г. Саратов |
|
29 марта 2022 г. |
Дело N А57-14870/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей М.А. Акимовой, В.В. Землянниковой,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 декабря 2021 года по делу N А57-14870/2021
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350)
о признании недействительными постановлений,
заинтересованные лица: Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области (ИНН 6449013567, ОГРН 1026401988183), Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района (ИНН 6449031750, ОГРН 1026401995729),
при участии в судебном заседании представителей Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района - Т.Н. Бартеневой по доверенности от 10.01.2022, сроком по 31.12.2022 (до перерыва), В.В. Костиной по доверенности от 10.01.2022, сроком по 31.12.2022 (после перерыва), Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области - А.Н. Саловой, по доверенности от 10.01.2022 сроком по 31.12.2022, публичного акционерного общества "Т Плюс" - О.В. Царевой по доверенности от 19.01.2021, сроком по 08.09.2022,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - Общество, Заявитель, ПАО "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными постановлений администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области N 1390 от 15.04.2021, N 1389 от 15.04.2021, N 1388 от 15.04.2021, N 1387 от 15.04.2021, N 2078 от 04.06.2021, N 2077 от 07.06.2021, N 2076 от 07.06.2021 и N2071 от 07.06.2021 об установлении публичных сервитутов в отношении частей земельных участков и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в целях размещения объектов тепловых сетей, принадлежащих ПАО "Т Плюс", в части установления платы за публичные сервитуты.
Решением Арбитражного суда Саратовской области 14 декабря 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "Т Плюс" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что поскольку право на объекты у ПАО "Т Плюс" возникло до 01.09.2018, то в силу положений пункта 4 статьи 3.6 ФЗ N 137 Общество вправе оформить публичный сервитут для эксплуатации таких объектов без установления платы.
В порядке статьи 262 АПК РФ, Администрацией Энгельсского муниципального района и Комитетом по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района представлены отзывы на апелляционную жалобу.
В судебное заседание явились представители Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района, Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, публичного акционерного общества "Т Плюс".
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Представитель публичного акционерного общества "Т Плюс" огласил позицию по делу. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 декабря 2021 года по делу N А57-14870/2021 считает незаконным и необоснованным, просит отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области и Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района огласили позицию по делу, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражают. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 декабря 2021 года по делу N А57-14870/2021 считают законным и обоснованным, просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, позиции лиц, участвующих в деле, выслушав представителей сторон, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, в период февраль - март 2021 ПАО "Т Плюс" в Администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области поданы ходатайства об установлении публичного сервитута для размещения объектов тепловых сетей, принадлежащих ПАО "Т Плюс" в отношении частей земельных участков и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Рассмотрев названные ходатайства, Администрацией Энгельсского муниципального района приняты постановления:
