест", ООО "Газпром трансгаз Казань", филиал "Газпром реконструкция", Восемнадцатый арбитражный апелдляционный суд