город Москва |
|
28 марта 2022 г. |
дело N А40-200989/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.03.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кудрявцевым И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.12.2021
по делу N А40-200989/21,
по заявлению ООО "Нормет"
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Еретенко А.П. по доверенности от 29.01.2021;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.12.2021 признано незаконным решение Центральной акцизной таможни от 13.08.2021 N 13-12/21279 и на таможенный орган возложена обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение прав общества путем принятия решения о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении самоходной шарнирно-сочлененной подземной колесной горно-шахтной машины для транспортировки взрывчатых материалов в горных выработках и туннелях UTIMEC MF 100E, HD 455, ввезенной по декларации на товары (ДТ) N 10009100/300521/0078416, в размере 2.501.250 руб., в отношении самоходной шарнирно-сочлененной подземной колесной горно-шахтной машины для смешивания и перевозки бетонной смеси UTIMEC MF 500 TRANSMIXER, HD 458, ввезенной по декларации на товары (ДТ) N 10009100/290621/0096917, в размере 707.250 руб., в отношении самоходной шарнирно-сочлененной подземной колесной горно-шахтной машины для смешивания и перевозки бетонной смеси UTIMEC MF 500 TRANSMIXER, HD 457, ввезенной по декларации на товары (ДТ) N 10009100/260621/0095250, в размере 707.250,00 руб., а также с таможенного органа в пользу ООО "Нормет" взысканы расходы по госпошлине в размере 3.000 руб.
Не согласившись с решением суда, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в период с мая-июня 2021 ООО "Нормет" на Акцизном специализированном таможенном посту таможенного органа по декларации на товары задекларирован товар по ДТ N 10009100/300521/0078416, 10009100/290621/0096917, 10009100/260621/0095250: "самоходная шарнирно-сочлененная подземная колесная горно-шахтная машина для транспортировки взрывчатых материалов в горных выработках и туннелях UTIMEC MF 100Е, HD 455, для смешивания и перевозки бетонной смеси в горных выработках UTIMEC MF 500 TRANSMIXER, HD 458, для смешивания и перевозки бетонной смеси в горных выработках UTIMEC MF 500 TRANSMIXER, HD 457". Указанный товар выпущен таможенным органом согласно заявленной таможенной процедуре выпуск для внутреннего потребления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" на таможенные органы возложена обязанность по выдаче паспортов на самоходные машины в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории Российской Федерации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин. При этом выдача паспортов на машины, ввезенные на территорию Российской Федерации в качестве собственности физических и юридических лиц, производится после завершения их таможенного оформления в установленном порядке (п. 2.1.1. Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Госстандартом России 26.06.1995, Минсельхозпродом России 28.06.1995).
Таким образом, паспорт на самоходную машину должен быть оформлен и выдан должностными лицами таможенного органа не позднее дня завершения таможенного оформления и принятия решения о выпуске товара.
Таким образом, паспорт на ввезенную обществом самоходную машину UTIMEC MF 100Е, HD 455 должен быть оформлен и выдан должностными лицами таможенного органа не позднее дня завершения таможенного оформления и принятия решения о выпуске товара, т. е. не позднее 30.05.2021, паспорт на самоходную машину UTIMEC MF 500 TRANSMIXER, HD 458 - не позднее 29.06.2021, паспорт на самоходную машину UTIMEC MF 500 TRANSMIXER, HD 457 - не позднее 26.06.2021.
В нарушение указанной обязанности, таможенный орган уклонился от выдачи заявителю паспорта на ввезенные ООО "НОРМЕТ" самоходные машины в связи с неуплатой утилизационного сбора, посчитав, что самоходные машины облагаются утилизационным сбором.
Поскольку эксплуатация самоходных машин и их постановка на учет в органах Гостехнадзора возможна только при наличии паспорта самоходной машины, общество вынуждено 27.05.2021, 23.06.2021 уплатило утилизационный сбор в отношении самоходной машины в размере 3.915.750 руб.
Факт уплаты заявителем утилизационного сбора подтверждается платежными поручениями N 2240 от 27.05.2021, N 2606 от 23.06.2021, копии которых имеются в материалах дела.
После уплаты утилизационного сбора таможенный орган оформил и выдал обществу паспорта самоходных машин 01.06.2021 RU ТК 368301 (самоходная машина UTIMEC MF 100Е, HD 455), 06.07.2021 RU TK 214638 (самоходная машина UTIMEC MF 500 TRANSMIXER, HD 458), RU TK 214637 (самоходная машина UTIMEC MF 500 TRANSMIXER, HD 457).
Ввезенные ООО "Нормет" самоходные машины не являются объектом уплаты утилизационного сбора, поскольку не включены в Перечень самоходных машин, облагаемых утилизационным сбором, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81.
В связи с этим после уплаты утилизационного сбора общество 27.07.2021 обратилось в таможенный орган с заявлениями о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 3.915.750 руб. в отношении самоходных машин.
В ответ на указанные заявления, таможенным органом в адрес общества направлено письмо от 13.08.2021 N 13-12/21279 об отказе возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении самоходных машин, в котором таможенный орган сообщил заявителю, что утилизационным сбором облагаются самоходные машины, коды ТН ВЭД которых поименованы в Перечне видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 81 от 06.02.2016.
Не согласившись с оспариваемым решением, изложенным в письме таможенного органа от 13.08.2021 N 13-12/21279 по вопросу возврата излишне уплаченного утилизационного сбора по декларациям на товары N 10009100/300521/0078416, 10009100/290621/0096917, 10009100/260621/0095250, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Самоходные машины модели UTIMEC MF 100Е и UTIMEC MF 500 TRANSMIXER не облагаются утилизационным сбором, поскольку не включены в Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 81.
По общему правилу, за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
При этом виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 24.1 Закона об отходах производства и потребления).
В силу прямого указания закона, объектом обложения утилизационным сбором являются не все самоходные машины, а только те, виды и категории которых включены в перечень, определенный Правительством Российской Федерации.
Закон об отходах производства и потребления содержит безусловное освобождение от уплаты утилизационного сбора в отношении определенной категории ввозимых транспортных средств и самоходных машин (например, ввозимых в качестве личного имущества физических лиц или принадлежащих дипломатическим представительствам) (п. 6 ст. 24.1 Закона об отходах производства и потребления).
Такое исключение применяется к тем самоходным машинами, которые при других обстоятельствах облагались бы утилизационным сбором в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Самоходные машины, виды и категории которых не включены в перечень, определенный Правительством Российской Федерации, не облагаются утилизационным сбором вне зависимости от того, подпадают или нет такие самоходные машины под безусловные исключения, определенные п. 6 ст. 24.1 Закона об отходах производства и потребления.
Помимо вида и категории самоходных машин, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, в перечне также указываются коды ТН ВЭД ЕАЭС, относящиеся к самоходным машинам, включенным в перечень. При этом, исходя из структуры перечня, коды ТН ВЭД ЕАЭС не являются самостоятельными характеристиками самоходных машин, а указываются в качестве вставных конструкций (в скобках), дополняющих такие характеристики самоходных машин как вид и категория.
Таким образом, утилизационный сбор устанавливается в отношении конкретной категории и вида самоходных машин и только в отношении тех машин соответствующего вида и категории, которые классифицируются по указанным в перечне кодам ТН ВЭД ЕАЭС.
Позиция таможенного органа о том, что взимание утилизационного сбора определено в отношении всех самоходных машин, код ТН ВЭД ЕАЭС которых поименован в перечне, но наименование которых не соответствует ни одному разделу перечня, основана на неверном толковании закона.
Поскольку в Перечне в первую очередь указываются вид и категория самоходных машин, а код ТН ВЭД ЕАЭС является вторичным, то именно вид и категория самоходных машин являются квалифицирующими для целей взимания утилизационного сбора.
Судом установлено, что ввезенная ООО "НОРМЕТ" самоходная машина модели UTIMEC MF 100Е имеет код ТН ВЭД ЕАЭС 8704 23 910 8 и согласно технической документации смонтирована на самоходном полноприводном шасси и предназначена для транспортировки взрывчатых материалов в горных выработках и туннелях, не предназначена для движения по дорогам общего пользования.
При этом ввезенные обществом самоходные машины модели UTIMEC MF 500 TRANSMIXER имеют код ТН ВЭД ЕАЭС 8705 40 000 1 и согласно технической документации смонтированы на самоходном полноприводном шасси и предназначены для смешивания и перевозки бетонной смеси в горных выработках, не предназначены для движения по дорогам общего пользования. По существу ввезенные обществом самоходные машины представляют собой специально сконструированные горно-шахтные машины.
Однако Перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, размеров утилизационного сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 81 от 06.02.2016, утилизационный сбор установлен в отношении "машин и оборудования для лесного хозяйства.
