город Омск |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А75-4266/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Каревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-1410/2022) Администрации города Нижневартовска и (регистрационный номер 08АП-1678/2022) индивидуального предпринимателя Осадчий Зухры Юрьевны на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.12.2021 по делу N А75-4266/2021 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Осадчий Зухры Юрьевны (ОГРНИП 318861700020533, ИНН 860300401934) к Администрации города Нижневартовска (ОГРН 1028600965942, ИНН 8603032896, адрес: 628602, город Нижневартовск, улица Таежная, дом 24) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации города Нижневартовска - Сальмаева Наиля Фаильевна, по доверенности от 19.01.2021 N 1-01/12Д сроком действия 31.12.2022;
от индивидуального предпринимателя Осадчий Зухры Юрьевны - Кобышева Анна Андреевна, по доверенности от 24.01.2019 сроком действия 10 лет;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Осадчий Зухра Юрьевна (далее - ИП Осадчий З.Ю., заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Администрации города Нижневартовска (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги по передаче в собственность за плату без проведения торгов земельного участка площадью 18 727 кв.м, с кадастровым номером 86:11:0402001:1125 под магазины-склады по ул. 18, севернее 108 микрорайона в городе Нижневартовск, изложенного в письме от 22.10.2020 N 2-ИСХ-3148, и возложении на Администрацию обязанность направить предпринимателю проект договора купли-продажи земельного участка площадью 18 727 кв.м, с кадастровым номером 86:11:0402001:1125 под магазины-склады в срок не более 30 дней с момента принятия решения, по ставкам выкупной цены, действовавшим на момент обращения истца за выкупом (октябрь 2020 года).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.12.2021 по делу N А75-4266/2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не соглашаясь с решением суда, заявитель и Администрация обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
В своей апелляционной жалобе Администрация просит решение изменить, исключив из мотивировочной части выводы суда, изложенные на 5 странице решения суда, о необоснованности оспариваемого отказа Администрации по основаниям превышения площади испрашиваемого земельного участка площади расположенных на нем объектов недвижимости. Администрация указывает, что площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества. Размер испрашиваемого земельного участка должен быть непосредственно связан с функциональным назначением объекта. Собственник недвижимого имущества, обращающийся за предоставлением в собственность земельного участка, на котором такое имущество расположено, должен обосновать необходимость приобретения земельного участка в испрашиваемом размере. Между тем от ИП Осадчий З.Ю. обоснования размера испрашиваемого земельного участка не поступило.
В своей апелляционной жалобе ИП Осадчий З.Ю. ссылается на то, что вывод суда о том, что фактическое землепользование не соответствовало указанному в заявлении, противоречит материалам дела и фактическим обстоятельствам. Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 04.02.2020 следует, что видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 86:11:0402001:1125 является "склады и магазины". Фактически данный земельный участок использует под склады и магазины, что подтверждается выписками из ЕГРН на объекты недвижимости. Из дополнительного соглашения от 04.10.2019 к договору аренды земельного участка также следует, что земельный участок предоставлен в целях его использования под склады и магазины. Предприниматель считает, что судом не учтено, что вид разрешенного использования "под склады и магазины" существовал до принятия Правил землепользования и застройки от 22.01.2020 N 565, следовательно, землепользование сложилось принятия Правил землепользования и застройки и не может быть вменено в вину ИП Осадчий З.Ю. В настоящее время, как и на момент вынесения решения суда, земельный участок оформлен в зону ПР-302, что подтверждает, что фактическое землепользование соответствует юридическому. ИП Осадчий З.Ю. просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя.
Администрация представила отзыв на жалобу предпринимателя. Отзыв Администрации дублирует текст апелляционной жалобы административного органа.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ИП Осадчий З.Ю. поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, с доводами апелляционной жалобы Администрации не согласился.
Представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции изменить в мотивировочной части. С доводами апелляционной жалобы предпринимателя не согласился.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзыв, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
02.07.2014 между Администрацией и индивидуальным предпринимателем Литус А.Ф. заключен договор N 335-АЗ аренды земельного участка с кадастровым номером 86:11:0402001:1125, площадью 18727 кв.м., расположенный по адресу: г. Нижневартовск, ул. 18, севернее 108 микрорайона, в целях использования для завершения строительства индивидуальных гаражей. Срок договора аренды по 25.06.2017 (том 1 л.д.14-19).
10.10.2014 между ИП Литус А.Ф. и обществом с ограниченной ответственностью "Фасад-Сити" заключено соглашение N 335-АЗ/2014 об уступке прав и обязанностей по договору N 335-АЗ аренды земельного участка от 02.07.2014, в соответствии с которым права арендатора по данному договору в полном объеме перешли к обществу (том 1 л.д.20- 22).
06.04.2017 между Администрацией и ООО "Фасад-Сити" заключен новый договор аренды указанного земельного участка - договор аренды N 23-АЗ земельного участка под зданием, сооружением. Цель использования участка - под гараж, вид разрешенного использования - автомобильный транспорт. Срок действия договора установлен по 05.04.2066 (том 1 л.д.23-30).
10.08.2018 между ООО "Фасад-Сити" и заявителем заключено соглашение об уступке прав и обязанностей по договору N 23-АЗ аренды земельного участка от 06.04.2017, в соответствии с которым права арендатора по данному договору в полном объеме перешли к ИП Осадчий З.Ю. (том 1 л.д.31-36).
04.10.2019 между Администрацией и заявителем заключено дополнительное соглашение к договору аренды, в соответствии с которым цель использования земельного участка определена под склады и магазины (том 1 л.д.41-43).
Согласно выписке из ЕГРН от 11.05.2021 вид разрешенного использования земельного участка: склады и магазины (том 2 л.д.41-44).
По заявке предпринимателя в августе 2020 года обществом с ограниченной ответственностью "Проектно-производственная компания "Гранд" разработан "Генеральный план торгово-складского участка: г. Нижневартовск, ул. 18, севернее 10В микрорайона. Эскизный проект планировки участка" (далее - генеральный план). В соответствии с генеральным планом предусмотрено строительство двухэтажного магазина общей площадью 1260 кв.м., одноэтажного магазина склада площадью 900 кв.м. На момент составления плана на земельном участке расположены: нежилое здание торгового назначения N 1 площадью 91,3 кв.м., магазин-склад площадью 1146,6 кв.м., гараж с КПП площадью 135,3 кв.м., открытый склад (25 кв.м.), три павильона розничной торговли (общая площадь 45 кв.м.), строится нежилое торговое здание площадью 685,8 кв.м. и здание торгового назначения N 2 площадью 58,8 кв.м. По утверждению предпринимателя, потребность в использовании земельного участка в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и с учетом фактически существующих зданий составила 21 689,1 кв.м. (том 1 л.д.171-191).
Предприниматель обратилась в Администрацию с заявлением от 15.09.2020 о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов на основании подпункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (том 2 л.д.37). В качестве обоснования площади земельного участка представлен указанный генеральный план.
Уведомлением от 22.10.2020 Администрация сообщила предпринимателю о принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка в связи со значительным превышением испрашиваемой площади земельного участка размеру площади расположенных на нем объектов недвижимости. Кроме того, указано, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне объектов автомобильного транспорта (ТЗ 502), в которой не предусмотрено размещение объектов торгового назначения, а вид разрешенного использования "Склады" предусмотрен в условно-разрешенных видах использования земельного участка (том 2 л.д.36).
Считая решение Администрации незаконным и необоснованным, предприниматель обратилась с рассматриваемым заявлением в Сургутский городской суд, которым впоследствии дело передано в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по подсудности.
22.12.2021 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив в соответствии с требованиями статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения по делу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ определено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Данное положение согласуется с установленным в пункте 5 статьи 1 ЗК РФ принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов, и включает в себя:
- подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
- подачу гражданином или юридическим лицом в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; в случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
- принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
- обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
- подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
- заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.17 ЗК РФ.
Положениями статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением, содержание которого определено в пункте 1 названной нормы.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно статье 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1);
- разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14).
Как следует из материалов настоящего дела и было выше сказано, ИП Осадчий З.Ю. обратилась в Администрацию с заявлением от 15.09.2020 о предоставлении земельного участка площадью 18 727 кв. м с кадастровым номером 86:11:0402001:1125 в собственность без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
К заявлению были приложены выписки из ЕГРН в отношении объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке и принадлежащих ИП Осадчий З.Ю., выписка из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:11:0402001:1125, разрешения на строительство зданий, "Генеральный план торгово-складского участка: г. Нижневартовск, ул. 18, севернее 10В микрорайона. Эскизный проект планировки участка", разработанный ООО "Проектно-производственная компания "Гранд", диск с документацией в электронном виде с ЭЦП.
