город Омск |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А75-13817/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Каревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1411/2022) Администрации городского поселения Излучинск на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2021 по делу N А75-13817/2021 (судья Истомина Л.С.), принятое по заявлению акционерного общества "Нижневартовская ГРЭС" (ОГРН 1078603011321, ИНН 8620018330, адрес: 628634, Нижневартовский район, поселок городского типа Излучинск, микрорайон Нижневартовская ГРЭС, промзона) к Администрации городского поселения Излучинск (ОГРН 1068603001202, ИНН 8620016710, адрес: 628634, Нижневартовский район, поселок городского типа Излучинск, улица Энергетиков, дом 6) об оспаривании отказа в установлении публичных сервитутов,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Нижневартовская ГРЭС" - Маркелова Я.В. (по доверенности от 29.12.2021 N 194 сроком действия 31.12.2022),
УСТАНОВИЛ:
акционерное обществе "Нижневартовская ГРЭС" (далее - заявитель, АО "Нижневартовская ГРЭС", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к администрации городского поселения Излучинск (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным отказа в установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков, на которых расположены сооружения с кадастровыми номерами 86:04:0000018:1193, 86:04:0000000:10940, 86:04:0000018:970, и возложении на Администрацию в двухнедельный срок с даты вступления в законную силу решения суда обязанности установить публичные сервитуты в отношении земельных участков, на которых расположены сооружения с кадастровыми номерами 86:04:0000018:1193, 86:04:0000000:10940, 86:04:0000018:970, по ходатайствам АО "Нижневартовская ГРЭС" от 20.05.2021 N 16/1868, от 08.06.2021 N 16/2130, от 15.06.2021 N 16/2222.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2021 по делу N А75-13817/2021 заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Администрации в установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков, на которых расположены сооружения с кадастровыми номерами 86:04:0000018:1193, 86:04:0000000:10940, 86:04:0000018:970, на Администрацию возложена обязанность устранить нарушенные права и законные интересы АО "Нижневартовская ГРЭС" путем повторного рассмотрения заявлений N 16/1868 от 20.05.2021, N 16/2130 от 08.06.2021, N 16/2222 от 15.06.2021.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что находящиеся в собственности заявителя объекты, для размещения которых испрашивается установление публичного сервитута, предназначены для обеспечения частных интересов субъектов предпринимательской деятельности; анализ сведений о данных объектах, а также сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и характеристик земельных участков, в границах которых испрашивается установление публичного сервитута, не выявил общественный (публичный) характер целей установления публичного сервитута; в ходатайстве об установлении публичного сервитута не обоснована необходимость установления публичного сервитута, что не соответствует требованиям, установленным статьей 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
АО "Нижневартовская ГРЭС" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
АО "Нижневартовская ГРЭС" является собственником объектов (далее - объекты):
воздушная линия 6 киловольт в габаритах 35 киловольт от подстанции 6/0,4 пождепо до подстанции 6/0,4 столовой на 300 посадочных мест на общестроительной базе, кадастровый номер 86:04:0000018:1193, номер государственной регистрации права 86-72-16/040/2007-133 от 26.12.2007;
внутриплощадочные тепловые сети общестроительной базы, кадастровый номер 86:04:0000000:10940, номер государственной регистрации права 86-72-16/040/2007-142 от 27.12.2007;
тепловые сети монтажной базы, кадастровый номер 86:04:0000018:970, номер государственной регистрации права 86-72-16/040/2007-110 от 26.12.2007.
В целях реализации права, предусмотренного статьей 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), общество обратилось в Администрацию со следующими ходатайствами об установлении публичных сервитутов для размещения собственных сооружений:
ходатайство об установлении публичного сервитута существующего объекта Воздушная линия 6 киловольт в габаритах 35 киловольт от подстанции 6/0,4 пождепо до подстанции 6/0,4 столовой на 300 посадочных мест на общестроительной базе от 20.05.2021 N 16/1868;
ходатайство об установлении публичного сервитута существующего объекта Внутриплощадочные тепловые сети общестроительной базы тепловых сетей от 08.06.2021 N 16/2130;
ходатайство об установлении публичного сервитута существующего объекта Тепловые сети монтажной базы от 15.06.2021 N 16/2222.
Письмом от 03.08.2021 N 3334 (т.1, л.д. 39) Администрация отказала в установлении публичных сервитутов для размещения объектов общества, указав на то, что объекты предназначены для обеспечения частных интересов субъектов предпринимательской деятельности, общественный (публичный) характер целей установления публичного сервитута отсутствует.
Полагая, что указанный отказ не соответствует закону, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, АО "Нижневартовская ГРЭС" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
23.12.2021 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании решений и действий (бездействия) может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие оспариваемого акта, решения или действия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом, решением или действием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вещным правом наряду с правом собственности являются сервитуты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Согласно пункту 2 статьи 23 ЗК РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут). Публичный сервитут устанавливается в соответствии с данным Кодексом.
В силу подпункта 8 пункта 4 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 ЗК РФ сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Согласно пункту 5 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель. Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.
Как следует из пункта 1 статьи 39.37 ЗК РФ в порядке, предусмотренном главой V.7 данного Кодекса, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.38 ЗК РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 данного Кодекса, устанавливается решением органа местного самоуправления муниципального района в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ и не указанных в подпунктах 1 - 3 данной статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района.
Согласно подпунктам 1 - 3 статьи 39.39 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 данного Кодекса, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута. Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 ЗК РФ. Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 данного Кодекса.
Основания для отказа в установлении публичного сервитута установлены в пункте 1 статьи 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в установлении публичного сервитута является, в том числе, несоблюдение условий установления публичного сервитута, предусмотренных статьями 23 и 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ предусмотрено право юридических лиц, имеющих на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 01.09.2018.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с ЗК РФ могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 01.09.2018 и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 ЗК РФ, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 01.01.2025.
Как следует из представленных в материалы дела копий свидетельств от 26.12.2007 N 72 НК 729982 (л.д.15), N 72 НК 831380 (л.д. 22), N 72 НК 831230 о государственной регистрации права в отношении спорных объектов, право собственности на поименованные выше объекты у общества возникло до 01.09.2018, из чего следует, что в обоснование необходимости установления публичных сервитутов обществу не требовалось приводить сведения, указанные в пункте 2 статьи 39.41 ЗК РФ, поскольку статьей 3.6 Закона N 137-ФЗ предусмотрены специальные правила установления публичного сервитута, в силу чего доводы подателя апелляционной жалобы о не соответствии ходатайств требованиям, установленным статьей 39.41 ЗК РФ отклоняются апелляционным судом.
Суд апелляционной инстанции отмечает также, что объекты общества задействованы в едином технологическом цикле по тепло- и электроснабжению промышленной зоны Нижневартовской ГРЭС, в границах которой размещены не только производственные базы, принадлежащие обществу и третьи лицам, но и медицинские учреждения, в которых на постоянной основе проживают граждане (БУ "Излучинский дом-интернат", Реабилитационный центр для инвалидов), в силу чего обращение заявителя к Администрации с ходатайствами об установления сервитутов, целесообразно не только и не столько в интересах истца, но и в интересах иных лиц, постоянно проживающих на территории социально значимых объектов (публичный сервитут).
Как следует из материалов дела и не оспаривается Администрацией, иных объектов, обеспечивающих организацию электро- и теплоснабжения конечных потребителей на территории Промзоны (пгт. Излучинск), помимо сетей общества, не существует.
Судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции относительно того, что установление публичных сервитутов обусловлено соблюдением как частных, так и общественных интересов, а цель установления публичного сервитута полностью соответствует действующему законодательству Российской Федерации (пункт 1 статьи 39.37 ЗК РФ).
Таким образом, отказ администрации в установлении публичных сервитутов не основан на нормах закона, а также нарушает права и законные интересы АО "Нижневартовская ГРЭС" в сфере предпринимательской деятельности.
В представленных АО "Нижневартовская ГРЭС" ходатайствах изложено письменное обоснование необходимости установления публичного сервитута, к ходатайствам приложены описания местоположений границ публичных сервитутов, правоустанавливающие документы на спорные объекты.
Доказательств наличия оснований для отказа в установлении публичного сервитута, установленных в пункте 1 статьи 39.44 ЗК РФ, заинтересованным лицом не представлено.
Таким образом, у Администрации не имелось оснований для отказа обществу в установлении публичного сервитута.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив требования общества, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Администрация при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платила и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Администрации городского поселения Излучинск оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2021 по делу N А75-13817/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-13817/2021
Истец: АО "НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ГРЭС"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ИЗЛУЧИНСК