г. Москва |
|
29 марта 2022 г. |
Дело N А40-129434/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Александровой Г.С., Бондарева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воронкиным Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ЗАО "Алтайкровля"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2021
по делу N А40-129434/21, принятое судьей Чекмаревой Н.А.,
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края
(ИНН 2225145231, ОГРН 1132225020344)
к ЗАО "Алтайкровля" (ИНН 2208000028, ОГРН 1022200768149)
третье лицо - ИФНС России N 31 по г. Москве
о расторжении Договоров аренды лесных участков
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Лотухов Е.Э. по доверенности от 11.01.2022, диплом N ФВ 957935 от 08.07.1993;
от ответчика: Малкова М.А. по доверенности от 01.03.2022, диплом N 102208 0011880 от 29.10.2021;
от третьего лица: Шишков А.В. по доверенности от 17.01.2022, диплом N 137705 0892527 от 11.03.2021;
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - истец, Минприроды Алтайского края) обратилось в арбитражный суд к закрытому акционерному обществу "Алтайкровля" (далее - ответчик, ЗАО "Алтайкровля") о расторжении Договора от 30.12.2008 N 19/1 аренды лесного участка для заготовки древесины на территории Озерского и Ларичихинского лесничеств Алтайского края, зарегистрированного Управлением Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю 26.01.2009 за N 22.22-24/001/2009-131, обязании ответчика в течении 10-дней с даты досрочного расторжения указанного Договора освободить лесной участок и передать его по акту приема-передачи, расторжении Договора от 30.12.2008 N 3/3 аренды лесного участка для заготовки древесины на территории Барнаульского лесничества Алтайского края, зарегистрированного Управлением Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю 26.01.2009 за N 22.22-24/001/2009-132, обязании ответчика в течении 10-дней с даты досрочного расторжения указанного Договора освободить лесной участок и передать его по акту приема-передачи.
Определением Арбитражного суда города Москвы в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ИФНС России N 31 по г. Москве.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2021 по делу N А40-129434/21 исковые требования удовлетворены. При этом суд первой инстанции исходил из обоснованности и доказанности заявленных исковых требований.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Заявитель апелляционной жалобы указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела; неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика требования апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней мотивам, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Представители истца и 3-го лица требования апелляционной жалобы не признали. Просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, преду1смотренном статьями 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 27.12.2006 по итогам лесных конкурсов между Управлением лесами Алтайского края (арендодателем, правопредшественником истца) и ответчиком (арендатором) были заключены Договоры аренды участка лесного фонда для заготовки древесины в Барнаульском Ларичихинском и Озерском лесничествах Алтайского края сроком на 49 лет.
Согласно Федеральному закону от 24.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" стороны переоформили Договоры аренды участка лесного фонда от 27.12.2006 на Договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 30.12.2008 N 3/3 (далее - Договор N 3/3), расположенного на территории Барнаульского лесничества и Договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 30.12.2008 г. N 19/1 (далее - Договор N 19/1), расположенного на территории Озерского и Ларичихинского лесничеств.
06.02.2019 решением Арбитражного суда г.Москвы по делу N А40-202517/17 ответчик признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 10.06.2019 конкурсным управляющим ответчика утвержден Шаповалов А.Н.
На основании ч.1 ст.3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, лесоразведение относятся к лесным отношениям, регулируемым лесным законодательством.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения Договоров аренды (ч.2 ст.24 ЛК РФ)
Как указано в ст.25 ЛК РФ, заготовка древесины является одним из видов использования лесов.
В силу ч.8 ст.29 ЛК РФ юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании Договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим ЛК РФ.
Следовательно, заготовка древесины на основании иных Договоров (например, Договора подряда, Договора оказания услуг и пр.) не допускается.
Такое же положение закреплено в лесохозяйственном регламенте Ларичихинского лесничества, утвержденном приказом Минприроды Алтайского края от 26.11.2018 г. N 1848, лесохозяйственном регламенте Озерского лесничества, утвержденном приказом Минприроды Алтайского края от 26.11.2018 г. N 1849, лесохозяйственном регламенте Барнаульского лесничества, утвержденном приказом Минприроды Алтайского края от 17.09.2018 г. N 1467, согласно которым регламент является основой для осуществления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств. При этом в вышеназванных регламентах установлено, что граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании Договоров аренды лесных участков, если иное не установлено ЛК РФ. Мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст.81 - 84 ЛК РФ, и лицами, которые используют леса и (или) на которых ЛК РФ возложена обязанность по выполнению таких работ.
Уход за лесами на лесных участках, предоставленных в пользование, осуществляется лицами, использующими леса, на основании проекта освоения лесов. При проведении всех видов рубок лесных насаждений лицами, использующими леса, в обязательном порядке одновременно с рубкой лесонасаждений и трелевкой древесины производится очистка мест рубок (лесосек) от порубочных остатков в порядке, определенном Правилами заготовки древесины, Правилами санитарной безопасности в лесах и Правилами пожарной безопасности в лесах.
По условиям Договоров N 19/1 и N 3/3, а также положений ст.26, ч.8 ст.29, ст.ст.49, 53.1., 53.4 ЛК РФ следует, что все мероприятия, связанные с заготовкой древесины, охраной, защитой и воспроизводством лесов на арендуемом лесном участке, осуществляются непосредственно арендаторами лесных участков на основании: 1) договора аренды лесного участка; 2) проекта освоения лесов; 3) лесохозяйственного регламента лесничества; 4) лесной декларации.
В соответствии с п. 3.3.4. Договоров N 3/3 и N 19/1 арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать лесной участок в субаренду (поднаем) и передавать права и обязанности по Договору (перенаем) другим лицам.
На основании п.3.4.3. Договоров N 3/3 и N 19/1 арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Договором. Не допускать пользование лесным участком третьими лицами без согласования с арендодателем (за исключением граждан, осуществляющих использование лесов для собственных нужд в порядке, установленном ст.ст. 11, 30, 33, 35 и 37 ЛК РФ).
Суд первой инстанции правомерно указал, что в силу императивности нормы п.2 ст.615 ГК РФ передача прав и обязанностей по Договору аренды совершается с согласия арендодателя.
Материалами дела подтверждается, что нарушение условий п.п. 3.3.4, 3.4.3 Договоров N 3/3 и N 19/1 и п.2 ст.615 ГК РФ ответчик без согласования с арендодателем заключил с ООО "ЭкоДомСтрой" Договор, предметом которого являлась передача всех обязательств арендатора по использованию лесного участка: выполнение лесозаготовительных, лесохозяйственных, лесоохранных, лесовосстановительных работ, предусмотренных Договорами N 3/3 и N 19/1.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Алтайского края от 31.05.2021 по делу N А03-2217/21 данный Договор признан недействительным (ничтожным).
Ответчик в нарушение ч.3 ст.72 ЛК РФ, устанавливающей специальные требования к минимальному и максимальному сроку Договоров аренды лесных участков для заготовки древесины, заключил с ООО "Маркет" Договоры субаренды лесных участков на неопределенный срок для заготовки древесины на территории Ларичихинского, Озерского и Барнаульского лесничеств.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Алтайского края от 01.06.2021 по делу N А03-5402/21 Договоры субаренды признаны недействительными (ничтожными).
30.10.2019 в нарушение условий п.п.3.3.4, 3.4.3 Договоров N 3/3 и N 19/1 и ч.2 ст.615 ГК РФ субарендатор ООО "Маркет" без согласия арендодателя заключил с ООО "ЭкоДомСтрой" Договоры N 17/2-У и N 17-У, предметом которых являлась передача всех обязательств субарендатора по использованию лесного участка: выполнение лесозаготовительных, лесохозяйственных, лесоохранных, лесовосстановительных работ, предусмотренных Договорами аренды лесного участка N 3/3 и N 19/1, а также Договорами субаренды.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Алтайского края от 28.07.2020 по делу N А03-2777/20 Договор от 30.10.2019 N 17-У признан недействительным (ничтожным).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 26.05.2021 по делу N А03-2216/21 Договор от 30.10.2019 N 17/2-У признан недействительным (ничтожным).
Согласно ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Материалами дела также подтверждается, что 01.04.2021 г. в нарушение условий п.п.3.3.4, 3.4.3 Договоров N 3/3 и N 19/1 и п.2 ст.615 ГК РФ ответчик без согласования с арендодателем заключил с ИП Власовым СВ., ИП Максимовым B.C., ИП Колегиным В.Н. Договоры на заготовку древесины.
По данному факту ИФНС России N 31 по г.Москве направило письмо от 12.04.2021 N 27-10/17882 в Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю и Минприроды Алтайского края по факту незаконных действий ответчика по предоставлению в пользование третьим лицам лесных участков без согласия конкурсных кредиторов и в обход установленной законом процедуры погашения задолженности по обязательным платежам, размер которой составляет 700000000 рублей.
На основании п.3.4.16. Договоров N 19/1 и N 3/3 ответчик обязан осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.
В силу п.3.4.17. Договоров N 19/1 и N 3/3 в случае отсутствия систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, ответчик обязан до начала пожароопасного сезона заключить Договоры на проведение авиационных работ по охране и защите лесов.
Постановлением Правительства Алтайского края от 07.04.2021 на территории Алтайского края с 09.04.2021 установлен пожароопасный сезон.
В соответствии с ч.2 ст.53.1 ЛК РФ меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе. строительство, реконструкцию и эксплуатацию пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.
Согласно материалам дела 16.04.2021 г. при осмотре лесных участков в Ларичихинском, Озерском и Барнаульском лесничествах установлено, что меры противопожарного обустройства (организация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря) на арендуемом лесном участке ответчиком не выполняются.
В соответствии с п.7.2. Договоров N 19/1 и N 3/3 по требованию арендодателя Договор может быть досрочно расторгнут судом, в том числе, в случае, когда арендатор использует лесной участок с неоднократным нарушением лесохозяйственного регламента, проекта освоения лесов и настоящего Договора в части невыполнения мероприятий по его использованию, охране, защите и воспроизводству лесов в объемах и установленные сроки.
Согласно ст.615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями Договора аренды, а если такие условия в Договоре не определены, в соответствии с назначением имущества (п. 1). Если арендатор пользуется имуществом не в соответствии с условиями Договора аренды или назначением имущества, арендодатель имеет право потребовать расторжения Договора и возмещения убытков (п. 3).
На основании п.2 ст.616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или Договором аренды.
Как указано в ст.619 ГК РФ, по требованию арендодателя Договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в том числе в случаях, когда арендатор: пользуется имуществом с существенным нарушением условий Договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; существенно ухудшает имущество.
Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения Договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
Минприроды Алтайского края направило ответчику и конкурсному управляющему Шаповалову А.Н. требование об устранении нарушений и предложение расторгнуть Договоры N 19/1 и N 3/3 в добровольном порядке.
Данное требование оставлено ответчиком и конкурсным управляющим без ответа и удовлетворения.
Суд первой инстанции принял во внимание, что согласно лесохозяйственным регламентам Ларичихинского, Озерского и Барнаульского лесничеств лесохозяйственный регламент обязателен для исполнения гражданами и юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента является основанием для досрочного расторжения Договоров аренды лесного участка.
Требования к охране, защите и воспроизводству лесов установлены в разделе 17 вышеназванных лесохозяйственных регламентов лесничеств, согласно которым охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от пожаров является основанием для досрочного расторжения Договоров аренды лесных участков.
Меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами лесного участка.
При этом мероприятия по строительству, реконструкции и эксплуатации пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса с учетом возможности обеспечения доставки сил и средств пожаротушения в максимально короткие сроки, но не позднее трех часов с момента обнаружения пожара.
Противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке, в том числе в случае получения сообщения о лесном пожаре от третьих лиц, немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
На основании ч.3 ст.71 ЛК РФ к Договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.
То есть нормы ЛК РФ, регулирующие аренду лесных участков, являются специальными нормами по отношению к нормам об аренде, содержащимся в ГК РФ.
В соответствии с ч.2 ст.24 ЛК РФ невыполнение лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения Договора аренды лесного участка.
Как указано в ч. 8 ст.51 ЛК РФ, невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекте освоения лесов в части охраны лесов от пожаров является основанием для досрочного расторжения Договоров аренды лесных участков.
Из указанного следует, что основанием для досрочного расторжения Договора аренды лесного участка являются не только основания, установленные ст.619 ГК РФ, но и специальные основания, указанные в ст.ст.24, 51 ЛК РФ.
