г. Владимир |
|
24 марта 2022 г. |
Дело N А43-36012/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2022 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального фонда обязательного медицинского страхования Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Городская поликлиника N 50 Приокского района г. Нижнего Новгорода" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21 января 2022 года по делу N А43-36012/2021, принятое по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Городская поликлиника N 50 Приокского района г. Нижнего Новгорода" к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области о признании незаконным решения от 11.10.2021 N71 в части пунктов 1,3, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Капитал МС" в лице Нижегородского филиала
при участии:
от заявителя - Волкова Н.Г. по доверенности от 10.01.2022 сроком 3 года (специалист), Евстропова С.В. по доверенности от 01.12.2021 сроком 3 года, диплом о высшем юридическом образовании от 23.12.2016 N 105504 0000228.
от ответчика- Пестова М.Ю. по доверенности от 10.01.2022 N 8 сроком до 31.12.2022 (специалист), Каблов А.Н. по доверенности от 10.01.2022 N 3 сроком до 31.12.2022, диплом о высшем юридическом образовании от 22.05.2000 N БВС 0733992;
от третьего лица - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Городская поликлиника N 50 Приокского района г. Нижнего Новгорода" (далее - заявитель, ГБУЗ НО "Городская поликлиника N50 Приокского района Г.Н.Новгорода") с заявлением к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области (далее - ответчик, ТФОМС Нижегородской области) о признании незаконным решения от 11.10.2021 N71 в части пунктов 1 и 3.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Капитал МС" в лице Нижегородского филиала (далее - ООО "Капитал МС", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу А43-36012/2021 от 19.01.2022 г. заявление ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 50 Приокского района Г.Н.Новгорода" удовлетворено частично, признано незаконным решение ТФОМС Нижегородской области от 11.10.2021 N 71 в части пункта 3 - применение к медицинской организации штрафа в размере 43 048,83 руб.; в удовлетворении оставшихся требований заявителю отказано. С ТФОМС Нижегородской области в пользу ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 50 Приокского района г. Н.Новгорода" взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 3 000,00 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 50 Приокского района Г.Н.Новгорода" просит решение Арбитражного суда Нижегородской области по делу N 43-22977/2021 от 29.12.2021 отменить полностью, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований: признать недействительным п.п. 1,3 решения ТФОМС Нижегородской области по претензии ГБУЗ НО "Городская поликлиника N50 Приокского района г. Н. Новгорода" N71 от 11.10.2021 и применении к нашей медицинской организации финансовых санкции в том числе-уменьшении финансирования в размере 230171 рубль, 26 копеек.
Кроме того, не согласившись с решением суда первой инстанции, ТФОМС Нижегородской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-36012/2021 от 21.01.2022 отменить в части признания незаконным решения ТФОМС Нижегородской области от 1 1.10.2021 N 71 в части пункта 3 -применения к медицинской организации штрафа в размере 43 048,83 руб. и в части взыскания с ТФОМС Нижегородской области судебных расходов на уплату государственной пошлины в размере 3 000,00 руб. Принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 50 Приокского района Г.Н.Новгорода", в которых ТФОМС Нижегородской области считает решение Арбитражного суда Нижегородской области в части отказа в удовлетворении требований заявителя законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
От третьего лица ООО "Капитал МС" поступили отзывы на апелляционные жалобы, в которых третье лицо полагает, что апелляционная жалоба ТФОМС Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области подлежит удовлетворению, а против удовлетворения жалобы ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 50 Приокского района Г.Н.Новгорода" третье лицо возражает.
Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, устно пояснив, что решение ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 50 Приокского района Г.Н.Новгорода" обжалуется в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным решения Фонда от 11.10.2021 N 71 в части пункта 1 незаконным и необоснованным, просил решение суда в данной части отменить, требования удовлетворить. Против удовлетворения апелляционной жалобы ТФОМС Нижегородской области - возражал, просил решение в данной части оставить без изменения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, а также позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 50 Приокского района Г.Н.Новгорода".
