г. Санкт-Петербург |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А21-8099/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Слоневской А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
- от истца: Байдак В.В. (доверенность от 12.11.2020)
- от ответчика: Олейник А.В. (доверенность от 23.12.2021)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3624/2022) муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Коммунальник" муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" Калининградской области
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.12.2021 по делу N А21-8099/2021,
принятое по иску муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Коммунальник" муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" Калининградской области к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург"
о возложении обязанности произвести перерасчет стоимости газа
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Коммунальник" муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" Калининградской области (далее - МУП ЖКХ "Коммунальник", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург", Общество) о возложении обязанности произвести перерасчет стоимости газа на сумму 447 708,33 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 11 954 руб.
Решением суда от 28.12.2021 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель сослался на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Указывает, что относится к категории исполнителей коммунальных услуг по смыслу пункта 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Постановление N 1021)
11.03.2021 от ответчика поступил отзыв с возражениями на доводы жалобы.
Поступившие документы приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель ответчика доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, МУП ЖКХ "Коммунальник" является единой теплоснабжающей организацией в Гурьевском районе. В адрес МУП ЖКХ "Коммунальник" были направлены товарные накладные на отпуск газа за февраль, март, апрель, май 2021 по договору поставки газа от 07.07.2017 N 39-А-0031 и по договору поставки газа от 01.01.2018 N 39-Т-0036.
Как указал истец, в данных документах указано количество объема газа, потребленного сверх максимального суточного договорного объема за все сутки месяца с февраля по май 2021 поставки, которое составило в общем количестве 231,447 куб. м.
При этом за количество газа в пределах лимита применен тариф 4935,84 рублей за единицу измерения, тогда как за количество газа сверх суточного лимита применен тариф 7403,76 руб. за единицу измерения. МУП ЖКХ "Коммунальник" обратилось в адрес ООО "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" с заявлением не применять тариф за сверх суточный лимит в размере 7403,76 руб.
В ответ ответчик сделать перерасчет отказался, также уведомил истца о том, что в случае не оплаты за количество поставленного газа будет ограничена поставка. Во избежание такого ограничения, МУП ЖКХ "Коммунальник" оплатило выставленные товарные накладные в полном объеме, в том числе и за сверх суточный лимит.
Как следует из доводов истца, газ приобретался для выработки тепловой энергии на газовых котельных, тепловая энергия поставлялась населению и объектам социального значения (школам, больнице, детсадам).
МУП ЖКХ "Коммунальник" направляло ООО "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" заявку на поставку газа в 2021 по договору поставки от 07.07.2017 N 39-А0031 в размере 3864,013 тыс. куб.м.; по договору поставки газа от 01.01.2018 N 39-Т-0136 - в размере 4384 тыс. куб.м.
Так Общество согласовало объем поставки газа по договору от 07.07.2017 N 39-А-0031 в размере 3200 тыс. куб. м.; по договору от 01.01.2018 N 39-Т-0136- 4000 тыс. куб. м.
Полагая, что ответчик применил тариф сверх суточной нормы, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, посчитав недоказанными основания для перерасчета стоимости газа.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
Правоотношения в сфере энергоснабжения регулируются параграфом 6 главы 30 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно частям 1 и 2 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев предусмотренных законом.
В пункте 13 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162) указано, что поставщик обязан поставлять, а покупатель получать (отбирать) газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа, а при необходимости - по согласованному между сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерскому графику.
Пунктом 17 Правил N 162 определены ценовая политика и порядок оплаты газа, отобранного покупателем сверх договорного объема.
В соответствии с вышеназванной нормой при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительный объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.
Данные коэффициенты являются элементом ценообразования в регулируемом виде деятельности по газоснабжению.
Абзац 2 пункта 17 Правил N 162 устанавливает, что этот порядок не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями.
Для отнесения лица к категории коммунально-бытового потребителя должна быть определена цель приобретения им топливно-энергетических ресурсов. Ресурсоснабжающие организации, преобразующие газ в иные коммунальные ресурсы (например, в тепловую энергию), которые в том числе поставляются населению, не относятся к категории лиц, указанных в пункте 17 Правил N 162.
Отнесение к категории бытовых потребителей участника рынка газа в отношении той части газа, которая используется на производство энергоресурсов, законодательством в области газоснабжения не предусмотрено.
Покупатели, приобретающие газ в целях его преобразования в иной вид энергоресурса (тепло, горячую воду), используют газ в коммерческих целях, его цена заложена в стоимость производимых и продаваемых такими организациями энергоресурсов. Поэтому таких покупателей нельзя отнести к категории коммунально-бытовых потребителей, и в случае перерасхода газа без предварительного согласования с поставщиком они оплачивают объем отобранного ими газа сверх установленного договором с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 17 Правил N 162.
Ресурсоснабжающие организации, использующие свое оборудование и потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса как для населения, так и для иных лиц, не отнесены к указанной категории потребителей.
При этом в иных случаях Правила N 162 прямо различают поставку газа для коммунально-бытовых нужд (например, поставку исполнителю коммунальных услуг для использования в крышной котельной) и поставку газа преобразующим его в иной вид коммунального ресурса ресурсоснабжающим организациям. Например, согласно пункту 14 Правил N 162 допускается неравномерность поставки газа по месяцам, в том числе для коммунально-бытовых нужд и для котельных и тепловых электростанций в объемах, обеспечивающих потребности в тепловой энергии коммунально-бытовых организаций и населения.
В связи с этим по смыслу Правил N 162 в понятие коммунально-бытовых нужд (нужд коммунально-бытовых потребителей) не включается потребление газа ресурсоснабжающими организациями, использующими его для обеспечения населения иными коммунальными ресурсами.
В рассматриваемом случае Предприятие является теплоснабжающей организацией, преобразующей приобретенный газ для производства и поставки тепловой энергии иным потребителям (населению, организациям). Спорный объем газа приобретался для выработки иных видов энергоресурсов.
Приведенные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в ответе на вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016.
В соответствии с представленным списком контрагентов МУП ЖКХ "Коммунальник" (потребителей тепла), среди контрагентов истца кроме населения имеются и иные потребители, которым истец поставляет энергоресурсы.
Таким образом, среди потребителей МУП ЖКХ "Коммунальник" имеются и иные, помимо населения, потребители, которым истец поставляет тепловую энергию.
При этом переработка газа в иной вид энергоресурса (тепловую энергию) происходит не на оборудовании, относящемся к общедомовому имуществу жилого дома, а на котельных, которыми владеет истец.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1021 к категории население отнесены лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах.
Истец не может быть отнесен к категории исполнителей коммунальных услуг по смыслу Постановления N 1021, поскольку не использует котельные, находящиеся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства и доводы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности заявленных требований по праву и по размеру, и правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.12.2021 по делу N А21-8099/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8099/2021
Истец: МУП ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА "КОММУНАЛЬНИК" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГУРЬЕВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН" КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"
Третье лицо: ООО "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" филиал