г. Саратов |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А12-37874/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Волгоградской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик Рент-Сервис" (400138, г. Волгоград, ул. им. Солнечникова, д. 11, пом. 1, ОГРН 1137325006477, ИНН 7325124442)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 января 2022 года по делу N А12-37874/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик Рент-Сервис" (400138, г. Волгоград, ул. им. Солнечникова, д. 11, пом. 1, ОГРН 1137325006477, ИНН 7325124442) к Инспекции государственного строительного надзора Волгоградской области (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39а, оф. 502) об изменении постановления по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании:
- представителя общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик Рент-Сервис" - С.В. Поповой, по доверенности от 20.12.2021,
- представителя Инспекции государственного строительного надзора Волгоградской области - М.В. Краснянского, по доверенности от 29.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик Рент-Сервис" (далее - ООО "СЗ Рент-Сервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об изменении постановления Инспекции государственного строительного надзора Волгоградской области (далее - инспекция, административный орган) от 16.12.2021 N 148-Д/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 201 000 руб. и снижении размера административного штрафа до 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "СЗ Рент-Сервис", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Инспекцией в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель административного органа в судебном заседании возражал против удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании задания от 12.11.2021 N 1 инспекцией 17.11.2021 проведено мероприятие по наблюдению за соблюдением застройщиком обязательных требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости к полноте, достоверности и срокам размещения проектной декларации, в том числе с внесенными в нее изменениями, в ходе которого установлено нарушение ООО "СЗ Рент-Сервис" требований к раскрытию информации о деятельности застройщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Результаты мероприятия по наблюдению зафиксированы в акте от 17.11.2021 N 168/07.
По факту выявленных нарушений в отношении ООО "СЗ Рент-Сервис" составлен протокол от 02.12.2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 16.12.2021 N 148-Д/2021 общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 201 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не выявлено.
При этом суд первой инстанции не усмотрел оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего.
Частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ установлена административная ответственность за опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, урегулированы Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Как следует из абзаца 3 пункта 1.1 Положения об инспекции государственного строительного надзора Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 10.07.2012 N 211-п, Инспекция государственного строительного надзора Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным осуществлять на территории Волгоградской области региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно статье 2 Закона N 214-ФЗ застройщиком является хозяйственное общество, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, на основании полученного разрешения на строительство.
В соответствии с частью 4 статьи 23.3 Закона N 214 застройщики обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом, а также правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости.
В силу части 1 статьи 3.1 Закона N 214 застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации (раскрывает информацию), предусмотренной настоящим Федеральным законом, путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства. Информация считается раскрытой после ее размещения в указанной системе.
Застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан раскрывать проектную декларацию, в том числе с внесенными в нее изменениями (пункт 3 части 2 статьи 3.1 Закона N 214-ФЗ).
Постановление Правительства РФ от 25.09.2018 N 1133 "Об установлении адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в качестве адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" установлен адрес сайта https://наш.дом.рф/.
ООО "СЗ Рент-Сервис" является застройщиком, в том числе многоквартирного жилого дома N 157 по ул. Родниковая в Советском районе г. Волгограда, проектная декларация N 34-000601. Для строительства указанного жилого дома привлекаются денежные средства граждан по договорам участия в долевом строительстве.
При мониторинге сайта ЕИСЖС 17.11.2021 инспекцией было установлено, что застройщиком ООО "СЗ Рент-Сервис" нарушены установленные законодательством об участии в долевом строительстве требования к проектной декларации N 34-000601 (в редакциях от 29.10.2021, 09.11.2021) по жилому дому N 157.
Согласно пунктам 1, 5, 11.2 части 1 статьи 21 Закона N 214-ФЗ информация о проекте строительства должна соответствовать документации по планировке территории, проектной документации и содержать информацию:
о результатах экспертизы проектной документации и результатах инженерных изысканий;
о местоположении и характеристиках строящихся (создаваемых) в рамках проекта строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сумме общей площади всех жилых и нежилых помещений;
о количестве заключенных договоров (общая площадь объектов долевого строительства и цена договора) с указанием вида объекта долевого строительства (жилое помещение, нежилое помещение, машино-место), с указанием в том числе количества договоров, заключенных при условии уплаты обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд или с использованием счетов эскроу.