- постановлением N 2071 от 07.06.2021 установлен публичный сервитут в целях размещения объекта тепловых сетей - сооружения тепломагисграли N5 от точки "Б" до У-503 "Б", от У-503 "Б" до производственной базы и от У-503 "А" до производственной базы 4-го района протяженностью 313 м в Промзоне, в г. Энгельсе. Срок установления публичного сервитута был определен 49 лет с размером платы в отношении части земельного участка: с кн 64:50:000000:54 площадью 31 кв.м.- 129,85 руб.; с кн 64:50:000000:74845 площадью 27 кв.м. - 113,19 руб.; с кн 64:50:021302:129 площадью 27 кв.м. - 123,97 руб.; с кн 64:50:021307:98 площадью 524 кв.м. - 2452,94 руб.; с кн 64:50:021307:126 площадью 766 кв.м. - 3522,12 руб.; с кн 64:50:021302, 64:50:021307 площадью 1624 кв.м. - 4736,34 руб.,
- постановлением N 2076 от 07.06.2021 установлен публичный сервитут в целях размещения объекта тепловых сетей - линейного объекта тепло магистрали N1 от ТЭЦ-3 У-Ю1-ШО-103-ТК-123А- ЦТП, тепломагистрали N1А от ШО 103-ШП107-Ш0108-ТК118 по проспекту Строителей в г. Энгельсе. Срок установления публичного сервитута был определен 49 лет с размером платы в отношении части земельного участка: с кн 64:50:000000:74846 площадью 44702 кв.м.- 116303,46 руб.; с кн 64:50:000000:74847 площадью 4268 кв.м.- 17910,97 руб.; с кн 64:50:000000:74848 площадью 3724 кв.м.- 15628,06 руб.; с кн 64:50:01411:11 площадью 137 кв.м.- 648,76 руб.; с кн 64:50:010425:10 площадью 1 кв.м.- 10,29 руб.; с кн 64:50:010430:76 площадью 1 кв.м.- 8,33 руб.; с кн 64:50:021601:25 площадью 7 кв.м.- 33,32 руб.; с кн 64:50:021601:297 площадью 37 кв.м.- 85,75 руб.; с кн 64:50:000000:53 площадью 11 кв.м.- 52,43 руб.; с кн 64:50:000000:74842 площадью 544 кв.м.- 2552,9 руб.; с кн 64:50,.021301,.16 площадью 73 кв.м.- 855,05 руб.; с кн 64:50:021402:1987 площадью 1 кв.м.- 18,62 руб.; с кн 64:50:000000:82371 площадью 447 кв.м.- 1999,2 руб.; с кн 64:50:000000:82372 площадью 1739 кв.м.- 7776,79 руб.; с кн 64:50:000000:82373 площадью 390 кв.м.- 1743,91 руб.; с кн 64:50:010411:915 площадью 46 кв.м.- 861,42 руб.; с кн 64:50:020607:2010 площадью 1 кв.м.-18,62 руб.; с кн 64:50:020619:702 площадью 4 кв.м.- 50,96 руб.; с кн 64:50:020622:183 площадью 286 кв.м.- 2095,73 руб.; земли, государственная собственность на которые не разграничена площадью 17365 кв.м.в кадастровых кварталах 64:50:010411, 64:50:010425, 64:50:010430, 64:50:020605, 64:50:020606, 64:50:020607, 64:50:020619, 64:50:020620, 64:50:020622, 64:50:021301, 64:50:021401, 64:50:021402, 64:50:021501, 64:50:021502, 64:50:021508, 64:50:021601, 64:50:021605 - 50644,44 руб.,
- постановлением N 2077 от 07.06.2021 установлен публичный сервитут в целях размещения объекта тепловых сетей - сооружения тепломагистрали N2 от У201-244, от У-219-"САРЦВЕТМЕТ" от У204-209, от АЗТК У-207-У-210А, N2А ТЭЦ-З-У-202 В Промзоне в Энгельсе. Срок установления публичного сервитута был определен 49 лет с размером платы в отношении части земельного участка: с кн 64:38:040226:15 площадью 615 кв.м.- 1414,72 руб; с кн 64:50:000000:74846 площадью 5546 кв.м. - 14429,52 руб.; с кн 64:50:000000:74847 площадью 39722 кв.м. - 166695,55 руб.; с кн 64:50:000000:74848 площадью 404 кв.м. - 1695,4 руб.; с кн 64:50:000000:82369 площадью 141 кв.м. - 592,41 руб.; с кн 64:50:021305:515 площадью 80 кв.м. - 331,24 руб.; с кн 64:50:021601:297 площадью 32 кв.м. - 74,48 руб.; с кн 64:50:021606:957 площадью 12 кв.м. - 54,39 руб.; с кн 64:50:021606:959 площадью 8 кв.м. - 36,26 руб.; земли, государственная собственность на которые не разграничена площадью 12969 кв.м.в кадастровых кварталах 64:38:040226, 64:50:021305, 64:50:021306, 64:50:021307, 64:50:021601, 64:50:021605, 64:50:021606, 64:50:021801, 64:50:021802, 64:50:021803, 64:50:021804, 64:50:021901 - 37823,59 руб.,
