г. Москва |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А41-14686/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28.05.2021 по делу N А41-14686/21, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шереметьево-6" к Министерству имущественных отношений Московской области обоспаривании, третьи лица: ИФНС России N 3 по г. Москве, ИФНС России по г. Дмитрову,
при участии в заседании:
от ООО "Шереметьево-6" - Зефирова Д.А. по доверенности от 08.12.2021;
от Минимущества Московской области - извещено, не явилось;
от ИФНС России N 3 по г. Москве, ИФНС России по г. Дмитрову - извещены, не явились;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Шереметьево-6" (далее - общество, ООО "Шереметьево-6") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Московской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, министерство) о признании незаконным отказа во включении нежилого здания с кадастровым номером 50:04:0000000:88973 в перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016-2019 и 2021 г.г., утв. Распоряжениями Министерства имущественных отношений Московской области от 24.11.2015 N 13ВР-1999, от 24.11.2016 N 13РВ-1800, от 27.11.2017 N 13РВ-1746, от 27.11.2018 N 15РВ-1632, от 26.11.2020 N 15РВ-1607; обязании включить нежилое здание с кадастровым номером 50:04:0000000:88973 в перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016-2019 и 2021 г.г., утв. Распоряжениями Министерства имущественных отношений Московской области от 24.11.2015 N 13ВР-1999, от 24.11.2016 N 13РВ-1800, от 27.11.2017 N 13РВ-1746, от 27.11.2018 N 15РВ-1632, от 26.11.2020 N 15РВ-1607.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют ИФНС России N 3 по г. Москве, ИФНС России по г. Дмитрову (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.05.2021 по делу N А41-14686/21 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей заинтересованного и третьих лиц.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
ООО "Шереметьево-6" принадлежит на праве собственности отдельно стоящее нежилое здание "под размещение производственно-складских объектов, включая административно-деловую застройку" нежилого назначения (далее - здание) с кадастровым номером 50:04:0000000:88973, площадью 13295,7 кв. м, расположенное по адресу: Московская область, Дмитровский муниципальный район, сельское поселение Габовское, в районе деревни Бабаиха, д. Глазово, от 06.10.2015 N 50-50/001-50/016/004/2015-5617/2 (Собственность); земельный участок с кадастровым номером 50:04:0000000:70026, площадью 22 084 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Дмитровский район, с/пос. Габовское, категория земель: земли населенных пунктов.
Нежилое здание с кадастровым номером 50:04:0000000:88973 расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:04:0000000:70026.
Письмом от 08.10.2020 ООО "Шереметьево-6" обратилось с заявлением о включении нежилого здания с кадастровым номером 50:04:0000000:88973 в перечни объектов недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016-2019 и 2021 годы.
22.01.2021 Министерством имущественных отношений Московской области в удовлетворении заявления ООО "Шереметьево-6" отказано.
Не согласившись с данным отказом, Общество обратилось в арбитражный суд.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд считает решение решения суда первой инстанции подлежащим отмене.
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено НК РФ.
Пунктом 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Как указано в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Статьей 1.1 Закона N 150/2003-ОЗ установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью от 1 000 квадратных метров и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Понятие торгового центра (комплекса) с указанием соответствующих критериев для целей налогообложения установлены пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ, согласно которому торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4 статьи 378.2 НК РФ); в то время как фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в качестве условно-разрешенных видов использования земельного участка предусмотрено: магазины; общественное питание, что свидетельствует о соответствии здания требованиям пункта 4 статьи 378.2 НК РФ.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено, что согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2020 N 46-П, подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
Взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении.
Соответственно, при применении положений пункта 4 статьи 378.2 НК РФ необходимо исследовать как вид разрешенного использования земельного участка, так и фактическое использование здания.
Данные выводы также соответствуют правовой позиции, поддержанной в Определении Верховного Суда Российской Федерации N 305-ЭС22-589 от 04.03.2022 по делу N А41-83439/20.
В рассматриваемом случае, судом первой инстанции не исследовались обстоятельства того, какую именно площадь в процентном соотношении занимают в спорном здании торговые объекты, объекты общественного питания и (или) объекты бытового обслуживания.
Заинтересованным лицом заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела новых доказательств, а именно: копия акта обследования 20/010-П от 23.07.2020 с приложением фото-таблицы и технического паспорта объекта.
Поскольку для правильного рассмотрения дела необходимо исследовать обстоятельства фактического использования здания в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, ошибочно не определенные судом первой инстанции как обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию, апелляционный суд считает возможным приобщить к материалам дела новые доказательства в целях установления вышеуказанных обстоятельств.
Как следует из акта обследования 20/010-П от 23.07.2020, 0 % общей площади данного объекта недвижимости используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Доводы общества о том, что административным органом не доказано, что на момент рассмотрения вопроса о включении спорного объекта в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016-2019 гг. фактически использовалось не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, подлежат отклонению апелляционным судом, как заявленные голословно, не подтвержденные доказательствами.
При этом основании полагать, что ранее (на момент вынесения распоряжений 2015-2018 гг.) фактически использовалось не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, ни у административного органа, ни у суда не имеется, таких обстоятельств апелляционным судом не установлено, из материалов дела данного вывода не следует.
Напротив, в соответствии с представленным техническим паспортом спорного объекта (приложение к акту обследования 20/010-П от 23.07.2020) по состоянию на 11.03.2014 менее 20 процентов его общей площади использовалось для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Доводы представителя общества о том, что поскольку при рассмотрении вопроса о включении спорного здания в соответствующий перечень на 2016-2019 годы акты обследования административным органом не составлялись, то следует сделать вывод о недоказанности обоснованности оспариваемых решений и наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, отклоняются апелляционным судом с учетом сведений технического паспорта и отсутствия каких-либо оснований для вывода о том, что не менее 20 процентов общей площади спорного здания используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом апелляционный суд считает необходимым отметить, что положения ч. 5 ст. 200 АПК РФ не освобождают заявителя от обязанности доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 65 АПК РФ).
Доводы представителя общества о том, что согласно техническому паспорту в здании имеются офисы, не влияют на вывод апелляционного суда о несоответствии спорного здания критериям, установленным Законом N 150/2003-ОЗ, в соответствии с которыми здание может быть включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
При этом довод представителя общества о том, что данные офисы являются торговыми объектами, поскольку в них заключаются сделки и стоят кассовые аппараты, отклоняются апелляционным судом, как заявленный голословно, не подтвержденный доказательствами.
Также апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанций о невозможности применять положения статьи 1.1 Закона N 8 150/2002-ОЗ в той части, в которой они ограничивают перечень объектов по сравнению с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ, несмотря на то, что указанные положения не были признаны незаконными в судебном порядке.
Судом указано, что в соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Результаты определения государственной кадастровой оценки на территории Московской области утверждены распоряжением Министерства от 27.11.2018 N 15ВР-1633.
Соответственно, положения статьи 1.1 Закона N 150/2002-ОЗ, ограничивающие перечень объектов по сравнению с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ, соответствуют требованиям закона.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2018 N 305-КГ18-8284.
Кроме того, спорное здание, вопреки выводам суда первой инстанции и доводам общества, не относится к категории административных в понимании п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Данный вывод сделан исходя из вида разрешенного использования с кадастровым номером 50:04:0000000:70026 "для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов".
Между тем, в соответствии с градостроительным планом земельного участка N РФ-50-3-63-0-00-2020-46634, земельный участок с кадастровым номером 50:04:0000000:70026, на котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером 50:04:0000000:88973 имеет следующие виды разрешенного использования:
1. Основные виды разрешенного использования земельного участка: хранение автотранспорта 2.7.1; коммунальное обслуживание 3.1; предоставление коммунальных услуг 3.1.1; административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг 3.1.2; служебные гаражи 4.9; объекты дорожного сервиса 4.9.1; энергетика 6.7; связь 6.8; склады 6.9; автомобильный транспорт 7.2; трубопроводный транспорт 7.5; специальное пользование водными объектами 11.2; гидротехнические сооружения 11.3; земельные участки (территории) общего пользования 12.0.
2. Условно-разрешенные виды использования земельного участка: приют для животных 3.10.2; деловое управление 4.1; магазины 4.4; общественное питание 4.6.
3. Вспомогательные виды использования земельного участка: коммунальное обслуживание 3.1; связь 6.8; обеспечение внутреннего правопорядка 8.3.
Таким образом, с учетом положений классификатора видов разрешенного использования земельных участков, земельный участок предусматривает размещение административных зданий организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг, а не торговли или общественного питания.
Следовательно, спорное здание не соответствует критериям, указанным в статье 378.2 НК РФ и статье 1.1 Закона Московской области от 21.11.2003 N 150/2003-ОЗ, что свидетельствует об отсутствии у общества права на применение налога на имущество с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ.
Учитывая изложенное выше, решение Арбитражного суда Московской области от 28.05.2021 по делу N А41-14686/21 подлежит отмене, а в удовлетворении требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.05.2021 по делу N А41-14686/21 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-14686/2021
Истец: ООО "Шереметьево - 6"
Ответчик: Министерство имущественных отношений МО
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Дмитрову Московской области, Межрайонная ИФНС России N3 по Московской области, Министерство имущественных отношений МО