г. Москва |
|
25 марта 2022 г. |
Дело N А40-201512/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.А. Москвиной,
судей: |
С.Л. Захарова, Т.Б. Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.Е. Ярахтиным, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ЦАТ на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.12.2021 по делу N А40-201512/21 (94-1381)
по заявлению ООО "ЕвроТэк"
к ЦАТ
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Юрмашев Р.С. по доверенности от 07.11.2019, |
от ответчика: |
Мамедова И.А. по доверенности от 13.04.2021, |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЕВРОТЭК" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Центральной акцизной таможни (далее - таможенный орган, заинтересованное лицо) от 18.06.2021 N 13- 12/15909, от 04.08.2021 N 13-12/20470 об отказе в корректировке сведений таможенных приходных ордеров N ТС 3864966 (10009199/150120/ ТС- 3864966) от 15.01.2020, N ТС 3864967 (10009199/150120/ ТС- 3864967) от 15.01.2020, N 6889008 (10009199/211119/ 0006889008) от 21.11.2019, N 6889009 (10009199/211119/ 0006889009) от 21.11.2019, N 6889010 (10009199/211119/0006889010) от 21.11.2019, N ТС-5643119 (10009199/011119/ ТС-5643119) от 01.11.2019, N 6699721 (10009199/270520/ 0006699721) от 27.05.2020, N 6699722 (10009199/270520/ 0006699722) от 27.05.2020, N 6892391 (10009199/151119/0006892391) от 15.11.2019, N ЭО-0622075 (10009100/160920/ ЭО-0622075) от 16.09.2020, N ЭО-0607945 (10009100/020920/ ЭО-0622075) от 02.09.2020 и возврате излишне уплаченного утилизационного сбора.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.12.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы, представитель заявителя поддержал оспариваемое решение.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
При исследовании материалов дела установлено, что Общество на Северо-Западном акцизном таможенном посту (специализированном) задекларировало следующие единицы специальной аэродромной техники (далее также -Машины, Товар): Машина специализированная для нротивообледенителыюй обработки воздушных судов, модель "ELEPHANT BETA", 2019 г.в., сер.N 2373, VIN: YV2V0Y1A9KZ126874, на базе "VOLVO FE 280"; 6-эк.кл.; колесная формула 4X2; цвет белый; двиг. 7700 смЗ мощность 206 квт (280 л.с); макс, разреш. масса: 25730 кг.; Машина специализированная для противообледенительной обработки воздушных судов, модель "ELEPHANT BETA", 2019 г.в., сер.N2380, VIN: YV2V0Y1A0KZ126956, на базе "VOLVO FE 280"; 6-эк.кл.; колесная формула 4X2; цвет белый; двиг. 7700 смЗ мощность 206 квт (280 л.с); макс, разреш. масса: 25730 кг.; Машина специализированная для противообледенительной обработки воздушных судов, модель "ELEPHANT BETA", 2019 г.в, сер.N 2344, VIN: YV2V0Y1A0HZ111608, на базе "VOLVO FE 280"; 5-эк.кл. ЕВРО-6; колесная формула 4X2; цвет желтый; двиг. 7700 смЗ мощность 206 квт (280 л.с); макс, разреш. масса: 25730 кг.; Машина специализированная для N 6889009 (10009199/21 N 10009199/191 N 671 от 18.11.2019 УС RUTK 309308 противообледенительной обработки воздушных судов, модель "ELEPHANT BETA", 2019 г.в, сер.N 2363, VIN: YV2V0Y1A7KZ126713, на базе "VOLVO FE 280"; 5-эк.кл. ЕВРО-6; колесная формула 4X2; цвет желтый; двиг. 7700 смЗ мощность 206 квт (280 л.с); макс разреш. масса: 25730 кг.; Машина специализированная для противообледенительной обработки воздушных судов, модель "ELEPHANT BETA", 2019 г.в, сер.N 2364, VIN: YV2V0Y1A9KZ126714, на базе "VOLVO FE 280"; 5-эк.кл. ЕВРО-6; колесная формула 4X2; цвет желтый; двиг. 7700 смЗ мощность 206 квт (280 л.с); макс, разреш. масса: 25730 кг.; Машина специализированная для противообледенительной обработки воздушных судов, модель "ELEPHANT BETA", 2019 г.в, сер.N 2335, VIN: YV2V0Y1A9KZ125417, на базе "VOLVO FE 280"; 5-эк.кл. ЕВРО-6; колесная формула 4X2; цвет белый; двиг. 7700 смЗ мощность 206 квт (280 л.с); макс, скорость с опущенной кабиной оператора 80 км/ч.; Машина специализированная для противообледенителыюй обработки воздушных судов, модель "ELEPHANT BETA", 2020 г.