г. Вологда |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А66-12512/2021 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Болдыревой Е.Н., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лазурная" на решение Арбитражного суда Тверской области от 14 декабря 2021 года по делу N А66-12512/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лазурная" (ОГРН 1136952020171, ИНН 6950174849; адрес: 170017, Тверская область, город Тверь, улица Бочкина дом 6; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1067746766240, ИНН 7702609639; адрес: 107031, Москва, улица Рождественка, дом 5/7; далее - управление) от 12.08.2021 N 8.2-Пс/0137-0000пл-2021 о привлечении к административной ответственности по части 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 14 декабря 2021 года постановление признано незаконным и изменено в части назначения административного наказания, штраф в размере 100 000 руб. заменен на штраф в размере 50 000 руб., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права. Указывает на грубое нарушение управлением порядка привлечения заявителя к административной ответственности. Считает, что правонарушение является малозначительным, а также ссылается на наличие оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается в материалах дела, в управление поступило обращение общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тверь" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Тверь") по вопросу нарушения заявителем законодательства о газоснабжении.
При рассмотрении обращения управлением выявлен факт несоблюдения обществом порядка ограничения подачи (поставки) и отбора газа, установленного Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245 (далее - Правила N 1245).
Так, по условиям заключенного ООО "Газпром Межрегионгаз Тверь" (поставщик) и ООО "Лазурная" (покупатель) договора поставки газа от 05.12.2013 N 52-4-7354/14 осуществляется поставка газа на котельную по адресу: г. Тверь, ул. Бочкина, д. 6.
В силу пункта 2.1 договора поставщик принял на себя обязательство поставлять, а общество - принимать и оплачивать газ.
В соответствии с разделом 5 договора расчеты за поставленный газ производятся перечислением денежных средств путем выписки покупателем соответствующих платежных поручений. Окончательные расчеты за поставленный газ и услуги по его транспортировке производятся в срок до 25 (то есть не позднее 24) числа месяца, следующего за месяцем поставки газа и услуг по его транспортировке.
Оплата поставленного газа производилась обществом с нарушением вышеуказанного порядка расчетов, в январе 2021 года задолженность за поставленный газ превысила 36 млн. руб.
Поскольку погашение указанной задолженности не произведено ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" направило обществу уведомление от 15.01.2021 N МК-04-0013/6 о необходимости погашения задолженности за газ в размере 36 297 577 руб. 75 коп., предупредив общество о том, что в случае непринятия мер по погашению задолженности ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" оставляет за собой право применить ограничения поставки газа с 10:00 05.02.2021 в соответствии с абзацем шестым статьи 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) и Правилами N 1245.
Обществом надлежащих мер по погашению задолженности за газ не приняло, что послужило основанием для направления в соответствии с пунктом 13 Правил N 1245 ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" обществу повторного уведомления от 29.01.2021 N МК-04-0068 о наличии задолженности по договору поставки газа в размере 36 564 577 руб. 75 коп. с предупреждением о том, что в случае непринятия мер по погашению задолженности за поставленный газ ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" будет вынуждено с 10:00 05.02.2021 ограничить поставку газа, в связи с чем уровень поставки газа в феврале 2021 года для общества будет составлять 0,000 тыс. куб. м, исходя из фактической оплаты объемов газа за 12 месяцев, начиная с января 2020 года.
Дополнительным уведомлением от 04.02.2021 N МК-04-0102 ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" уточнило письмо от 29.01.2021 N МК-04-0068, сообщив, что в связи с наличием у общества брони газопотребления в соответствии с пунктом 7 Правил N 1245 объем поставки газа в феврале 2021 года для заявителя будет составлять 18,300 тыс. куб. м/сут. В случае перерасхода установленного суточного объема потребления газа в феврале 2021 года, ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" будет вынуждено принудительно уменьшить количество поставляемого газа для общества до 18,300 тыс. куб. м/сут.
Общество требование ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" о самостоятельном ограничении режима потребления газа не выполнено, о чем 11.02.2021 представителем ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" в присутствии генерального директора общества составлен акт обследования узла учета газа. Объем потребленного газа превысил установленную для заявителя суточную норму поставки 18,300 тыс. куб. м в феврале 2021 года, что подтверждается указанным актом и данными месячного отчета за февраль 2021 года по состоянию на 11.02.2021.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 1245 уведомлением от 17.02.2021 N МК-04-0133 ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" повторно сообщило обществу о наличии задолженности по договору поставки газа в размере 40 422 382 руб. 12 коп., указав о том, что в случае непринятия мер по погашению задолженности, а также перерасхода установленного суточного объема потребления газа 18,300 тыс. куб. м/сут в феврале 2021 года, ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" будет вынуждено в принудительном порядке уменьшить количество поставляемого газа до 18,300 тыс. куб. м/сут с 10:00 24.02.2021.
Общество вновь не выполнило требование поставщика о самостоятельном ограничении режима потребления таза, что подтверждается актом от 24.02.2021 составленным сотрудником ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" в присутствии представителя АО "Газпром газораспределение Тверь" и представителя общества, согласно данному акту объем потребленного газа превысил установленную для общества суточную норму поставки 18,300 тыс. куб. м/сут и за 23.02.2021 составил 20,207 тыс. куб. м/сут.
Управлением в отношении общества составлен протокол от 29.07.2021 N 8.2-0000-Пр/0137-2021 об административном правонарушении по части 7 статьи 9.22 КоАП РФ.
Постановлением управления от 12.08.2021 N 8.2-Пс/0137-0000пл-2021 общество признано виновным в совершении административного правонарушения по названной норме Кодекса, заявителю назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично, снизив примененный к обществу административный штраф до 50 000 руб.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 7 статьи 9.22 КоАП РФ нарушение потребителем газа введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, либо невыполнение потребителем газа требования о самостоятельном ограничении режима потребления газа, предъявленного ему в соответствии с установленными законодательством о газоснабжении правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения образуют действия лица, в отношении которого введен режим полного или частичного потребления газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, в случае нарушения таким лицом введенного ограничения либо невыполнение потребителем газа требования поставщика о самостоятельном ограничении режима потребления газа, предъявленного ему в соответствии с установленными законодательством о газоснабжении правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа.
В силу статьи 25 Закона N 69-ФЗ при несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), установлено, что поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения.
В силу пункта 8 Порядка расчетов за природный газ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294, оплата природного газа организациями, осуществляющими поставку тепловой энергии потребителям, указанным в пункте 7 настоящего Порядка, в случае, если доля поставки тепловой энергии в общем объеме поставляемых указанными организациями товаров и услуг составляет более 75 процентов, осуществляется до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Согласно подпункту "г" пункта 3 Правил N 1245 основаниями для частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 2 раз в течение 12 месяцев.
Согласно пункту 7 Правил N 1245 полное или частичное ограничение подачи (поставки) газа (но не ниже брони газопотребления в отношении лиц, которым она установлена) в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил (за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также потребителей, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, и обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа) производится поставщиком.
Потребитель обязан погасить имеющуюся задолженность и принять меры по безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с полным ограничением подачи газа. В случае погашения потребителем задолженности по оплате поставляемого газа дальнейшее ограничение его подачи (поставки) не производится, а уже введенное ограничение подлежит отмене не позднее 3 рабочих дней со дня погашения задолженности при условии оплаты потребителем расходов, понесенных в связи с проведением работ по введению и снятию ограничения.
Поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа (пункт 8 Правил N 1245).
В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.
Пунктом 11 указанных Правил установлено, что потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.
В силу абзаца первого пункта 13 Правил N 1245 в случае непредоставления потребителем данных, указанных в подпункте "в" пункта 12 настоящих Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).
В силу пункта 9 Правил N 1245 ограничение подачи (поставки) газа потребителю по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, осуществляется поставщиком (с привлечением при необходимости газораспределительной организации), а при отсутствии возможности произвести ограничение поставки газа потребителю путем выполнения соответствующих технических мероприятий на сетях и оборудовании, предназначенных для транспортировки газа, прекращение отбора газа в соответствии с уведомлением поставщика осуществляется потребителем.
Уклонение потребителя от совершения действий по прекращению отбора газа является основанием для принудительного ограничения подачи (поставки) и отбора газа посредством проведения мероприятий технического характера на газоиспользующем оборудовании потребителя, если право поставщика на ограничение подачи (поставки) газа не может быть реализовано без доступа к газоиспользующему оборудованию потребителя. При этом такие мероприятия технического характера на газоиспользующем оборудовании потребителя должны быть предусмотрены в договоре поставки газа и (или) договоре об оказании услуг по его транспортировке.
В рассматриваемом случае заявитель свои обязательства по договору N 52-4-7354/14 в части оплаты поставленного газа не выполнил (данное обстоятельство подтверждается в том числе сведениями, размещенными в свободном доступе в сети Интернет, сервис "Картотека арбитражных дел", например, дела N А66-15310/2020, А66-16375/2020), в связи с этим поставщик в адрес общества направлены уведомления от 15.01.2021, 29.01.2021 (с уточнением от 04.02.2021), 17.02.2021 с предупреждением о необходимости в случае непогашения задолженности ограничить потребление газа по названному договору до уровня брони газопотребления (18 300 куб. м/сут). В данных уведомлениях указаны основания и даты введения ограничения подачи газа.
