г. Санкт-Петербург |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А56-41554/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: предст. Гордеева Е.В. - доверенность от 30.12.2021
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
от третьего лица: генеральный директор Вартаванян Е.В. - сведения из ЕГРЮЛ
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3336/2022) общества с ограниченной ответственностью "Свобода-Орто" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2021 по делу N А56-41554/2021 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Свобода-Орто"
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заявитель, Учреждение, Заказчик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, Санкт-Петербургское УФАС) от 24.03.2021 по делу N 44-1271/21 о нарушении законодательства о контрактной системе.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Свобода-Орто" (далее - Общество, ООО "Свобода-Орто").
Решением суда от 25.12.2021 заявленные Учреждением требования удовлетворены, оспариваемое решение Санкт-Петербургского УФАС от 24.03.2021 по делу N 44-1271/21 признано недействительным.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ООО "Свобода-Орто" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 23.12.2021, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Учреждением требований. Податель жалобы полагает, что требование Заказчика о наличии у Исполнителя лицензии на осуществление медицинской деятельности по травматологии и ортопедии является неправомерным, ссылаясь на то, что предметом закупки является изготовление технических средств реабилитации (протезов) с конкретными характеристиками, а не оказание медицинских услуг (осуществление медицинской деятельности по травматологии или ортопедии).
В судебном заседании 22.03.2022 представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Учреждения возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Санкт-Петербургское УФАС извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 11.03.2021 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru Учреждением (Заказчик) размещено извещение N 0272100000121000077 на проведение электронного аукциона на выполнение в 2021 году работ по изготовлению протезов нижних конечностей для пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; начальная (максимальная) цена контракта - 10 051 670,69 руб.
Пунктом 1.3 части 1 раздела V Документации об аукционе установлено, что выполнение работ по изготовлению Изделий по индивидуальным размерам Получателей должно осуществляться при наличии действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности по травматологии и ортопедии согласно Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2015 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" у Исполнителя или соисполнителя и является обязательным условием (пункт 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Копия действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности по травматологии и ортопедии должна предоставляться Заказчику в срок не позднее 1 рабочего дня со дня заключения государственного контракта.
В Управление поступила жалоба ООО "Свобода-Орто" (вх. N 9151/21 от 18.03.2021) на действия Учреждения (Заказчика) при проведении аукциона N0272100000121000077, выразившиеся в необоснованном установлении требования о наличии у исполнителя (соисполнителя) лицензии на осуществление медицинской деятельности по травматологии и ортопедии.
Решением Санкт-Петербургского УФАС от 24.03.2021 по делу N 44-1274/21 жалоба ООО "Свобода-Орто" признана обоснованной, в действиях Учреждения (Заказчика) установлено нарушение части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Не согласившись с указанными решением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Учреждением требования, признал недействительным решение Санкт-Петербургского УФАС от 24.03.2021 по делу N 44-1274/21.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 25.12.2021 в связи со следующим.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
В силу положений части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 3 статьи 64 Закона N 44-ФЗ также предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, в силу части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
В силу положений статьи 3 Закона N 99-ФЗ под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию (часть 46 статьи 12 Закона N 99-ФЗ).
Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2015 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", в указанный Перечень (в редакции, действовавший в спорный период) входили работы (услуги) по травматологии и ортопедии.
Согласно ГОСТ Р 51819-2017 "Протезирование и ортезирование верхних и нижних конечностей. Термины и определения" протезирование - процесс, заключающийся в проведении комплекса медицинских, технических и организационных мероприятий, направленных на частичное восстановление опорно-двигательных функций и/или устранение косметических дефектов верхних и нижних конечностей пациентов с помощью протезов конечностей.
Пунктом 1.3 части 1 раздела V Документации об аукционе установлено, что выполнение работ по изготовлению Изделий по индивидуальным размерам Получателей должно осуществляться при наличии действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности по травматологии и ортопедии согласно Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2015 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" у Исполнителя или соисполнителя и является обязательным условием (пункт 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Копия действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности по травматологии и ортопедии должна предоставляться Заказчику в срок не позднее 1 рабочего дня со дня заключения государственного контракта.
При этом, согласно пункту 2.1 части 2 раздела V Документации об аукционе изделия протезно-ортопедические должны соответствовать ГОСТ Р 53869-2010 "Протезы нижних конечностей. Технические требования", ГОСТ Р 58269-2018 "Протезы наружные нижних конечностей. Термины и определения. Классификация", ГОСТ Р 53870-2010 "Услуги по протезированию нижних конечностей. Состав, содержание и порядок предоставления услуг".
Из пункта 1.3 части 1 раздела V Документации об аукционе и пункта 2.4 части 2 раздела V Документации об аукционе следует, что протезы изготавливаются по индивидуальному проекту, при этом Исполнитель выполняет работы по изготовлению Изделий по индивидуальным размерам получателей, проводит обмеры и примерку готовых изделий, обучает получателей пользованию изделиями.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что заказчик, действуя в интересах потребителя, имел основания для включения в Документацию об аукционе требования о наличии у исполнителя медицинской лицензии на осуществление медицинской деятельности по травматологии и ортопедии (при этом в Документации об аукционе не содержится требование о наличии лицензии на изготовление протезов).
Как верно указал суд первой инстанции, документация об аукционе разрабатывается и утверждается исходя из потребностей заказчика, специфики его деятельности с учетом обеспечения наиболее эффективного использования бюджетных средств.
Соответствующая лицензия необходима в части осмотра врачом, снятия слепков, проведения обмеров для изготовления индивидуальных конструкций протезно-ортопедических изделий, а также обучения пользованию протезом. Соблюдение данного условия обусловлено тем, что изготовление протезов по индивидуальным заказам пациентов представляет собой сложный и длительный процесс. Для определения соответствия (несоответствия) индивидуально изготовленного протеза необходимо соответствие его не только государственным стандартам Российской Федерации, но и общему соматическому состоянию пациента, определить которое невозможно без проведения медицинского осмотра.
При таких обстоятельствах, в действиях Учреждения судом не установлено нарушения части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при установлении требования о наличии у исполнителя (соисполнителя) действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности по травматологии и ортопедии, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Учреждением требования и признал недействительным решение Санкт-Петербургского УФАС от 24.03.2021 по делу N 44-1274/21.
Нарушения или неправильного применения судом первой инстанции норм материального права не допущено, судом правильно установлены фактические обстоятельства дела и дана им надлежащая правовая оценка, в связи чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 25.12.2021 не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы. Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 декабря 2021 года по делу N А56-41554/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Свобода-Орто" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Свобода-Орто" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 17.01.2022 N 9.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-41554/2021
Истец: ГУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО СВОБОДА-ОРТО