город Ростов-на-Дону |
|
28 марта 2022 г. |
дело N А32-17777/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 02.12.2021 по делу N А32-17777/2021
по заявлению некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ИНН 2311981102, ОГРН 1132300005650)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813)
при участии третьих лиц: Департамента строительства Краснодарского края (ИНН 2308190196, ОГРН 1122308006590), общества с ограниченной ответственностью "ТитанСпецСтрой" (ИНН 2360007622, ОГРН 1142360000353)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая унитарная организация "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - заявитель, организация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - антимонопольный орган, управление) от 08.02.2021 N 023/10/18.1-169/2021.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Некоммерческая унитарная организация "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что участник электронного аукциона не соответствует требованиям постановления Правительства РФ (вместе с "Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме"). Комиссия организатора торгов правомерно не допустила к заключению договора участника ООО "ТитанСпейСтрой". Кроме того, ООО "ТитанСпейСтрой" исключен из реестра квалифицированных подрядных организаций. Нулевая отчетность в деятельности ООО "ТитанСпейСтрой" дала основания полагать, что заключенные договоры являются ничтожными, не имеют юридических последствий. В связи с чем, комиссия по отбору подрядных организаций правомерно исключила ООО "ТитанСпейСтрой" из реестра квалифицированных организаций.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции, некоммерческая унитарная организация "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" зарегистрирована в качестве юридического лица за ОГРН 1132300005650, дата присвоения ОГРН: 05.12.2013, ИНН 2311981102, адрес (место нахождения): г. Краснодар, ул. Рашпилевская, дом 179, строение 1Б.
В Краснодарское УФАС России поступила жалоба ООО "ТитанСпецСтрой" на действия некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд многоквартирных домов" (далее - Организатор торгов) при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора оказания услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (извещение N 050070000012000068 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), а также на действия Департамента строительства Краснодарского края при формировании реестра квалификационных подрядных организаций.
Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru. Рассмотрение жалобы состоялось 08.02.2021 в 12:00 часов по адресу: г. Краснодар, ул. Старокубанская, 116а.
Согласно жалобе, комиссия по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Краснодарского края неправомерно исключила ООО "ТитанСпецСтрой" из реестра квалифицированных подрядных организаций, что послужило основанием отклонения заявки на участие в электронном аукционе по извещению N 050070000012000068. Также податель жалобы указал на наличие признаков нарушения части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях уполномоченного органа по исключению из реестра и последующем отказе организатора торгов от заключения договора по результатам электронного аукциона, что привело к удорожанию цены договора.
По результатам рассмотрения жалобы комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю решила (от 08.02.2021 N 023/10/18.1169/2021):
"1) Признать жалобу ООО "ТитанСпецСтрой" на действия некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд многоквартирных домов" при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора оказания услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (извещение N 050070000012000068 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), а также на действия Департамента строительства Краснодарского края при формировании реестра квалификационных подрядных организаций обоснованной;
2) Организатору торгов - некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд многоквартирных домов" выдать предписание о совершении действий по устранению нарушений порядка проведения торгов;
3) Уполномоченному органу - Департаменту строительства Краснодарского края выдать предписание о совершении действий по устранению нарушений порядка формировании реестра квалификационных подрядных организаций;
3) Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном производстве;
4) Передать материалы дела в порядке Главы 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на предмет наличия/отсутствия признаков нарушения ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Не согласившись с выводами контролирующего органа, юридическое лицо обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или частично.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 этой статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
Порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме установлен Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N 615).
Пунктом 2 Положения N 615 определены основные понятия, в том числе реестр квалифицированных подрядных организаций - сформированный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, по итогам предварительного отбора реестр квалифицированных подрядных организаций, в котором содержится предусмотренная настоящим Положением информация о подрядных организациях, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона либо у которых могут осуществляться закупки в случаях, предусмотренных пунктом 193 настоящего Положения; участник электронного аукциона - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, претендующие на заключение договора о проведении капитального ремонта; электронный аукцион - аукцион в электронной форме на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющийся конкурентным способом определения подрядной организации, проводимый в электронной форме, при котором победителем признается участник закупки, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций и предложивший наименьшую цену договора.
