г.Москва |
|
29 марта 2022 г. |
Дело N А40-206760/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мезриной Е.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу АО "ВОЕНТОРГ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2021 по делу N А40-206760/21, принятое судьей в порядке упрощенного производства,
по иску Министерства обороны Российской Федерации к АО "ВОЕНТОРГ" о взыскании денежных средств,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к АО "ВОЕНТОРГ" о взыскании штрафа в сумме 412 617 руб. 02 коп.
Решением суда от 23.11.2021 г., принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены.
На основании ходатайства ответчика судом изготовлено мотивированное решение от 22.12.2021 г.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств имеющих значение для дела.
Истец возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке ст.272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, исковые требования мотивированы тем, что между истцом (заказчик) и ответчиком (исполнитель) заключен договор от 30 января 2019 года N 300119/ВП на оказание услуг по организации питания для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2019 - 2021 годах.
В ходе проверок исполнения договора в соответствии с условиями договора истцом выявлены нарушения п.п.3.2.1, 3.2.3 и 3.2.2 договора, а именно нарушения, предусмотренные п.п.8.3 и 8.4 договора.
Истцом составлены соответствующие акты плановой проверки качества оказания услуг по организации питания для нужд Минобороны России. На основании указанных актов в адрес ответчика направлены соответствующие уведомления-претензии.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Согласно пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что оказанные ответчиком услуги не соответствуют требованиям контракта, сумма штрафа начислена истцом обоснованно и рассчитана верно.
Судом первой инстанции правильно определен характер спорных взаимоотношений и дана полная оценка обстоятельствам дела.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 3.1, ст. 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами вытекает из иных документов, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Поскольку со стороны ответчика не представлены доказательства надлежащего исполнения обязательств по контракту, то исковые требования Минобороны России правомерно удовлетворены решением Арбитражного суда г. Москвы.
В соответствии с пунктом 6.4 контракта в случае выявления в ходе оказания услуг несоответствия их условиям контракта получатель с привлечением исполнителя составляют акт о выявленных недостатках оказанных услуг, в котором указываются выявленные несоответствия оказанных услуг условиям контракта. О наличии замечаний к оказанным услугам получателем делается отметка в Ежедневном акте сдачи-приемки услуг, к нему прилагается акт. К акту прилагаются копии документов и (или) фотографии, подтверждающие наличие нарушения.
По каждому из выявленных фактов нарушений составлены акты о выявленных недостатках при организации питания военнослужащих. Акты подписаны всеми членами комиссии.
Фотоматериалы, сделанные при выявлении нарушений, подтверждают факты нарушений исполнителем условий государственного контракта при оказании услуг.
Следовательно, порядок установления нарушений со стороны заказчика полностью соответствует требованиям контракта, члены комиссии, назначенные соответствующим приказом командира войсковой части, являющейся Получателем услуг, уполномочены на составление соответствующих актов, в том числе в одностороннем порядке.
Ответчик в соответствии со ст.65 АПК РФ не представил доказательств недостоверности сведений, указанных в соответствующих актах.
Таким образом, порядок выявления нарушений истцом соблюден. Составленные акты служат основанием для применения штрафных санкций по контракту.
Оснований для снижения в соответствии со ст.333 ГК РФ размера неустойки не имеется, поскольку ответчик не доказал отсутствие вины и до настоящего времени не предпринял мер для надлежащего исполнения обязательств.
Доводы ответчика о недостоверности сведений в актах, подписанных в одностороннем порядке, являются необоснованными, поскольку ответчик не представил доказательств, опровергающих полномочия членов комиссии и недостоверность сведений, указанных в соответствующих актах.
Кроме того, составлены акты об отказе исполнителя от подписания актов о выявленных недостатках и ежедневных актов сдачи-приемки услуг.
Как следует из искового заявления, в период с 18.09.2020 г. по 25.09.2020 г. комиссией получателя услуг (войсковая часть - полевая почта 09332) было выявлено 10 фактов нарушений условий Контракта. Данные нарушения являются однотипными и их всех можно сгруппировать по общему признаку - выдача готовой пищи питающимся в количествах, не соответствующих расчетным выходам, указанным в раскладках продуктов. Правомерность взыскания штрафа с АО "Военторг" за эти нарушения подтверждена устоявшейся судебной практикой и обосновывается следующим образом.
Ответственность АО "Военторг" за данные нарушения предусмотрена пунктом 8.3.8 контракта, согласно которому к ненадлежащему исполнению обязательств исполнителя относится выдача готовой пищи питающимся в количествах, не соответствующих расчетным выходам, указанным в раскладках продуктов с учетом допустимых отклонений.
Обязанность соисполнителей выдавать готовую пищу питающимся в количествах, соответствующих расчетным выходам, указанным в раскладках продуктов, предусмотрена требованиями технического задания к контракту (ТЗ).