Получение указанных уведомлений ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" подтверждается соответствующими отметками на уведомлениях и обществом не опровергнуто.
Доказательств установления обществу брони газопотребления в большем объеме материалы дела не содержат.
Также отсутствуют в материалах дела доказательства наличия возможности произвести ограничение поставки газа потребителю путем выполнения соответствующих технических мероприятий на сетях и оборудовании, предназначенных для транспортировки газа.
Не имеется в деле и документов, свидетельствующих о погашении задолженности перед поставщиком, как и подтверждающих представление поставщику обществом данных для расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности по оплате за потребленный газ.
Представленные обществом в материалы дела письма от 01.02.2021, 19.02.2021 отметок о вручении ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" не содержат, доказательств направления данных писем в адрес поставщика не имеется.
О самостоятельном ограничении отбора газа до уровня брони газопотребления общество поставщика не уведомило. Самостоятельно отбор газа до установленного поставщиком уровня обществом не ограничен, что подтверждается актами от 11.02.2021 и 24.02.2021.
Таким образом, является верным вывод суда первой инстанции о том, что обществом в нарушение требований Правил N 1245 не выполнено законное требование ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" о частичном ограничении режима потребления до уровня брони газопотребления, содержащееся в вышеназванных уведомлениях, задолженность за поставленный газ заявителем не погашена, самостоятельно отбор газа до установленного поставщиком уровня обществом не ограничен.
Данное деяние образует событие административного правонарушения по части 7 статьи 9.22 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В данном случае вина общества заключается в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению установленных законодательством норм и предотвращению правонарушения.
Доказательства, свидетельствующие об отсутствии у общества такой возможности, а также доказательства, подтверждающие факт принятия всех возможных мер, исключающих правонарушение, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения по части 7 статьи 9.22 КоАП РФ.
Порядок привлечения общества к административной ответственности соответствует требованиям КоАП РФ.
Довод заявителя о ненадлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку в материалах дела имеется список почтовых отправлении от 03.08.2021 N 464, согласно которому определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 29.07.2021 N 8.2-0000-Ом/0137-2021 направлено по юридическому адресу заявителя.
Доказательств нарушения органами почтовой связи Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, материалы дела не содержат, тогда как юридическое лицо обязано организовать надлежащим образом процесс получения входящей корреспонденции и несет риск неблагоприятных последствий, возникших в связи с неполучением корреспонденции, направленной по адресу места нахождения лица, за исключением случаев, если юридическое лицо докажет, что неполучение корреспонденции произошло по вине третьих лиц, в том числе органа связи.
Правовых препятствий к рассмотрению дела об административном правонарушении в отсутствие представителя общества в данном случае у административного органа не имелось.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный в статье 4.5 КоАП РФ, на момент принятия оспариваемого постановления не истек.
Вопреки доводам жалобы, совершенное правонарушение признакам малозначительности, предусмотренным статьей 2.9 КоАП РФ, не отвечает.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
При рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению (определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.09.2018 N 302-АД18-6072).
В рассматриваемом случае в материалах дела совокупность обстоятельств, предусмотренных нормами части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, не усматривается, в частности учитывая, что настоящее правонарушение не является для общества впервые совершенным (например, дело N А66-2729/2020 ("Картотека арбитражных дел")).
Размер назначенного обществу административного штрафа не противоречит санкции части 7 статьи 9.22 КоАП РФ.
Вместе с тем суд первой инстанции исходя из конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание характер и последствия административного правонарушения, степень вины общества, осуществление заявителем социально-значимого основного вида уставной деятельности, на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ посчитал возможным уменьшить назначенный заявителю штраф до 50 000 руб., изменив соответствующим образом оспариваемое постановление.
Возражений относительно указанного вывода суда сторонами не заявлено, оснований для иной оценки подлежащего применению к заявителю размера штрафа апелляционный суд не усматривает.
Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции правовых норм, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14 декабря 2021 года по делу N А66-12512/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лазурная" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-12512/2021
Истец: ООО "ЛАЗУРНАЯ"
Ответчик: Центральное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6225/2022
07.06.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-11576/2021
28.03.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-11576/2021
14.12.2021 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-12512/2021