г. Вологда |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А13-12095/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 марта 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Холминова А.А., при ведении протокола секретарём судебного заседания Парфёновой А.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "АкваЛайн" Нутрихина Н.Н. по доверенности от 03.06.2021 N 238, от общества с ограниченной ответственностью "Мост-Продукт" Петровой Н.А. по доверенности от 01.02.2022, от общества с ограниченной ответственностью "Экомир" директора Куклина В.В.,
рассмотрев по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, дело N А13-12095/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АкваЛайн" (ОГРН 1123536001357, ИНН 3510008972; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Зосимовская, дом 22, офис 301; далее - ООО "АкваЛайн") обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Мост-Продукт" (ОГРН 1153525035179, ИНН 3525359363; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Козленская, дом 42, офис 702; далее - ООО "Мост-Продукт") о взыскании 497 717,03 руб. долга за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по июль 2021 года.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19.11.2021 иск удовлетворён.
ООО "Мост-Продукт" с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что судом первой инстанции допущено нарушение норм процессуального права, являющееся безусловным основанием для отмены судебного акта и для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Так, согласно пункту 4 части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае являются принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлечённых к участию в деле.
В суде первой инстанции, а также в апелляционной жалобе ответчик (ООО "Мост-Продукт") ссылается на то, что в спорный период вывоз отходов осуществлялся обществом с ограниченной ответственностью "Экомир" (ОГРН 1143525017240, ИНН 3525332643; 160032, Вологодская область, город Вологда, улица Воркутинская, 22-24; далее - ООО "Экомир")
В связи с этим решение суда по настоящему делу затрагивает права и обязанности ООО "Экомир", которое не было привлечено к участию в деле.
Указанные нарушения являются безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции и для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, согласно части 6.1 статьи 268 АПК РФ.
В связи с изложенным апелляционный суд определением от 26.01.2022 перешёл к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Экомир".
В судебном заседании представитель ООО "АкваЛайн" исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель ООО "Мост-Продукт" иск не признал по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель ООО "Экомир" исковые требования полагает необоснованными по основаниям, которые аналогичны позиции ответчика (ООО "Мост-Продукт").
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, апелляционный суд удовлетворяет иск.
Как следует из материалов дела, на основании соглашения между Департаментом топливно-энергетического комплекса Вологодской области и ООО "АкваЛайн" от 10.04.2018 последнее является региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в Восточной части Вологодской области. В соответствии с пунктом 7.2 этого соглашения ООО "АкваЛайн" обязано приступить к исполнению обязательств регионального оператора с 01.01.2019.
ООО "АкваЛайн" обратилось в суд с настоящим иском, ссылаясь на наличие у ООО "Мост-Продукт" долга за услуги по обращению с ТКО за период с января 2019 года по июль 2021 года.
Данный иск подлежит удовлетворению.
Ответчик (ООО "Мост-Продукт") ссылается на недоказанность факта оказания ему услуг истцом (ООО "АкваЛайн") в спорный период, указывает на то, что в спорный период вывоз его отходов осуществляло ООО "Экомир" по договору на оказание услуг по вывозу твёрдых отходов от 01.06.2017 (том 1, лист 65).
Данные доводы являются необоснованными.
Как указано выше, на основании соглашения между Департаментом топливно-энергетического комплекса Вологодской области и ООО "АкваЛайн" от 10.04.2018 последнее (ООО "АкваЛайн") является региональным оператором по обращению с ТКО в Восточной части Вологодской области. В соответствии с пунктом 7.2 этого соглашения ООО "АкваЛайн" обязано приступить к исполнению обязательств регионального оператора с 01.01.2019.
Таким образом, с 01.01.2019 никакие иные лица, кроме ООО "АкваЛайн", не имеют право заключать договоры на обращение с ТКО и оказывать услуги, связанные с обращением с ТКО. Соответственно, любая деятельность третьих лиц по оказанию услуг по вывозу ТКО в Восточной части Вологодской области не должна осуществляться с 01.01.2019.
Так, согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Таким образом, на ответчике - юридическом лице (ООО "Мост-Продукт") также лежит обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается потребителем и региональным оператором в порядке, предусмотренном Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156). Этим же постановлением утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 8(4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя в письменной форме на заключение такого договора либо предложение регионального оператора о заключении такого договора.
Как указано выше, на основании соглашения между Департаментом топливно-энергетического комплекса Вологодской области и ООО "АкваЛайн" от 10.04.2018 последнее (ООО "АкваЛайн") является региональным оператором по обращению с ТКО в Восточной части Вологодской области. В соответствии с пунктом 7.2 этого соглашения ООО "АкваЛайн" обязано приступить к исполнению обязательств регионального оператора с 01.01.2019.
Согласно пункту 8 (17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путём размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в Интернете, а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своём официальном сайте Интернете адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
В рассматриваемом случае указанные требования Правил N 1156 были исполнены истцом, типовой договор был им размещён в газете "Красный Север" (от 22.12.2018 N 144 стр. 58, 59), а также в Интернете.