Согласно пункту 103 Положения N 615 участник, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций в соответствующем субъекте Российской Федерации и предоставивший обеспечение заявки на участие в электронном аукционе, вправе участвовать в электронных аукционах, проводимых в данном субъекте Российской Федерации, по соответствующим предмету электронного аукциона и начальной (максимальной) цене договора.
Для участия в электронном аукционе подрядная организация направляет заявку на участие в электронном аукционе в срок, установленный документацией об электронном аукционе (пункт 143 Положения N 615).
Из материалов дела следует, что 19.11.2020 на сайте www.zakupki.gov.ru организатором торгов (НКО "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта МКД") размещено извещение N 050070000012000068 на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов. Начальная цена закупки - 29 819 671,00 руб. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 09.12.2020.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в указанном электронном аукционе от 09.12.2020 N 0500700000120000680002 организатором торгов принято решение о допуске ООО "ТитанСпецСтрой" к участию в аукционе. Всего подано 7 заявок на участие, допущено к участию 5 заявок.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 14.12.2020 ООО "ТитанСпецСтрой" признано победителем аукциона с предложенной ценой в размере 24 004 834,96 руб.
14.12.2020 НКО "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта МКД" в адрес Департамента строительства Краснодарского края направило письмо N 9951 -05/20 об исключении из реестра квалифицированных организаций ООО "ТитанСпецСтрой", в связи с предоставлением недостоверной информации.
Основанием исключения ООО "ТитанСпецСтрой", согласно письму НКО "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта МКД", является предоставление ООО "ТитанСпецСтрой" на предварительный отбор по включению в реестр квалифицированных подрядных организаций от 16.10.2019 N РТС123Г190025 договоров, которые, по мнению организатора торгов, содержат в себе недостоверные сведения, а именно: "Для подтверждения опыта Оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора ООО "Титанспецстрой" предоставило договоры на выполнение работ: договор субподряда N 2 от 14.01.2019; договор субподряда N 7 от 14.03.2019; договор субподряда N 8 от 14.03.2019; договор субподряда N 10 от 25.05.2019; договор N 11 СПП на проведение работ от 19.03.2019; договор N 29 СПП на проведение работ от 18.05.2019; договор N 94 на проведение проектно-изыскательских работ от 11.04.2019. Однако, согласно Отчету о финансовых результатах, полученному из источников ГМЦ Росстата, посредством системы Контур Фокус (АО "ПФ "СКБ Контур") за период с 2016 по 2019 годы деятельность данной организации не велась, представлена нулевая отчетность (прилагается). Таким образом, представленные договоры на выполнение работ ООО "Титанспецстрой" недействительны и не могут являться подтверждением опыта оказания услуг и (или) выполнения работ".
Протоколом от 25.12.2020 рассмотрения вопроса об исключении ООО "ТитанСпецСтрой" из реестра квалифицированных подрядных организаций общество исключено из реестра квалифицированных подрядных организаций.
30.12.2020 организатором торгов составлен акт об отказе от заключения договора по результатам проведения аукциона по извещению N 050070000012000068.
Между тем, согласно подпункту к) пункта 66 Постановления Правительства N 615, информация о подрядной организации, предусмотренная пунктом 63 настоящего Положения, исключается из реестра квалифицированных подрядных организаций в случае выявления недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных участником предварительного отбора, включенного в реестр квалифицированных подрядных организаций.