- постановлением N 2078 от 07,06,2021 установлен публичный сервитут в цепях размещения объекта тепловых сетей - сооружения тепломагистрали N4 от У412 до У "Б" протяженностью 4329 м. в Промзоне в г. Энгельсе. Срок установления публичного сервитута был определен 49 лет с размером платы в отношении части земельного участка: с кн 64:38:0000000:54 площадью 5492 кв.м.- 23047,64 руб; с кн 64:50:000000:74845 площадью 10729 кв.м. - 45024,63 руб.; с кн 64:50:021302:129 площадью 33 кв.м. - 151,9 руб.; с кн 64:50:021308:44 площадью 22 кв.м. - 39,69 руб.; земли, государственная собственность на которые не разграничена площадью 2404 кв.м.в кадастровых кварталах 64:50:021302, 64:50:021303, 64:50:021307, 64:50:021308 - 7011,41 руб.,
- постановлением N 1390 от 15.04.2021 установлен публичный сервитут в целях размещения объекта тепловых сетей - сооружения тепломагистрали N4 от У-101 (У-"А") до У-202, протяженностью 510 м. в Промзоне в г. Энгельсе. Срок установления публичного сервитута был определен 49 лет с размером платы в отношении части земельного участка: с кн 64:38:0000000:74848 площадью 2410 кв.м.- 10113,6 руб.; с кн 64:50:000000:74846 площадью 2686 кв.м. - 6988,38 руб.; с кн 64:50:000000:74847 площадью 109 кв.м. - 457,66 руб.; земли, государственная собственность на которые не разграничена площадью 384 кв.м.в кадастровых кварталах 64:50:0213601, 64:50:021605 - 1120,14 руб.,
- постановлением N 1387 от 15.04.2021 установлен публичный сервитут в целях размещения объекта тепловых сетей - сооружения тепломагистрали N8 от У-ТК-112-ТК806, N8А от ТК-806-ЦТП-1, ТК-803-ЦТП-5 по улице Полтавской в г. Энгельсе. Срок установления публичного сервитута был определен 49 лет с размером платы в отношении части земельного участка: с кн 64:50:0000000:74842 площадью 9366 кв.м.- 43950,06 руб.; с кн 64:50:021505:151 площадью 468 кв.м. - 2225,1 руб.; земель, государственная собственность на которые не разграничена площадью 1387 кв.м.в кадастровых кварталах 64:50:021401, 64:50:021403, 64:50:021406, 64:50:021407, 64:50:021408, 64:50:0214501, 64:50:021505 - 4044,95 руб.,
- постановлением N 1388 от 15.04.2021 установлен публичный сервитут в целях размещения объекта тепловых сетей - сооружения тепломагистрали N6 от К-118 до У-604, И У-607 до ЦТП-2 по улице Строителей в г. Энгельсе. Срок установления публичного сервитута был определен 49 лет с размером платы в отношении части земельного участка: с кн 64:50:0000000:53 площадью 6119 кв.м.- 29248,1 руб.; с кн 64:50:000000:74846 площадью 268 кв.м. - 697,27 руб.; с кн 64:50:021404:57 площадью 154 кв.м.- 735,98 руб.; с кн 64:50:021406:73 площадью 26 кв.м.- 404,25 руб.; земель, государственная собственность на которые не разграничена площадью 760 кв.м.в кадастровых кварталах 64:50:021401, 64:50:021402, 64:50:021404, 64:50:021406 - 2216,76 руб.,
- постановлением N 1389 от 15.04.2021 установлен публичный сервитут в целях размещения объекта тепловых сетей - сооружения надземной тепломагистрали протяженностью трубопроводов 1780 м. по Функциональному проезду в г. Энгельсе. Срок установления публичного сервитута был определен 49 лет с размером платы в отношении части земельного участка: с кн 64:50:021302:129 площадью 1979 кв.м.- 9103,71 руб.; с кн 64:50:021601:25 площадью 188 кв.м. - 894,25 руб.; с кн 64:50:000000:74846 площадью 173 кв.м.- 450,31 руб.; с кн 64:50:000000:74848 площадью 228 кв.м.- 956,97 руб.; земель, государственная собственность на которые не разграничена площадью 1790 кв.м, в кадастровых кварталах 64:50:021302, 64:50:021601 - 5220,46 руб.
ПАО "Т Плюс", полагая, что установление данными постановлениями платы за публичные сервитуты является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы Общества, обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемые в части установления платы постановления соответствуют закону и не нарушают права Общества.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 8, 12, 14 ст. 23 ЗК РФ сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.
Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут) (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).
Пунктом 8 части 4 ст. 23 ЗК РФ предусмотрено, что публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд
В соответствии с п. 4 ст. 39.38 ЗК РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, устанавливается решениями органов местного самоуправления городского округа, городского поселения - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, городского поселения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами местного значения городского округа, городского поселения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам местного значения городского округа, городского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения городского округа, городского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах городского округа, городского поселения.
В соответствии со статьей 39.43 Земельного кодекса РФ орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении.
Частью 4 статьи 39.43 Земельного кодекса РФ установлено, что решение об установлении публичного сервитута должно, среди прочего, содержать порядок расчета и внесения платы за публичный сервитут в случае установления публичного сервитута в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Статьей 39.46 Земельного кодекса РФ установлено, что обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за публичный сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Плата за публичный сервитут может устанавливаться в виде единовременного платежа или периодических платежей, если иное не установлено настоящей статьей. Плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц, вносится обладателем публичного сервитута единовременным платежом не позднее шести месяцев со дня принятия решения об установлении публичного сервитута.
Частью 6 статьи 39.46 Земельного кодекса РФ установлено, что безвозмездным является публичный сервитут, установленный:
1) в целях, предусмотренных подпунктом 3 статьи 39.37 настоящего Кодекса;
2) в целях, предусмотренных подпунктом 4 статьи 39.37 настоящего Кодекса, в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц;
3) в отношении земельного участка, правообладатель которого является стороной договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения, в целях исполнения которого установлен публичный сервитут.
Указанный перечень является закрытым.
Согласно подпункту 3, подпункту 4 статьи 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях: устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги; размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях.
Из материалов дела следует, что ПАО "Т Плюс" является сетевой организацией и в соответствии с пунктом 1 статьи 39.40 ЗК РФ имеет право на обращение в орган местного самоуправления с заявлением об установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков в целях размещения объектов электросетевого хозяйства.
ПАО "Т Плюс" обратилось в Администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области с ходатайствами об установлении публичного сервитута для размещения объектов тепловых сетей, принадлежащих ПАО "Т Плюс" в отношении частей земельных участков и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в целях размещения объектов тепловых сетей:
- сооружения тепломагистрали N 5 от точки "Б" до У-503 "Б", от У-503 "Б" до производственной базы и от У-503 "А" до производственной базы 4-го района протяженностью 313 м в Промзоне, в г. Энгельсе,
- линейного объекта тепломагистрали N 1 от ТЭЦ-3 У-Ю1-ШО-103-ТК-123А- ЦТП, тепломагистрали N 1А от ШО 103-ШП107-Ш0108-ТК118 по проспекту Строителей в г. Энгельсе,
- сооружения тепломагистрали N 2 от У201-244, от У-219-"САРЦВЕТМЕТ" от У204-209, от АЗТК У-207-У-210А, N 2А ТЭЦ-З-У-202 В Промзоне в Энгельсе,
- сооружения тепломагистрали N 4 от У412 до У "Б" протяженностью 4329 м. в Промзоне в г. Энгельсе,
- сооружения тепломагистрали N 4 от У-101 (У-"А") до У-202, протяженностью 510 м. в Промзоне в г. Энгельсе,
- сооружения тепломагистрали N 8 от У-ТК-112-ТК806, N 8А от ТК-806-ЦТП-1, ТК-803-ЦТП-5 по улице Полтавской в г. Энгельсе,
- сооружения тепломагистрали N 6 от К-118 до У-604, И У-607 до ЦТП-2 по улице Строителей в г. Энгельсе,
- сооружения надземной тепломагистрали протяженностью трубопроводов 1780 м. по Функциональному проезду в г. Энгельсе.