Согласно ст.ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается и только надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Суд первой инстанции согласился с позицией истца о том, что длительное неисполнение ответчиком обязанностей, возложенных на него Договором аренды лесного участка, проектом освоения лесов и лесохозяйственными Регламентами Ларичихинского, Озерского и Барнаульского лесничеств по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов влечет нарушение публичных интересов Российской Федерации и противоречит принципам освоения лесов, закрепленным в ст. 1 ЛК РФ: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения.
Согласно ч.ч.2, 2.1. ст.53.4. ЛК РФ лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
Лица, которым лесные участки предоставлены в аренду принимают участие в осуществлении мероприятий по тушению лесного пожара на соответствующем лесном участке, за исключением осуществления мероприятий, предусмотренных п.п.4.1 и 4.2 ч.1 настоящей статьи, в соответствии со сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации.
Отсутствие у ответчика штатных работников в связи с осуществлением процедуры конкурсного производства влечет его невозможность выполнять требования лесохозяйственных регламентов и ст.53.4 ЛК РФ по принятию мер по недопущению распространения лесного пожара и участию в осуществлении мероприятий по тушению лесного пожара на лесных участках, предоставленных в аренду по Договорам N 19/1 и N 3/3.
Невыполнение ответчиком требований лесохозяйственных регламентов в части мероприятий по противопожарному обустройству лесов на лесных участках, используемых на основании Договоров N 19/1 и N 3/3, невыполнение обязанности, закрепленной в п.3.4.21. Договоров в части проведения инструктажей своих работников перед началом пожароопасного периода, а также участников массовых мероприятий, проводимых в лесах, о соблюдении требований пожарной безопасности в лесах, а также о способах тушения лесных пожаров, неоднократное совершение ничтожных сделок с арендными правами, принадлежащими ответчику на основании обжалуемых Договоров, являются существенными нарушениями условий Договоров N 19/1 и N 3/3.
Арбитражный суд города Москвы пришел к выводу, что факт наличия оснований для расторжения Договоров N 19/1 и N 3/3 установлен в судебном заседании и подтвержден материалами дела, в связи с чем суд первой инстанции посчитал требования истца о расторжении Договоров N 19/1 и N 3/3 обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом истцом соблюден установленный ст. 452 ГК РФ досудебный порядок урегулирования спора.
Согласно п.9.7. Договоров N 19/1 и N 3/3 после расторжения Договора ответчик обязан в течение 10-дней с даты досрочного расторжения освободить лесной участок и передать его по акту приема-передачи.
На основании ст. 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Так как Договоры N 19/1 и N 3/3 расторгнуты, то суд первой инстанции обоснованно посчитал, что у ответчика отсутствуют правовые основания для пользования спорным имуществом, в связи с чем исковые требования истца об обязании ответчика в течении 10-дней с даты досрочного расторжения Договоров аренды лесного участка для заготовки древесины освободить лесной участок и передать его по акту приема-передачи удовлетворены Арбитражным судом города Москвы.
Отклоняя доводы ответчика, суд первой инстанции принял во внимание, что представленные ответчиком в качестве доказательств надлежащего исполнения обязательств акты осмотра средств тушения за 2017 - 2020 годы в количестве 42 шт.; акты технической приемки за 2016-2017 годы в количестве 24 шт.; полевые карточки за 2015 год в количестве 25шт. и за 2018год в количестве 48шт.; акты осмотра за 2016 -2021 годы в количестве 452шт.; копии писем о поощрении работников за 2019-2021годы в количестве 251шт.; Акты осмотра лесосек за май-июнь 2020года в количестве 171шт.; акты осмотра лесосек за май-июнь 2018года в количестве 278 шт.; акты осмотра лесосек за май 2019 года в количестве 160шт.; акты осмотра лесосек за июнь 2019года и май 2021 года в количестве 197 шт.; акты осмотра средств тушения за 2017-2020годы в количестве 42шт.; документы о награждениях за 2017-2020года в количестве 262 шт. не имеют отношение к рассматриваемому делу, поскольку согласно актам осмотра лесосек в Озерском, Ларичихинском и Барнаульском лесничествах за 2019, 2020 и 2021 годы лицами, осуществившими заготовку древесины на каждой конкретной лесосеке являлись ООО "Маркет" и ООО "ЭкоДомСтрой". Согласно актам осмотра лесосек в Озерском, Ларичихинском и Барнаульском лесничествах за 2018 год лицом, осуществившим заготовку древесины являлось ЗАО "Алтайкровля". Однако данное обстоятельство не является предметом спора по настоящему делу. Письма о награждении работников подготовлены ООО "Маркет", не являющемся лицом, участвующим в деле. Представленные ответчиком приказы и распоряжения государственных органов о поощрении работников подтверждают лишь, что в период 2019-2021 работники ООО "Маркет" и ООО "ЭкоДомСтрой" награждались за добросовестный труд, приказы о награждении работников ЗАО "Алтайкровля" за указанный период не представлены.
