г. Москва |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А40-234780/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
А.А.Комарова, А.С.Маслова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу
Центральной энергетической таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.12.2021
по делу N А40-234780/20
по заявлению ООО "Мего Импэкс" (ОГРН: 1166196094437, ИНН: 6143088170)
к Центральной энергетической таможне (ОГРН: 1027700272830, ИНН: 7708011130)
об оспаривании постановления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Кузин Р.С. по дов. от 27.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Мего Импэкс" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании постановления Центральной энергетической таможни (далее также - таможня, таможенный орган) от 29.10.2020 N 10006000-328/2020 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Решением суда от 03.02.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2021 решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражный суд Московского округа от 29.09.2021 решение Арбитражного суда города Москвы от 03.02.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2021 по делу N А40-234780/20-94-69 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении решением от 13.12.2021 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым решением суда, таможня обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Общества.
В судебном заседании апелляционного суда представитель таможенного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда, поскольку считают его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
Постановлением Центральной энергетической таможни по делу об административном правонарушении N 10006000-328/2020 от 29.10.2020 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Согласно материалам дела 22.05.2020 ООО "МЕГО ИМПЭКС" (Поставщик) по контракту от 14.03.2017 N 1/17, заключенному с ООО "КАМА" (Киргизская Республика) (Покупатель), железнодорожным транспортом осуществлен вывоз транзитом через Республику Казахстан в Киргизскую Республику товара - "мастика битумная" (далее - товар), в количестве 10 098, 00 кг, классифицированного в товарной подсубпозиции 2715 00 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
22.05.2020 осуществлена передача товара казахстанскому перевозчику АО "НК "КТЖ" по межгосударственному стыковому пункту Кигаш Приволжской железной дороги.
09.06.2020 сведения о вышеуказанной поставке товара в таможенные органы были представлены путем подачи в Ростовскую таможню статистической формы учета перемещения товаров N 10313030/090620/С637462.
Диспозицией части 1 статьи 16.2 КоАП является недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.
Положением статьи 2 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Федеральный закон от 03.08.2019 N 289) закреплено, что таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения: международными договорами Российской Федерации, включая Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза; актами, составляющими право Союза; Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года; законодательством Российской Федерации.
Подпункт 5 пункта 1 статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) устанавливает, что в рамках таможенного союза государств-членов осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Договором. Часть 2 статьи 278 Закона о таможенном регулировании устанавливает, что российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о таможенном регулировании товары подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 17 ТК ЕАЭС и положениями главы 15 Закона о таможенном регулировании при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры либо при таможенном декларировании без помещения под таможенную процедуру в случаях, определенных ТК ЕАЭС. Часть 2 статьи 95 Закона о таможенном регулировании устанавливает, что в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также осуществляется таможенное декларирование товаров.
В соответствии с подпунктом 35 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса таможенное декларирование представляет собой заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товара.
В части 7 статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ указано, что вывоз товаров из Российской Федерации, имеющих статус товаров Союза в соответствии с Кодексом Союза, из Российской Федерации в государства - члены Союза осуществляется без ограничений, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Приложения N 23 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года на период до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами-членами в области поставок нефти и нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие).
В соответствии пунктом 3 статьи 5 Соглашения от 06.06.2016, заключенного между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов, товары группы 27 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в целях учета подлежат таможенному декларированию в Российской Федерации, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без применения временного периодического таможенного декларирования, установленного законодательством Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи.
Такое Соглашение является международным договором в сфере таможенного регулирования.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.07.2011 N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан" таможенному декларированию (как если бы товары вывозились за пределы ЕАЭС, но без уплаты таможенных платежей, включая сборов за таможенные операции) подлежат товары при их вывозе в страны ЕАЭС, классифицируемые в соответствии со следующими кодами ТН ВЭД ЕАЭС: 2709 00; 2710; 2711; 2712 (за исключением кодов 2712 90 110 0, 2712 90 190 0); 2713 12 000, 2713 20 000 0 - 2713 90 900 0.
Руководствуясь указанным постановлением, статьей 3 Соглашения от 06.06.2016 г., а также информацией, опубликованной на официальных сайтах таможенных органов, заявитель посчитал, что декларированию подлежат только те товары, которые прямо перечислены в статье 3 Соглашения от 06.06.2016 г.
В статье 3 Соглашения от 06.06.2016 указано следующее:
Компетентные органы Сторон в 2017 году согласовывают объемы и номенклатуру внутреннего потребления в Киргизской Республике нефти и нефтепродуктов (далее - товары) на 2017 год и утверждают по ним индикативные балансы на 2017 год.
