город Ростов-на-Дону |
|
28 марта 2022 г. |
дело N А32-53202/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
Каменцевой Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 20.01.2022 по делу N А32-53202/2021
по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю
к обществу с ограниченной ответственностью "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека" (ИНН 2320110616, ОГРН 1022302948392)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю (далее - заявитель, Территориальный орган Росздравнадзора по Краснодарскому краю, территориальный орган) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека" (далее - ООО "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека", общество) к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом не учтены доводы заинтересованного лица о соблюдении обществом внутреннего контроля качества. Доказательств наличия угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю не представлено. Заинтересованное лицо просит суд апелляционной инстанции учесть тот факт, что на данный момент общество находится в тяжелом имущественном и финансовом положении.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд протокольным определением удовлетворил заявленное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю.
К апелляционной жалобе ООО "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека" приложены дополнительные доказательства по делу.
Судебная коллегия протокольным определением приобщила представленные документы, учитывая разъяснения п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", как непосредственно связанные с предметом исследования по настоящему спору.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека" (далее - ООО "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека") осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии N ЛО-23-01-012509, выданной 09.07.2018 министерством здравоохранения Краснодарского края по видам работ (услуг) согласно приложению.
В Территориальный орган Росздравнадзора по Краснодарскому краю поступило обращение гр. Фирулевой И.И. по вопросу оказания медицинских услуг ненадлежащего качества обществом с ограниченной ответственностью "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека" 01.10.2021 вх. N 023-2439/21 и 11.10.2021 вх. N 09-Ф-48416, а также информация, представленная обществом с ограниченной ответственностью "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека" (исх. от 12.10.2021 N 7, зарегистрировано в Территориальном органе под вх. N 023-2439/21/В-1/21 от 14.10.2021).
В результате проведения проверки административным органом выявлено, что обществом нарушаются требования пп. "ж" п.5 и пп. "б" п.6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В связи с этим, в отношении ООО "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека" был составлен протокол об административном правонарушении от 08.11.2021 года N 167/21 по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Материалы дела об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 205 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях.
По правилам части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно статье 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, следующие обстоятельства: наличие события правонарушения, лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), виновность названного лица, обстоятельства, исключающие производство по делу, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 Кодекса).
Частью 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган, составивший протокол.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства (на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности) по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В примечании к статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объективную сторону вменяемого обществу правонарушения по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ образует осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, образуют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее -Федеральный закон N 99-ФЗ).
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицо обязано соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, в Территориальный орган Росздравнадзора по Краснодарскому краю поступило обращение гр. Фирулевой И.И. по вопросу оказания медицинских услуг ненадлежащего качества обществом с ограниченной ответственностью "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека" 01.10.2021 вх. N 023-2439/21 и 11.10.2021 вх. N 09-Ф-48416, а также информация, представленная обществом с ограниченной ответственностью "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека" (исх. от 12.10.2021 N 7, зарегистрировано в Территориальном органе под вх. N 023-2439/21/В-1/21 от 14.10.2021).
Территориальным органом проведен анализ представленной информации, информации размещенной на официальном сайте медицинской организации (https://detkivsem.ru) и информации содержащейся в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения по результатам которого имеются признаки, указывающие на наличие события административного правонарушения, совершенного обществом с ограниченной ответственностью "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека".
Общество с ограниченной ответственностью "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека" (далее - ООО "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека") осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии N ЛО-23-01-012509, выданной 09.07.2018 министерством здравоохранения Краснодарского края по видам работ (услуг) согласно приложению.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 3 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" - (далее по тексту - Закон N 99-ФЗ).
Частью 1 ст. 8 Закона N 99-ФЗ определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, установленным Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее по тексту - Положение о лицензировании), являются требования по:
- п.п. "ж" п. 5: размещению в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения сведений о медицинской организации (в федеральном реестре медицинских организаций) и о лицах, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих образование, предусмотренное квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, и пройденной аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения соответствующих работ (услуг) - установленные пп. "ж" п. 5 Положения о лицензировании;
- п.п. "б" п. 6: соблюдение требований, предъявляемых к осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных в соответствии со ст. 90 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- п.п. "в" п. 6 - соблюдение порядка предоставления платных медицинских услуг, установленного в соответствии с ч. 7 ст. 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- п.п. "е" п. 6 -размещение информации в единой системе в соответствии со ст. 91.1 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения посредством медицинской информационной системы медицинской организации, соответствующей установленным требованиям, или (в случае если государственная информационная система в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации обеспечивает выполнение функций медицинской информационной системы медицинской организации) посредством государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации, соответствующей установленным требованиям, или посредством иной информационной системы, предназначенной для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинской организации и предоставляемых ею услуг.
Согласно ч. 1 п. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации.
Пациент имеет право на выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 1 ч. 5 ст. 19 Федерального закона N 323-ФЗ). При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации (ч. 7 ст. 21 Федерального закона N 323-ФЗ).
В процессе рассмотрения фактов, изложенных в обращении гр. Фирулевой И.И., Территориальным органом проведен анализ информации, представленной ООО "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека" (исх. от 12.10.2021 N 7, зарегистрировано в Территориальном органе под вх. N 023-2439/21/В-1/21 от 14.10.2021), а также размещенной на официальном сайте медицинской организации.
Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.05.2018 N 555, установлено, что задачами единой системы являются, в том числе, информирование населения по вопросам ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний, получения медицинской помощи; обеспечение доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения. Выполнение указанных задач осуществляется посредством обработки и хранения сведений о лицах, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности, включая ведение федерального регистра медицинских работников; предоставления гражданам услуг в сфере здравоохранения в электронной форме посредством использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг.
Вместе с тем, согласно информации, размещенной в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, информация о медицинской организации ООО "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека" отсутствует.
Отсутствие информации об ООО "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека" в разделе "Федеральный реестр медицинских организаций" Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, в том числе сведения о лицах, заключивших с ООО "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека" трудовые договоры, и имеющие образование, предусмотренное квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, и пройденной аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения соответствующих работ (услуг), по состоянию на 01.11.2021 подтверждается скриншотами с портала ЕГИСЗ (https://nr.egisz.rosminzdrav.ru/psivmo/pmu/index.xhtml?dswid=-7652).
Действиями ООО "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека" нарушаются права пациентов, установленные Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также требования, установленные для лицензиата Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пп. "ж" п.5 и пп. "е" п.6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно представленной ООО "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека" информации, оказание медицинской помощи гр. Фирулевой И.И. осуществлялось основании договоров на оказание платных медицинских услуг с оформлением информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, которое оформлено по утвержденной форме.
Вместе с тем, пункт 2.4 договоров на оказание гр. Фирулевой И.И. платных медицинских услуг от 12.01.2021 N 5216/5, от 06.06.2021 N 5216/6 и 16.08.2021 N 5216/7 содержат информацию, о том, что общество с ограниченной ответственностью "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека" обязано "осуществить процедуры в соответствии с приказом Минздрава России от 30.08.2012 N 107н", который утратил силу 01.01.2021.
Кроме того, в нарушение п. 17 постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" договоры на предоставление платных медицинских услуг не содержат следующих сведений: данных документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, адреса места нахождения и телефона выдавшего ее лицензирующего органа; перечня платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором; сроки предоставления платных медицинских услуг; фамилии, имени, отчества (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя.
Ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлена обязанность медицинских организаций информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием сети "Интернет", об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках медицинских организаций, об уровне их образования и об их квалификации, а также предоставлять иную информацию, определяемую приказом Минздрава России от 30.12.2014 N 956н "Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". ООО "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека" является коммерческой организацией и представляет пациентам платные медицинские услуги.
Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006, согласно которому Исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию, содержащую следующие сведения: наименование и фирменное наименование (если имеется); адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа); перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты; порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой; сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации; режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг; адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ООО "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека" (https://detkivsem.ru/), отсутствуют следующие сведения: данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; об адресе места нахождения и телефоне лицензирующего органа, выдавшего лицензию на осуществление медицинской деятельности; о порядке и условиях предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой; об уровне профессионального образования и квалификации медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг; о графике работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг; об адресах и телефонах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Таким образом, действиями ООО "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека" нарушаются права пациентов, установленные Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также требования, установленные для лицензиата Федеральным законом от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пп. "в" п.6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно информации, представленной медицинской организацией, обществом с ограниченной ответственностью "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека" были проведены мероприятия в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Представлена "Экспертиза качества медицинской помощи пациентке" от 22.09.2021, согласно которой нарушений при оказании медицинской помощи не выявлено. Представленная "Экспертиза качества медицинской помощи пациентке" от 22.09.2021 подписана председателем ВК (Тихоновой О.Н), "врачом-гинекологом-репродуктологом, врачом УЗИ" (Чибировой А.Т.), "врачом-гинекологом, врачом УЗИ, эмбриологом" (Арьковой А.Н.), "врачом клинической лабораторной диагностики, к.б.н." (Медведевой Н.М.).
Статьей 85 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 323-ФЗ) установлено, что контроль в сфере охраны здоровья включает в себя контроль качества и безопасности медицинской деятельности, который, согласно статье 87 Закона N 323-ФЗ осуществляется, в том числе в форме внутреннего контроля. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации, определения показателей качества деятельности медицинских организаций.
Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности организациями частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии требованиями к его организации и проведению, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности утверждены приказом Минздрава России от 31.07.2020 N 785н "Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности", которым установлено, что внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется с целью обеспечения прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества направлены на решение задач по совершенствованию подходов к осуществлению медицинской деятельности для предупреждения, выявления и предотвращения рисков, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, и минимизации последствий их наступления; обеспечению и оценке соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья при осуществлении медицинской деятельности. Внутренний контроль организуется и проводится Комиссией (Службой) по внутреннему контролю медицинской организации, которая осуществляет функции в соответствии с Положением о порядке организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Внутренний контроль включает в себя оценку качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, учет нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности.
В соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам создается врачебная комиссия медицинской организации. Заседания врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) проводятся не реже одного раза в неделю на основании планов-графиков, утверждаемых руководителем медицинской организации. В случае необходимости по решению руководителя медицинской организации могут проводиться внеплановые заседания врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии).
При этом, приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" определено, что врачебная комиссия (подкомиссия врачебной комиссии) должна состоять из председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря и членов комиссии.
Таким образом, ООО "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека" не соблюдается п. 8 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н.
Согласно представленной "Экспертизой качества медицинской помощи пациентке" от 22.09.2021, комиссией ООО "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека" выносится "заключение" об отсутствии дефектов оказания медицинской помощи.
Вместе с тем, Комиссией не оценивались следующие показатели: наличие в медицинской организации нормативных правовых актов (в том числе изданных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления), регламентирующих вопросы организации медицинской деятельности; соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья при осуществлении медицинской деятельности, в том числе при оказании при оказании платных медицинских услуг; обеспечение функционирования медицинской информационной системы медицинской организации, включая информационное взаимодействие государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации и единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения, размещение в них сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации; проведение информирования граждан в доступной форме, в том числе с использованием сети Интернет, об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках медицинской организации, об уровне их образования и об их квалификации.
Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности утверждены приказом Минздрава России от 31.07.2020 N 785н, согласно которым, целевые (внеплановые) проверки, осуществляемые в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, предусматривают оценку данных показателей. По результатам целевых (внеплановых) проверок Комиссией (Службой) и (или) Уполномоченным лицом составляется отчет, включающий, в том числе, выработку мероприятий по устранению выявленных нарушений и улучшению деятельности медицинской организации и медицинских работников.
Невыполнение ООО "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека" требований, предъявляемых к осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных в соответствии со ст. 90 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", свидетельствует о нарушении пп. "б" п.6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Общество с ограниченной ответственностью "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека" является коммерческой организацией и ее деятельность связана с извлечением прибыли.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в том числе грубым, является административным правонарушением и требует применения мер административной ответственности в соответствии с 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пп. "ж" п. 5 и пп. "б" п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности.
Апелляционной коллегией не принимаются доводы общества о соблюдении им внутреннего контроля качества, как противоречащие материалам дела.
Вина общества состоит в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которые установлена в части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений, которые могли бы являться основанием для безусловного отказа в привлечении общества к ответственности, суд в данном случае не усматривает. Соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении административным органом было обеспечено.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Исходя из объекта посягательства, особо охраняемой государством сферы общественных отношений, характера и обстоятельств совершения рассматриваемого правонарушения, оснований для признания его малозначительным и освобождения от административной ответственности с применением статьи 2.9 КоАП РФ не установлено.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае указанная совокупность для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствует, поскольку выявленные нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Положения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают возможность при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судье, органу, должностному лицу, рассматривающему дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Между тем, исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица, свидетельствующих о необходимости снижения размера административного штрафа из материалов дела не следует.
Также, применение положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом суда с учетом конкретных обстоятельств дела, а не обязанностью.
Установленные обстоятельства, свидетельствующие о повышенной опасности допущенного правонарушения, исключают возможность замены административного наказания на предупреждение.
Снижение назначенного административным органом штрафа согласно положениям части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
При этом, реализация данного права не должна осуществляться безосновательно, при отсутствии к тому необходимых предпосылок.
Обстоятельства рассматриваемого дела не позволяют суду прийти к выводу о необходимости снижения назначенного в данном случае обществу штрафа; соответствующих доказательств, свидетельствующих о возможности применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в материалы дела, в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, суд первой инстанции правомерно назначил наказание в виде штрафа в пределах санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в размере 100 000 рублей.
Указанный административный штраф соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, в полной мере учитывает его имущественное и финансовое положение, доказательств наличия исключительных обстоятельств суду не представлено.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что административным органом не представлено доказательств наличия угрозы причинения вреда жизни и здоровью пациента.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ООО "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека" (https://detkivsem.ru/), отсутствуют следующие сведения: данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; об адресе места нахождения и телефоне лицензирующего органа, выдавшего лицензию на осуществление медицинской деятельности; о порядке и условиях предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой; об уровне профессионального образования и квалификации медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг; о графике работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг; об адресах и телефонах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Действиями ООО "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека" нарушаются права пациентов, установленные Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также требования, установленные для лицензиата Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пп. "ж" п.5 и пп. "е" п.6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.01.2022 по делу N А32-53202/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-53202/2021
Истец: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по КК, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю
Ответчик: ООО "Российско-Американский центр репродукции и генетики человека"