Уведомлением от 22.10.2020 Администрация отказала в предоставлении земельного участка в связи со значительным превышением испрашиваемой площади земельного участка размер площади расположенных на нем объектов недвижимости. Относительно представленного генерального плана пояснило, что данный документ носит информационный характер и не может являться допустимым доказательством.
Кроме того, Администрация указала, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне объектов автомобильного транспорта (ТЗ 502), в которой не предусмотрено размещение объекта торгового назначения, а вид разрешенного использования "склады" предусмотрен в условно-разрешенных видах использования земельного участка. Для приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие, учитывая расположенные на земельном участке объекты недвижимости, административный орган рекомендовал заявителю обратиться в комиссию по градостроительному зонированию.
Суд первой инстанции в целях проверки обоснованности выводов Администрации о превышение площади испрашиваемого земельного участка назначил проведение землеустроительной экспертизы, поставив перед экспертами следующие вопросы:
- какова площадь земельного участка, необходимая для обслуживания зданий и сооружений, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 86:11:0402001:1125, с учетом его целевого использования?
- необходим ли для обслуживания существующих и перспективных объектов, принадлежащих истцу, весь земельный участок?
- какова площадь земельного участка, необходимая для обслуживания зданий и сооружений, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 86:11:0402001:1125, согласно сведениям, изложенных в генеральном плане торгово-складского участка, разработанном обществом с ограниченной ответственностью "Проектно-производственная компания "Град" (по состоянию на дату составления плана)?
Согласно заключению N 50(19)/2021 от 20.10.2021 экспертами даны следующие ответы на заданные вопросы.
По первому вопросу эксперты поясняли, что при условии застройки исследуемого земельного участка на 55% минимальная площадь, необходимая для обслуживания зданий и сооружений, находящихся на земельном участке, составит 8 427,15 кв.м.
При планируемой проектной застройке исследуемого земельного участка в 4 004,7 кв.м. оставшаяся площадь, необходимая для обслуживания зданий и сооружений, находящихся на земельном участке, составит 14 722,3 кв.м.
По второму вопросу: для обслуживания существующих и перспективных объектов, принадлежащих истцу, необходим весь земельный участок.
По третьему вопросу: площадь земельного участка, необходимая для обслуживания зданий и сооружений, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 86:11:0402001:1125, согласно сведениям, изложенных в генеральном плане торгово-складского участка, разработанном обществом с ограниченной ответственностью "Проектно-производственная компания "Град" (по состоянию на дату составления плана) составляет 21 689,1 кв.м.
На основании заключения N 50(19)/2021 от 20.10.2021, а также принимая во внимание данные "Генерального плана торгово-складского участка: г. Нижневартовск, ул. 18, севернее 10В микрорайона. Эскизный проект планировки участка", изготовленного ООО "Проектно-производственная компания "Гранд" по инициативе предпринимателя, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности выводов Администрации о значительным превышении испрашиваемой площади земельного участка.
Изложенная позиция арбитражного суда первой инстанции расценивается апелляционным судом как ошибочная и сделанная без учёта следующего.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", испрашиваемый земельный участок должен быть сформирован для целей эксплуатации принадлежащего заявителю объекта недвижимости, расположенного на данном участке, в размере, необходимом для такой эксплуатации.
По смыслу статьи 11.9, подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ собственник объекта недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования по функциональному назначению, с учетом фактического землепользования.
Площадь такого земельного участка должна составлять не менее предельных минимальных размеров и не более предельных максимальных размеров, установленных для конкретных видов деятельности, или площадь, определенную в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Следовательно, при предоставлении в собственность хозяйствующего субъекта земельного участка публичной собственности без торгов уполномоченный орган обязан учитывать потребность в данном земельном участке, исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости.
В соответствии с правовым подходом, сформулированным в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.
Бремя доказывания необходимого размера, подлежащего предоставлению в аренду или выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его арендовать или выкупить (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 N 64-КГ16-2).
По смыслу статей 1, 39.1, 39.3, 39.16, 39.20 ЗК РФ размер земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимого имущества, поставлен в зависимость не только от площади таких объектов недвижимости, но и от их назначения, а также целей использования.
Предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
Предоставление для эксплуатации объекта недвижимости земельного участка публичной собственности, площадью, превышающей необходимую в указанных целях, не допускается.
