город Омск |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А70-21166/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Каревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1332/2022) Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.12.2021 по делу N А70-21166/2021 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РН-Пурнефтегаз" (ОГРН 1058901407707, ИНН 8913006455, адрес: 629830, город Губкинский, N 10 микрорайон, 3) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616, адрес: 625000, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403) о признании незаконным и отмене постановления от 23.09.2021 N 03/4-486/2021 о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "РН-Пурнефтегаз" - Рахманов С.М (по доверенности от 01.01.2022 N 8 сроком действия 31.12.2023),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью ООО "РН-Пурнефтегаз" (далее - заявитель, общество, ООО "РН-Пурнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, Управление, Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 23.09.2021 N 03/4-486/2021 о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 30.12.2021 по делу N А70-21166/2021 заявленные требования удовлетворены, постановление Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 23.09.2021 N 03/4-486/2021 о привлечении к административной ответственности признано незаконным и отменено полностью.
Не соглашаясь с принятым по делу решением, Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что операторским договором на общество возложена обязанность использовать в системе поддержания пластового давления (далее также - ППД) только речную и техническую воду, однако в рамках проверки Управлением установлены факты, указывающие на использование в виде рабочего агента пластовой (подтоварной) воды, которая является отходом, образованным после добычи углеводородного сырья (далее также - УВС) с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15%.
Вместе с тем, Управление указывает, что у ООО "РП-Пурнефтегаз" отсутствует лицензия на право пользования недрами для целей не связанных с добычей полезных ископаемых (закачка отходов в пласт), а также отсутствует лицензия на право пользования недрами с целью добычи УВС, что исключает наличие у ООО "РН-Пурнефтегаз" утвержденного в установленном порядке проектного документа на возможность осуществления указанной деятельности, что в свою очередь образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "РН-Пурнефтегаз" не соглашается с доводами подателя апелляционной жалобы, просит оставить решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.12.2021 по делу N А70-21166/2021 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "РН-Пурнефтегаз" с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ответил на вопросы суда.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, исследовав материалы дела, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании приказов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31.05.2021 N 303, от 07.06.2021 N 323, по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 24.07.2020 N ВА П11-8315 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "РН-Пурнефтегаз".
По результатам проверки составлен Акт от 21.07.2021 N 0322021-в/А, которым установлено следующее.
Согласно договору от 01.01.2021 N 100020/07335Д на оказание операторских услуг (далее - Договор, Операторский договор), заключенному между ПАО "НК "Роснефть" (далее также - Владелец лицензии) и ООО "РП-Пурнсфтегаз" (далее также - Оператор), Оператор обязуется оказывать Владельцу лицензий услуги по разработке и эксплуатации нефтяных, газовых, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных и газоконденсатных месторождений, в т.ч. осуществлять добычу нефти, газового конденсата, природного газа, сбор попутного нефтяного газа (далее - углеводородное сырье), осуществлять подготовку и сдачу углеводородного сырья Владельца лицензии, транспортирующим организациям: в систему магистральных нефтепроводов ПАО "Транснефть", единую систему газоснабжения ПАО "Газпром", ОАО "РЖД" и другим перевозчикам, а также конечным потребителям (покупателям по соответствующим договорам реализации углеводородного сырья Владельца лицензий), осуществляя услуги своими силами и средствами, на взаимосогласованных между Сторонами условиях.
Согласно пункту 1.3. указанного договора, Оператор осуществляет добычу углеводородного сырья на объектах участков недр Владельца лицензий (список лицензий - Приложении N 1) и добычу подземных вод (в т.ч. сеноманской воды), а также изъятие водных ресурсов (речной технической воды) из водных объектов для технологического обеспечения водой объектов промышленности и для технологического использования их в системе ППД при разработке месторождений нефти.
Согласно пункту 3.7 договора Оператор обязан, в том числе, выполнять обязанности по настоящему Договору в части соблюдения природоохранного законодательства
Вместе с тем, Управлением установлено, что в виде рабочего агента ООО "РН-Пурнефтегаз" использованы как пластовые воды, являющиеся отходом, так и подземные воды.
