город Омск |
|
29 марта 2022 г. |
Дело N А46-17341/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Каревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1735/2022) общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговый центр - Флэш" на решение Арбитражного суда Омской области от 20.01.2022 по делу N А46-17341/2021 (судья Колмогорова А.Е.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговый центр - Флэш" (ОГРН 1085543042705, ИНН 5506205121, адрес: 644016, город Омск, улица Семиреченская, дом 97А, помещение 1) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003, адрес: 644024, город Омск, улица Краснофлотская, дом 8) о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговый центр - Флэш" - Балинская Наталья Сергеевна по доверенности от 05.08.2021 сроком действия 1 год;
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Бабалов Александр Владимирович по доверенности от 18.03.2022 N 363 сроком действия 17.05.2022;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Консалтинговый центр - Флэш" (далее - ООО "КЦ "Флэш", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Департамента в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, выраженный в письме от 23.07.2021 N Исх-ДИО/10128; обязании Департамента в месячный срок с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу заключить с ООО "КЦ "Флэш" соглашение о перераспределении земельных участков.
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.01.2022 по делу N А46-17341/2021 в удовлетворении требований ООО "КЦ "Флэш" отказано.
Не соглашаясь с решением суда, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на то, что Департаментом не представлено доказательств того, что площадь испрашиваемого земельного участка несоразмерна размеру участка, необходимого для использования расположенных на нем объектов недвижимости. Оценка соответствия площади испрашиваемого земельного участка, размеру участка, необходимого для использования расположенных на нем объектов недвижимости, не исследовалась судом. На испрашиваемом земельном участке находятся два объекта недвижимого имущества, принадлежащие ООО "КЦ "Флэш", а именно: склад площадью 1359,6 кв.м и мастерская площадью 1969,6 кв.м. Земельный участок расположен в зоне ОД-1, для объектов "иного" назначения минимальный нормативный показатель застройки 25%. Для площади земельного участка с кадастровым номером 55:36:190201:2001 минимальный нормативный размер застройки составляет 3430 кв.м (25% от 13 720 кв.м), общая площадь объектов, принадлежащих ООО "КЦ-Флэш", составляет 3329,2 кв.м, что является допустимой нормативной площадью застройки.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО "КЦ "Флэш" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Департамента с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО "КЦ "Флэш" является собственником земельного участка с кадастровым номером 55:36:190201:156, площадью 6303 кв.м, расположенного по адресу: Омская обл., г. Омск, Кировский АО, ул. Автомобильная 3-я, д. 2Г, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 24).
На указанном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие ООО "КЦ "Флэш" на праве собственности, а именно:
- нежилое здание склад мат.тарный, здание пакетоделательного цеха, кадастровый номер 55:36:190201:2465, площадь 1359,6 кв.м, местоположение: Омская область, г. Омск, ул. Автомобильная 3-я, д. 2Г;
- нежилое здание тароремонтная мастерская, кадастровый номер 55:36:190201:2470, площадь 1969,6 кв.м, местоположение: Омская область, г. Омск, ул. Автомобильная 3-я, д. 2Г.
Право собственности на указанные объекты недвижимости подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 26.08.2010 (л.д. 25-26).
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:190201:156 по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) включен в состав земельного участка с кадастровым номером 55:36:190201:2001 площадью 13 720 кв.м, расположенного по адресу: Омская обл., г. Омск, Кировский АО, ул. Автомобильная 3-я, д. 2 Г, право собственности на который не разграничено.
Согласно ответу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Омской области" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра по Омской области") от 11.03.2021 N 2404-11-НС, сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:36:190201:2001 (предыдущий номер 55:36:190201:156) в ЕГРН восстановлены. Земельный участок с кадастровым номером 55:36:190201:156 может быть снят с государственного кадастрового учета только после государственной регистрации прав на образованный из него земельный участок с кадастровым номером 55:36:190201:2001 (л.д. 20-21).