Представленные договоры на выполнение работ по обнаружению и тушению лесных пожаров заключены между КАУ "Алтайлес" и ООО "Маркет". Ни ЗАО "Алтайкровля", ни Минприроды Алтайского края не являются сторонами таких договоров. При этом КАУ "Алтайлес" и ООО "Маркет" не являются лицами, участвующими в деле. Акты технической приемки лесных культур за 2017-2018 годы и полевые карточки инвентаризации лесных культур за этот же период подтверждают посадку лесных культур ЗАО "Алтайкровля" в 2017 и 2018 годах. Однако данное обстоятельство не является предметом спора по настоящему делу. Акты осмотра, обследования лесного участка за 2017-2018 годы подтверждают факт использования ЗАО "Алтайкровля" лесных участков в 2017 и 2018 годах. Однако данное обстоятельство не является предметом спора по настоящему делу.
То есть, доводы ответчика о добросовестном выполнении всех обязательств по Договорам, соблюдении требований лесного законодательства, проектов освоения лесов и лесохозяйственных регламентов Ларичихинского, Озерского и Барнаульского лесничеств Алтайского края не подтверждены надлежащими доказательствами.
Суд первой инстанции отметил, что ответчиком не исполнены обязанности по личному использованию лесных участков и выполнению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Из положений ст.ст.53,53.1, 61, 62, 64, 87, 88, 89.1 ЛК РФ следует, что мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются непосредственно лицами, использующими леса в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
Ни лесохозяйственными регламентами Ларичихинского, Озерского и Барнаульского лесничеств, ни проектами освоения лесов по оспариваемым договорам не предусмотрено использование лесных участков и осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов третьими лицами, не использующими леса.
В связи с этим суд первой инстанции отклонил доводы ответчика о том, что мероприятия, выполнявшиеся ООО "Маркет" и ООО "ЭкоДомСтрой", подтверждают надлежащее выполнение обязательств со стороны ЗАО "Алтайкровля" поскольку деятельность указанных лиц на лесных участках является неправомерной, основанной на признанных судом ничтожных сделках.
Несмотря на наличие споров по вышеуказанным делам, ответчик продолжал совершать ничтожные сделки перенайма лесных участков с ИП Кисловым Л.С. (договор от 01.04.2021); ИП Колегиным В.Н. (договор от 01.04.2021); ИП Коровиной И.С. (договор от 01.04.2021); ИП Максимовым В.С. (договор от 01.04.2021); ИП Речкуновой В.В. (договор от 01.04.2021); ИП Макаровым С.А. (договор от 01.04.2021); ИП Власовым С.В. (договор от 01.04.2021); ИП Гунченко А.Ю. (договор от 01.04.2021); ООО "Вега" (договор от 12.04.2021).
Довод ответчика о том, что законом не предусмотрено осуществление мер противопожарного обустройства лесов непосредственно на лесных участках отклонен судом первой инстанции, поскоку согласно ч.2 ст.53.1 ЛК РФ меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.
Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду либо используемых на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка или землепользователями, а в границах сервитута, публичного сервитута - обладателями сервитута, публичного сервитута (часть 3).
Исходя из содержания данной нормы и положений ч.1 ст.3 ЛК РФ видно, что меры по противопожарному обустройству лесов должны осуществляться арендаторами непосредственно на арендуемых лесных участках, а не на землях иной категории.
Аналогичное положение закреплено в разделе 17 лесохозяйственных регламентов Ларичихинского, Озерского и Барнаульского лесничеств Алтайского края.
Кроме того, пунктом 3.4.16 Договоров N 19/1 и N 3/3 также предусмотрена обязанность арендатора осуществлять противопожарное обустройство непосредственно на лесном участке.
Довод ответчика о том, что на арендаторов лесных участков не возложена обязанность по тушению лесных пожаров, также отклонен судом первой инстанции, так как согласно ст.53.4 ЛК РФ тушение лесного пожара включает в себя, в том числе, доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара (часть 1).
Лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара (часть 2).
Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование или в аренду, а также обладатели сервитута принимают участие в осуществлении мероприятий по тушению лесного пожара на соответствующем лесном участке (в границах соответствующего сервитута), за исключением осуществления мероприятий, предусмотренных пунктами 4.1 и 4.2 части 1 настоящей статьи, в соответствии со сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации (часть 2.1.).
Следовательно, данной нормой на арендаторов лесного участка возложена обязанность по выполнению работ по тушению лесных пожаров на арендуемом лесном участке. При этом заключение какого-либо отдельного Договора не предусмотрено.
Наличие Договорных отношений с подведомственными Минприроды Алтайского края краевыми автономными учреждениями (КАУ "Алтайлес, КАУ "Боровлянский лесхоз") не свидетельствует о надлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанности по участии" в тушении лесных пожаров, так как указанные учреждения заключают Договоры с третьими лицами в целях выполнения возложенных на них государственных заданий, а не в целях исполнения арендаторами лесных участков обязательств по Договорам аренды, проектам освоения лесов и лесохозяйственным регламентам.
Минприроды Алтайского края также представило акты о лесных пожарах, в которых содержатся, в том числе, сведения о наличии пожара на лесном участке, времени и дате его обнаружения, о лицах, обнаруживших пожар и лицах, принявших участие в его тушении. При этом сведения о выполнении ответчиком мер по недопущению распространения пожара и его участию в тушении данные акты не содержат.
При этом планами тушения лесных пожаров на территории Озерского, Ларичихинского и Барнаульского лесничеств и Сводным планом тушения лесных пожаров на территории Алтайского края предусмотрена обязанность ответчика осуществлять патрулирование на своих участках в пожароопасный период с целью своевременного обнаружения пожаров.
Представленные акты о лесных пожарах соответствуют п. 70 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 08.07.2014 N 313.
Довод ответчика о нарушениях, допущенных при формировании и утверждении Сводного плана тушения лесных пожаров судом отклоняется, так как в рамках настоящего дела данный вопрос не рассматривается. В установленном порядке Сводный план ответчиком не обжалован.
Довод ответчика об отсутствии оснований для расторжения Договоров в связи с несущественностью и устранимостью нарушений отклонен судом первой инстанции, поскольку согласно ч.1 ст. 3 ЛК РФ нормы лесного законодательства имеют приоритет в применении в отношениях, связанных с использованием, охраной, зашитой и воспроизводством лесов.
Специальными нормами ч.2 ст.24, ч.8 ст.51, ч.5 ст.60.12., ст.61 ЛК РФ предусмотрены последствия невыполнения лицами, использующими леса, требований лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны, защиты и воспроизводства лесов в виде досрочного расторжения Договора аренды лесного участка не зависимо от существенности и устранимости допущенных нарушений.
Кроме того, нарушения, связанные с невыполнением мероприятий по охране лесных участков, лесовосстановительных мероприятий, в том числе уход за лесными культурами являются неустранимыми и нарушают принципы лесного законодательства, отраженные в ст. 1 ЛК РФ, такие как: 1) использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; 2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; 3) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения.
Кроме того, согласно представленному ответчиком отчету конкурсного управляющего арендные права по Договорам N 19/1 и N 3/3 включены в конкурсную массу, произведена независимая оценка и определена рыночная стоимость в целях дальнейшей их реализации в процедуре конкурсного производства для удовлетворения требований кредиторов.
В соответствии с ч.1 ст.8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно силу ст.27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда ограничены в обороте.
Порядок и условия предоставления лесных участков гражданам и юридическим лицам определены в главе 6 ЛК РФ.
Порядок и условия совершения сделок с лесными участками и арендными правами определены в ч.2 ст. 615 ГК РФ, в приказе Управления лесами Алтайского края от 28.09.2009 N 131 "О порядке выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками или арендными правами", а также в пунктах 3.3.4 Договоров N 3/3 и N 19/1.
Согласно п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2014 г. N 16 "О свободе договора и ее пределах" (далее - постановление Пленума ВС РФ N16) норма является императивной, если содержит явно выраженный запрет установить иное. При отсутствии такого запрета она также может квалифицироваться как императивная в случаях, приведенных в п. 3 Постановления (критерии императивности):
-императивность необходима для недопущения грубого нарушения баланса интересов сторон;
-изменение нормы или исключение ее применения создаст противоречие с существом законодательного регулирования соответствующего Договора;
-императивность необходима для защиты значимых интересов (например, публичных интересов, интересов третьих лиц или слабой стороны Договора) на защиту которых направлена норма.
Леса представляют собой уникальный природный комплекс и выполняют свойственные только им функции.
Положения ст. 8 ЛК РФ императивно определяя, что земли лесного фонда являются федеральной собственностью, тем самым устанавливает единоличное право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда.
Отношения по предоставлению и передаче иным образом лесных участков, как ограниченных в обороте объектов производится только на основании ЛК РФ.
При этом земельные участки могут использоваться только для целей, предусмотренных лесным законодательством.
С учетом изложенного, суд первой инстанции посчитал, что положения п. 2 ст.615 ГК РФ применительно к рассматриваемым правоотношениям являются императивными и расширительному толкованию не подлежат.
Таким образом, лесные участки не могут быть включены в конкурсную массу без письменного согласия арендодателя - Минприроды Алтайского края и не могут быть использованы в качестве актива должника, позволяющего удовлетворить требования кредиторов.
Аналогичная правовая позиция отражена в Определениях Верховного суда РФ от 08.09.2016 г. по делу N 309-ЭС 16-4636 и от 15.04.2021 г. N 303-ЭС20-22258.
Законодательство о банкротстве не содержит положений, исключающих необходимость соблюдения требований законодательства о совершении сделок с лесными участками с предварительного согласия арендодателя, следовательно, объем полномочий по распоряжению правом аренды должника конкурсным управляющим должен определяться условиями оспариваемых Договоров аренды, требований лесного и земельного законодательства.
За согласием на включение в конкурсную массу прав аренды лесных участков по оспариваемым Договорам конкурсный управляющий ЗАО "Алтайкровля" в установленном порядке не обращался.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Ссылка ответчика на нормы земельного законодательства не обоснована, так как в силу ч. 1 ст.3 ЛК РФ использование, охрана, защита и воспроизводство лесов относятся к лесным отношениям и регулируются лесным законодательством, имеющим приоритет в применении. Нормы лесного законодательства (ст.ст.24, 51,61 ЛК РФ) содержат положения о последствиях невыполнения проекта освоения лесов и лесохозяйственного регламента лесничества в виде досрочного расторжения договора аренды лесного участка не зависимо от устранимости, системности и существенности допущенного нарушения.
Довод ответчика на недоказанность непринятия мер по недопущению распространения лесных пожаров и участию в их тушении также отклоняется, так как данные обстоятельства ответчиком не опровергнуты, кроме того, они подтверждаются представленными актами о лесных пожарах, в которых содержатся сведения о лицах, участвовавших в тушении лесных пожаров на территории лесных участков, арендуемых ЗАО "Алтайкровля". Сведения о ЗАО "Алтайкровля" в этих актах отсутствуют, так как оно не участвовало в тушении данных пожаров.
При этом сводным планом тушения лесных пожаров (в редакции на момент совершения нарушений) предусмотрена обязанность арендатора осуществлять наземное патрулирование арендуемых лесных участков. Следовательно, при надлежащем выполнении данной обязанности, ЗАО "Алтайкровля" могло своевременно обнаружить возникновение лесных пожаров на своей территории и принимать незамедлительные меры по их распространению, а также участвовать в тушении.
Представленные ответчиком в суд доказательства о выполнении мероприятий силами работников ООО "Маркет" и ООО "ЭкоДомСтрой" свидетельствуют о невыполнении этих мероприятий непосредственно ЗАО "Алтайкровля", являющимся арендатором лесных участков, предоставленных ему по итогам торгов в форме лесных конкурсов.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2021 по делу N А40-129434/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Г.С. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-129434/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Ответчик: ЗАО "АЛТАЙКРОВЛЯ"
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 31 ПО Г. МОСКВЕ