На территории Губкинского месторождения имеется блочная кустовая насосная станция КНС-15, предназначенная для создания необходимого напора и закачки рабочего агента (воды) через нагнетательные скважины в продуктивные горизонты с целью поддержания пластового давления. Подача рабочего агента на кустовые площадки осуществляется по системе внутрипромысловых водоводов высокого давления.
Сырьем для КНС-15 Губкинского месторождения является пластовая (подтоварная) вода.
Продукция нефтяных скважин Губкинского месторождения поступает на УПВС-10, где производится предварительное отделение пластовой воды от водогазонефтяной эмульсии. Подача подтоварной воды с УПСВ-10 производится насосами по трубопроводу. Для дополнительной очистки пластовой воды на трубопроводе перед входом в КНС установлена емкость "пескоотстойник".
Технологический процесс представляет собой получение пластовой воды после добычи УВС, ее очистку, и последующую закачку в скважины глубокого бурения (недра), в данном случае, пластовая вода является отходом.
Управлением в рамках проверки установлено, что общество осуществляет деятельность по закачке отходов для целей ППД на территории Губкинского месторождения в скважины глубокого бурения (недра) куст N 19: скв. NN 13, 18, 21; куст 34: скв. N 1242; куст 32: скв. NN 1679, 1678; куст 31: скв. N 1241; куст 37: скв: N 111, 113, что отражено в пункте 20 таблицы нарушений.
Продукция нефтяных скважин Западно-Пурпейского месторождения поступает на участок предварительной подготовки нефти УПСВ-3 Западно-Пурпейского месторождения, где происходит разделение водогазонефтяной эмульсии и подготовка рабочего агента - воды. С УПСВ-3 пластовая вода из емкости дегазации по водоводу низкого давления подается на КНС-3.
Технологический процесс представляет собой получение пластовой воды после добычи УВС, ее очистку, и последующую закачку в скважины глубокого бурения (недра), в данном случае, пластовая вода является отходом.
Учитывая вышеизложенное, в рамках проверки Управлением установлен факт осуществления деятельности по закачке отходов для целей ППД на территории Западно-Пурпейского месторождения в скважины глубокого бурения (недра) куст 1: скв. N N 723, 401, 422, 500. 609; куст 2: скв. NN 413, 503, 304, 611, что отражено в пункте 34 таблицы нарушений.
Продукция нефтяных скважин Южного купола Ново-Пурпейского месторождения поступает на участок предварительной подготовки нефти УПСВ-1 Южного купола Ново-Пурпейского месторождения, где происходит разделение водогазонефтяной эмульсии и подготовка рабочего агента - воды. С УПСВ-1 пластовая вода насосами по водоводам низкого давления подается на КНС-1.
Технологический процесс представляет собой получение пластовой воды после добычи УВС, ее очистку, и последующую закачку в скважины глубокого бурения (недра), в данном случае, пластовая вода является отходом.
Учитывая вышеизложенное в рамках проверки установлен факт осуществления деятельности по закачке отходов в скважины глубокого бурения для целей ППД на территории Южного купола Ново-Пурпейского месторождения (недра) куст 1: скв. N N 5115, 5107, 4024, 4046, 5106; куст 4: скв.NN 4050, 5126, 5117, 4038; куст 7: скв. NN 5144; 4078; куст 6: скв. NN 4004, 5087, 3993, 3992, 5079, 3979, 4000, 3977; куст 3: скв. NN 5097, 5094, 5098; куст 2: скв. NN 5133, 4045; куст 5: скв. N 5140, 4083, что отражено в пункте 46 таблицы нарушений.
Также в рамках проверки установлен факт осуществления деятельности по закачке отходов для целей ППД на территории Барсуковского месторождения в скважины глубокого бурения (недра) куст 38: скв. N N 4021, 3392, 4017; куст 40: скв. N 1522, что отражено в пункте 70 таблицы нарушений.
Блочные кустовые насосные станции КНС-Н, КНС-12 Тарасовского месторождения, КНС-13 Северо-Тарасовского месторождения, КНС-14 Южно-Тарасовского месторождения предназначены для создания необходимого напора и закачки рабочего агента (воды) через нагнетательные скважины в продуктивные горизонты с целью поддержания пластового давления. Подача рабочего агента на кустовые площадки осуществляется по системе внутрипромысловых водоводов высокого давления.
Водозабор Тарасовского направления предназначен для подъема воды с реки Пяку-Пур и подачи, через систему низконапорных водоводов, в приемную гребенку КНС Тарасовского месторождения.
Сырьем для КНС-11, КНМ-12, КНС-13, КНС-14 Тарасовского направления является подтоварная, пластовая и поверхностные воды.
Продукция нефтяных скважин Тарасовского месторождения поступает на ДНС, где производится предварительное отделение пластовой воды от водогазонефтяной эмульсии. Подача подтоварной воды производится насосами по трубопроводам. Для дополнительной очистки пластовой воды на трубопроводах перед входом в КНС установлена емкость "пескоотстойник".
Пластовая вода с ЦПС подается насосами. Подача поверхностной воды осуществляется насосами от водозабора р. Пяку-Пур Тарасовского направления. Смешивание поверхностной и пластовой воды происходит в трубопроводе в районе распределительного узла т.вр. КНС-14, в месте подключения трубопровода от ЦПС.
Технологический процесс представляет собой получение пластовой воды после добычи УВС, ее очистку, и последующую закачку в скважины глубокого бурения (недра), в данном случае, пластовая вода является отходом (пункт 101 таблицы нарушений).
В свою очередь, деятельность, направленная на закачку рабочего агента (воды) в скважины глубокого бурения (недра) для целей ППД при разработке месторождений нефти, подлежит лицензированию, либо осуществлению указанной деятельности на основании утвержденной в установленном порядке проектной документации в рамках основной лицензии на разработку месторождения УВС.
В соответствии с представленным экспертным заключением, по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора N 67 от 19.07.2021 указанный отход можно отнести к коду ФККО 9 11 201 11 31 4 "подтоварная вода с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15%".
Вместе с тем, Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора установлено, что у ООО "РН-Пурнефтегаз" отсутствует лицензия на право пользования недрами для целей не связанных с добычей полезных ископаемых (закачка отходов в пласт), а также отсутствует лицензия на право пользования недрами с целью добычи УВС, что исключает наличия у ООО "РН-Пурнефтегаз" утвержденного в установленном порядке проектного документа на возможность осуществления указанной деятельности. Следовательно, по мнению заинтересованного лица, ООО "РН-Пурнефтегаз" осуществляет деятельность по закачке отходов в скважины глубокого бурения (недра) для целей ППД на территории Губкинского, Западно-Пурпейского, Южного купола Ново-Пурпейского, Тарасовского, Барсуковского месторождения, без лицензии на право пользования недрами.
По результатам проверки старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора в г. Ноябрьске Муталаповой С.С. в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 24.08.2021 N 03/4-486/2021 по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ - пользование недрами без лицензии.
При рассмотрении названного протокола и иных материалов дела об административном правонарушении, этим же должностным лицом вынесено оспариваемое постановление от 23.09.2021 N 03/4-486/2021, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 900 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "РН-Пурнефтегаз" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с соответствующим заявлением.
30.12.2021 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, обжалованное Управлением в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
В соответствии с частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей
Объектом правонарушения являются отношения в сфере пользования недрами.
Объективной стороной данного правонарушения является фактическое пользование недрами без лицензии на пользование недрами.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, является физическое, должностное либо юридическое лицо, на которое в соответствии с законом или иным правовым актом возложена обязанность по соблюдению установленных требований при осуществлении подлежащей лицензированию деятельности.
Субъективная сторона данного деяния для юридических лиц выражается в непринятии всех возможных мер для соблюдения требований действующего законодательства о недрах.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1), который содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Согласно преамбуле к Закону N 2395-1, недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В силу статьи 1.2 Закона N 2395-1 недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 6 ЗаконаN 2395-1 недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, размещения в пластах горных пород вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей.
Согласно абзацу первому статьи 9 Закона N 2395-1 пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с абзацем пятым статьи 9 Закона N 2395-1 в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
Согласно части 1 статьи 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 утверждено Положение о порядке лицензирования пользования недрами (далее - Положение N 3314-1), законоположения которого применяются в настоящем случае в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений.