Пунктом 1.1.4 ТЗ установлено, что к услугам, оказываемым по контракту, относится приготовление пищи ко времени, установленному распорядком дня (раздел N 2 Технического задания), в соответствии с раскладкой продуктов, разработанной Исполнителем и утвержденной получателем, с соблюдением технологических режимов, приемов, рецептур и норм выхода готовых блюд, мясных и рыбных порций, установленных законодательством Российской Федерации, требованиями руководящих документов Министерства обороны Российской Федерации и Контрактом.
Основанием для составления раскладок продуктов являются нормы продовольственных пайков, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 946, приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июня 2011 г. N 888, Руководство по приготовлению пищи в воинских частях, военно-учебных заведениях и учреждениях, сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, Инструкции по порядку организации и планирования питания военнослужащих по норме N 1. норме N 3, норме N 4 и норме N 6, разрешенная замена продуктов (приложения N 1, N 2, N 3, N 4, N 9, N 10, N 11 и N 12 к Техническому заданию) и образцы составления раскладки продуктов (приложение N 5 к Техническому заданию), при этом планирование питания, ассортимент и масса продуктов на одного человека в неделю в раскладках продуктов должны соответствовать требованиям по планированию питания указанным в Инструкции по порядку организации и планирования питания военнослужащих норме N 1, норме N 3, норме N 4 (приложения N 1, N 2, N 3, N 10, N 11 и N 12 к техническому заданию), за исключением тех случаев, когда по условиям контракта требуется использование продовольствия Получателя, хранящегося в войсковых частях (учреждениях) и на складах (отделах хранения) центра материально-технического обеспечения военных округов, а также требуется проведение планового освежения войсковых запасов, оперативных (только для ВВО, БФ. ТОФ. ЧФ) запасов продовольствия, в том числе при организации питания в полевых условиях.
В пункте 2.2.3 ТЗ сказано, что требования к режиму питания реализуются в меню-раскладках продуктов, что позволяет наиболее правильно и рационально использовать продукты продовольственного пайка для приготовления разнообразной и физиологически полноценной пищи, а также ознакомить личный состав и должностных лиц, контролирующих организацию и состояние питания, с ассортиментом планируемых блюд, количеством продуктов, подлежащих закладке в котел на одного человека, и расчетным выходом готовых блюд, мясных и рыбных порций.
В нормах продовольственного обеспечения военнослужащих и некоторых других категорий лиц в мирное время, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 946, указано, какое количество каждого продукта в граммах полагается в сутки на одного человека по каждой норме довольствия.
Так, для всех нарушений, относящихся к данной группе, характерно недоведение количества продуктов по Норме N 1 (общевойсковой паек). Согласно данной Норме на одного питающегося в сутки полагается, в том числе, 250 г мяса. 120 г капусты, 40 г моркови, 120 г рыбы.
В инструкции по планированию питания военнослужащих по норме N 1 (общевойсковой паек) и норме N 3 (морской паек) в холодный период (с 1 октября по 31 марта) и в теплый период (с 1 апреля по 30 сентября), являющейся приложением N 1 к ТЗ, уточняется распределение продуктов при составлении раскладки продукты питания по приемам пищи. Так, количество мяса в сутки на одного питающегося распределяется следующим образом - 100 граммов на завтрак или ужин и 150 граммов на обед.
Таким образом, конечное количество (вес) каждого готового блюда в пересчете на одного питающегося указывается в еженедельной раскладке продуктов. При этом согласно пункту 16 Руководства по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и некоторых других категорий лиц, а также обеспечению кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 21.06.2011 N 888 (далее -Руководство N 888), начальник столовой воинской части контролирует получение инструктором-поваром, старшим поваром продуктов с продовольственного склада в столовую по количеству и качеству, а также полноту их закладки в котел в соответствии с раскладкой продуктов, правильность их кулинарной обработки и выход готовых блюд.
Количество одной порции готового блюда определяется путем контрольного взвешивания продуктов, выданных для приготовления данного блюда. Полученный вес делится на количество питающихся, результатом и будет являться вес одной порции.
По всем указанным в исковом заявлении нарушениям комиссией получателя услуг были выявлены отклонения количества готовых блюд в каждой порции от количества, указанного в раскладках продуктов, которые были согласованы с соисполнителем. Это подтверждается самими раскладками продуктов, в которых указан вес каждого используемого для приготовления блюд продукта, а также фотографиями, представленными в материалы дела, на которых видно, какой общий вес блюда в таре и без тары. Зная количество питающихся, можно определить выход одной порции. При этом верность показаний каждого используемого для взвешивания средства измерения (весов) подтверждает копия свидетельства о поверке данных весов, выданного аккредитованной организацией.
Все перечисленные в исковом заявлении нарушения подтверждаются документально вкупе с фотоматериалами. Для фиксации нарушений были привлечены свидетели, показания которых подтверждаются составленными ими рапортами (объяснительными).
Следовательно, Минобороны России представлены в материалы дела допустимые и относимые доказательства, подтверждающие ненадлежащее исполнение обязательств АО "Военторг" по контракту.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате госпошлины относятся на заявителя на основании ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.12.2021 г. по делу N А40-206760/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Е.А. Мезрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-206760/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ВОЕНТОРГ"