В соответствии с пунктом 38 Постановления Правительства N 615 заявка на участие в предварительном отборе должна содержать:
б) следующие документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения:
- копии не менее 3 исполненных контрактов и (или) договоров, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора, предусмотренного подпунктом "п" пункта 23 настоящего Положения, опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, в которых указаны установленный срок оказания услуг и (или) выполнения работ и их первоначальная стоимость, копии актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ или иных документов по таким контрактам и (или) договорам, в которых указана их окончательная стоимость и которыми подтверждается приемка заказчиком услуг и (или) работ, оказанных и (или) выполненных в полном объеме.
Апелляционной коллегией не принимается довод организации о том, что заключенные ООО "ТитанСпейСтрой" договоры являются ничтожными, не имеют юридических последствий.
Договоры, представленные ООО "ТитанСпецСтрой" являются договорами субподряда и выполнения работ, заключены не по результатам аукционов, проведенных в порядке, предусмотренным Постановлением Правительства N 615, следовательно, указанная информация не содержится в открытых источниках.
Согласно статье 753 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), сдача результата работ подрядчиком, и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Постановлением Правительства N 615 установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых в качестве подтверждения опыта работы, это - исполненные контракты и (или) договоры, копии актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ или иных документов по таким контрактам и (или) договорам, в которых указана их окончательная стоимость и которыми подтверждается приемка заказчиком услуг и (или) работ, оказанных и (или) выполненных в полном объеме, что было представлено в составе заявки ООО "ТитанСпецСтрой".
Требования об обязательном предоставлении копий контрактов, заключенных по результатам закупок в порядке Постановления Правительства N 615 и Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в пункте 38 Постановления Правительства N 615 отсутствуют.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что главным условием подтверждения опыта является наличие договоров, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора.
Доказательства фактического неисполнения обязательств по договорам N 2 от 14.01.2019; N 7 от 14.03.2019; N 8 от 14.03.2019; N 10 от 25.05.2019; N 11 СПП на проведение работ от 19.03.2019; N 29 СПП на проведение работ от 18.05.2019; N 94 на проведение проектно-изыскательских работ от 11.04.2019 в материалах дела отсутствуют.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
Для принятия решения об исключении из реестра квалифицированных подрядных организаций по причине наличия в заявке на включение недостоверных сведений Комиссия должна располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства.
С учетом вышеизложенного Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к правомерному выводу о необоснованности исключения ООО "ТитанСпецСтрой" из реестра квалифицированных подрядных организаций.
Согласно пункту 157 Постановления Правительства N 615, заявка на участие в электронном аукционе не допускается комиссией по осуществлению закупок к участию в электронном аукционе в следующих случаях:
а) непредставление документов и сведений, предусмотренных пунктом 145 настоящего Положения;
б) несоответствие заявки на участие в электронном аукционе требованиям к документации об электронном аукционе;
в) недостоверность сведений, содержащихся в документах, представленных участником электронного аукциона;
г) отсутствие сведений об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций (для участия в электронном аукционе в части оказания соответствующих услуг и (или) выполнения соответствующих работ);
д) превышение значения начальной (максимальной) цены договора, установленной в документации об электронном аукционе, над значением начальной (максимальной) цены договора при проведении электронного аукциона, содержащимся в реестровой записи об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям, кроме случаев, предусмотренных пунктом 157 настоящего Положения, не допускается.
Апелляционная коллегия полагает, что вышеизложенное подтверждает необоснованный отказ от заключения договора по результатам аукциона ООО "ТитанСпецСтрой".
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия организатора торгов, а также комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Краснодарского края противоречат требованиям подпункта к) пункта 66 Постановления Правительства N 615 и повлекли за собой необоснованный отказ в допуске и сокращению числа участников аукциона.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также имеющиеся в материалах дела доказательства и принято законное и обоснованное решение.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.12.2021 по делу N А32-17777/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17777/2021
Истец: Некоммерческая унитарная организация "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов", НКО "Фонд капитального ремонта МКД"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, УФАС по КК
Третье лицо: Департамент строительства Краснодарского края, ООО "ТитанСпецСтрой"