Таким образом, обращаясь в уполномоченный орган за реализацией исключительного права приобретения земельного участка по основанию нахождения на нем принадлежащего заявителю объекта, заявитель должен обосновать испрашиваемую площадь земли.
Как следует из материалов дела, на момент отказа Администрации в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 86:11:0402001:1125 на нем были расположены следующие объекты недвижимости, принадлежащие заявителю:
- нежилое здание торгового назначения N 1 площадью 91,3 кв.м.;
- магазин-склад площадью 1146,6 кв.м.;
- гараж с КПП площадью 135,3 кв.м.
Объекты зарегистрированы в ЕГРН, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из реестра, общая площадь объектов составляет 1 373 кв.м. Испрашиваемая площадь земельного участка 18 727 кв.м.
Из заключения от 20.10.2021 N 50(19)/2021 следует, что исходя из параметров разрешенного использования, установленных для территориальной зоны "Коммунальная-складская зона (ПР 302)", максимальный процент застройки в границах земельного участка для основного вида использования "Склады" составляет 60 процентов, для основного вида использования "Магазины" составляет 50 процентов.
Применительно к земельному участку с кадастровым номером 86:11:0402001:1125 максимальные площади застройки распределяются следующим образом (таблица 2):
Для застройки земельного участка с видом использования "склады" под обслуживание объектов максимальный процент застройки в границах земельного участка (60 процентов) составляет 7 490,80 кв.м.
Для застройки земельного участка с видом использования "магазины" под обслуживание объектов максимальный процент застройки в границах земельного участка (50 процентов) составляет 9 363,5 кв.м.
Максимальный процент застройки в границах земельного участка (по методу интерполяции) в 55 процентов для застройки земельного участка с видом использования "склады и магазины" под обслуживание объектов составил 8 427,15 кв.м.
Отвечая на вопрос N 1 (какова площадь земельного участка, необходимая для обслуживания зданий и сооружений, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 86:11:0402001:1125, с учетом его целевого использования?) эксперты ответили, что при условии застройки исследуемого земельного участка на 55 процентов минимальная площадь необходимая для обслуживания зданий и сооружений, находящихся на земельном участке, составляет 8 427,15 кв.м.
При планируемой проектной застройке исследуемого земельного участка в 4 004,7 кв.м (приблизительно 25 процентов) оставшаяся площадь необходимая для обслуживания зданий и сооружений, находящихся на земельном участке, составляет 14 722,3 кв.м
Таким образом, согласно заключению от 20.10.2021 N 50(19)/2021 экспертами фактически не дан ответ на поставленный вопрос, поскольку определена минимальная площадь земельного участка при условии его застройки на 55 процентов - 8 427,15 кв.м.
В силу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, названные нормы права, а также неоднократное толкование, которое давали им высшие судебные инстанции, не предполагает возможность предоставления выкупа земельного участка, находящегося под планируемыми или необходимыми к постройке объектами.
Суд апелляционной инстанции усматривает, что площадь земельного участка в размере 18 727 кв.м также обосновывается в "Генеральном плане торгово-складского участка: г. Нижневартовск, ул. 18, севернее 10В микрорайона. Эскизный проект планировки участка" исходя из перспективного использования участка, а именно планируемого в будущем строительства 2-х этажного магазина-склада площадью 1 260 кв.м и 1-этажного магазина-склада площадью 900 кв.м.
Между тем само по себе наличие проекта по перспективному использованию участка не является основанием для получения земельного участка площадью 18 727 кв.м, так как размер испрашиваемой площади должен быть обоснован исходя из потребности собственника объекта в эксплуатации существующих объектов недвижимости с учетом площади, необходимой под их эксплуатацию.
Иная площадь земельного участка может быть получена заявителем в рамках проведения публичных торгов.
При этом апелляционный суд принимает во внимание также то, что согласно исследовательской части заключения экспертов (страница 6, том 3, л.д.18) земельный участок с кадастровым номером 86:11:0402001:1125 расположен в территориальной зоне "Коммунально-складская зона (ПР 302)" имеет виды разрешенного использования: склады и магазины, относящиеся к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в территориальной зоне "Коммунально-складская зона (ПР 302)" параметры разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства сведены в Таблицу 1.
