г. Москва |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А40-294462/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В. |
при ведении протокола |
помощником судьи Постниковым Р.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Росприроднадзора
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.12.2021 по делу N А40-294462/19
по заявлению ПАО "ОГК-2" (ОГРН: 1052600002180, ИНН: 2607018122)
к Росприроднадзор (А;Б, ОГРН: 1047703033300, ИНН: 7703381225)
о признании незаконным отказа,
в присутствии:
от заявителя: |
Кучуков Р.Ф. (по доверенности от 13.12.2021) |
от заинтересованного лица: |
Ершова Н.Н. (по доверенности от 11.01.2022) |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании отказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов (исх. N АА-10-01-32/11727 от 29.04.2019).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.03.2020 по делу N А40- 294462/2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2020 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10.11.2020 решение Арбитражного суда города Москвы от 17.03.2020, в удовлетворении требований общество отказано.
Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2021 N 305-ЭС20-23195 кассационная жалоба общества удовлетворена, отменены решение Арбитражного суда города Москвы от 17.03.2020, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2020 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.11.2020, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При повторном рассмотрении дела Арбитражный суд города Москвы решением от 21.12.2021 требования общества удовлетворил.
Росприроднадзор, не согласившись с принятым по делу судебный актом, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил вновь принятое решение суда первой инстанции отменить
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, 02.04.2019 в адрес Росприроднадзора поступило заявление общества о выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов с приложениями документов от 27.03.2019 N 01-201/3665.
Росприроднадзором 29.04.2019 вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов.
Полномочия Росприроднадзора определены Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (далее - Положение).
На основании пункта 5.1.3 Положения Росприроднадзор осуществляет государственный надзор в области обращения с отходами.
Предоставление государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов, осуществляется в соответствии с Административным регламентом Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 179 (далее - Административный регламент).
Отказывая в выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов, Росприроднадзор со ссылкой на Административный регламент указывает на отсутствие представленных обществом документов и материалов по установленной форме:
- три экземпляра уведомления о трансграничном перемещении отходов;
- документ о перевозке отходов, который должен быть оформлен в соответствии с требованиями решения 8-го совещания Конференции Сторон Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением N BC-VIII/18;
- а также непредставление заявителем копии контракта (договора) на перевозку и контракта между экспортером и лицом, отвечающим за удаление отходов, в котором оговаривается экологически безопасное использование этих отходов.
Вместе с тем, пакет документов на получение разрешения на трансграничное перемещение золошлаковых отходов был направлен в Росприроднадзор сопроводительным письмом от 27.03.2019 N 01-201/3665 "О получении разрешения на трансграничное перемещение отходов", к которому были приложены все необходимые документы, подтверждающие имеющуюся в Троицкой ГРЭС систему удаления отходов.
При обращении в административный орган с заявлением о выдаче разрешения ПАО "ОГК-2" были представлены уведомление о трансграничном перемещении отходов и документ о перевозке отходов, что подтверждается материалами дела.
Документ о перевозке, приложенный к заявлению ПАО "ОГК-2", содержал сведения по 30 пунктам (разделам), вместо 19, содержал всю информацию, предусмотренную 19 пунктами документа о перевозке, на который ссылается Росприроднадзор.
Суд первой инстанции с учетом указаний Верховного суда Российской Федерации отметил, что действующий на день подачи заявления Административный регламент, определяющий в частности порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) Росприроднадзора при принятии решения о возможности трансграничного перемещения отходов, не содержал указания или ссылки на обновленные формы уведомления о трансграничном перемещении отходов и документ о перевозке отходов.
Более того, приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.12.2003 N 1151 в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2003 N 442 "О трансграничном перемещении отходов" и выполнения обязательств Российской Федерации по соблюдению требований Базельской конвенции утверждены формы уведомления о трансграничном перемещении отходов и документа о перевозке отходов, которые и были использованы ПАО "ОГК-2". Данный приказ не был изменен или признан утратившим силу в порядке, предусмотренном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009.
Письмом Министерства энергетики Республики Казахстан N 20-06/36705 от 20.12.2018 ПАО "ОГК-2" получены согласованные Уведомление о трансграничных перевозках/поставках отходов N RU-001618, Заключение (разрешительный документ) N KZ/2018/003 и документ о перевозке на территорию Республики Казахстан золошлаковых отходов в период 01.01.2019 до 31.12.2019, которые были представлены как в Росприроднадзор, так и в материалы рассматриваемого дела.
Таким образом, общество получило письменное согласие (разрешение) от компетентного органа Республики Казахстан, на территорию которого ввозятся золошлаковые отходы (вид перемещения: ввоз (транспортировка по трубопроводам)), с целью складирования на золоотвале в период с 01.01.2019 до 31.12.2019.
Судом первой инстанции установлено, что деятельность общества в сфере санитарного и природоохранного законодательства в области обращения с отходами контролируется государственными органами как Российской Федерации, так и Республики Казахстан, что подтверждается описью документов, представленных в Росприроднадзор с заявлением о выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов (нотариальные копии: лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности ПАО "ОГК-2" от 26.06.2018 N Д 2600003/П; полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте серия 111 N0100498255, GASX1997559031000, GASX119184611291000; Разрешения Министерства энергетики Республики Казахстан на эмиссии в окружающую среду NKZ70VCZ00160248; полиса обязательного экологического страхования серии ОЭС_ЭЛ N00000310, паспорта отходов).
Положения Базельской конвенции предусматривают, что каждая Сторона запрещает всем лицам, находящимся под ее национальной юрисдикцией, транспортировку или удаление опасных или других отходов, если только эти лица не получили разрешения или согласия на проведение таких операций (подпункт "а" пункта 7 статьи 4); любая трансграничная перевозка опасных или других отходов без уведомления всех заинтересованных государств или без согласия заинтересованного государства считается незаконным оборотом (подпункты "а" и "б" пункта 1 статьи 9); незаконный оборот опасных и других отходов влечет обязанность производителя или экспортера по их возвращению или удалению с территории государства импорта (пункт 2 статьи 9); Стороны считают незаконный оборот отходов преступным деянием и принимают соответствующее национальное (внутреннее) законодательство с целью предотвращения незаконного оборота и наказания за него (пункт 3 статьи 4, пункт 5 статьи 9).
Согласно пункту 3 статьи 2 Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22.03.1989, ратифицированной Федеральным законом от 25.11.1994 N 49-ФЗ (далее - Базельская конвенция) "трансграничная перевозка" означает любое перемещение опасных или других отходов из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район или через район, находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, либо в район или через район, не находящийся под национальной юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такая перевозка затрагивает по крайней мере два государства.
Аналогичное понятие трансграничного перемещения отходов используется в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", как перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств.
В Базельской конвенции перечень видов перевозки, которым может быть осуществлено трансграничное перемещение отходов является исчерпывающими и не содержит вида перемещения, который используется обществом - по трубопроводам.
При этом суд считает, что в данном конкретном случае транспортировка отходов "по трубопроводам", применяемая обществом с учетом специфики технологического процесса деятельности общества, не противоречит определению "трансграничная перевозка" согласно Базельской конвенции.
Отказывая обществу в выдаче разрешения Росприроднадзор указал, на отсутствие копии контракта (договора) на перевозку и контракта между экспортером и лицом, отвечающим за удаление отходов, в котором оговаривается экологически безопасное использование этих отходов.
Важно отметить, что контракт с лицом, отвечающим за удаление отходов предоставляется исключительно в случаях транспортировки отходов следующими исчерпывающими видами перевозки: автомобильным, железнодорожным, морским, воздушным, по внутренним водным путям (пункт 11 приложению V А с Базельской конвенцией).
Между тем, общество не осуществляет транспортировку отходов, указанными способами, отходы общества не перевозятся, а перемещаются иным способом - по трубопроводам, не предусмотренным Базельской конвенцией, в виду чего Заявитель по определению не может предоставить указанные контракты.
Уведомление о трансграничном перемещении отходов также требует указания вида перевозки в соответствии с Базельской конвенцией, которые Заявителем не могут быть отражены, так как он осуществляет перемещение иным способом - по трубопроводам.
Между тем, в сопроводительном письме общества от 27.03.19 N 01- 201/3665 указано, что размещение золошлаковых отходов, образованных от сжигания экибастузского угля на Троицкой ГРЭС, осуществляется на территории Республики Казахстан в золоотвале, расположенном на озере Шубаркуль, согласно договору на право временного пользования и аренды земли.
Согласно договорам целевое назначение земельных участков предназначено для транспортирования и складирования золошлаковой пульпы системой гирозолоудаления (по золопроводам).
Также в письме отмечено, что транспортировка золошлаковых отходов в виде водно-золошлаковой пульпы производится из котлотурбинных цехов филиала в золоотвал по трубопроводам, расположенным на территорий Российской Федерации и Республики Казахстан.
Представлена информация о наличии технических (технологических) возможностей для использования ввозимых отходов (нотариальная копия свидетельства о государственной регистрации прав (обременении), на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.12.2006 N 06/3293,3294).
Согласно свидетельству о регистрации права (обременении) на недвижимое имущество N 06/3293,3294 от 27.12.2006, выданному регистрационным органом Республики Казахстан (п. 8 приложения), за ПАО "ОГК-2" зарегистрировано право собственности на:
золопровод от начала тех.моста до багерной N 1;
золопровод от багерной N 1 до начала развод.сети;
золопровод от багерной N 1 до багерной N 2;
золопровод от багерной N 2 до начала развод.сети;
разводящая сеть золопроводов на оз.Шубаркуль;
1 секция золоотвала на оз.Шубаркуль;
2 секция золоотвала на оз.Шубаркуль;
3 секция золоотвала на оз.Шубаркуль.