Указанные объекты введены в эксплуатацию до 01.09.2018 г., что подтверждается соответствующими свидетельствами о праве и выписками из ЕГРН (т. 1 л.д.64-93).
Согласно поданным ходатайствам ПАО "Т Плюс" установление публичных сервитутов необходимо для размещения объектов тепловых сетей.
Рассмотрев заявленные ходатайства, Администрацией приняты постановления об установлении публичных сервитутов в целях размещения объектов тепловых сетей Общества с установлением размера платы.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что плата за сервитут не подлежала установлению, поскольку право на объекты у ПАО "Т Плюс" возникло до 01.09.2018 и в силу положений пункта 4 статьи 3.6 ФЗ N 137 Общество вправе оформить публичный сервитут для эксплуатации объектов тепловых сетей без установления платы.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" введена в действие глава V.7 (статьи 39.37 - 39.50) Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующая правоотношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута.
Пунктом 1 ст. 3.6 Закона N 137-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 1 сентября 2018 года.
Согласно части 3 статьи 3.6 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ (далее - Закон N 137-ФЗ) юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года, и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2022 года (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений).
Лица, указанные в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, вправе заключить с правообладателем земельного участка соглашение об осуществлении публичного сервитута в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. В случае отсутствия соглашения об осуществлении публичного сервитута обладатель публичного сервитута осуществляет деятельность на условиях, указанных в решении об установлении публичного сервитута (часть 6 статьи 3.6 Закона N 137-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 3.6 ФЗ N 137 плата за публичный сервитут, устанавливаемый в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 3.6 ФЗ N 137, не устанавливается, в том числе в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
Частью 6 статьи 39.46 Земельного кодекса РФ установлено, что безвозмездным является публичный сервитут, установленный:
1) в целях, предусмотренных подпунктом 3 статьи 39.37 настоящего Кодекса;
2) в целях, предусмотренных подпунктом 4 статьи 39.37 настоящего Кодекса, в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц;
3) в отношении земельного участка, правообладатель которого является стороной договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения, в целях исполнения которого установлен публичный сервитут.
Указанный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Подпунктом 3 статьи 39.37 ЗК РФ указаны цели - устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей е железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, и границах полос отвода железных дорог, а также устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;
Подпунктом 4 статьи 39.37 ЗК РФ указаны цели - размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц.
При этом первые два случая предполагают использование земель публичной собственности, а в третьем случае - у правообладателя участка имеется интерес в подключении к сетям инженерно-технического обеспечения.
Как следует из материалов дела, Обществу оформлен публичный сервитут в целях, не предусмотренных частью 6 статьи 39.46 Земельного кодекса РФ, соответственно положения части 6 статьи 39.46 ЗК РФ о безвозмездном публичном сервитуте не применимы.
Условия и пределы использования земельных участков и (или) земель на основании установленного публичного сервитута регламентированы статьей 23, главой V.7. ЗК РФ, а также переходными положениями статьи 3.6 Федерального закона N 137-ФЗ.
При этом данные законоположения были введены в действие Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов", вступившим в силу с 1 сентября 2018 года (далее-Федеральный закон N 341-ФЗ), который изменил редакцию статьи 23 ЗК РФ, дополнил Федеральный закон N 137-ФЗ статьей 3.6 и включил в состав Кодекса главу V.7 ЗК РФ.
Рассматриваемые положения были разработаны во исполнение абзаца 1 подп. "а" п. 1 поручения Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 года N Пр-2347ГС и направлены на внесение в законодательство Российской Федерации изменений по сокращению сроков на оформление линейных объектов.
Таким образом, целью изменений явилось создание законодательной базы для упрощения размещения определенных линейных объектов на чужих земельных участках.
В названном перечне поручений Президента Российской Федерации отсутствуют какие-либо указания по установлению льгот по освобождению какой-либо категории лиц от платы за публичный сервитут.