в., сер.N 2463, VIN: YV2V0Y1A2LZ128421, на базе "VOLVO FE 280"; 6 эк.кл.; колесная формула 4X2; цвет белый; двиг. внутр.сгорания модель D8K280 EUVI, ND8*505598*K4*PL объем 7700 смЗ мощность 206 квт (280 л.с.); Машина специализированная для противообледенительной обработки воздушных судов, модель "ELEPHANT BETA", 2020 г.в., сер.N 2464, VIN: YV2V0Y1A1LZ128457, на базе "VOLVO FE 280"; 6 эк.кл.; колесная формула 4X2; цвет белый; двиг. внутр.сгорания модель D8K280 EUVI, N 6699722 (10009199/27 0520/ 0006699722) N 10009199/270 520/0002793 Код товара 8705908005 ТН ВЭД ЕАЭС N 376 от 25.05.2020 УС 810750 руб. RUTK 317685 ND8*505546*K4*PL объем 7700 смЗ мощность 206 квт (280 л.с.); Машина специализированная для противообледенительной обработки воздушных судов, модель "ELEPHANT BETA", 2019 г.в., сер.N2338, VIN:YV2V0Y1C6KZ125859; на базе "VOLVO FE 280"; 5-эк.кл. ЕВРО-6; колесная формула 4X2; цвет желтый; двиг. 7700 смЗ мощность 206 квт (280 л.с); макс, разреш. масса: 30760 кг.; Машина специализированная для заправки воздушных судов водой (единица обслуживания водой WS), марка "VESTERGAARD" модель "WS", новая, 2020 г.в., сер.N 2501 на базе шасси "VOLVO FLL12", кол. формула 4X2, V1N: YV2T0X1A5LZ131427, цвет белый, макс.скорость 90 км/ч.; Машина специализированная ассенизаторная для обслуживания туалетных отсеков воздушных судов (Ассенизационная машина VTS), марка VESTERGAARD, модель VTS, новая, 2020 г.в., сер.N 2500, на базе "VOLVO FLL12", кол. формула 4X2, VIN: YV2T0X1A3LZ131426, цвет белый, макс.скорость 90 км/ч.
Как следует из материалов дела, все Машины - классифицированы по коду 8705 90 800 5 ТН ВЭД ЕАЭС.
Обществом, в отношении каждой Машины был уплачен утилизационный сбор в размере 810 750 руб. и оформлены таможенные приходные ордеры, что подтверждается отметкой об уплате сбора в паспорте самоходной машины, оформленном на каждую Машину.
Товары выпущены Северо-Западном акцизным таможенным постом (специализированным) в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления".
Общество, установив, что Машины не относятся к транспортным средствам, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, обратилось в Центральную акцизную таможню ФТС России (ЦАТ) с заявлениями о корректировке сведений таможенного приходного ордера и о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении Машин - вх. ЦАТ от 01.06.2021 N N 35196, 35197, 35198, 35199, 35200, 35201, 35202, 35203, 35204, 35205, 35206, 35207, 35208, 35209, 35210, 35211, 35212, 35213, 35214, 35215, 35282, от 26.07.2021 N 49617.
Письмами от 18.06.2021 N 13-12/15909 (получено ООО "ЕвроТэк" 08.07.2021 г.), от 04.08.2021 N 13-12/20470 ответчик отказал Обществу в корректировке сведений ТПО и в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении Машин, в связи с тем, что основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Код ТН ВЭД ЕАЭС, по которому классифицированы Машины, поименован в Перечне видов и категорий самоходных машин, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, в связи с чем, отсутствуют основания для признания утилизационного сбора в отношении Машин, излишне уплаченным.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящими требованиями.
Поддерживая вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, а также отклоняя доводы жалобы, апелляционный суд исходит из следующего.
Таможенный орган полагает, что обложению утилизационным сбором подлежит самоходная техника, код ТН ВЭД ЕАЭС которой поименован в Перечне видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 81)".
Согласно позиции Таможенного органа код ТН ВЭД ЕАЭС является единственным и достаточным условием для возникновения обязанности по уплате утилизационного сбора и для определения коэффициента расчета его размера.
Данные доводы Таможенного органа не соответствуют действующему нормативно-правовому регулированию отношений по взиманию утилизационного сбора.
Так, действующим законодательством определено, что решение вопроса об отнесении товара к транспортным средствам, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, зависит не только от кода ТН ВЭД ЕАЭС, но и от его реальных физических характеристик: назначения, года выпуска, массы и других (пункт 5 статьи 24.1 Федерального закон, а от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ).
Само по себе отнесение ввозимого товара к тому или иному коду ТН ВЭД не является основанием для взимания утилизационного сбора, поскольку данный сбор не является таможенным платежом. Основания его взимания не определяются таможенным законодательством, таможенные органы лишь администрируют уплату утилизационного сбора при ввозе транспортных средств (самоходных машин).
Утверждение Таможенного органа о том, что по окончании эксплуатации ввезенные Обществом самоходные машины должны быть утилизированы, что приведет к вредному воздействию на окружающую среду, которое должно быть компенсировано уплатой утилизационного сбора, не соответствует положениям закона.
Утилизационный сбор является обязательным в силу закона публичным платежом в бюджет, по своей сути представляет собой фискальный сбор, и, как следствие, на него распространяется принцип формальной определенности. Обязанность уплаты утилизационного сбора определяется не возможностью утилизирования транспортного средства в будущем, а строго установленными условиями, закрепленными в правовых нормах.
Согласно пункту 2 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", облагаются утилизационным сбором не все транспортные средства, а только те из них, виды и категории которых определены Правительством Российской Федерации и включены в Перечень.
Тем самым, законодательством к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено определение такого элемента юридического состава утилизационного сбора как его объект обложения, а именно, установление видов и категорий транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
В письме Минпромторга России от 28.03.2016 N СД-4-3/5250@ и письме ФТС России от 12.05.2016 N 01-11/22507 разъяснено, что утилизационный сбор взимается только в отношении самоходных машин и прицепов к ним, которые указаны в Перечне. В отношении техники, не указанной в Перечне, а также выпущенной в обращение до 10 февраля 2016 года, утилизационный сбор не взимается.
Разделом X Перечня предусмотрены размеры утилизационного сбора в отношении машин, классифицируемых по кодам ТН ВЭД 8705,8479 10 000 0, и предназначенных для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств.
В рассматриваемом случае Обществом ввезены три типа специализированных машин: для противообледенительной обработки воздушных судов, для заправки воздушных судов водой, для обслуживания туалетных отсеков воздушных судов.
Каждая из указанных Машин не отвечает обязательным условиям взимания утилизационного сбора, так как не предназначена для содержания дорог и не относится к иным видам самоходных машин, указанным в Перечне; создана на базе колесных транспортных средств, то есть исходя из формулировки Раздела X Перечня, попадает в категорию исключений из данного Раздела ("... за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств").
Данные обстоятельства подтверждаются декларациями на товары, технической документацией, паспортами самоходных машин, оформленных в отношении Машин (.
Таким образом, ввезенные самоходные машины, будучи специальной аэродромной техникой, под категорию, установленную Перечнем, не подпадают, следовательно, возложение на Общество обязанности по уплате утилизационного сбора в отношении этих товаров неправомерно, не основано на законе и нарушает права ООО "ЕвроТэк".
Указание Таможенного органа на примечание 4 Перечня является необоснованным ввиду следующего.
Согласно содержанию данной нормы, при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора код единой ТН ВЭД ЕАЭС является основным, но не единственным критерием. Положения примечания 4 Перечня не освобождают государственный орган от обязанности подтвердить правомерность отнесения ввезенных самоходных машин к соответствующему разделу Перечня в зависимости от их назначения.
Классификация по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8705 не является основанием для уплаты утилизационного сбора "по аналогии" в отношении тех самоходных машин, которые не предназначены для содержания дорог.
Перечень не содержит такого вида и категории самоходных машин как машина "для противообледенительной обработки судов", "для заправки воздушных судов водой", "для обслуживания туалетных отсеков воздушных судов" и, следовательно, ввезенные Обществом самоходные Машины не соответствуют иным, помимо кода ТН ВЭД, обязательным критериям, установленным в Перечне, и не являются объектом уплаты утилизационного сбора.
Судом первой инстанции было правомерно установлено, что Таможенным органом при решении вопроса об уплате утилизационного сбора не были приняты во внимание установленные в Перечне физические характеристики товара, в том числе вид, категория и назначение машин для противообледенительной обработки воздушных судов, для заправки воздушных судов водой, для обслуживания туалетных отсеков воздушных судов.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда об удовлетворении заявленных требований.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.12.2021 по делу N А40-201512/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-201512/2021
Истец: ООО "ЕВРОТЭК"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