Так, в пункте 9.3.2 Раздела 9 проектной декларации N 34-000601 содержится информация о сумме общей площади нежилых помещений строящегося объекта - 623,67 кв.м, однако согласно положительному заключению экспертизы от 04.08.2021 N 34-2-1-2-043026-2021 и разрешению на строительство от 13.08.2021 N 34-Ru34301000-61124-2021 нежилые помещения в жилом доме N 157 отсутствуют, следовательно, пункт 9.3.3 "Сумма общей площади всех жилых и нежилых помещений" содержит недостоверную информацию.
В пунктах 10.4.1-10.4.6 Раздела 10.4 проектной декларации N 34-000601 содержится неполная информация о результатах экспертизы проектной документации и результатах инженерных изысканий - Положительное заключение экспертизы проектной документации от 04.08.2021 N 34-2-1-2-043026-2021 ООО "Премиум Эксперт", поскольку согласно вышеуказанному заключению в отношении жилого дома N 157 выданы также: Положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий от 13.07.2021 N 34-1-1-3-038049-2021, выданное ГАУ ВО "Облгосэкспертиза", Положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий от 13.07.2021 N 34-1-1-3-038028-2021, выданное ГАУ ВО "Облгосэкспертиза", Положительное заключение экспертизы проектной документации от 23.07.2021 N 34-2-1-3-040235-2021, выданное ООО "Премиум Эксперт", сведения о которых в проектной декларации отсутствуют.
Департаментом городского хозяйства администрации Волгограда в отношении жилой застройки выданы технические условия на подключение объекта к городским сетям ливневой канализации от 20.08.2020 N 4717.
Вместе с тем, в проектной декларации N 34-000601 в пункте 14.1.5 Раздела 14 содержится недостоверная информация о дате выдачи технических условий о подключении к сетям ливневого водоотведения, а именно 28.08.2020.
Частью 4 статьи 19 Закона N 214-ФЗ предусмотрено, что застройщик обязан вносить в проектную декларацию с использованием единой информационной системы жилищного строительства изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, фактов внесения изменений в проектную документацию, ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.
В связи с тем, что первый договор участия в долевом строительстве по жилому дому N 157 заключен 15.10.2021, информация о нем должна была быть внесена в проектную декларацию не позднее 10.11.2021.
Вместе с тем, по состоянию на 17.11.2021 в пункте 19.7 раздела 19 проектной декларации N 34-000601 данная информация отсутствует.
Таким образом, административным органом выявлены допущенные застройщиком ООО "СЗ Рент-Сервис" нарушения установленных законодательством об участии в долевом строительстве требований к проектной декларации, а именно: наличие неполной и недостоверной информации в Разделах 9, 10, 14, 19 проектной декларации N 34-000601 в отношении жилого дома N 157, размещенной в ЕИСЖС, по состоянию на 17.11.2021.
Обстоятельства нарушений вышеприведенных требований установлены судом апелляционной инстанции, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами и заявителем не оспариваются.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, считает доказанной объективную сторону вменяемого ООО "СЗ Рент-Сервис" правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае доказательств принятия заявителем всех необходимых и достаточных мер для надлежащего исполнения возложенных на него законодательством об участии в долевом строительстве обязанностей к раскрытию информации о деятельности застройщика, наличия обстоятельств, объективно препятствующих этому, в материалы дела не представлено.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО "СЗ Рент-Сервис" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе общество указывает на необходимость применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снижении размера административного штрафа с 201 000 руб. до 100 000 руб., учитывая отнесение общества к субъекту малого и среднего предпринимательства, тяжелое финансовое положение, значительный размер административного штрафа, отсутствие причинения вреда и угрозы его причинения, добровольное устранение выявленных нарушений в кратчайший срок и до привлечения к административной ответственности.
Оценивая данные доводы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ устанавливает, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Снижение размера штрафа является правом, а не обязанностью суда.
Решение вопроса об исключительности в каждом конкретном случае является категорией оценочной и должно соотноситься с характером и степенью общественной опасности совершенного правонарушения, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В пункте 16 Обзора судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2017, подчеркивается особая значимость общественных отношений, охраняемых положениями статьи 14.28 КоАП РФ. При этом отмечено, что административные правонарушения посягают на общественные отношения, возникающие в особо регулируемой сфере - сфере долевого строительства многоквартирных жилых домов.