Согласно пункту 8 (17) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)-8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8)-8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)-8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключённым на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении договора на своём официальном сайте в Интернете.
Следовательно, законодательством не предусмотрены внедоговорные отношения по обращению с ТКО, в случае неподписания сторонами договора на оказание услуг по обращению с ТКО с 01.01.2019, данный договор считается заключённым на условиях типового договора.
В рассматриваемом случае ответчик не обращался в суд для рассмотрения разногласий, возникших при заключении договора.
Учитывая изложенное, является необоснованным довод ответчика о том, что между ним и истцом отсутствовали договорные отношения.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определённые действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 6 типового договора оказания услуг по обращению с ТКО потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за расчётным.
В соответствии с определением Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978 образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов.
Наличие у истца статуса регионального оператора предполагает оказание им услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям на соответствующей территории, пока не доказано иное.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключённого соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утверждённого единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Как указано выше, на основании соглашения между Департаментом топливно-энергетического комплекса Вологодской области и ООО "АкваЛайн" от 10.04.2018 последнее (ООО "АкваЛайн") является региональным оператором по обращению с ТКО в Восточной части Вологодской области. В соответствии с пунктом 7.2 этого соглашения ООО "АкваЛайн" обязано приступить к исполнению обязательств регионального оператора с 01.01.2019.
В соответствии с пунктом 6 статьи 23 Закона N 458-ФЗ договоры, заключённые собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Целью изменения регулирования порядка обращения с ТКО являлось, в том числе создание экономических стимулов для прекращения загрязнения окружающей среды путём создания безальтернативного механизма размещения отходов лишь в специализированных объектах и осуществления деятельности по обращению с ТКО строго определёнными и контролируемыми государством лицами (региональными операторами).
Таким образом, оказывать услуги по обращению с ТКО с 01.01.2019 в соответствии со статьёй 24.7 Закона N 89-ФЗ может только истец (ООО "АкваЛайн").
Между тем согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2021 N 306-ЭС21-8811 указание в статье 24.6 Закона N 89-ФЗ о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором этих услуг (статья 65 АПК РФ), равно не исключает и необходимость проверки судом заключения потребителем договора о вывозе ТКО с иным лицом в обход закона с целью уклонения от оплаты стоимости соответствующих услуг, размер которых определён нормативно.
Презумпцию образования ТКО как естественного результата жизнедеятельности работников торгового центра и его посетителей ответчик надлежаще не опроверг, а представленные им доказательства не опровергают факт оказания региональным оператором (истцом) услуг по обращению с ТКО.
Так, ответчик (ООО "Мост-Продукт") ссылается на то, что в спорный период вывоз его отходов осуществляло ООО "Экомир" по договору на оказание услуг по вывозу твёрдых отходов от 01.06.2017 (том 1, лист 65).
Данные доводы являются необоснованными.
Из указанного ответчиком договора на оказание услуг по вывозу твёрдых отходов от 01.06.2017 (том 1, лист 65) и подписанных актов оказанных по этому договору услуг (том 1, листы 67-92) следует, что ООО "Экомир" оказывало ответчику лишь вывоз (транспортировку) ТКО и сдачу их для захоронения, тогда как в силу статьи 1 Закона N 89-ФЗ деятельность по обращению с отходами предполагает совершение большего объёма действий - сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов.
Соответственно, ООО "Экомир" услуги по обращению с ТКО ответчику не оказывало, представленный ответчиком договор от 01.06.2017 не является замещающим договором на аналогичные услуги. В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ обращение с ТКО обеспечивается именно региональными операторами. ООО "Экомир" не наделено статусом регионального оператора и заключённый с ним договор не является договором на оказание услуг по обращению с ТКО.
Таким образом, ответчиком не представлены доказательства оказания услуг по обращению с ТКО иной специализированной организацией, помимо истца, с соблюдением требований законодательства.
Аналогичные выводы изложены в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.02.2022 по делу N А21-2761/2021, от 22.11.2021 по делу N А56-111599/2020.
В случае осуществления коммерческого учёта объёма и массы ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО, потребитель не ограничен в выборе мест накопления ТКО и имеет право складировать ТКО в любых общих местах накопления ТКО, включённых в реестр мест (площадок) накопления ТКО и территориальную схему обращения с отходами.
Доказательства того, что вывезенные с объекта ответчика ТКО в итоге не попадали к региональному оператору (истцу), в материалах дела отсутствуют.
Доводы ответчика об отсутствии в материалах дела надлежащих доказательств, подтверждающих факт подъезда мусоровозов к объекту ответчика, отклоняются апелляционным судом.
Так, согласно пунктам 1, 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра этих мест.
Региональный оператор по обращению с ТКО вывозит отходы из мест (площадок) накопления, определённых органом местного самоуправления. Отсутствие у ответчика контейнерной площадки не свидетельствует о неоказании услуг региональным оператором.
Аналогичные выводы изложены в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.02.2022 по делу N А21-2761/2021, от 22.11.2021 по делу N А56-111599/2020.
Ответчик не согласен с расчётом объёма оказанных истцом услуг.
Данные доводы являются необоснованными.
Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости ответчику (ООО "Мост-Продукт") принадлежит 1/2 доля в праве собственности на помещения с кадастровыми номерами 35:24:0402010:1017 и 35:24:0402010:1018, расположенные в торговом центре по адресу: город Вологда, улица Костромская, дом 1 (том 2, листы 39 и 43, 44 и 50).
Согласно пункту 5 Правил коммерческого учёта объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, коммерческий учёт ТКО осуществляется расчётным путём исходя из:
а) нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объёма; количества и объёма контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;
б) исходя из массы ТКО, определённой с использованием средств измерения.
Соответственно, учёт объёма ТКО в случае отсутствия у потребителя зарегистрированных за ним в реестре контейнерных площадок и отсутствия индивидуального контейнера для накопления ТКО, должен осуществляться по нормативам образования ТКО для данного субъекта хозяйственной деятельности, утверждённым приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 30.10.2017 N 271.
Расчётной величиной для определения объёма образования ТКО по нормативу является площадь принадлежащих помещений.
Ответчик ссылается на то, что договор от 01.06.2021 N Ю-00285/21 между региональным оператором (истцом) и ответчиком содержит неверный расчёт образования ТКО, поскольку выполнен исходя площади помещений ответчика в размере 1 925,55 кв.м. Ответчик указывает на то, что помещения площадью 350 кв.м переданы им в аренду предпринимателю Терешкиной С.В., которая самостоятельно заключила с региональным оператором (истцом) договор на оказание услуг по обращению с ТКО исходя из указанной площади.
Данные доводы являются необоснованными.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости общая площадь принадлежащих ответчику помещений рассматриваемого здания составляет 4 551,1 кв.м, а именно:
помещение с кадастровым номером 35:24:0402010:1017 площадью 1 872 кв.м (том 2, листы 39 и 43);
помещение с кадастровым номером 35:24:0402010:1018 площадью 2 679,1 кв.м (том 2, листы 44 и 50).
Как указано выше, ответчик является собственником 1/2 доли на данные помещения, то есть доля ответчика составляет 2 275,55 кв.м. (4 551,1 / 2).
Учитывая, что помещения площадью 350 кв.м. предоставлены в аренду Терешкиной С.В., которая самостоятельно заключила с истцом договор на оказание услуг по обращению с ТКО, то остальная площадь помещений ответчика составляет 1 925,55 кв.м (2 275,55 - 350), которая верно указана региональным оператором (истцом) в договоре от 01.06.2021 N Ю-00285/21 (том 1, листы 14, 17).
Доводы ответчика о необходимости привлечения к участию в деле предпринимателя Терешкиной С.В. являются необоснованными, поскольку судебным актом по настоящему делу не затрагиваются её права и обязанности, у Терешкиной С.В. заключён с истцом отдельный договор по обращению с ТКО, вопросы об исполнении которого не входят в предмет настоящего дела.
Расчёт стоимости услуг истцом выполнен верно, а именно объём образования ТКО в месяц составляет: 1 925,55 кв.м х 0,17 куб.м/год (норматив накопления ТКО, утверждённый приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 30.10.2017 N 271/12) / 12 (количество месяцев к году) = 27,279 куб.м/мес.
Таким образом, выполненный истцом расчёт задолженности за рассматриваемый период (с января 2019 года по июль 2021 года) в общей сумме 497 717,03 руб. (том 2, листы 26-29) является верным.
На основании изложенного, учитывая, что факт нарушения обязательств по оплате оказанных в спорный период услуг и задолженность в заявленной истцом сумме в порядке статьи 65 АПК РФ ответчиком не опровергнуты, доказательств погашения данной задолженности, её отсутствия или наличия в ином размере не представлено, то иск подлежит удовлетворению.
В связи с удовлетворением иска ООО "АкваЛайн" в его пользу с ответчика согласно статье 110 АПК РФ подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу иска. Излишне уплаченная пошлина в размере 34 коп. подлежит возврату истцу.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
отменить Арбитражного суда Вологодской области от 19 ноября 2021 года по делу N А13-12095/2021.
Удовлетворить иск общества с ограниченной ответственностью "АкваЛайн".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Мост-Продукт" (ОГРН 1153525035179, ИНН 3525359363) в пользу общества с ограниченной ответственностью "АкваЛайн" (ОГРН 1123536001357, ИНН 3510008972) основной долг в сумме 497 717,03 руб., судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 12 954 руб., всего взыскать 510 671,03 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "АкваЛайн" (ОГРН 1123536001357, ИНН 3510008972; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Зосимовская, дом 22, офис 301) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 34 коп., уплаченную по платёжному поручению от 09.09.2021 N 14448.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.А. Холминов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-12095/2021
Истец: ООО "АкваЛайн", ООО в/у "АкваЛайн" Бухарин Сергей Владимирович
Ответчик: ООО "Мост-Продукт"
Третье лицо: ООО "ЭкоМир"