При этом, положения статьи 3.6 Федерального закона N 137-ФЗ предоставляют юридическим лицам, имеющим на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с ЗК РФ могут размещаться на земельных участках и (или) землях на основании публичных сервитутов, возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут, если права на сооружения возникли до 01.09.2018 года. Если имеются права на сооружения, но отсутствуют права на земельные участки, на которых находятся сооружения, юридические лица могут оформить публичные сервитуты или приобрети земельные участки в аренду до 01.01.2022 года (в редакции, действующей на момент рассматриваемых правоотношений).
При этом, порядок установления публичных сервитутов в данном случае регламентируется главой V.7 ЗК РФ.
Вопреки доводам апеллянта, положения пункта 4 статьи 3.6 ФЗ N 137 должны рассматриваться в контексте правовых положений Земельного Кодекса РФ.
Основания безвозмездности публичного сервитута устанавливаются только Земельным кодексом Российской федерации и перечислены в п. 6 ст. 39.46 ЗК РФ, связаны с целями установления публичного сервитута.
Таким образом, норма, изложенная в п. 6 ст. 39.46 ЗК РФ, является специальной, в которой установление безвозмездного сервитута связано с целями установления публичного сервитута.
При этом положения п. 4 ст. 3.6 Федерального закона N 137-ФЗ не могут рассматриваться как четвертое основание установления безвозмездного публичного сервитута и расширять положения п. 6 ст. 39.46 ЗК РФ.
Ссылка Общества на п. 4 ст. 3.6 Федерального закона N 137-ФЗ как основание безвозмездного публичного сервитута несостоятельна, поскольку противоречит императивным требованиям земельного законодательства, предусматривающим, что исключения обязанности вносить плату за публичный сервитут могут устанавливаться только Земельным Кодексом и связаны с целями установления публичного сервитута.
Иное толкование п. 4 ст. 3.6 Федерального закона N 137-ФЗ противоречит принципу платности использования земли и приведет к возникновению выпадающих доходов бюджетов всех уровней, поскольку до момента переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или права аренды на публичный сервитут в указанных случаях, в бюджеты различных уровней поступают платежи (земельный налог, арендная плата) от соответствующих субъектов права.
При указанных обстоятельствах, доводы Общества основаны на неверном толковании норм права.
Ссылка Общества на п. 13 ст. 23 ЗК РФ в рассматриваемом случае подлежит отклонению.
Согласно п. 13 ст. 23 ЗК РФ в случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Приведенная норма устанавливает положение, применяемое при установлении платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, в целях, определенных п. 4 ст. 23 ЗК РФ.
В п.13. с. 23 ЗК РФ предусмотрены иные правовые последствия отсутствия существенных затруднений в использовании земельного участка в связи с установлением публичного сервитута, которые не исключают плату за него, а указывают на необходимость обоснования соразмерности платы при определении ее размера.
Исходя из системного анализа положений ст. 23 ЗК РФ, которая регулирует содержание, порядок установления права ограниченного пользования чужим земельным участком и главы V.7 ЗК РФ, в которой изложены положения об установлении публичного сервитута в отдельных целях, следует вывод, что приведенные нормы предполагают различные основания для установления публичного сервитута и процедуру его установления с учетом цели, которая подлежит достижению.
Оспариваемые постановления об установлении публичного сервитута изданы на основании главы V.7 ЗК РФ в целях размещения объектов тепловых сетей.
Ссылку Общества, что оспариваемыми постановлениями расходы на оплату сервитутов не включены в тариф, апелляционный суд отклоняет, т.к. тарифы устанавливаются по результатам экономического анализа предложений организаций. Экономическая обоснованность расходов подтверждается расчетными и обосновывающими материалами. При этом Общество не лишено права заявить их для учета по правилам ценообразования в следующий период регулирования.
Доводы подателя апелляционной жалобы не могут служить основаниями для отмены принятого решения суда, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 декабря 2021 года по делу N А57-14870/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-14870/2021
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: Администрация Энгельсского МР, Администрация Энгельсского муниципального района
Третье лицо: Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского МР, Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района, ПАО "Т плюс"