город Воронеж |
|
28 марта 2022 г. |
дело N А64-4540/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ботвинникова В.В.,
судей Маховой Е.В.,
Сурненкова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Офицеровой А.В.,
при участии:
от публичного акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания": Котов С.В., представитель по доверенности N ТЭК/Д/12 от 30.12.2021, паспорт РФ;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ДомоСтрой": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от публичного акционерного общество "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ДомоСтрой" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.2021 по делу N А64-4540/2021 по исковому заявлению публичного акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" (ОГРН 1056882285129, ИНН 6829010210) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домострой" (ОГРН 1176820005834, ИНН 6829132440), третье лицо: публичное акционерное общество "МРСК Центра" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго", о взыскании 28 838,35 руб.,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Тамбовская энергосбытовая компания" (далее - ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДомоСтрой" (далее - ООО "УК ДомоСтрой", ответчик) с требованием о взыскании 28 838, 35 руб. основного долга по оплате электрической энергии, потребленной при содержании общего имущества (общедомовые нужды ОДН) за март 2021 года.
Определением суда от 09.06.2021 рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго" (после 03.08.2021 - ПАО "Россети Центр") (далее - ПАО "МРСК Центра", ПАО "Россети Центр", третье лицо).
Определением суда от 03.08.2021. рассмотрение дела назначено по общим правилам искового производства
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.2021 по настоящему делу исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда, полагая его незаконным и необоснованным, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, считал обжалуемое решение законным.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "УК ДомоСтрой" (ответчик) является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов на территории р.п. Первомайский Первомайского района Тамбовской области, расположенных по ул.Володарского, д. 11, д. 16, д. 18; ул. Строительная, д. 6, ул. Тельмана, д.7; ул. Дружбы, д. 5, д. 13, д. 4; ул. Московская, д. 10; ул. Спортивная, д. 8, д.10, 6 избравших на общих собраниях собственников помещений способы управления многоквартирными домами управляющей организацией ООО "УК ДомоСтрой", что подтверждается информацией, размещенной в сети Интернет на сайте "ГИС ЖКХ" (dom.gosuslugi.ru).
ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" с 01.09.2006 присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Тамбовской области.
Договор энергоснабжения в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, между ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" и ООО "УК ДомоСтрой" в спорный период не заключен, в связи с несогласованием всех существенных условий.
Действуя в интересах потребителей электрической энергии, в период март 2021 года ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" поставило электрическую энергию на общедомовые нужды в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "УК ДомоСтрой" на общую сумму 28 838,35 руб. (счет-фактура N Э-012224/02 от 31.03.2021; акт приема-передачи электроэнергии (мощности) N Э-012224/02 от 31.03.2021).
Претензионные требования истца об оплате потребленной электроэнергии на общедомовые нужды за спорны период оставлены ответчиком без удовлетворения. В связи с уклонением ООО "УК ДомоСтрой" от оплаты электроэнергии потребленной собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах при содержании общего имущества за март 2021 года ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Принимая обжалуемый судебный акт и удовлетворяя заявленные исковые требования, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статьям 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из договоров и иных оснований, предусмотренных законом, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно пункту 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44, пунктам 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом, в том числе посредством управления управляющей организацией. Общее собрание собственников помещений обязано выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Обязанность граждан и организаций своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена пунктом 1 статьи 153 ЖК РФ.
Согласно пункту 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Судом первой инстанции установлено, что собственниками помещений в многоквартирных домах на территории р.п. Первомайский Первомайского района Тамбовской области, расположенных по ул. Володарского, д. 11, д.16, д. 18; ул. Строительная, д. 6, ул. Тельмана, д. 7; ул. Дружбы, д. 5, д. 13, д. 4; ул. Московская, д. 10; ул. Спортивная, д. 8, д.10, выбран способ управления управляющей организацией - ООО "УК ДомоСтрой". Указанное также подтверждается информацией, размещенной в сети Интернет на сайте "ГИС ЖКХ" (dom.gosuslugi.ru).
Факт управления многоквартирными домами в марте 2021 года не оспаривается ответчиком.
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг N 354) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно положениям Правил предоставления коммунальных услуг N 354 и Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года N 124 потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
На основании пункта 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
При разрешении данного спора судом области учтена правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918, в соответствии с которой, управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9 подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что выбранная в установленном законодательством порядке для управления многоквартирным домом управляющая организация предоставляет коммунальные услуги потребителям и является исполнителем коммунальных услуг.
