город Омск |
|
29 марта 2022 г. |
Дело N А75-16998/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Каревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1758/2022) Администрации города Сургута на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.12.2021 по делу N А75-16998/2021 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ромашка" (ОГРН 1218600005931, ИНН 8602302853, адрес: 628406, город Сургут, улица Ивана Захарова, дом 20, квартира 253) к Администрации города Сургута (ОГРН 1028600603525, ИНН 8602020249, адрес: 628408, город Сургут, улица Энгельса, дом 8) о признании незаконным отказа,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ромашка" (далее - заявитель, общество, ООО "Ромашка") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Администрации г. Сургута (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным отказа от 04.10.2021 N 01-02-10860/1 в выдаче разрешения на размещение объекта "Линии связи линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешение на строительство" на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и обязании выдать разрешение на размещение объекта "Линии связи линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешение на строительство" на земельном участке согласно схеме, приложенной к заявлению от 23.09.2021.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.12.2021 по делу N А75-16998/2021 заявленные требования удовлетворены, отказ Администрации, изложенный в письме от 04.10.2021 N 01-02-10860/1, признан незаконным; суд обязал Администрацию восстановить нарушенные права общества путем повторного рассмотрения заявления 23.09.2021.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что подпунктом "а" пункта 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р, установлены объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры в лесопарковых зонах и городских лесах, к которым антенно-мачтовые сооружения связи не относятся. Согласно статьи 6 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" размещение объектов связи должно быть предусмотрено с учетом уже определенных документами территориального планирования границ в соответствии с назначением функциональных зон.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу ООО "Ромашка" просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, представили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей, которые судом апелляционной инстанции удовлетворены, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 23.09.2021 общество обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на размещение объекта: антенно-мачтовое сооружение.
В письме Администрации от 04.10.2021 N 01-02-10860/1 заявитель извещен об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка. Отказ мотивирован несоответствием размещаемого объекта (антенно-мачтовое сооружение) правовому режиму использования земель, установленному документами территориального планирования, поскольку в соответствии с генеральным планом г. Сургута, утвержденным решением городской Думы от 21.04.2017 года N 107-VI ДГ, границы испрашиваемого участка расположены в функциональной зоне городских лесов и лесопарков, и антенно-мачтовые сооружения отсутствуют в утвержденном перечне объектов, размещаемых в лесах.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
24.12.2021 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно пункту 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа. В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка (пункт 3 статьи 39.33 ЗК РФ).
Пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден "Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", пунктом 11 которого предусмотрены, в том числе, такие виды объектов как линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Порядок и условия размещения вышеуказанных объектов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установлен постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.06.2015 N 174-П "Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - Порядок).
Как полагает Администрация, пунктом 10.4 Порядка в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта определены случаи, когда размещение объектов не соответствует правовому режиму использования земель или земельных участков, установленному документами территориального планирования.
Документом территориального планирования является генеральный план муниципального образования городской округ г. Сургут, в соответствии с которым испрашиваемая территория расположена в функциональной зоне городских лесов и лесопарков.
Пунктом 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено использование лесов с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Таким образом, ЛК РФ допускает использование лесов без предоставления лесных участков.
Статья 21 ЛК РФ предусматривает, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускается для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434 утверждены Правила использования лесов для строительства реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечень случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Приложения N 2 указанного приказа использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации, в том числе при капитальных и текущих ремонтах линейных объектов, осуществляется без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута, в том числе при строительстве временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складировании строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412.
Примечанием 2 к данному Приказу установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе на размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.
Согласно разъяснению, приведенному в письме Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2016 N Д23и-1239, положения примечания 2 к приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (приказ действовал до принятия приказа Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 и содержал в приложении пункт 2, аналогичный по содержанию пункту 2 приказа Росреестра) следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом. Размещение указанных в этом примечании антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
Пунктом 3 статьи 7 Правил землепользования и застройки на территории города Сургута, утвержденных решением Сургутской городской Думы от 28.06.2005 N 475-III ГД, предусмотрено, что размещение и эксплуатация линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков охватывается содержанием всех видов разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом, без отдельного указания.
Соответственно, действующее федеральное и принятое в его соответствии муниципальное законодательство предусматривает возможность размещения антенно-мачтовых устройств на земельных участках с любым видом разрешенного использования, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами.
В рассматриваемом деле земельный участок, на котором общество испрашивало размещение антенно-мачтового устройства, не определен в качестве исключения из общего правила, а потому Администрация, отказав обществу в выдаче разрешения на размещение указанного объекта, приняла решение, не соответствующее вышеприведенным положениям законодательства.
Ссылка подателя жалобы на то, что антенно-мачтовые сооружения связи не относятся к объектам, не связанным с созданием лесной инфраструктуры в лесопарковых зонах и городских лесах, а размещение объектов связи должно быть предусмотрено с учетом уже определенных документами территориального планирования границ в соответствии с назначением функциональных зон в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", отклоняется судом апелляционной инстанции в связи с вышеуказанным, поскольку размещение антенно-мачтовых устройств на земельных участках с любым видом разрешенного использования, за исключением случаев прямо предусмотренных федеральными законами, прямо предусмотрено законом.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные обществом требования.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Администрация освобождена от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.12.2021 по делу N А75-16998/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-16998/2021
Истец: ООО "Ромашка"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СУРГУТА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СУРГУТА