В рассматриваемом случае наличие события вменяемого ООО "СЗ Рент-Сервис" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, исключает возможность снижения размера наложенного административного штрафа менее минимального, поскольку квалифицирующим признаком рассматриваемой нормы является предоставление застройщиком неполной или недостоверной проектной декларации, нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений, чем соответственно затрагиваются права участников долевого строительства и возникает возможность причинения вреда неопределенному кругу лиц (дольщикам).
Допущенное заявителем административное правонарушение создало препятствия для эффективного осуществления контроля за соблюдением норм и правил в сфере законодательства о долевом строительстве, имеющего своей целью защиту прав, законных интересов и имущества граждан и организаций (участников долевого строительства), а также обеспечение доступности, простоты, ясности восприятия участниками долевого строительства (как фактическими, так и потенциальными) обязательной к размещению информации.
Более того, при назначении административного наказания инспекция учла наличие отягчающих административную ответственность обстоятельств, а именно привлечение общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.28 КоАП РФ на основании постановления от 29.06.2021 N 78-Д/2021, вступившего в законную силу 14.10.2021.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о значительности суммы штрафа, добровольном устранении нарушений, отсутствии последствий совершенного правонарушения и все иные приведенные в ходе судебного разбирательства доводы судом рассмотрены и не приняты в качестве обстоятельств, служащих основанием для уменьшения размера штрафа.
Финансовое положение, на которое ссылается заявитель, не может расцениваться как исключительное обстоятельство, которое привело к совершению правонарушения.
Каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения обществом административного правонарушения, судом не установлено.
Обществом при заявлении требований о применении при назначении административного наказания положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, не представлено достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих исключительность обстоятельств, связанных с характером совершенного им административного правонарушения и его последствиями, не представлено доказательств тяжелого финансового положения общества, а также того, что назначенный административный штраф с очевидностью влечет избыточное ограничение прав общества.
Сами по себе значительный размер штрафа, отнесение общества к субъекту малого и среднего предпринимательства не могут являться основанием для уменьшения размера административного штрафа без учета обстоятельств совершенного административного правонарушения.
Перечисленные в части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ обстоятельства должны учитываться судом в совокупности.
В данном случае, с учетом имеющихся в деле доказательств, оснований для снижения размера назначенного штрафа в порядке части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ не имеется.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, что касается обстоятельств, не имеющих непосредственного значения для оценки самого административного правонарушения, а характеризующих особенности материального (экономического) статуса привлекаемого к ответственности юридического лица либо его постделиктное поведение, в том числе добровольное устранение негативных последствий административного правонарушения, то они, как таковые, не могут служить основанием для признания административного правонарушения малозначительным и назначения штрафа ниже низшего предела (аналогическая позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.05.2020 N 307-ЭС19-22878).
Таким образом, не применение судом первой инстанции к возникшим правоотношениям положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ соответствует материалам дела и закону не противоречит. Оснований для переоценки указанных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание характер допущенных обществом правонарушений и степень их общественной опасности, считает назначенное наказание справедливым и соразмерным содеянному и не усматривает, что определенная обществу мера ответственности служит в данном случае инструментом подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.
При решении вопроса о назначении административного наказания административным органом в соответствии с положениями главы 4 КоАП РФ были учтены все обстоятельства совершения административного правонарушения, в том числе обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Размер определенного административного наказания установлен обществу в пределах санкции вменяемой статьи, соответствует характеру совершенного заявителем правонарушения, соразмерен его тяжести и отвечает принципам юридической ответственности, регламентированным КоАП РФ.
Указанным административным наказанием достигается цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что положениями статьи 31.5 КоАП РФ предусмотрено, что право судьи, органа, должностного лица, вынесших постановление о назначении административного наказания, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, отсрочить исполнение постановления, а также с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, рассрочить уплату административного штрафа.
Нарушений порядка привлечения ООО "СЗ Рент-Сервис" к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель апелляционной жалобы привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 января 2022 года по делу N А12-37874/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-37874/2021
Истец: ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК РЕНТ-СЕРВИС"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Арбитражный суд Волгоградской области, ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД