г. Владимир |
|
25 марта 2022 г. |
Дело N А43-24369/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2022.
Полный текст постановления изготовлен 25.03.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.11.2021 по делу N А43-24369/2021,
принятое по заявлению акционерного общества "Элитно-семеноводческое хозяйство "Учхоз" (ИНН 5245028242, ОГРН 1165275071521) о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области от 24.06.2021 N 52-9-07/4536.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Между Федеральным государственным унитарным предприятием "Учхоз Новинки" (далее - ФГУП "Учхоз Новинки") и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Управление) 16.06.2005 заключен договор аренды земельного участка N 22-05-СХ, по условиям которого ФГУП "Учхоз Новинки" передан в аренду земельный участок земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 30 142 605 м2.
В процессе банкротства ФГУП "Учхоз Новинки" создано акционерное общество "Элитно-семеноводческое хозяйство "Учхоз" (далее - Общество), в уставный капитал которого внесено все имущество ФГУП "Учхоз Новинки", в том числе по акту приема-передачи от 27.12.2016 право аренды по договору.
Дополнительным соглашением от 04.05.2017 к договору Управление и Общество оформили передачу прав и обязанностей по договору аренды земельного участка.
В 2018-2019 годах Управление самостоятельно инициировало работу по разделению земельного участка с кадастровым номером 52:24:0000000:82 площадью 19 142 605 м2, расположенного по адресу: Нижегородская область, Богородский район, участок, прилегающий к п.Новинки, на части. Проведено межевание земельных участков с последующей постановкой их на кадастровый учет. В число земельных участков, образованных из первоначального, вошли участки с кадастровыми номерами 52:24:0040001:1036, 52:24:0040001:972, 52:24:0040001:974, 52:24:0040001:985, 52:24:0040001:982, 52:24:0040001:1019, 52:24:0040001:1038.
Общество 24.05.2021 обратилось в Управление с заявлениями о предоставлении в собственность без проведения торгов следующих земельных участков:
- земельный участок с кадастровым номером 52:24:0040001:1036, площадью 183 866+/-150 м2 (заявление с исх.N 3/1036-42),
- земельный участок с кадастровым номером 52:24:0040001:972 площадью 137 456+/-130 м2 (заявление с исх.N 3/972-40),
- земельный участок с кадастровым номером 52:24:0040001:974 площадью 31 454+/-62 м2 (заявление с исх.N 3/974-43),
- земельный участок с кадастровым номером 52:24:0040001:985 площадью 651 850+/-283 м2 (заявление с исх.N 3/985-44),
- земельный участок с кадастровым номером 52:24:0040001:982 площадью 680 740+/-289 м2 (заявление с исх.N 3/982-41).
Общество 08.06.2021 обратилось в Управление с заявлениями о предоставлении в собственность без проведения торгов следующих земельных участков:
- земельный участок с кадастровым номером 52:24:0040001:1019 площадью 93 371+/-107 м2 (заявление с исх.N 3/1019-17-1),
- земельный участок с кадастровым номером 52:24:0040001:1038 площадью 136 712+/-129 м2 (заявление с исх.N 3/1038-16-1), расположенных по адресу: Нижегородская область, Богородский район, участок, прилегающий к п.Новинки.
Решением, формализованном в письме от 24.06.2021 N 52-907/4536, Управление со ссылкой на статью 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) отказало Обществу в предоставлении испрашиваемых земельных участков, указав на необходимость получения заключения об использовании этих земельных участков (проведение внепланового осмотра испрашиваемых земельных участков для установления факта их целевого (нецелевого) использования), и уведомило заявителя о направлении соответствующего запроса в Управление Россельхознадзора по Нижегородской области и Республики Марий Эл.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Управления от 24.06.2021 N 52-9-07/4536 об отказе в предоставлении в собственность без проведения торгов земельных участков с кадастровым номером 52:24:0040001:985, площадью 651 850+/-283 м2; с кадастровым номером 52:24:0040001:982, площадью 680 740+/-289 м2; с кадастровым номером 52:24:0040001:1019, площадью 93 371+/-107 м2; с кадастровым номером 52:24:0040001:1038, площадью 136 712+/-129 м2; расположенных по адресу: Нижегородская область, Богородский район, участок, прилегающий к п.Новинки.
Решением от 25.11.2021 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленное Обществом требование.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы обращает внимание, что судом первой инстанции не учтено, что отказ в предоставлении земельных участков не был связан с банкротством Общества. В данном случае речь идет об отказе в удовлетворении заявлений на основании статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с злоупотреблением Обществом своим правом на предоставление земельного участка.
Управление поясняет, что предоставление в собственность Обществу земельных участков в ситуации, когда в отношении Общества введено конкурсное производство и оно объявлено банкротом, при наличии у него долгов и при отсутствии возможности включения Управления в реестр требований кредиторов, не только повлечет за собой наращивание задолженности по текущим платежам, в связи с чем может ухудшиться положение кредиторов Общества, но и нарушит права Российской Федерации в лице Управления, которое не получит оплату за спорные земельные участки и в результате чего Российской Федерации будут причинены убытки.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Оборот земельных участков в силу статьи 27 ЗК РФ осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.03.2019 N 309-ЭС19-352 по делу N А50-37893/2017 и в пункте 8 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных исключительно для ведения сельскохозяйственного производства, в случае расположения земельного участка в зоне, которая не предназначена для ведения сельскохозяйственного производства, такой земельный участок не может быть предоставлен в собственность без проведения торгов.
Включение земельных участков в границы населенных пунктов, определение функциональных зон и их параметров, определение территориальных зон правилами землепользования и застройки должно осуществляться с учетом целей и принципов градостроительного законодательства, обеспечивая комплексное и устойчивое развитие территории, сбалансированный учет экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
Согласно позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2017 N 308-КГ17-13482, из пункта 4 статьи 11.8 ЗК РФ не следует прекращение договора аренды при выделе из него других земельных участков. Указание на преимущественное право арендатора на заключение договора аренды или на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды предполагает действие первоначального договора аренды в отношении всех земельных участков, образованных в результате выдела из исходного земельного участка.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ, согласно пункту 5 которой в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно пунктам 1, 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что испрашиваемые Обществом земельные участки образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 52:24:0000000:82, который находился в аренде у ФГУП "Учхоз Новинки" с 2005 года.
В процессе банкротства ФГУП "Учхоз Новинки" создано Общество, в уставный капитал которого внесено все имущество ФГУП "Учхоз Новинки", в том числе по акту приема-передачи от 27.12.2016 право аренды по договору от 16.06.2005 N 22-05-СХ.
Дополнительным соглашением от 04.05.2017 к названному договору Управление и Общество оформили передачу прав и обязанностей по договору аренды земельного участка.
На момент обращения с заявлениями на выкуп земельных участков договор сторонами не расторгнут.
Сведения о выявлении в рамках государственного земельного надзора нарушений законодательства Российской Федерации при использовании Обществом земельного участка в материалах дела отсутствуют. Доказательств нецелевого использования спорных земельных участков не имеется.
Из ответа Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 18.11.2021 на запрос суда первой инстанции следует, что:
- земельный участок с кадастровым номером 52:24:0040001:1036 расположен в функциональной зоне - СНТ-6 - зона малоэтажно застройки с приусадебными участками,
- земельный участок с кадастровым номером 52:24:0040001:972 расположен большей частью в функциональной зоне ТСП-11 - Территория санитарно-защитной зоны, санитарных разрывов, минимально допустимое расстояние, и частично в функциональной зоне ТСП-5 -зона специального назначения,
- земельный участок с кадастровым номером 52:24:0040001:974 расположен в функциональной зоне ТСП-11 - Территория санитарно-защитной зоны, санитарных разрывов, минимально допустимое расстояние,
- земельные участки с кадастровыми номерами 52:24:0040001:985, 52:24:0040001:982, 52:24:0040001:1019, 52:24:0040001:1038 расположены в функциональной зоне ТСП-4 - Зона сельскохозяйственного производства.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Новинского сельсовета Богородского района Нижегородской области, утвержденными решением сельского Совета Новинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 19.07.2013 N 126, земельный участок с кадастровым номером 52:24:0040001:1036 расположен территориальной зоне Ж-1 - Зона застройки индивидуальными жилыми домами, земельные участки с кадастровыми номерами 52:24:0040001:972, 52:24:0040001:974, 52:24:0040001:985, 52:24:0040001:982, 52:24:0040001:1019, 52:24:0040001:1038 расположены в территориальной зоне СХ-1 - Зона сельскохозяйственного использования.
С учетом изложенного, руководствуясь положениями подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьей 85 ЗК РФ и приняв во внимание, что по правилам подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных исключительно для ведения сельскохозяйственного производства, учитывая, что земельные участки с кадастровыми номерами 52:24:0040001:985, 52:24:0040001:982, 52:24:0040001:1019, 52:24:0040001:1038, расположены в зоне сельскохозяйственного использования, суд первой инстанции обоснованно посчитал отказ Управления в предоставлении таких земельных участков Обществу в собственность без проведения торгов незаконным, не соответствующим законодательству, нарушающим право Общества на выкуп земельного участка без торгов.
Ссылка Управления в оспариваемом решение на земельный участок с кадастровым номером 52:24:0040001:1018 при обращении Общества с заявлением в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:24:0040001:1038, расположенным по вышеуказанному адресу, правильно была расценена судом первой инстанции как техническая ошибка.
Довод Управления о намерении Общества причинить вред Российской Федерации судом первой инстанции обоснованно отклонен, поскольку нахождение организации в процедуре конкурсного производства безусловно не означает отсутствие возможности оплатить стоимость выкупаемого земельного участка.
Пунктом 2 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлена специальная очередность удовлетворения в конкурсном производстве требований кредиторов по текущим платежам.
Злоупотребление правом по смыслу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации со стороны Общества судом апелляционной инстанции по материалам дела не установлено.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное Обществом требование.
В соответствии с часть 5 статьи 201 АПК РФ в качестве правовосстановительной меры суд первой инстанции правильно обязал Управление после вступления настоящего решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение путем предоставления Обществу в собственность без торгов земельных участков с кадастровыми номерами: 52:24:0040001:985 площадью 651850+/-283 кв.м; 52:24:0040001:982 площадью 680740+/-289кв.м; 52:24:0040001:1019 площадью 93371+/-107кв.м; 52:24:0040001:1038 площадью 136712+/-129 кв.м, расположенных по адресу: Нижегородская область, Богородский район, участок прилегающий к поселку Новинки.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Управления по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Управление от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.11.2021 по делу N А43-24369/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-24369/2021
Истец: АО "ЭЛИТНО - СЕМЕНОВОДЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО "УЧХОЗ"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
Третье лицо: Министерство градостроительной деятельности и развития агломераций по Нижегородской области