Пунктом 2.1 Положения N 3314-1 установлено, что недра в соответствии с Законом N 2395-1 предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
В силу пункта 6.1 Положения N 3314-1 в соответствии с видами пользования недрами лицензии установленного образца выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов.
Пунктом 6.3 Положения N 3314-1 предусмотрено, что лицензия на добычу полезного ископаемого дает право на разведку и разработку месторождений, а также на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговаривается в лицензии.
Рассматриваемая лицензия может выдаваться на разработку всего месторождения полезного ископаемого или его отдельной части. Разработка одного месторождения полезного ископаемого разными пользователями недр должна проводиться по согласованной технологической схеме, исключающей нерациональное использование недр. Координация действий пользователей недр возлагается по их решению на одно из предприятий, которому другие предприятия доверяют исполнение функций координатора. Указанное условие фиксируется в лицензиях на право разработки этого месторождения.
Как следует из материалов настоящего дела, право пользования недрами Тарасовского, Ново-Пурпейского, Западно-Пурпейского, Барсуковского и Губкинского нефтегазоконденсатных месторождений предоставлено ПАО "НК "Роснефть" на основании соответствующих лицензий, право является исключительным и не может быть представлено еще какому-либо лицу, в том числе и заявителю.
Деятельность владельца лицензий - ПАО "НК "Роснефть", в границах указанных выше месторождений осуществляется в соответствии с согласованными Северо-Уральским управлением Ростехнадзора планами развития горных работ и действующими проектными документами: дополнение к технологической схеме разработки Новопурпейского нефтегазоконденсатного месторождения" (протокол ЦКР Роснедр от 26.11.2020 N 8009); дополнение к технологическому проекту разработки Барсуковского нефтегазоконденсатного месторождения" (протокол ЦКР Роснедр от 06.12.2019 N 7775); дополнение к технологической схеме разработки Губкинского нефтегазоконденсатного месторождения в пределах лицензионного участка ПАО "НК "Роснефть" (протокол ЦКР Роснедр от 20.12.2018 N 7461); дополнение к технологическому проекту разработки Западно-Пурпейского нефтегазоконденсатного месторождения ЯНАО Тюменской области" (протокол ЦКР Роснедр от 26.08.2019 N 7578); дополнение к технологической схеме разработки Тарасовского нефтегазоконденсатного месторождения ЯНАО Тюменской области" (протокол ЦКР Роснедр от 12.12.2019 N 7798).
Как следует из пунктов 1.1, 3.24 Операторского договора, ООО "РН-Пурнефтегаз" осуществляет: добычу углеводородного сырья на объектах участков недр Владельца лицензий и пользователя недр - ПАО "НК "Роснефть" и добычу подземных вод (в т.ч. сеноманской воды), а также изъятие водных ресурсов (речной технической воды) из водных объектов для технологического обеспечения водой объектов промышленности и для технологического использования их в системе ППД при разработке месторождений нефти.
Следовательно, заявитель привлечен лицензиатом и пользователем недр ПАО "НК "Роснефть" в качестве оператора, в соответствии с положениями статьи 9 Закона N 2395-1 для оказания услуг по эксплуатации месторождений, в том числе, по осуществлению добычи УВС в порядке и на условия проектов разработки месторождений, утвержденных Центральной комиссией по согласованию технических проектов разработки месторождений УВС Федерального агентства по недропользованию.
Таким образом, довод Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора об осуществлении заявителем деятельности по добыче УВС и закачке отходов в скважины для целей ППД без лицензии на право пользования недрами является необоснованным и отклоняется судом апелляционной инстанции на основании изложенного.
Как следует из положений абзаца 3 статьи 19.1 Закона N 2395-1, пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу углеводородного сырья или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом участков недр имеют право на основании утвержденного технического проекта размещать в пластах горных пород попутные воды и воды, использованные для собственных производственных и технологических нужд, в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.