Таким образом, используемый в производственной деятельности Троицкой ГРЭС с 1980 г. способ перемещения золошлаковых отходов предусматривает их транспортировку в виде водно-золошлаковой пульпы по собственным трубопроводам (золопроводам), расположенным одновременно на территории Российской Федерации (Челябинская область, г.Троицк) и Республики Казахстан (Костанайская область, Карабалыкский район, Новотроицкий сельский округ).
Сооружения, обеспечивающие транспортировку золошлаковых отходов на территорию Республики Казахстан, самостоятельно эксплуатируются ПАО "ОГК- 2", поэтому оно не прибегает к услугам перевозчиков и объективно не может заключать договоры на оказание услуг по перевозке отходов. На территории Республики Казахстан общество осуществляет деятельность по обращению с отходами, поступившими из котлотурбинных цехов Троицкой ГРЭС по трубопроводам, путем их размещения на золоотвале, расположенном на озере Шубаркуль в Костанайской области. Для этих целей общество арендует земельные участки на основании договоров от 09.04.2018, заключенных с ГУ "Отдел земельных отношений акимата Карабалыкского района" на срок до 31.12.2027 (соответствующие копии договоров имеются в материалах дела и были представлены с заявлением о выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов).
Согласно условиям указанных договоров аренды земли, целевое назначение земельных участков - для транспортирования и складирования золошлаковой пульпы системой гидрозолоудаления.
По условиям данных договоров аренды земли общество обязано использовать земельные участки на территории республики Казахстан по целевому назначению, применять технологии производства с соблюдением санитарных, строительных и экологических требований, не допускать причинения вреда здоровью населения и окружающей среде, ухудшения экологической обстановки в результате осуществляемой им хозяйственной деятельности.
Фактически в данных договорах аренды земли оговорены обязательства общества по экологически безопасному транспортированию и использованию отходов (складирование водно-золошлаковой пульпы) системой гидрозолоудаления, в результате осуществляемой им хозяйственной деятельности.
Кроме того, в соответствии с перечнем документов, установленным п. 13 Приказа Минприроды от 29.06.2012 г. N 179, заявителем предоставлена информация о наличии технических (технологических) возможностей для использования ввозимых (транспортируемых) отходов путем размещения на золоотвале (правоустанавливающие документы на багерные насосные и трубопроводы).
Названные фактические обстоятельства подтверждают, что филиал общества - Троицкая ГРЭС в процессе трансграничного перемещения отходов общество" как производитель отходов выступает одновременно экспортером, лицом, осуществляющим транспортировку отходов (перевозчиком), и лицом, отвечающим за удаление отходов, поэтому особенность производственной и иной связанной с ней деятельностью по удалению отходов не позволяет ему представить документы, предусмотренные абзацем девятым пункта 13 Административного регламента.
Общество, обращаясь в административный орган с заявлением о выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов, исходило из фактически применяемой технологии транспортировки водно-золошлаковой пульпы на территорию Республики Казахстан, и приложило к заявлению документы, которые, подтверждают выполнение требований Базельской конвенции и принятых Российской Федерацией международных обязательств и содержат сведения об используемом способе транспортировки отходов - по трубопроводам, а также об их размещении на золоотвале на озере Шубаркуль в Республике Казахстан на законных основаниях.
При этом, из положений Базельской конвенции не следует, чтобы производитель отходов, экспортер, лицо, осуществляющее перевозку, и лицо, отвечающее за удаление отходов, являлись различными лицами, и чтобы в осуществлении операции по трансграничному перемещению отходов участвовало несколько лиц на основании заключенных между ними договоров.
Главная цель международно-правового механизма контроля за трансграничным перемещением опасных и иных отходов, предусмотренного Базельской конвенцией, не может нивелироваться формальным толкованием требований Конвенции на национальном уровне как в части заполнения необходимых документов, так и путем толкования положений Конвенции о видах транспортировки отходов, противоречащего основной цели данного международного договора (статья 31 Венской Конвенции о праве международных договоров, заключенной 23.05.1969).
При вышеназванных фактических обстоятельствах дела и технологических особенностях трансграничного перемещения отходов общества с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан, решение об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче Разрешения, оформленное письмом от 29.04.2019 года исх. N АА-10-01-32/11727, является незаконным и нарушает прав и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, указания Верховным судом Российской Федерации, данные в определении от 17.06.2021 исполнены.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Росприроднадзора, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, не влияют на законное по своей сути оспариваемое определение суда, являются надуманными.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч.4 ст.270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.12.2021 по делу N А40-294462/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-294462/2019
Истец: ПАО "ВТОРАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ"
Ответчик: Росприроднадзор
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16923/20
28.03.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6991/2022
21.12.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-294462/19
10.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16923/20
20.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26062/20
17.03.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-294462/19