Транспортные средства типа "форвардер" (классифицируемые по кодам 8704 22 910 1, 8704 22 990 1, 8704 23); "машин для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по кодам 8705. 8479 10 000 0)".
Перечень не содержит такого вида и категории самоходных машин как "горношахтная машина", а поскольку самоходные машины моделей UTIMEC MF 100Е и UTIMEC МГ 500 TRANSMIXER созданы на базе шасси колесного транспортного средства и не является машиной для лесного хозяйства и транспортным средством типа "форвардер" (UTIMEC MF 100Е); не предназначены для содержания дорог, созданы на базе шасси колесных транспортных средств (UTIMEC MF 500 TRANSMIXER), ввезенные ООО "Нормет" самоходные машины не являются объектом уплаты утилизационного сбора.
Ввезенные обществом самоходные машины: модели UTIMEC MF 500 TRANSMIXER хоть и имеют код ТН ВЭД ЕАЭС 8705 40 000 1, однако (1) не предназначены для содержания дорог и (2) созданы на базе шасси колесных транспортных средств - что подтверждается паспортами на самоходные машины и технической документацией, модели UTIMEC MF 100Е хоть и имеет код ТН ВЭД ЕАЭС 8704 23 910 8, однако (1) не является машиной для лесного хозяйства и (2) не относится к транспортному средству типа "форвардер", то есть две из трех характеристик (3-й характеристикой является код ТН ВЭД ЕАЭС) ввезенных обществом самоходных машин, а именно категория и вид, не совпадают с указанными в Перечне видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного постановлением Правительства N 81.
Таким образом, ввезенные обществом самоходные шарнирно-сочлененные подземные колесные горно-шахтные машины для транспортировки взрывчатых материалов в горных выработках и туннелях UTIMEC MF 100Е, HD 455 и для смешивания и перевозки бетонной смеси UTIMEC MF 500 TRANSMEKER, HD 457 и UTIMEC MF 500 TRANSMEXER, HD 458 не поименованы в Перечне видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации N 81 от 06.02.2016, и соответственно не облагаются утилизационным сбором.
Следовательно, утилизационный сбор в размере 2.501.250 руб. в отношении UTIMEC MF 100Е, HD 455, уплаченный ООО "НОРМЕТ" по платежному поручению N 2240 от 27.05.2021; в размере 707.250 руб. в отношении UTIMEC MF 500 TRANSMIXER, HD 457, уплаченный ООО "НОРМЕТ" по платежному поручению N 2606 от 23.06.2021; в размере 707.250 руб. в отношении UTIMEC MF 500 TRANSMIXER, HD 458, уплаченный ООО "НОРМЕТ" по платежному поручению N 2606 от 23.06.2021 является излишне уплаченным и подлежит возврату ООО "НОРМЕТ" в полном объеме при обращении в таможенный орган заявлением о возврате утилизационного сбора.
ООО "Нормет" представлен полный комплект документов, необходимый для возврата излишне уплаченного утилизационного сбора.
Порядок возврата излишне уплаченного утилизационного сбора установлен постановлением Правительства Российской Федерации N 81 от 06.02.2016, в соответствии с которым заявление о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора подается плательщиком в таможенный орган, проставивший на паспорте, выданном на самоходную машину и (или) прицеп, отметку об уплате утилизационного сбора, в течение 3 лет со дня уплаты утилизационного сбора (п. 29 постановления Правительства N 81).
Из заявлений общества о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов с письменными пояснениями от 27.07.2021 UTIMEC MF 100Е, HD 455, о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов с письменными пояснениями от 27.07.2021 UTIMEC MF 500 TRANSMIXER, HD 458, о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов с письменными пояснениями от 27.07.2021 UTIMEC MF 500 TRANSMIXER, HD 457 следует, что общество представило полный комплект документов, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации N 81 от 06.02.2016.
Таможенный орган обязан принять по существу решение о возврате обществу излишне уплаченного утилизационного сбора.
Факт излишней уплаты утилизационного сбора обществом документально подтвержден.
Выводы суда первой инстанции о том, что представленные заявителем документы являются достаточными для расчета и подтверждения излишней уплаты утилизационного сбора, являются обоснованными.
Возложение на таможенный орган обязанности является способом устранения нарушенных прав заявителя в порядке, предусмотренном ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации.
Нарушений судом первой инстанции норм материального права и процессуального законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.12.2021 по делу N А40-200989/21, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-200989/2021
Истец: ООО "НОРМЕТ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