В судебное заседание представители третьего лица не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей третьего лица.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, между ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 50 Приокского района г.Н.Новгорода" и ООО "Капитал МС" в лице Нижегородского филиала 30.12.2019 заключен договор N 103/2020 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, по условиям которых ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 50 Приокского района г.Н.Новгорода" обязалось оказывать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а ООО "Капитал МС" - оплачивать медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Пунктом 4.3 договора предусмотрено проведение страховой медицинской организацией контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Во исполнение требований статьи 39 Закона N 326-ФЗ между ТФОМС Нижегородской области с одной стороны, ООО "Капитал МС" в лице Нижегородского филиала, иными страховыми медицинскими организациями с другой стороны и ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 50 Приокского района Г.Н.Новгорода" с третьей стороны 25.01.2021 заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с пунктами 7, 7.1 которого, страховая медицинская организация обязана оплачивать медицинскую помощь по территориальной программе, оказанную медицинской организацией застрахованному в страховой медицинской организацией лицу, в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями к её оказанию в пределах распределённых медицинской организации решением комиссии, указанной в части 9 статьи 36 Закона N 326, объёмов предоставления медицинской помощи и её финансового обеспечения, по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным в соответствии с частью 2 статьи Закона N 326-ФЗ, на основании представленных медицинской организацией в Фонд реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи по территориальной программе с учётом результатов контроля объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктами 7, 7.3. договора страховая медицинская организация обязана осуществлять контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях, включенных в реестр медицинских организаций, в том числе путем проведения медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, и предоставление отчета о результатах такого контроля.
В рамках реализации указанных полномочий ООО "Капитал МС" в лице Нижегородского филиала в период с 15.04.2021 по 30.04.2021 провело плановую тематическую экспертизу качества законченных случаев лечения в условиях стационара на дому в 2020 году, по результатам которых выявлены 12 случаев оказания медицинской помощи в июне и июле 2020 года с нарушением требований раздела 4 Приложения N 8 к Приказу N 36 "Дефекты оформления медицинской документации в медицинской организации", - код дефекта 4.6.1. - "Некорректное применение тарифа, требующее его замены по результатам экспертизы", что отражено в акте экспертизы качества медицинской помощи от 14.05.2021 N 001-к/т-33330- 12/20Д.
По результатам экспертизы ООО "Капитал МС" к ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 50 Приокского района Г.Н.Новгорода" применены финансовые санкции: - уменьшение финансирования в размере 230 171,26 руб., - штрафные санкции в размере 46 962,36 руб. 36 в соответствии с Приложением N 34 к Тарифному соглашению на 2021 год.
ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 50 Приокского района Г.Н.Новгорода", не согласившись с результатом проведенной ООО "Капитал МС" экспертизы, обратилась с претензией в ТФОМС Нижегородской области.
По результатам реэкспертизы ТФОМС Нижегородской области принято решение от 11.10.2021 N 71, признающее правоту применения кода 4.6.1. страховой медицинской организации ООО "Капитал МС" по 11 случаям оказания медицинской помощи.
Не согласившись с указанным решением, ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 50 Приокского района Г.Н.Новгорода" обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением.
В обоснование заявленных требований ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 50 Приокского района Г.Н.Новгорода" указывает, что лечение больных с подтвержденной коронавирусной инфекцией производилось в соответствии с Временными методическими рекомендациями "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 7 (03.06.2020), утвержденными Минздравом России, и приказом Минздрава Нижегородской области от 27.03.2020 N 315- 221/20П/од "О лечении больных с легким течением подтвержденной коронавирусной инфекции COVID-19 в условиях стационара на дому", оплата за оказание медицинской помощи сovid-пациентам в условиях стационара на дому (июнь-июль 2020 года) производилась по тарифам, установленным в Тарифном соглашении в сфере ОМС на территории Нижегородской области на 2020 год. Ссылаясь на то, что пациентам не было причинено убытков, повреждения здоровья, ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 50 Приокского района Г.Н.Новгорода" просит суд уменьшить размер начисленного штрафа, применив статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя в части признания незаконным п. 1 оспариваемого решения N 71 от 11.10.2021, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности применения ТФОМС Нижегородской области кода нарушения 4.6.1. Удовлетворяя заявленные ГБУЗ НО "Городская поликлиника N50 Приокского района Г.Н.Новгорода" требования в части п. 3 решения, суд первой инстанции исходил из того, что применение к медицинскому учреждению финансовых санкций в виде штрафа возможно только при допущенном нарушении в виде неоказания, несвоевременного оказания либо оказания медицинской помощи ненадлежащего качества, тогда как выявленные нарушения по коду дефекта 4.6.1 в данном случае не связаны с качеством оказанной медицинской помощи, поэтому влекут ответственность только в виде неоплаты или уменьшения оплаты медицинской помощи, поскольку касаются ненадлежащего ведения ответчиком учетно-отчетной документации, то есть его хозяйственной деятельности.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Статьей 3 Закона N 326-ФЗ установлено, что обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Участниками обязательного медицинского страхования являются: 1) территориальные фонды; 2) страховые медицинские организации; 3) медицинские организации (часть 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ).
В статье 37 Закона N 326-ФЗ предусмотрено право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу в соответствии с настоящим Федеральным законом договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и (или) договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации осуществляет Территориальный фонд (часть 2 статьи 34 Закона N 326- ФЗ).
На основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенного с территориальным фондом, и на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенного с медицинской организацией, отдельные полномочия страховщика осуществляет страховая медицинская организация (части 1 и 7 статьи 14 Закона N 326-ФЗ).
В силу части 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и (или) договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Медицинские организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и находящиеся за пределами территории Российской Федерации, вправе оказывать виды медицинской помощи застрахованным лицам, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, за счет средств обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования (часть 7 статьи 15 Закона N 326-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 20 указанного Закона медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 указанной статьи медицинские организации обязаны, в том числе: - бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования (пункт 1); - вести в соответствии с настоящим Федеральным законом персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам (пункт 2); - предоставлять страховым медицинским организациям, Федеральному фонду и территориальному фонду сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи, необходимые для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи (пункт 3); - предоставлять отчетность о деятельности в сфере обязательного медицинского страхования в порядке и по формам, которые установлены Федеральным фондом (пункт 4); - использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5); - предоставлять застрахованным лицам, страховым медицинским организациям, Федеральному фонду и территориальному фонду сведения о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, а также показателях доступности и качества медицинской помощи, перечень которых устанавливается в территориальной программе обязательного медицинского страхования (пункт 7).
За неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация уплачивает штраф в порядке и размере, которые установлены указанным договором в соответствии со статьей 41 настоящего Федерального закона (часть 8 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Территориальный фонд в силу подпункта 12 пункта 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ является контролирующим органом, наделенным полномочиями на проведение проверок использования средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями.
В силу пункта 10 части 2 статьи 38 указанного Закона контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях, включенных в реестр медицинских организаций, в том числе путем проведения медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, и предоставление отчета о результатах такого контроля, осуществляет страховая медицинская организация.
Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию действующий на день оказания медицинских услуг, утвержден приказом ФФОМС от 28.02.2019 N 36 (далее - Приказ N 36).
Согласно пункту 3 Приказа N 36 к контролю объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию относятся мероприятия по проверке соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи условиям договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, реализовываемые посредством медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи.
В силу пункта 28 Приказа N 36, экспертиза качества медицинской помощи - выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.
Плановая тематическая экспертиза качества медицинской помощи проводится в отношении определенной совокупности принятых к оплате случаев оказания медицинской помощи, отобранных по тематическим признакам в каждой медицинской организации или группе медицинских организаций, предоставляющих медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию одного вида или в одних условиях (пункт 44 Приказа N 36).
Согласно части 9 статьи 40 ФЗ N 326 результаты экспертизы качества медицинской помощи, оформляются соответствующим актом по форме, установленной Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (приложение N 3 к Приказу N 36) с указанием суммы уменьшения счета по каждой записи реестра, содержащей сведения о дефектах медицинской помощи и/или нарушениях при оказании медицинской помощи.
Положениями части 10 статьи 40 Закона N 326-ФЗ и пункта 12 Приказа N 36 установлено, что выявленные в реестрах счетов нарушения являются основанием для применения мер, предусмотренных статьей 41 Закона N 326-ФЗ, условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи).
Согласно части 1 статьи 41 Закона N 326-ФЗ сумма, не подлежащая оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию, Федеральный фонд в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, договором на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
В части 2 статьи 41 Закона N 326 установлено, что взаимные обязательства медицинских организаций и страховых медицинских организаций, следствием которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, предусматриваются заключенным между ними договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, включающим в себя методику исчисления размеров неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, указанных штрафов и установленным правилами обязательного медицинского страхования. Размеры неоплаты, неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи и штрафов, исчисленных и установленных в соответствии с настоящей частью, указываются в тарифном соглашении, заключаемом в соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона.
В силу части 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации.
При этом, на территории Нижегородской области действует Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования на территории Нижегородской области на 2020 год от 30.12.2019 (далее - Тарифное соглашение на 2020 год), которое определяет порядок оплаты и устанавливает ответственность медицинских организаций.
Согласно Приложению N 34 к Тарифному соглашению на 2021 год код дефекта 4.6.1. является нарушением, связанным с дефектом оформления первичной медицинской документации в медицинской организации".
Согласно пункту 1 статьи 42 Закона N 326-ФЗ медицинская организация в течение 15 рабочих дней со дня получения актов страховой медицинской организации вправе обжаловать заключение страховой медицинской организации при наличии разногласий по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи путем направления претензии в территориальный фонд.
В соответствии с пунктами 56 и 57 Приказа N 36 в случае поступления претензии от медицинской организации, не урегулированной со страховой медицинской организацией с целью проверки обоснованности и достоверности выводов по ранее принятым заключениям, сделанным специалистом-экспертом первично проводившим медико-экономическую экспертизу территориальным фондом обязательного медицинского страхования проводится реэкспертиза.
Территориальный фонд направляет результаты проведения реэкспертизы, оформленные независимо от основания ее проведения актом повторной медико-экономической экспертизы (актом повторной экспертизы качества медицинской помощи) с приложением, являющемся неотъемлемой частью акта (приложение 4 к настоящему Порядку) в страховую медицинскую организацию и медицинскую организацию в срок не позднее двадцати рабочих дней после окончания проверки (пункт 61 Приказа N 36).
В силу пункта 88 Приказа N 36 уплата медицинской организацией штрафа за неоказание, несвоевременное оказание, либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества в соответствии с перечнем оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи (приложение 8 к настоящему Порядку) осуществляется на основании решения страховой медицинской организации/территориального фонда.
В рассматриваемом случае, по итогам тематической экспертизы качества законченных случаев лечения в условиях стационара на дому в 2020 году и реэкспертизы, проведенных ООО "Капитал-МС" и Фондом соответственно в порядке, предусмотренном действующим законодательством, выявлено, что Поликлиникой в нарушение требований пункта 5 раздела "Алгоритм ведения пациента с подозрением на COVID-19" приказа Минздрава Нижегородской области от 27.03.2020 N 315-221/20П/од "О лечении больных с легким течением подтвержденной коронавирусной инфекции COVID-19 в условиях стационара на дому", в июне и июле 2020 года оказана медицинская помощь 11 пациентам, относящимся к низкой группе риска развития осложнений с подтвержденной новой коронавирусной инфекцией Covid-19 легкого течения и требующих изоляции на дому и амбулаторного лечения в установленном объеме, а не в условиях стационара на дому, что явилось основанием для применения к организации финансовых и штрафных санкций в соответствии с пунктом 4.6.1 Перечня оснований для уменьшения оплаты медицинской помощи за оказание медицинской помощи ненадлежащего качества (приложение N 8 к Приказу N 36) в размере 230 171,26 руб. и 43 048,83 руб. соответственно.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 32 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи. К видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.
Согласно части 3 статьи 32 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: 1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); 2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; 3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); 4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Согласно временному порядку организации работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях стационара на дому, в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области от 27.04.2020 N 315-329/20П/од, действовавшему в спорный период, главным врачам медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях стационара на дому (далее - медицинские организации) необходимо, в том числе организовать лечение пациентов с легкой формой новой коронавирусной инфекции COVID-19 в стационаре на дому.
Согласно пункту 1 Основных принципов оказания медицинской помощи при получении положительного результата лабораторных исследований биологического материала пациента на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее - результат теста на COVID-19) уполномоченное лицо медицинской организации: уведомляет пациента о положительном результате теста на COVID-19; оповещает о положительном результате теста на COVID-19 руководителя медицинской организации; вносит в журнал учета пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 плановые даты для повторного забора биологического материала (мазки из носо- и ротоглотки) - 3, 11 день; организует осмотр работников медицинской организации, контактировавших с заболевшим пациентом и, в случае выявления симптомов острой респираторной вирусной инфекции, забор у них биоматериала (мазки из носо- и ротоглотки) для лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19; осуществляет опрос пациента с целью уточнения его состояния; осуществляет информирование медицинского работника, направляемого для оказания медицинской помощи пациенту, о положительном результате теста на COVID-19; осуществляет предоставление информации о пациенте и контактировавших с ним лицах (со слов пациента) в информационный ресурс учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 373.
Медицинская помощь пациенту с положительным результатом теста на COVID-19 может оказываться в условиях стационара на дому в случае отсутствия клинических проявлений заболевания или при легком течении заболевания (температура тела менее 38,5 °C, частота дыхательных движений (далее - ЧДД) менее 22 движений в минуту, насыщение крови кислородом по данным пульсоксиметрии (SpO2) более 95% (для детей - 95% и более) (п. 3 Временных рекомендаций).
Пациенту с положительным результатом теста на COVID-19 при легком течении заболевания рекомендуется назначать лечение в соответствии с временными методическими рекомендациями "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)". Обеспечение пациента лекарственными препаратами, в том числе противовирусными, для лечения в стационаре на дому осуществляется силами сотрудников медицинской организации за счет средств обязательного медицинского страхования (п.3.1).
Пациент с легким течением заболевания должен быть проинформирован медицинским работником о необходимости вызова врача или бригады скорой медицинской помощи при ухудшении самочувствия (температура тела более 38,5 °C, появление затрудненного дыхания, одышки, появление или усиление кашля, снижение насыщения крови кислородом по данным пульсоксиметрии (SpO2) менее 95%), а также о возможных способах обращения за медицинской помощью (п.3.2).
В случае принятия решения о дальнейшем оказании медицинской помощи пациенту в амбулаторных условиях (на дому) оформляется согласие на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях (на дому) и соблюдение режима изоляции при лечении новой коронавирусной инфекции COVID-19 по (рекомендуемый образец приведен в приложении к настоящим Основным принципам) (п.3.6).
Согласно п.2 временных рекомендаций (алгоритм ведения пациента с подозрением на COVID-19), при положительном тесте (COVID+) лечащим врачом решается вопрос о необходимости госпитализации. Данный вопрос решается с учетом тяжести состояния пациента и наличия отягощающих медицинских и социальных факторов.
В силу п.3 временных рекомендаций, при легком течении заболевания: t95%; госпитализация не требуется, проводится изоляция на дому.
В силу п.4 временных рекомендаций, при тяжелом течении заболевания: t>38,5; ЧДД>22 в минуту; SpO2>95%; проводится госпитализация в профильный стационар согласно маршрутизации.
Согласно п.5 временных рекомендаций, пациенты, изолируемые на дому, подразделяются на 2 группы по признаку наличия факторов риска развития осложнений: п.5.1. Пациенты низкого риска - женщины моложе 60 лет, мужчины моложе 50 лет, не имеющие хронических неинфекционных заболеваний (заболевания сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет, бронхиальная астма, ХОБЛ, онкологические заболевания, хроническая почечная и печеночная недостаточность, ВИЧ, туберкулез). Таким пациентам проводится посимптомная терапия дома в изоляции. Пациенты наблюдаются путем организации патронажа среднего медицинского персонала, чередующегося с обзвонами, проведением контрольных COVID-тестов; п.5.2. Пациенты высокого риска - женщины старше 60 лет, мужчины старше 50 лет, имеющие хронические неинфекционные заболевания (заболевания сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет, бронхиальная астма, ХОБЛ, онкологические заболевания, хроническая почечная и печеночная недостаточность, ВИЧ, туберкулез), беременные. Таким пациентам проводится лекарственная терапия дома в изоляции в рамках организации стационара на дому с обеспечением пациента препаратами для патогенетической и симптоматической терапии, проведением лабораторных исследований и контрольных COVID-тестов.
Согласно п.6 временных рекомендаций, пациенту с коронавирусной инфекцией легкого течения заболевания, находящемуся на дому, дается информация о необходимости вызова врача поликлиники или скорой медицинской помощи по телефону 03 при ухудшении самочувствия: t>38,5; ЧДД>22; появление затрудненного дыхания; появление/усиления кашля; SpO2<95%. Если состояние расценивается лечащим врачом как тяжелое, то незамедлительно проводится госпитализация в профильный стационар согласно маршрутизации.
В рассматриваемом случае, ООО "Капитал МС" и ТФОМС Нижегородской области установлено, что одиннадцать пациентов ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 50 Приокского района Г.Н.Новгорода" относились к низкой группе риска развития осложнений с подтвержденной коронавирусной инфекции Covid-19 легкого течения, следовательно лечение указанных пациентов в соответствии с временными рекомендациями необходимо проводить в соответствии с вышеуказанными временными рекомендациями в условиях изоляции пациентов на дому путем организации патронажа среднего медицинского персонала, чередующегося с обзвонами, проведением контрольных COVID-тестов.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал обоснованным вывод ООО "Капитал МС" и ТФОМС Нижегородской области о применении кода нарушения 4.6.1 тарифного соглашения, в связи с чем требования ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 50 Приокского района Г.Н.Новгорода" о признании незаконным решения от 11.10.2021 N 71 в части пункта 1 удовлетворению не подлежит.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда в данной части, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
Удовлетворяя требования ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 50 Приокского района Г.Н.Новгорода" в части признания незаконным решения ТФОМС Нижегородской области от 11.10.2021 N 71 в части пункта 3, суд первой инстанции правомерно отметил, что в силу части 8 статьи 39 Закона N 326-ФЗ штрафы уплачиваются медицинскими организациями за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Согласно пункту 75 Порядка N 231н результатом контроля в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) являются: 1) неоплата или уменьшение оплаты медицинской помощи в виде: исключения позиции из реестра счетов, подлежащих оплате объемов медицинской помощи; уменьшения сумм, представленных к оплате, в процентах от стоимости оказанной медицинской помощи по страховому случаю; 2) уплата медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества; 3) возврат сумм, не подлежащих оплате, в страховую медицинскую организацию, территориальный фонд в соответствии с договором по обязательному медицинскому страхованию, в Федеральный фонд в соответствии с договором в рамках базовой программы; 4) однократное повторное выставление медицинской организацией ранее отклоненной от оплаты позиции реестра счета; 5) устранение медицинской организацией выявленных нарушений без применения к ней санкций в течение срока, установленного в заключении о результатах медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи; 6) устранение медицинской организацией нарушений, выявленных в рамках контроля, при последующем оказании медицинской помощи застрахованным лицам.
Пунктом 77 Порядка N 231н предусмотрено, что при выявлении нарушений договорных обязательств в отношении объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи страховая медицинская организация (Федеральный фонд, территориальный фонд) частично или полностью не возмещает затраты медицинской организации по оказанию медицинской помощи, уменьшая последующие платежи по счетам медицинской организации на сумму выявленных нарушений при оказании медицинской помощи или требует возврата сумм в страховую медицинскую организацию.
Уплата медицинской организацией штрафа за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества в соответствии с перечнем оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи (приложение к настоящему Порядку) осуществляется на основании решения страховой медицинской организации/территориального фонда/Федерального фонда (пункт 78 Порядка N 231н).
Таким образом, по смыслу приведенных норм права, применение к медицинскому учреждению финансовых санкций в виде штрафа возможно только при допущенном нарушении в виде неоказания, несвоевременного оказания либо оказания медицинской помощи ненадлежащего качества, тогда как выявленные нарушения по коду дефекта 4.6.1 в данном случае не связаны с качеством оказанной медицинской помощи, поэтому влекут ответственность только в виде неоплаты или уменьшения оплаты медицинской помощи, поскольку касаются ненадлежащего ведения ответчиком учетно-отчетной документации, то есть его хозяйственной деятельности.
Как усматривается из содержания акта экспертизы ООО "Капитал МС" от 14.05.2021 N 001-к/т-33330- 12/20Д, за допущенные нарушения по коду дефекта 4.6.1 к ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 50 Приокского района Г.Н.Новгорода" применены санкции в виде уменьшения суммы оплаты в размере 230 171,26 руб.
С учетом изложенного оснований для дополнительного привлечения ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 50 Приокского района Г.Н.Новгорода" к ответственности в виде начисления штрафа при недоказанности факта оказания некачественной медицинской помощи у ООО "Капитал МС" не имелось, в связи с чем суд первой инстанции удовлетворил требования ГБУЗ НО "Городская поликлиника N 50 Приокского района Г.Н.Новгорода" в части признания пункта 3 решения ТФОМС Нижегородской области от 11.10.2021 N 71 - взыскание штрафа по коду дефекта 4.6.1 на сумму 43 048,83 руб.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе в данной части, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
Вопреки доводам ТФОМС Нижегородской области, поскольку правило распределения расходов пропорционально размеру удовлетворенных требований, предусмотренное абз. 2 ч. 1 ст. 110 АПК РФ на требования неимущественного характера не распространяется, частичное удовлетворение нематериальных требований в рассматриваемом случае не является основанием для пропорционального распределения расходов на экспертизу и расходов по уплате государственной пошлине (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 N 7959/08).
Таким образом, суд первой инстанции, учитывая результат рассмотрения спора, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для отнесения судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей на ответчика.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21 января 2022 года по делу N А43-36012/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального фонда обязательного медицинского страхования Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Городская поликлиника N50 Приокского района г. Нижнего Новгорода" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-36012/2021
Истец: ГБУЗ НО "Городская поликлиника N50 Приокского района г. Н.Новгорода"
Ответчик: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области
Третье лицо: ООО "Капитал МС"
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1187/2022
02.03.2023 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-36012/2021
08.11.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3210/2022
24.03.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1187/2022
21.01.2022 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-36012/2021