Параметры разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в территориальной зоне: "Коммунально-складская зона (ПР 302)" градостроительного регламента Правил землепользования и застройки на территории города Нижневартовска, утвержденных решением Думы города от 22.01.2020 N 565 (с изменениями), для видов разрешенного использования "Склады" и "Магазины": минимальный процент застройки в границах земельного участка - 20 процентов.
Как было указано ранее, общая площадь объектов недвижимого имущества, принадлежащих заявителю на момент подачи заявления, составляет 1 373 кв.м., что меньше установленного параметра (18 727 кв.м. х 20 % = 3 745 кв.м.).
Суд апелляционной инстанции признает обоснованной позицию Администрации, выраженную в том, что предпринимателем не обоснована площадь испрашиваемого земельного участка, площадь участка значительно превышает размер площади расположенных на нем объектов недвижимости.
В то же время судебная коллегия расценивает в качестве неправомерного основания для отказа указание административного органа на несоответствие вида разрешенного использования земельного участка территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок, исходя из следующего.
Согласно пункту 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Действительно, на момент рассмотрения заявления предпринимателя спорный земельный участок согласно карте градостроительного зонирования города Нижневартовска был расположен в зоне объектов автомобильного транспорта (ТЗ 502).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории города Нижневартовска, утвержденными решением Думы города Нижневартовска от 22.01.2020 N 565, зона объектов автомобильного транспорта Т3 502 не предусматривает размещение объектов торгового назначения
Между тем, как обоснованно указывает ИП Осадчий З.Ю., земельный участок предоставлялся в целях использования под склады и магазины, о чем прямо указано в дополнительном соглашении от 04.10.2019 к договору аренды земельного участка под зданием, сооружением от 06.04.2017 N 23-АЗ (том 1 л. д. 41-43).
Из выписки из ЕГРН от 04.02.2020 следует, что видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 86:11:0402001:1125 является "склады и магазины" (том 2 л. д. 41-44). Фактически данный земельный участок использует под склады и магазины, что Администрацией не опровергнуто.
Обстоятельства того, что Правилами землепользования и застройки от 22.01.2020 N 565 была изменена территориальная зона, не свидетельствуют о том, что предприниматель не вправе использовать земельный участок под склады и магазины, поскольку участок предоставлялся Администрацией для указанного вида использования.
Более того, 28.10.2020 предприниматель обратился в комиссию по градостроительному зонированию территории города Нижневартовска о рассмотрении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Нижневартовска на комиссии по градостроительному зонированию в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:11:0402001:1125, в части изменения территориальной зоны объектов автомобильного транспорта (ТЗ 502) на коммунально-складскую зону (ПР 302).
В соответствии с решением Думы города Нижневартовска от 26.02.2021 N 727 "О внесении изменений в решение Думы города Нижневартовска от 22.01.2020 N 565 "О правилах землепользования и застройки на территории города Нижневартовска", территориальная зона вышеуказанного земельного участка была изменена с зоны объектов автомобильного транспорта (ТЗ 502) на коммунально-складскую зону (ПР 302).
Обстоятельства того, что на момент обращения предпринимателя в Администрацию территориальная зона земельного участка была определена как зона объектов автомобильного транспорта (ТЗ 502) не могут выступать основанием для отказа в предоставлении земельного участка, поскольку, как было выше сказано, земельный участок предоставлялся ИП Осадчий З.Ю. с видом разрешенного использования земельного участка склады и магазины.
В соответствии с абзацем вторым пункта 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление N 12), в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения или определения, арбитражный суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Абзац третий пункта 39 Постановления N 12 содержит указание на то, что на изменение мотивировочной части судебного акта может быть также указано в резолютивной части постановления суда апелляционной инстанции.
Между тем, указанные действия являются правом суда и осуществляются на его усмотрение.
С учетом того, что судом апелляционной инстанции установлены обстоятельства для отказа предпринимателю в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов (необоснованность площади испрашиваемого земельного участка), то ошибочные выводы суда первой инстанции не повлекли принятия неверного решения по делу.
Мотивировочную часть обжалуемого судебного акта следует оценивать с учетом мотивировочной части настоящего постановления и выводов апелляционного суда, в ней содержащихся.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого определения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются в соответствии со статьей 110 АПК РФ сообразно результатам рассмотрения дела.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционные жалобы оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.12.2021 по делу N А75-4266/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-4266/2021
Истец: ООО ТЮМЕНСКИЕ ЗЕМЛЕМЕРЫ, Осадчий Зухра Юрьевна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА