г. Санкт-Петербург |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А21-8809/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: предст. Суржикова Л.Г. - доверенность от 25.03.2021 (онлайн)
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
от третьего лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2907/2022) общества с ограниченной ответственностью "РЦ-Гусев" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.12.2021 по делу N А21-8809/2021 (судья Брызгалова А.В.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "РЦ-Гусев"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
третье лицо: государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами"
об оспаривании предписания от 15.06.2021 N ЖК-2/802/ГНИ/13003-вх
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РЦ-Гусев" (далее - заявитель, Общество, ООО "РЦ-Гусев") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство) от 15.06.2021 N ЖК-2/802/ГНИ/13003-вх.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами" (далее - ГП КО "ЕСОО", Предприятие).
Решением суда первой инстанции от 14.12.2021 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ООО "РЦ-Гусев" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда 14.12.2021, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что Министерством нарушены требования пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), указывает на то, что требования пункта 1 части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пунктов 148(1) и 148(1-1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), не относятся к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами и не подлежат лицензионному контролю. Также податель жалобы ссылается на то, что оспариваемое предписание от 15.06.2021 NЖК-2/802/ГНИ/13003-вх было вынесено без учета доводов Общества, у которого в ходе проверки Министерством не были запрошены документы; при этом податель жалобы указывает на то, что все необходимые сведения в соответствии с требованиями пункта 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ и пунктов 148(1) и 148 (1-1) Правил N 354 представлялись Обществом в адрес ГП КО "ЕСОО", в том числе письмом от 17.03.2021 N 796.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Министерство и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
ГП КО "ЕСОО" представлены возражения на апелляционную жалобу с доказательствами направления в адрес сторон; указанные возражения приобщены к материалам дела.
21.03.2022 в суд поступил отзыв Министерства на апелляционную жалобу. Поскольку Министерством в нарушение требований части 1 статьи 262 АПК РФ не представлены доказательства заблаговременного направления отзыва на апелляционную жалобу в адрес Общества, указанный отзыв поступил в суд апелляционной инстанции с нарушением установленного определением суда от 03.02.2021 срока (не позднее чем за 5 рабочих дней до даты судебного заседания), суд апелляционной инстанции отказал в приобщении к материалам дела поступившего от Министерства отзыва на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "РЦ-Гусев" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами в городе Гусев Калининградской области.
На основании приказа от 02.06.2021 N ИН-1750/п Министерством проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "РЦ-Гусев" с целью проверки поступившего обращения ГП КО "ЕСОО" (вх. N 13003-вх от 20.05.2021) по вопросу непредставления Обществом сведений, необходимых для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с отходами собственникам помещений многоквартирных домов, управление которыми осуществляет Общество.
По результатам проверки Министерством составлен акт проверки от 15.06.2021 N ЖК-1/1750/ГПИ/13003-вх, в котором отражено, что ГП КО "ЕСОО" обратилось в адрес ООО "РЦ-Гусев" с запросом от 15.03.2021 N 5зГ о предоставлении документов, подтверждающих количество зарегистрированных лиц в жилых помещениях многоквартирных домов, управление которыми осуществляет Общество. На указанный запрос ООО "РЦ-Гусев" в ответе от 21.04.2021 N 1226 запрашиваемые сведения не представило.
Таким образом, Министерство на основании представленных ГП КО "ЕСОО" документов пришло к выводу о нарушении Обществом требований пункта 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ и пунктов 148(1) и 148 (1-1) Правил N 354.
По результатам проверки Министерством вынесено предписание от 15.06.2021N ЖК-2/802/ГНИ/13003-вх об устранении нарушений требований пункта 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ и пунктов 148(1) и 148 (1-1) Правил N 354, которым Обществу предписано направить сведения, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с отходами собственникам помещений многоквартирных домов, управление которыми осуществляет Общество, согласно запросу от 15.03.2021 N 5зГ в адрес ГП КО "ЕСОО".
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Министерства оснований для выдачи Обществу оспариваемого предписания.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу Общества подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции от 14.12.2021 подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ определено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление многоквартирным домом управляющей организацией.
Согласно пункту 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ в случае, предусмотренном статьей 157.2 настоящего Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны:
- предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме;
Разделом XV(1) Правил N 354 установлены особенности предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 148(1) Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, приступающему к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных подпунктами "д" и "е" пункта 148(11) настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя:
фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо;
адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляется коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами;
сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в многоквартирном доме мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
сведения о случаях, периодах и основаниях перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю, копии документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет размера платы в соответствии с настоящими Правилами, за предыдущие 12 месяцев;
реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
Предоставление указанных сведений осуществляется одновременно на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации, товарищества или кооператива и на электронном носителе.
Предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
Согласно пункту 148(1-1) Правил N 354 управляющая организация, правление товарищества или кооператива предоставляют региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами сведения из реестра собственников помещений в многоквартирном доме, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме в случае изменения указанных сведений не позднее 10 рабочих дней со дня такого изменения.
Предоставление указанных сведений осуществляется одновременно на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации, товарищества или кооператива и на электронном носителе.
Как следует из акта проверки от 15.06.2021 N ЖК-1/1750/ГПИ/13003-вх на основании представленных ГП КО "ЕСОО" документов Министерство установило, что ГП КО "ЕСОО" обратилось в адрес ООО "РЦ-Гусев" с запросом от 15.03.2021 N 5зГ о предоставлении документов, подтверждающих количество зарегистрированных лиц в жилых помещениях многоквартирных домов, управление которыми осуществляет Общество. На указанный запрос ООО "РЦ-Гусев" в ответе от 21.04.2021 N 1226 запрашиваемые сведения не представило.
Таким образом, Министерство на основании представленных ГП КО "ЕСОО" документов пришло к выводу о нарушении Обществом требований пункта 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ и пунктов 148(1) и 148 (1-1) Правил N 354.
Суд апелляционной инстанции полагает, что указанный вывод Министерства сделан без должного исследования всех обстоятельств в ходе проведения внеплановой документарной проверки исключительно на основании документов, представленных ГП КО "ЕСОО", и без учета позиции ООО "РЦ-Гусев" (в том числе с учетом сведений, указанных в письме от 21.04.2021 N 1226).
Ссылки Министерства и суда первой инстанции на то, что в силу положений части 2 и 4 статьи 112 Закона N 294-ФЗ Министерство при проведении внеплановой документарной проверки по приказу от 26.03.2021 N ЖК-735/пр правомерно ограничилось только сведениями и документами, имеющимися в его распоряжении, то есть документами представленными ГП КО "ЕСОО", отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Согласно части 3 статьи 11 Закона N 294-ФЗ в процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона N 294-ФЗ в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
Таким образом, из положений части 3 статьи 11 Закона N 294-ФЗ не следует, что орган, проводящий проверку, рассматривает исключительно имеющиеся у него в распоряжении документы, поступившие от лица, подавшего жалобу, без учета доводов и документов проверяемого лица. При этом, частью 4 статьи 11 Закона N294-ФЗ прямо предусмотрено, что если имеющиеся у органа государственного контроля (надзора) сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, то орган государственного контроля (надзора) направляют в адрес юридического лица (индивидуального предпринимателя) мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.
В рассматриваемом случае, как следует из представленных в Министерство ГП КО "ЕСОО" документов, Предприятие обратилось в адрес Общества с запросом от 15.03.2021 N 5зГ о предоставлении документов, подтверждающих количество зарегистрированных лиц в жилых помещениях многоквартирных домов, управление которыми осуществляет Общество.
В ответ на указанный запрос Общество в письме от 21.04.2021 N 1226 (было представлено Предприятием в Министерство) указало, в том числе, что Общество постоянно представляло истребуемую Предприятием информацию согласно жилищному законодательству, письмом от 17.03.2021 N 796 повторно направило в письменном виде сведения, предусмотренные пунктами 148(1) и 148 (1-1) Правил N354, информация была также представлена в электронном виде.
Однако, Министерство, получив указанные сведения от ГП КО "ЕСОО" не запросило в ходе проверки у Общества документы, подтверждающие обстоятельства изложенные в письме от 21.04.2021 N 1226, не исследовало должным образом обстоятельства направления Обществом в адрес Предприятия ранее сведений в соответствии с требованиями пунктов 148(1) и 148 (1-1) Правил N354, в том числе письмом от 17.03.2021 N 796. Данные обстоятельства не были исследованы и оценены судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения.
В свою очередь Обществом представлены в Министерство (с возражениями на акт проверки письмом от 01.07.2021 N 1785), а также в суд первой инстанции, документы, свидетельствующие о том, что Общество в соответствии с требованиями пункта 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ и пунктов 148(1) и 148(1-1) Правил N354 регулярно предоставляло Предприятию сведения, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с отходами собственникам помещений многоквартирных домов, управление которыми осуществляет Общество (л.д.14-39), в том числе информация о собственниках, количестве зарегистрированных лиц и площадях помещений на 42-х листах была представлена Обществом письмом от 17.03.2021 N 796 (л.д.40).
При этом, следует отметить, что впоследствии Министерство с учетом сведений, содержащихся в письме от 17.03.2021 N 796, установило, что Обществом не допущено нарушений к порядку предоставления сведений, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с отходами, в соответствии с пунктами 148(1) и 148(1-1) Правил N354, что отражено в акте проверки от 07.10.2021 N ЖК-1/2924/ИЮС/13003-вх (л.д.80-81).
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В силу части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Таким образом, предписание как документ, содержащий властные указания, то есть являющийся мерой государственного принуждения, не может быть выдано произвольно, поскольку за неисполнение предписания предусмотрена административная ответственность.
Обязательным условием выдачи предписания, является установленный в ходе проверки факт наличия нарушения обязательных требований со стороны проверяемого лица.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В рассматриваемом случае, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Министерством в ходе проверки, проведенной на основании приказа от 02.06.2021 N ЖК-1750/пр, не было установлено должным образом и материалами дела не подтверждается нарушение Обществом требований пункта 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ и пунктов 148(1) и 148 (1-1) Правил N 354, в связи с чем не подтверждено наличие правовых и фактических оснований для выдачи Обществу предписания от 15.06.2021 NЖК-2/802/ГНИ/13003-вх.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции от 14.12.2021 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных Обществом требований и признании недействительным предписания Министерства от 15.06.2021 N ЖК-2/802/ГНИ/13003-вх.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Министерства в пользу Общества подлежат взысканию расходы по государственной пошлине в размере 4500 руб. за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
При этом, излишне уплаченная государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 12.01.2022 N 12 в размере 1500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14 декабря 2021 года по делу N А21-8809/2021 отменить.
Признать недействительным предписание Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области от 15.06.2021 N ЖК-2/802/ГНИ/13003-вх.
Взыскать с Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "РЦ-Гусев" 4500 руб. расходов по государственной пошлине за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "РЦ-Гусев" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 12.01.2022 N 12.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8809/2021
Истец: ООО "РЦ-ГУСЕВ"
Ответчик: Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области
Третье лицо: ГП КО "ЕСОО", ГП КО "ЕСОО"