Согласно пунктам 2, 10 части 2 статьи 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнять условия, установленные лицензией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона N 2395-1 одним из основных требований по рациональному использованию и охраны недр является соблюдение установленных законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом N 89-ФЗ (абзац второй статьи 1 Закона N 89-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 2 Закона N 89-ФЗ отношения, связанные с размещением в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, регулируются законодательством Российской Федерации о недрах.
Из материалов дела следует, что согласно утвержденным проектно-техническим документам (далее - ПТД) на разработку месторождений попутно добываемые пластовые воды используются для закачки в нефтяные пласты в качестве рабочего агента для системы поддержания пластового давления месторождений.
Согласно дополнений к технологическому проекту разработки Барсуковского нефтегазоконденсатного месторождения (л.д.44-46), технологическому проекту разработки Западно-Пурпейского нефтегазоконденсатного месторождения ЯНАО Тюменской области (л.д.47-49), технологическому проекту разработки Новопурпейского нефтегазоконденсатного месторождения ЯНАО (л.д.50-52), технологическому проекту разработки Тарасовского нефтегазоконденсатного месторождения ЯНАО Тюменской области (л.д.53-55), технологическому проекту разработки Губкинского нефтегазоконденсатного месторождения в пределах лицензионного участка ПАО "НК Роснефть" ЯНАО Тюменской области (приложение 15 к заявлению ООО "РН-Пурнефтегаз" от 01.11.2021), для поддержания системы пластового давления для нефтяных залежей на указанных месторождениях предусмотрено использование в качестве агента закачки подтоварной воды, поступающей на блочные кустовые насосные станции, насосы которых закачивают воду в нагнетательные скважины.
Из материалов дела следует, что все поименованные выше проекты разработки месторождений содержат требование о полной утилизации попутно добываемой пластовой воды, посредством закачки ее в пласт в целях ППД, что подтверждается имеющимися в материалах дела выписками из дополнений к технологическим проектам разработки Тарасовского, Барсуковского, Новопурпейского, Западно-Пурпейского и Губкинского месторождений.
Учитывая изложенное, владелец лицензии (ПАО "НК "Роснефть") действуя в рамках, установленных законом и лицензиями, на гражданско-правовой основе привлек для оказания услуг заявителя, который в силу закона и Операторского договора, действуя от имени, в интересах и за счет владельца лицензии исполнял обязательные требования проектов разработки месторождений ПАО "НК "Роснефть", а не осуществлял и не мог осуществлять пользование недрами от своего имени и в своем интересе.
Изложенное свидетельствует об отсутствии оснований для вывода об осуществлении ООО "РН-Пурнефтегаз" деятельности по закачке отходов в скважины глубокого бурения (недра) для целей ППД на территории Губкинского, Западно-Пурпейского, Южного купола Ново-Пурпейского, Тарасовского, Барсуковского месторождения, без лицензии на право пользования недрами, поскольку осуществление указанной деятельности заявитель производит на основании Операторского договора, предоставленных в материалы дела лицензий и в соответствии с положениями проектов разработки месторождений на спорных лицензионных участках.
Довод Управления в своей апелляционной жалобе о наличии в действиях ООО "РН-Пурнефтегаз" состава административного правонарушения по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ опровергается вышеизложенным. Управлением в ходе производства по делу об административном правонарушении не были собраны и не представлены в суд безусловные доказательства, устанавливающие событие административного правонарушения и вину ООО "РН-Пурнефтегаз".
Иные доводы и аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются несостоятельными.
В связи с тем, что событие административного правонарушения в действиях ООО "РН-Пурнефтегаз" не является доказанным, постановление от 23.09.2021 N 03/4-486/2021 о привлечении общества к ответственности обоснованно признано незаконным судом первой инстанции. Удовлетворив заявление общества, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение по делу.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие, а равно недоказанность события административного правонарушения, является обстоятельством, исключающим производство по административному делу.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку данная категория дел государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Пурнефтегаз" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.12.2021 по делу N А70-21166/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-21166/2021
Истец: ООО "РН-ПУРНЕФТЕГАЗ"
Ответчик: Северо-Уральское Межрегиональное Управление Федеральной Службы по Надзору В Сфере Природопользования