Объем и номенклатура внутреннего потребления товаров на последующие годы согласовываются компетентными органами Сторон до 1 октября текущего календарного года путем утверждения по ним индикативных балансов по нефтяному сырью (код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 2709 00), бензину автомобильному (коды ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 411 0, 2710 12 412 0, 2710 12 413 0, из 2710 12 419 0, из 2710 12 450 0, из 2710 12 490 0), дизельному топливу (коды ТН ВЭД ЕАЭС 2710 19 421 0, 2710 19 422 0, 2710 19 423 0, 2710 19 424 0, 2710 19 425 0, из 2710 19 429 0, из 2710 19 460 0, из 2710 19 480 0), топливу для реактивных двигателей (код ТН ВЭД ЕАЭС 2710 19 210 0) (далее - индикативные балансы) и протокола по битуму нефтяному (код ТН ВЭД ЕАЭС 2713 20 000 0) с указанием физико-химических характеристик битума нефтяного в соответствии с пояснениями к субпозиции 2713 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС на следующий календарный год, учитывающих рост экономики Киргизской Республики (далее - протокол).
При вывозе указанных товаров следует руководствоваться кодами ТН ВЭД ЕАЭС и наименованиями товаров.
Уточнение индикативных балансов и протокола на каждый текущий календарный год может осуществляться до 15 августа текущего календарного года с учетом обоснованного изменения внутреннего потребления товаров на территории Киргизской Республики.
Киргизская Сторона представляет Российской Стороне до 5 сентября текущего календарного года предложения по формированию индикативных балансов и протокола на следующий календарный год и до 15 ноября текущего календарного года информацию о выполнении индикативных балансов и протокола за 9 месяцев и об их ожидаемом выполнении за текущий календарный год в установленном порядке.
Компетентные органы Сторон в 2019 году согласовывают объемы и номенклатуру внутреннего потребления в Киргизской Республике битума нефтяного (код ТН ВЭД ЕАЭС 2713 20 000 0) на 2019 год и утверждают протокол на 2019 год с указанием физико-химических характеристик битума нефтяного в соответствии с пояснениями к субпозиции 2713 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, который применяется к правоотношениям, возникшим с даты его утверждения.
Согласно пункту 1 статьи 5 Соглашения от 06.06.2016 г. в отношении товаров, поставляемых из Российской Федерации в Киргизскую Республику для внутреннего потребления в объемах, предусмотренных индикативными балансами и протоколом, Российская Сторона не взимает вывозные таможенные пошлины.
В отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации в Киргизскую Республику в календарном году сверх объемов, предусмотренных индикативными балансами и протоколом, а также в отношении товаров, не предусмотренных индикативными балансами и протоколом, вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в бюджет Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, составляющими право Евразийского экономического союза (п. 2 ст. 5 Соглашения от 06.06.2016).
Товары группы 27 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в целях учета подлежат таможенному декларированию в Российской Федерации, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без применения временного периодического таможенного декларирования, установленного законодательством Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи (п. 3 ст. 5 Соглашения от 06.06.2016).
Согласно пункту 4 статьи 5 Соглашения от 06.06.2016 временное периодическое таможенное декларирование применяется в 2019 - 2024 годах при вывозе из Российской Федерации в Киргизскую Республику нефтепродуктов трубопроводным транспортом в соответствии с индикативными балансами на 2019 - 2024 годы.
В письме Федеральной таможенной службы России от 9 октября 2017 года N 13-15/56626 "О вступлении в силу постановления Правительства РФ от 28 сентября 2017 года N 1173" указывалось, что в случае вывоза с территории Российской Федерации в другие государства - члены Евразийского экономического союза товаров, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00, 2710, 2711, 2712 (за исключением кодов 2712 90 110 0, 2712 90 190 0), 2713 11 000 0, 2713 12 000, 2713 20 000 0 - 2713 90 900 0, таможенное декларирование таких товаров должно осуществляться в соответствии с правом Евразийского экономического союза и Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.
Общество указало, что руководствовалось информацией о порядке вывоза и таможенного оформления спорного товара, размещенной на официальных сайтах ФТС России, Центральной энергетической таможни, таможенных управлений ФТС, в соответствии с которой при вывозе товара, классифицированного в товарной подсубпозиции 2715 00 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, в Республику Киргизию достаточно произвести статистическое декларирование путем подачи статистической формы учета перемещения товаров в Ростовскую таможню.
Как следует из правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П, вытекающее из конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства требование определенности правового регулирования предполагает, что механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений.
На основании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Наличие разъяснений, данного неопределенному кругу лиц ФТС России, является обстоятельством, исключающими вину Общества в неосуществлении таможенного декларирования товара "мастика битумная", код ТН ВЭД ЕАЭС 2715 000000.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.12.2021 по делу N А40-234780/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
А.А.Комаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-234780/2020
Истец: ООО "МЕГО ИМПЭКС"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18494/2021
28.03.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-89690/2021
13.12.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-234780/20
29.09.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18494/2021
22.04.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13150/2021
03.02.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-234780/20