Согласно пункту 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют электроснабжение.
Из подпункта "б" пункта 31 Правил N 354 следует, что исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Согласно пункту 21.1 Правил N 124 управляющие организации, которые не приняли на себя обязанности по предоставлению коммунальной услуги в соответствии с положениями пунктов 17 и 18 статьи 12 Закона N 176-ФЗ, а также прекратившие предоставление коммунальных услуг в связи с реализацией ресурсоснабжающей организацией права на расторжение договора ресурсоснабжения, предусмотренного пунктом 30 Правил N 124, обязаны заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в целях покупки электрической энергии, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В рассматриваемом случае, как установлено судом области, договор купли-продажи электрической энергии в целях содержания общего имущества многоквартирных домов в марте 2021 года между сторонами отсутствовал.
В пункте 2 Информационного письма ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" разъяснено, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные
Согласно пункту 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" - отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отсутствие письменного договора с ПАО "ТЭСК", как исполнителем коммунальных услуг, не освобождает управляющую организацию от обязанности возместить стоимость отпущенной электрической энергии на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном жилом доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома (пункт 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). А именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома, включены в состав платы за содержание жилого помещения (подпункт 2 пункта 1, подпункт 1 пункта 2 статьи 154, пункт 1 статьи 156 ЖК РФ).
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с изменениями, внесенными в Правила N 354 Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, с 01.01.2017 размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общие домовые нужды (потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме), внесен в состав ставки платы за содержания жилья за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован.
Указанные положения распространяются на случаи управления многоквартирными домами, оборудованными общедомовыми приборами учета (пункт 44 Правил N 354), при этом, за период до 01.01.2017 управляющая организация должна оплатить расходы по потреблению электроэнергии на общедомовые нужды в размере сверхнормативного потребления (по формуле: показания ОПУ - показания ИПУ - нормативный ОДН), после 01.01.2017 - в полном объеме (по формуле: показания ОПУ - показания ИПУ).
Таким образом, суд области обоснованно исходил из того, что с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей организацией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
При этом, как верно указано судом, даже отсутствие договорных отношений ресурсоснабжающей организации с исполнителем коммунальных услуг (управляющей организации или товарищества собственников жилья) не изменяет статуса этого лица по отношению к собственникам помещений в доме, как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества дома.
Указанный правовой подход соответствует правовой позиции изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.07.2018 N 308-ЭС18-3279.
Факт поставки истцом в спорный период электроэнергии на общедомовые нужды в жилые дома, находящиеся под управлением ООО "УК ДомоСтрой" не оспаривается ответчиком. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определяется в зависимости от оборудования многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Указанным законом обязанность по оснащению приборами учета используемых воды, тепловой энергии (за исключением индивидуальных приборов учета тепловой энергии), электрической энергии, газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Пункты 3 - 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ устанавливают обязанность по оснащению объектов приборами учета в период в 2011-2012 годах.
Согласно пункту 7 Правил N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводнораспределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Как предусмотрено подпунктом "д" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обеспечивая постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с пунктами "и" и "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
-проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий (пункт "и");
-обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (пункт "к").
В силу пункта 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. Лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом (пункт 11 статьи 2 Закона об энергосбережении).
Согласно подпункту "ж" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства РФ об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
Следовательно, суд первой инстанции верно посчитал, что обязанность обеспечить выполнение требований энергетической эффективности в процессе эксплуатации возложена на лицо, ответственное за содержание общего имущества, то есть управляющего домом.
Из положений Правил N 491 следует, что коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона N 261-ФЗ ответственным за содержание многоквартирного дома, признается лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом, то есть в данном случае ООО "УК Домострой".
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. В жилищном законодательстве средством стимулирования к установке общедомовых приборов учета является применение повышающих коэффициентов к нормативу потребления.
Таким образом, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона N 261-ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
При этом работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ. При наличии заключенного договора управления многоквартирным домом управляющая компания обязана выполнять требования подпунктов "и" и "к" пункта 11 Правил с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме.
Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2016 N АПЛ16-403.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 491 внешней границей сетей энергоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно пункту 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года N 442 (далее - Основные положения N 442) приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности, а также в иных местах, определяемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.
В отношении домов, расположенных по адресам: р.п. Первомайский, ул.Дружбы, 5, 13, 4, ул.Володарского, 18, ул.Спортивная, 8, 10, ул.Московская, 10, расчет количества потребленной электроэнергии произведен на основании данных общедомовых приборов учета, установленных на границе балансовой принадлежности.
В соответствии с расчетом истца стоимость электрической энергии, потребленной собственниками и пользователями помещений многоквартирных домов на общедомовые нужды по адресам: р.п. Первомайский, ул. Дружбы, 5, 13, 4, ул. Володарского, 18, ул. Спортивная, 8, 10, ул. Московская, 10, которые оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета, установленными на границах балансовой принадлежности, определена исходя из показаний указанных приборов учета. Расчет в отношении многоквартирных домов, по ул. Строительная, 6, ул. Тельмана, 7, произведен по нормативу, поскольку общедомовые приборы учета установлены не на границе балансовой принадлежности.
Материалами дела подтверждается, что расчет в отношении многоквартирных домов, по ул. Володарского, 11 произведен по нормативу, поскольку в указанном доме отсутствуют общедомовые приборы учета (приборы учета признаны нерасчетными).
Суд первой инстанции правомерно признал неосновательными ссылки ответчика в обоснование возражений по иску на отсутствие документации, подтверждающей поверку трансформаторов тока в измерительных комплексах установленных в ряде многоквартирных домов.
Допустимость использования спорных приборов учета для определения объема общедомового потребления электроэнергии и для расчетов сторон при оплате электроэнергии потребленной на общедомовые нужды установлена вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Тамбовской области от 11.03.2019 по делу N А64-1632/2018, от 29.06.2020 по делу N А64-2397/2020, от 28.10.2020 по делу N А64- 5727/2020, от 15.12.2020 по делу N А64-3983/2020, от 22.01.2021 по делу N А64-6277/2020 при рассмотрении требований истца о взыскании с ответчика долга по оплате электроэнергии на общедомовые нужды по спорным многоквартирным домам за предшествующие периоды потребления.
Долг по оплате электроэнергии на общедомовые нужды, поставленной в указанные многоквартирные дома, расположенные в р.п. Первомайский Тамбовской области и находящиеся в управлении ответчика, за предшествующий период - февраль 2021 года и последующий период - апрель 2021 года, взыскан с ООО "УК ДомоСтрой" в пользу ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" в судебном порядке вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Тамбовской области от 02.07.2021 по делу N А64-3594/2021, от 14.09.2021 по делу N А64-5384/2021
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021 решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.07.2021 по делу N А64-3594/2021 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Под обстоятельствами, которые могут быть установлены, следует понимать обстоятельства, имеющие правовое значение. Правовое значение обстоятельств выявляется и устанавливается в результате правовой оценки доказательств их существования и смысла.
Обстоятельства, существование и правовое значение которых установлено с соблюдением установленного законодательством порядка, в случаях, предусмотренных законом, не нуждаются в повторном доказывании и должны приниматься, как доказанные.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно исходил из установленных в рамках дела N А64-3594/2021 обстоятельств, в связи с чем, судебный акт имеет преюдициальное значение и является обязательными для арбитражного суда в соответствии со статьей 69 АПК РФ.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011. N 30-П - признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения, принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Данная позиция также нашла свое отражение в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2020 N 305-ЭС19-24795 по делу N А40-195946/2016, в соответствии с которым оценка судом доказательств по своему внутреннему убеждению не означает допустимость ситуации, при которой одни и те же документы получают диаметрально противоположное толкование судов в разных делах без указания каких-либо причин для этого. Такая оценка доказательств не может быть признана объективной (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2016 N 305-ЭС15-17704).
Доказательств, которые могли бы свидетельствовать о наличии в правоотношениях сторон новых обстоятельств, ответчиком в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о преюдициальном характере обстоятельств, установленных в рамках дела N А64-3594/2021.
Довод ответчика о невозможности применения к расчетам приборов учета электрической энергии основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Ранее установленные приборы учета электроэнергии продолжают использоваться в расчетах до момента их выхода из строя, утраты, истечения срока эксплуатации или истечения интервала между поверками (пункт 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в редакции Федерального закона от 27.12.2018 N 522-ФЗ, пункты 136, 151 Основных положений (в редакции постановлений Правительства N 262 от 10.03.2020, N 554 от 18.04.2020).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2184 в пункт 80.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) были внесены изменения, согласно которым, гарантирующие поставщики в целях организации учета электрической энергии после истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии, в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, осуществлять их поверку в течение срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем, вместо их замены.
Обязанности по организации проведения такой поверки и сопутствующие расходы несут гарантирующие поставщики.
С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до проведения такой поверки показания такого прибора учета электрической энергии используются для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению. В случае если в результате поверки прибора учета электрической энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не подтверждено их соответствие метрологическим требованиям, то объем потребленной электрической энергии должен быть рассчитан в соответствии с подпунктом "г" пункта 59 настоящих Правил.
Таким образом, проведение гарантирующими поставщиками поверки приборов учета электрической энергии, установленных потребителями электрической энергии, допускается до 01.01.2025.
Ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что в спорном периоде индивидуальные приборы учета неверно фиксировали объем потребленного энергоресурса (статьи 65 и 9 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит законным и обоснованным вывод арбитражного суда области об удовлетворении заявленных требований о взыскании основного долга по оплате электрической энергии, потребленной при содержании общего имущества, за март 2021 года в сумме 28 838,35 руб. Расчет задолженности судебной коллегией проверен, признан арифметически верным.
Доказательств того, что истечение срока поверки трансформаторов тока в рассматриваемом деле привело к искажению данных об объеме электрической энергии, потребленной в спорный период, управляющей компанией не представлено.
При этом само по себе нарушение срока предоставления прибора учета на периодическую поверку не свидетельствует о его неисправности или непригодности для определения фактического количества потребленной электроэнергии, следовательно, не может являться безусловным основанием для определения количества принятой электрической энергии расчетным способом. Система учета признается непригодной к расчетам и к потребителю применяются расчетные способы определения потребленной электроэнергии с даты составления итогового документа по результатам метрологической проверки прибора учета либо акта проверки прибора учета, в котором сделаны соответствующие выводы.
Доказательств того, что истечение срока межповерочного интервала трансформаторов тока привело к искажению данных об объеме потребления электрической энергии, ответчиком не представлено.
Допустимость применения к расчетам показаний индивидуальных приборов учета, а также методика определения объема потребленной электроэнергии, в том числе в отношении жилых помещений, перечисленных в апелляционной жалобе, являлись предметом судебных разбирательств, получили надлежащую правовую оценку и признаны верными, что подтверждается вступившими в законную силу судебными актами по аналогичным делам о взыскании с ответчика задолженности за потребленную электроэнергию (N А64-9833/2020; N А64-1551/2021; N А64-3594/2021; N А64-5384/2021; N А64-9729/2021).
По изложенным обстоятельствам, на основании указанных норм закона и иных нормативных правовых актов, требования по иску о взыскании сумм основного долга соответствуют обязательствам ответчика, правомерны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Довод ответчика об отсутствии индивидуальных начислений по некоторым жилым помещениям правомерно отклонен судом области, поскольку противоречит фактическим обстоятельств дела.
В материалах дела имеется детализированный расчет индивидуального потребления, в основу которого положены сведения, полученные как от ответчика (ведомости показаний приборов расчетного учета), так и от конечных потребителей. Детализированный расчет индивидуального потребления, основан на требованиях пунктов 42, 43, 59 Правил N 354. Ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств, указывающих на искажение данных либо иных сведений об объеме потребления электроэнергии за спорный период.
Доводы ответчика относительно невозможности представления контррасчета ввиду отсутствия технических документов, показаний приборов учета и иных документов по спорным многоквартирным домам также обоснованно отклонены судом области, поскольку противоречат представленным в материалы дела доказательствам и расчетам истца.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на судебную практику не могут быть приняты судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, поскольку преюдициального значения для настоящего спора не имеют.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Выводы суда первой инстанции мотивированы, последовательны, основаны на получивших надлежащую правовую оценку суда доказательствах и исследованных судом обстоятельствах, при правильном применении судом норм действующего законодательства, правовые основания для переоценки доказательств и иных выводов относительно размера задолженности у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
При принятии обжалуемого судебного акта арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу пункта 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда первой инстанции не имеется.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относится на ее заявителя - ООО "УК ДомоСтрой" и подлежит с него взысканию в доход федерального бюджета, поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.2021 по делу N А64-4540/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ДомоСтрой" (ОГРН 1176820005834, ИНН 6829132440) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.В. Ботвинников |
Судьи |
Е.В. Маховая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-4540/2021
Истец: ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания"
Ответчик: ООО "Управляющая компания ДомоСтрой" "УК ДомоСтрой"
Третье лицо: ПАО "МРСК Центра", ПАО "МРСК Центра" в лице филиала "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго", 19 Арбитражный апелляционный суд