г. Санкт-Петербург |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А56-32493/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Савиной Е.В., Слоневской А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: Емельяновой Н.О.
при участии:
от истца: Ильина С.А. по доверенности от 19.10.2021
от ответчика: Астахова А.А. по доверенности от 10.01.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1696/2022) ТСЖ "Ржевка-Пороховые" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2021 по делу N А56-32493/2021, принятое
по иску ГУП "ТЭК СПб"
к ТСЖ "Ржевка-Пороховые"
об обязании предоставить сведения
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Ржевка-Пороховые" (далее - Товарищество) об обязании представить в течение 10 календарных дней с момента вступления решения в законную силу одновременно на бумажном и на электронном носителе следующие сведения по многоквартирным домам по адресу:
г. Санкт-Петербург, пр-т. Косыгина, д. 32, корп. 1:
- дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон (при наличии), адрес эл. почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме;
- реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии), за исключением кв. N 2, 4, 26, 45;
- г. Санкт-Петербург, пр-т. Косыгина, д. 34, корп. 1:
- дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон (при наличии), адрес эл. почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме;
- реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии), за исключением кв. N 38, 39, 217;
А также взыскании с ответчика судебной неустойки в размере 1 000 рублей за каждый день неисполнения решения суда до момента исполнения решения.
Решением суда от 08.12.2021 исковые требования удовлетворены полностью.
В апелляционной жалобе Товарищество, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, отсутствие у ответчика обязанности предоставить истцу истребуемые сведения, просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. По мнению Товарищества, судом первой инстанции не учтено, что собственники помещений в спорных МКД перешли на прямые договоры с Предприятием до вступления в силу изменений в Правилах N 354, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897.
В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в жалобе, поддержал; представитель истца против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенные в письменном отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в зоне теплоснабжения Предприятия расположены многоквартирные жилые дома по адресам: г. Санкт-Петербург, пр-т. Косыгина, д. 32, 34, корп. 1 (далее - МКД), находящиеся в управлении Товарищества.
МКД с 01.06.2019 находятся на прямых договорах ресурсоснабжения с каждым собственником и пользователем жилых помещений в МКД.
20.02.2021 Предприятием в адрес Товарищества направлено письмо N 58-13/7909 с требованием предоставить сведения о собственниках и пользователях жилых помещений, предусмотренные пунктом 6 Правил N 354.
Ссылаясь на то, запрашиваемые сведения Товариществом переданы не в полном объеме, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции требования иска удовлетворил в полном объеме.
Оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, апелляционная коллегия находит решение подлежащим отмене в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Пунктом 2 названной статьи установлено, что оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Согласно статье 2 Закона N 152-ФЗ его целью является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
В силу части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным Федеральным законом.
При этом данной нормой допускается возможность обработки персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, в том числе, в случае, если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
Как установлено частями 4, 5 этой же статьи лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.
По смыслу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
Одним из способов управления многоквартирным домом является управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (пункт 2 части 2 статьи 161 ЖК РФ).
Пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), предусмотрено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу подпунктов "б", "ж" пункта 4 указанных Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнение следующих стандартов:
- сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
- организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг, в том числе путем начисления обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформления платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами на основании соответствующих договоров управления, ответчик является оператором персональных данных, поскольку в силу действующего жилищного законодательства он имеет право и обязан осуществлять сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также осуществлять обработку полученных персональных данных в целях управления многоквартирными домами, обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставления коммунальных услуг гражданам. В этой связи, учитывая, что сбор, хранение и обработка персональных данных в отношении граждан, проживающих в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется ответчиком, производится в соответствии законом для осуществления и выполнения возложенных на него законодательством Российской Федерации функций управляющей организации, согласие субъектов персональных данных на обработку персональных данных в силу прямого указания пункта 2 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ не требуется.
Как установлено частью 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Согласно пункту 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ в случае, предусмотренном статьей 157.2 названного Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление МКД, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета.
В целях реализации указанного правового механизма Постановлением N 897 пункт 6 Правил N 354 дополнен среди прочего абзацами седьмым, восьмым, девятым, восемнадцатым, согласно которым управляющая организация предоставляет ресурсоснабжающей организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в МКД, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, включающие в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в МКД является юридическое лицо; адреса жилых помещений в МКД, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с названными Правилами.
При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
В соответствии с частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ управляющая организация обязана вести реестр собственников помещений в МКД.
Согласно подпунктам "б" и "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, осуществление деятельности по управлению МКД предполагает: осуществление сбора, обновления и хранения информации о нанимателях помещений в МКД, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в МКД, включая ведение актуальных списков в электронном виде; организацию и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, включая услуги и работы по управлению МКД, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в МКД, осуществление расчетов с ресурсоснабжающими организациями.
В силу пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, устанавливающего, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, а также приказа Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр, которым утверждена форма платежного документа, организация и осуществление расчетов за коммунальные услуги предполагает наличие у исполнителя в том числе информации о фамилии, имени, отчестве плательщика (собственника, нанимателя), адресе и площади помещения, количестве проживающих в помещении человек, объемах оказанных коммунальных услуг.
Жилищным законодательством установлен комплекс организационных и правовых средств, обеспечивающих управляющей организации возможность получения от собственника (нанимателя) необходимой информации, к числу которых относятся среди прочего: правила заключения договора о предоставлении коммунальных услуг (подпункты "в" и "г" пункта 19 Правил N 354), предполагающие предоставление информации о количестве проживающих в жилом помещении граждан; обязанность потребителя по информированию исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета (подпункт "з" пункта 34 Правил N 354); право исполнителя на установление количества граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составление акта об установлении количества таких граждан (подпункт е(1) пункта 32, пункт 56(1) Правил N 354).
Содержание приведенных норм права в их системной связи определенно указывает на обязанность управляющей организации по сбору документированной информации, необходимой для организации корректных и своевременных расчетов за оказываемые собственникам помещений в МКД коммунальные услуги, а также по передаче такой информации ресурсоснабжающей организации в случаях и порядке, предусмотренных законом. К таким случаям относится, в частности, принятие собственниками МКД предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ решения о заключении от своего имени с ресурсоснабжающей организацией договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг.
Вместе с тем, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.02.2021 N 309-ЭС20-20782, является правомерным отказ в удовлетворении требования ресурсоснабжающей организации о предоставлении управляющей организацией затребованной информации о собственниках жилых помещений в МКД в случае, если МКД перешел на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией до вступления в силу изменений в Правила N 354, внесенных Постановлением N 897.
Собственники помещений в спорных МКД перешли на прямые договоры ресурсоснабжения с истцом с 01.06.2019.
Кроме того, по смыслу законодательного регулирования, объем полномочий ресурсоснабжающей организации по получению информации от управляющей компании, предусмотренных частью 11 статьи 161 ЖК РФ и пунктом 6 Правил N 354, ограничен ее функциями как исполнителя коммунальных услуг и не может быть обусловлен иными целями, в частности, необходимостью максимальной идентификации потребителя в случае судебного взыскания задолженности.
При этом ресурсоснабжающая организация имеет те же правовые и организационно-управленческие полномочия по сбору изложенных персонифицированных сведений, что и управляющая организация, ввиду чего при равенстве возможностей получения истребуемой информации возложение такой обязанности исключительно на ответчика недопустимо.
Исходя из смысла указанного пункта статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации следует, что управляющая организации обязана предоставлять сведения лишь при их наличии, то есть если они ранее были ей переданы.
Поскольку на ТСЖ при отсутствии какой-либо информации в силу закона не лежит обязанность по ее истребованию, соответственно, управляющая организация исходит из имеющийся в ее распоряжении информации.
Из материалов дела следует, что ответчик все имеющиеся у него сведения о собственниках жилых и нежилых помещений в соответствии с запросами истца передавал в 2019 году в связи с тем, что решением общего собрания было принято решение о переходе на прямые договоры с поставщиком услуг. Сведений о том, что в управляющую организацию переданы данные, в том числе включающие в себя дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактные номера телефона или адрес электронной почты собственников, истцом в материалы дела не представлено.
Свойство исполнимости судебного акта требует разумности (реалистичности) резолютивного предписания и гарантий реализации этого предписания, что достигается соблюдением требования законности к решению арбитражного суда (ч. 4 ст. 15 АПК РФ).
Учитывая, что закон обязывает передавать такие сведения только при их наличии, законных оснований для удовлетворения требований истца в рассматриваемом случае не имеется.
Ответчик представил доказательства, подтверждающие, что представленные ТСЖ Предприятию документы дали возможность истцу надлежащим образом производить начисление гражданам платы за отопление и горячее водоснабжение.
Предприятие с 2019 года направляет счета на оплату услуг теплоснабжения непосредственно собственникам и пользователям помещений в МКД в рамках заключенных прямых договоров, доказательств наличия препятствий к осуществлению расчетов, вызванных непредставлением Товариществом каких-либо сведений, в деле отсутствуют.
Поскольку все необходимые сведения для начисления платы за отопление и горячее водоснабжение представлены ТСЖ Предприятию, у ответчика отсутствует обязанность по их повторному представлению.
Совокупность вышеуказанных обстоятельств, а также вышеизложенных норм материального права свидетельствует о том, что в иске суду первой инстанции следовало отказать.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы отнесены на истца в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2021 по делу N А56-32493/2021 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" в пользу Товарищества собственников жилья "Ржевка-Пороховые" 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-32493/2021
Истец: А56-79811/2020, ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: ТСЖ "РЖЕВКА-ПОРОХОВЫЕ"