город Томск |
|
29 марта 2022 г. |
Дело N А45-14772/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Павлюк Т. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А. рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" (N 07АП-492/2022) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 15.12.2021 по делу N А45-14772/2021 (судья Нахимович Е.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" (630078, г. Новосибирск, ул. Ватутина, 12/1, ОГРН 1065404021990) к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (630007, г. Новосибирск, Красный пр-т, 18) о признании приказа N 5963/10 от 28.05.2021 незаконным.
Третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ-Партнер" (ОГРН 1055404019032),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" (далее - заявитель, общество, ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, ГЖИ НСО) о признании приказа N 5963/10 от 28.05.2021 незаконным.
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ-Партнер" (далее - третье лицо, ООО "УК ЖКХ-Партнер").
Решением от 15.12.2021 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" просит судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства заявителя об истребовании информации о праве собственности на кв.34,42,45,56,116,117,122 в МКУ ГЖА; суд, помимо кв. 34,42,45,56,116,117,122 (составляют в сумме 342.4 кв.м.), исключает дополнительно кв.м. неких квартир, составляющие в сумме 98,47 кв.м. (разность между 3241.27 кв.м (3583,67 (расчет заявителя) и 2 997, 34 кв.м. (3583,67 минус 342,4 кв.м. (подлежащие исключению, по мнению суда), что не оценено.
Инспекция и ООО "УК ЖКХ-Партнер" в отзывах на апелляционную жалобу, представленных в порядке статьи 262 АПК РФ с доводами заявителя не согласились, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
От Инспекции поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ рассмотрел дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно материалам дела, в ГЖИ Новосибирской области подано заявление ООО "УК ЖКХ-Партнер" на включение в реестр лицензий Новосибирской области сведений о многоквартирном доме N 77 по ул. Ватутина г. Новосибирска в связи с выбором управляющей компании собственниками многоквартирного дома и заключением договора управления.
В ходе проверки установлено, что на момент рассмотрения заявления о включении многоквартирного дома N 17 по ул. Ватутина г. Новосибирска, выявлено, что указанный многоквартирный дом уже содержится в реестре лицензий Новосибирской области, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат ООО "СЗ ЖКХ Ленинского района" (лицензия N 054- 000153 от 30.04.2015), о чем внесены сведения в реестр лицензий Новосибирской области 30.04.2015, что является не соблюдением подпункта "в" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.201 5 N938/пр.
Государственной жилищной инспекцией Новосибирской области в адрес директора ООО "СЗ ЖКХ Ленинского района" Киселева М.В. направлен запрос о представлении доказательств передачи многоквартирного дома в управление лицензиату ООО "УК ЖКХ-Партнер": акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, подписанного двумя сторонами (исх. N 3778-10/48 от 11.05.2021).
По состоянию на 28.05.2021 в реестре лицензий Новосибирской области содержатся сведения о многоквартирном доме N 17 по ул. Ватутина г. Новосибирска, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат ООО "СЗ ЖКХ Ленинского района", уведомление от данного лицензиата на исключение сведений о многоквартирном доме в ГЖИ Новосибирской области не поступало.
К заявлению о включении многоквартирного дома в реестр лицензий Новосибирской области лицензиатом ООО "УК ЖКХ-Партнер" приложено уведомление о принятом на собрании собственников решении, направленное ООО "УК ЖКХ-Партнер" в адрес ООО "СЗ ЖКХ Ленинского района" о расторжении договора управления с приложением копии протокола N 1 от 23.04.2021, исх. N 208 от 28.04.2021 (вх. N 2834 от 28.04.2021).
ООО "СЗ ЖКХ Ленинского района" уведомлено о решении общего собрания собственников МКД от 23.04.2021 о расторжении договора управления и избрания новой управляющей компании, что в соответствии с положением части 1 статьи 450.1 ГК РФ свидетельствует о прекращении договора управления многоквартирным домом.
ООО "СЗ ЖКХ Ленинского района" не обратилось с заявлением об исключении сведений о многоквартирном доме N 17 по ул. Ватутина г. Новосибирска из реестра лицензий.
Указанное является бездействием ООО "СЗ ЖКХ Ленинского района", связанное с неисполнением обязанности по внесению сведений в реестр лицензий, предусмотренное частью 2 статьи 198 ЖК РФ и препятствием для осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом вновь выбранной управляющей компании ООО "УК ЖКХ-Партнер".
Во исполнение требований, предусмотренных частью 1.1 статьи 46 ЖК РФ, лицензиатом ООО "УК ЖКХ-Партнер" представлен протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 1 от 23.04.2021 с приложением решений собственников по вопросам повестки дня, в котором, при наличии необходимого кворума, собственниками принято решение о расторжении договора управления с ООО "СЗ ЖКХ Ленинского района" и выборе новой управляющей компании ООО " УК ЖКХ-Партнер".
Протокол с решениями зарегистрирован в реестре учета решений общих собраний собственников органа государственного-жилищного надзора (N 48058).
Собственники помещений в многоквартирном доме N 14 по ул. Ватутина г.Новосибирска на общем собрании, решения которого оформлены протоколом N 1 от 23.04.2021 года, выразили волеизъявление на выбор управляющей организации ООО "УК ЖКХ-Партнер".
В ходе проведения проверки заявления установлено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводилось в форме очно-заочного голосования, в период с 09.04.2021 по 23.04.2021. Очная часть общего собрания собственников состоялась 09.04.2021, кворума не имелось, заочная часть собрания состоялась в период с 09.04.2021 по 23.04.2021. Подсчет голосов и оформление протокола состоялись 23.04.2021, инициатор проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома - собственник жилого помещения N 39 в многоквартирном Бучнева Вера Васильевна (право собственности ЕГРН 54-54-11/132/2012-611 от 27.12.2013).
Решения собственников помещений в многоквартирном доме, оформленные протоколом N 1 от 23.04.2021, не содержат признаки ничтожности и могут быть рассмотрены, как документы, влекущие правовые последствия для собственников помещений в многоквартирном доме.
Лицензиатом ООО "УК ЖКХ-Партнер" к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий представлен договор управления многоквартирным домом, вступающий в силу с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об одобрении настоящего договора.
25.05.2021 за N 7824/48-вх в Инспекцию, во исполнение требований, предусмотренных частью 1.1 статьи 46 ЖК РФ от лицензиата ООО "СЗ ЖКХ Ленинского района" поступил протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 17 по ул. Ватутина в г. Новосибирске б/н от 23.05.2021 с решениями (бюллетенями). В повестку дня общего собрания собственников включены вопросы, в том числе:
1) о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией;
2) утверждении управляющей организации - ООО "СЗ ЖКХ Ленинского района";
3) о продлении полномочий и продолжения осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом ООО "СЗ ЖКХ Ленинского района".
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводилось в форме очно-заочного голосования, в период с 13.05.2021 по 23.05.2021. Очная часть общего собрания собственников состоялась 13.05.2021 кворума не имеется, заочная часть собрания состоялась в период с 05.04.2021 по 22.04.2021. Инициатором проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома являлся собственник помещений в многоквартирном доме N 73 Гончаров Владимир Михайлович (право собственности: свидетельство о государственной регистрации права от 25.10.2005 г. N 54-54- 11/088/2010-51).
Согласно представленного протокола б/н от 23.05.2021, все решения приняты "ЗА" большинством голосов, при наличии необходимого кворума.
Согласно сведениям, указанным в протоколе б/н от 23.05.2021, общая площадь, находящихся в собственности помещений в многоквартирном доме составляет 7142,6 кв.м. - 100%, участие в голосовании приняли собственники помещений, обладающие общей площадью 3719,33 кв.м., что составляет 52,07% от общего числа голосов всех собственников, и является необходимым кворумом для проведения общего собрания собственников.
Должностным лицом Инспекции при ознакомлении с предоставленными документами, из числа принявших участие в голосовании были исключены голоса: кв. 30 в бюллетене заполнены все графы, невозможно прийти к выводу, за что голосовал собственник; в бюллетенях не указана дата голосования: кв. N N 4, 7, 19, 29, 56, 66, 67, 72, 73, 74, 79, 80, 82, 87, 89, 90, 96, 104, 109, 111, 116, 123, 124 и собственник - мэрия г.Новосибирска, исходя из чего Инспекции сделала вывод об отсутствии кворума при проведении общего собрания собственников МКД (31.58%) (протокол б/н от 23.05.2021).
При этом Инспекция посчитала, что лицензиатом ООО "УК ЖКХ-Партнер" соблюдены требования о размещении информации, указанной в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий в системе ГИС ЖКХ, в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ, требования пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр, соблюдены в полном объёме. В связи с чем, должностным лицом Инспекции предложено удовлетворить заявление лицензиата ООО "УК ЖКХ-Партнер" о внесении изменений в реестр лицензий.
По результатам проверки заявления о внесении изменений в реестр лицензий Новосибирской области и иных представленных лицензиатом документов должностное лица Инспекции приняло следующее решение, оформленное приказом от 28.05.2021 N 5963/10:
1. Исключить из реестра лицензий Новосибирской области многоквартирный дом N 17 по ул. Ватутина г. Новосибирска деятельность по управлению которым осуществляло ООО "СЗ ЖКХ Ленинского района", ИНН 5404269334 (лицензия N 054-000153 от 30.04.2015).
2. Включить в реестр лицензий Новосибирской области многоквартирный дом N 17 по ул. Ватутина г. Новосибирска деятельность по управлению которым осуществляет ООО "УК ЖКХ- Партнер", ИНН 5404244700 (лицензия N 054-000209 от 27.05.2015).
Не согласившись с данным приказом, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу пунктов 1, 2, 3 статьи ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 161 ЖК РФ, многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Право лицензиата на управление многоквартирным домом возникает и прекращается после внесения соответствующих сведений в реестр лицензий субъекта (части 4, 6 статьи 198 ЖК РФ).
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра, установлены в статье 198 ЖК РФ.
Так, согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации определяются Порядком N 938/пр.
В силу пункта 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр).
Пунктом 5 Порядка N 938/пр установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр, содержится в пункте 3 названного Порядка.
Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются (пункт 10):
а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 настоящего Порядка (недостоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах; наличие противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям);
б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома;
в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Порядка при приостановлении рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов.
Согласно пункту 17 Порядка по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого лицензиата соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящего Порядка.
При этом согласно пункту 8 Порядка решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
Судом из материалов дела установлено, что общая площадь многоквартирного дома составляет 7 142,60 кв.м, соответственно общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно, если в нем приняли участие собственники помещений обладающие 3 571,3 кв.м. Согласно протокола от 23.05.2021 количество голосов собственников помещений в многоквартирном доме, принявших участие в голосовании составляет 3 719,33 кв.м.
Суд первой инстанции поддержал позицию жилищной инспекции в части исключения из подсчета кворума бюллетени по кв.34,42,45,56,116,117,122, так как в материалы дела не представлено доказательств относительно подписания указанных бюллетеней собственниками. Ссылка на правоустанавливающий документ в бюллетене отсутствует.
При этом суд первой инстанции принял во внимание доводы заявителя о неправомерном исключении Инспекцией при подсчете кворума бюллетеней, в которых отсутствует дата их составления, так как отсутствие в бюллетенях, подписанных собственниками, даты и времени их составления, не свидетельствует о существенности допущенных заявителем нарушений порядка проведения общего собрания собственников и их влияния на волеизъявления участников собрания.
Также суд первой инстанции признал необоснованным включение заявителем дважды в расчет бюллетени по нежилым помещениям, занимаемым МБУ Молодежный центр "Зодиак".
Как верно отметил суд первой инстанции, с учетом исключения бюллетеней по кв. 34,42,45,56,116,117,122 и площади помещений занимаемых МБУ Молодежный центр "Зодиак" при подсчете кворума, число голосов принявших участие в голосовании составляет 2 997,34 кв.м., что составляет 41,9%.
Таким образом, установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности приказа N 5963/10 от 28.05.2021.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию апеллянта по делу, являлись предметом рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают его выводы, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на общество; излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 15.12.2021 по делу N А45-14772/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 02.02.2022 N 303.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-14772/2021
Истец: ООО "СЛУЖБА ЗАКАЗЧИКА ПО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: Государственная Жилищная Инспекция Новосибирской Области
Третье лицо: ООО "Управляющая компания ЖКХ-Партнер", ПАО СИБИРСКИЙ БАНК СБЕРБАНК, Администрация Ленинского района города Новосибирска, Седьмой арбитражный апелляционный суд