Согласно ответу ФГБУ "ФКП Росреестра по Омской области" от 22.04.2021 N 4381-11-НС, а также сведениям ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 55:36:190201:2001 образован в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 55:36:190201:156 и земель, находящихся в государственной собственности. Формирование земельного участка с кадастровым номером 55:36:190201:2001 осуществлялось в соответствии с проектом территориального землеустройства, утвержденным распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области от 29.03.2006 N 154-р. Поскольку земельный участок с кадастровым номером 55:36:190201:156 является исходным по отношению к земельному участку с кадастровым номером 55:36:1901201:2001, наложение границ указанных земельных участков обусловлено кадастровыми действиями при образовании земельного участка с кадастровым номером 55:36:190201:2001 и не является технической или реестровой ошибкой. ФГБУ "ФКП Росреестра по Омской области" указало, что правовые основания для изменения в ЕГРН сведений о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 55:36:190201:2001 отсутствуют, рекомендовало заявителю рассмотреть возможность государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 55:36:190201:2001 и государственной регистрации прекращения права на исходный земельный участок с кадастровым номером 55:36:190201:156 (л.д. 18-19).
Ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:190201:156 поглощен границами земельного участка с кадастровым номером 55:36:190201:2001, а объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности ООО "КЦ "Флэш", фактически расположены на земельном участке с кадастровым номером 55:36:190201:2001, ООО "КЦ "Флэш" обратилось в Департамент с заявлением о заключении соглашения о перераспределении вышеуказанных земельных участков (л.д. 22-23).
Ответом от 23.07.2021 N Исх-ДИО/10128 Департамент отказал заявителю в заключении соглашения о перераспределении участка и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в силу следующих причин: схема в представленном пакете документов либо реквизиты утверждения проекта межевания территории отсутствуют; согласно акту осмотра в границах перераспределяемой части земельного участка расположены объекты, правоустанавливающие документы на которые не представлены, кроме того, перераспределение земельных участков не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности (л.д. 14-16).
Считая отказ Департамента незаконным, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
20.01.2022 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое в апелляционном порядке решение.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы считает необоснованными, исходя из следующего.
Статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено образование земельных участков при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 11.7 ЗК РФ).
Согласно пунктам 1, 3 статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V ЗК РФ.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности предусмотрены статьей 39.28 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, перераспределение земельных участков, осуществляемое в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, производится при установлении наличия одновременно трех условий:
1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;
3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка и на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков (пункты 2, 3 статьи 39.28 ЗК РФ).
При этом на основании пункта 5 статьи 39.28 ЗК РФ увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном нормативно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления такого заявления уполномоченный орган по результатам его рассмотрения обязан направить заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо принять решение об отказе в его заключении при наличии оснований, исчерпывающий перечень которых предусмотрен пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ (пункт 8 статьи 39.29 ЗК РФ).
Как разъяснено в пункте 20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, при решении вопроса о правомерности перераспределения земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо установить наличие оснований для перераспределения, указанных в пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ, а также отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела и было выше сказано, ООО "КЦ "Флэш" обратилось в Департамент с заявлением о перераспределении земельных участков, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:190201:156 поглощен границами земельного участка с кадастровым номером 55:36:190201:2001, а объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности ООО "КЦ "Флэш", фактически расположены на земельном участке с кадастровым номером 55:36:190201:2001.
Письмом от 23.07.2021 N Исх-ДИО/10128 Департамент отказал заявителю, сославшись, в том числе, в качестве одного из оснований на подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ. Департамент также указал, что перераспределение земельных участков не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности.
Суд апелляционной инстанции признает обоснованным отказ Департамента по указанному основанию с учетом следующего.
Согласно подпункту 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Положение подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке.
При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 ЗК РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ же в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным (пункт 10 статьи 39.29 ЗК РФ).
Правилами землепользования и застройки муниципального образована городской округ город Омск Омской области, утвержденными решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 (далее - Правил землепользования и застройки), установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков для территориальной зоны объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1).
Из части 1 статьи 42 Правил землепользования и застройки следует, что зона объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения административно-деловых, общественных, культурных и иных объектов федерального, регионального и местного значения, коммерческих объектов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Частью 5 статьи 43 Правил землепользования и застройки предусмотрены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Пунктом 3 части 5 указанной статьи Правил установлено, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков составляют:
- для видов разрешенного использования: коммунальное обслуживание (код 3.1), обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (код 3.9.1), проведение научных испытаний (код 3.9.3), пищевая промышленность (код 6.4), строительная промышленность (код 6.6), охрана природных территорий (код 9.1) - не подлежат установлению;
- для видов разрешенного использования: объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (код 4.2), рынки (код 4.3), гостиничное обслуживание (код 4.7): минимальный - 1000 кв.м, максимальный - не подлежит установлению;
- для прочих видов разрешенного использования: минимальный - 200 кв.м, максимальный - не подлежит установлению.
В апелляционной жалобе ООО "КЦ "Флэш" указывает, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне ОД-1.
С учетом того, что площадь земельного участка с кадастровым номером 55:36:190201:2001 составляет 13 720 кв.м, а площадь земельного участка с кадастровым номером 55:36:190201:156 составляет 6303 кв.м, то за вычетом площади земельного участка с кадастровым номером 55:36:190201:156 может быть образован самостоятельный земельный участок площадью 7417 кв.м, то есть земельный участок, превышающий предельные минимальные размеры земельного участка для любых видов разрешенного использования.
Возможность образования самостоятельного земельного участка является основанием для отказа в перераспределении земельных участков по подпункту 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:190201:156, находящийся собственности ООО "КЦ "Флэш", площадью 6303 кв.м, при заключении соглашения о перераспределении повлечет образование нового земельного участка с условным номером 55:36:190201:2001 площадью 13 720 кв. м.
При этом ООО "КЦ "Флэш" не представило доказательств, свидетельствующих о соответствии площади испрашиваемого земельного участка размеру участка, необходимого для использования расположенных на нем объектов недвижимости.
Ссылки Общества на то, что на земельном участке находятся два объекта недвижимого имущества (склад площадью 1359,6 кв.м и мастерская площадью 1969,6 кв.м) сами по себе не обосновывают и не подтверждают производственную необходимость заявителя в земельном участке площадью 13 720 кв. м., в то время как ранее эти же объекты эксплуатировались на площади 6303 кв. м.
При этом суд апелляционной инстанции ставит под сомнение легитимность перераспределения земельного участка с кадастровым номером 55:36:190201:156 и земель, находящихся в государственной собственности, в результате которого был образован земельный участок с кадастровым номером 55:36:190201:2001.
Из ответа ФГБУ "ФКП Росреестра по Омской области" от 22.04.2021 N 4381-11-НС следует, что формирование земельного участка с кадастровым номером 55:36:190201:2001 осуществлялось в соответствии с проектом территориального землеустройства, утвержденным распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области от 29.03.2006 N 154-р.
Между тем каких-либо сведений о том по чьей инициативе и когда было произведено перераспределение земель, в материалы дела не представлено.
По утверждению Департамента, земли, из которых был сформирован земельный участок с кадастровым номером 55:36:190201:2001, состояли из земельного участка с кадастровым номером 55:36:190201:156, а также земель, находящихся в муниципальной собственности. Каких-либо доказательств в подтверждение указанного не представлено.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" установлено, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Из Положения о федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом не следует, что Территориальное управление Росимущества в Омской области обладает полномочиями по утверждению проекта территориального землеустройства.
Проект территориального землеустройства, утвержденный распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области от 29.03.2006 N 154-р, в материалах дела отсутствует, его наличие в свободном доступе судом не установлено.
Учитывая, что установление указанных обстоятельств в рамках заявленного предмета спора не приведёт к принятию иного решения в силу вышеприведённых норм ЗК РФ, апелляционным судом в силу принципа состязательности судебного процесса и самостоятельности участвующих в деле лиц в выборе заявляющихся доводов в обоснование исковых требований и возражений относительно таковых последствия непредставления соответствующих доказательств в соответствии со статьёй 9 АПК РФ возложены на Общество и Департамент.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 20.01.2022 по делу N А46-17341/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-17341/2021
Истец: ООО "КОНСАЛТИНГОВЫЙ ЦЕНТР - ФЛЭШ"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска