г. Чита |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А19-22389/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Витимская энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 декабря 2021 года по делу N А19-22389/2020 по исковому заявлению публичного акционерного общества "Газпром нефть" (190000, город Санкт-Петербург, улица Почтамтская, дом 3-5, литер А, ч.пом. 1н каб. 2401, ОГРН: 1025501701686, ИНН: 5504036333) к обществу с ограниченной ответственностью "Витимская энергетическая компания" (666902, Иркутская область, город Бодайбо, улица Березовая, дом 18, ОГРН: 1113802001070, ИНН: 3802013183),
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Трансойл" (197046, город Санкт-Петербург, Набережная Петроградская, дом 18, литер А, помещение 309, ОГРН: 1037835069986, ИНН: 7816228080) о взыскании 337438 руб. 90 коп.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа:
от ООО "Витимская энергетическая компания": Банщиков В.В.- представитель по доверенности от 30.04.2021, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Газпром нефть" (далее - истец, ПАО "Газпром нефть") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Витимская энергетическая компания" (далее - ответчик, ООО "ВЭК") задолженности в размере 337438 руб. 90 коп., из них: 291000 руб. - штраф за нарушение сроков отправки порожних вагонов, 6000 руб. - штраф за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии, 32319 руб. 79 коп. - убытки за возврат в коммерчески непригодном состоянии, 8119 руб. 11 коп. - убытки за возврат вагонов в технически неисправном состоянии.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 декабря 2021 года исковые требования удовлетворены частично. Взыскано с общества с ограниченной ответственностью "Витимская энергетическая компания" в пользу публичного акционерного общества "Газпром нефть" штраф за нарушение сроков отправки порожних вагонов в размере 3000 руб., штраф за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии в размере 6000 руб., убытки за возврат в коммерчески непригодном состоянии в размере 32319 руб. 79 коп., убытки за возврат вагонов в технически неисправном состоянии в размере 8119 руб. 11 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1670 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись частично с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 декабря 2021 года по делу N А19-22389/2020 отменить в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью "Витимская энергетическая компания" в пользу публичного акционерного общества "Газпром нефть" штрафа за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии в размере 6 000 руб., убытков за возврат в коммерчески непригодном состоянии в размере 32 319 руб. 79 коп., убытков за возврат вагонов в технически неисправном состоянии в размере 8 119 руб. 11 коп., принять по делу в оспариваемой части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, суд первой инстанции неправомерно принял в качестве доказательств коммерческой непригодности и технической неисправности вагонов акты общей формы, поскольку указанные акты составлены с нарушениями установленного порядка составления актов общей формы ГУ-23 и содержат недостоверные сведения. Ответчик указал на отсутствие в деле актов о недосливе цистерны (ГУ-7А), которыми должен удостоверяться факт неполного слива цистерны (наличия в цистерне остатков груза). По мнению ответчика, судом не установлено, в чем конкретно выразились допущенные им нарушения (коммерческая непригодность и техническая неисправность)". Также ответчиком указано на то, что согласно памяткам приемосдатчика вагоны приняты ОАО "РЖД" без замечаний, что подтверждает их пригодность, как в техническом, так и в коммерческом отношении. Ответчик считает, что основания для взыскания с него убытков в полной сумме сверх неустойки отсутствуют.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором истец выводы суда первой инстанции поддержал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 14.01.2021.
Истец, третье лицо представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду, что если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
В связи с тем, что стороны не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем апелляционной жалобы части.
Представитель ответчика в судебном заседании дал пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между ПАО "Газпром нефть" (поставщик) и ООО "ВЭК" (покупатель) 26.06.2015 заключено генеральное соглашение N ГПН15/27160/01567/Д (далее - Соглашение) с целью обеспечения взаимодействия в соответствии с пунктом 19.01 приложения N 01 к Правилам проведения организованных торгов в секции "Нефтепродукты" закрытого акционерного общества "СанктПетербургская международная товарно-сырьевая биржа" (далее - Правила торгов) (пункт 1.1 Соглашения).
В соответствии с Приложением N 01 к Правилам проведения организованных торгов в секции "Нефтепродукты" ЗАО "Санкт-Петербургская Международная Товарносырьевая ржа" (далее - Правила торгов) между ПАО "Газпром нефть" (поставщик) и ООО "ВЭК" (покупатель) заключено Генеральное соглашение от 26.06.2015 N ГПН15/27160/01567/Д (далее - Соглашение).
Согласно Правил торгов условия договора, заключаемого на Бирже содержаться в Правилах торгов, включая Приложение N 01 "Общие условия договоров поставки, заключаемых в Секции "Нефтепродукты" Акционерного Общества "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа".
В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения стороны договорились осуществлять внутренний учет договоров поставки, заключенных в соответствии с Правилами торгов и соответствующей спецификацией биржевого товара в секции "Нефтепродукты" закрытого акционерного общества "Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа" (далее - ЗАО "СПбМТСБ"), в рамках Генерального соглашения и со ссылкой на него.
Согласно пункту 9.1 Правил торгов условия договора, заключаемого на Бирже содержаться в Заявках и в Правилах торгов, включая Приложение N 01 "Общие условия договоров поставки, заключаемых в Секции "Нефтепродукты" ЗАО СПбМТСБ", а также в спецификациях биржевого товара.
На основании заключенного Генерального соглашения в рамках Правил проведения организованных торгов в секции "Нефтепродукты" поставщик поставил нефтепродукты в адрес покупателя железнодорожным транспортом.
Пунктом 06.18.1 раздела 06 Приложения N 01 к Правилам торгов установлен срок нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) на станции назначения, который не должен превышать 2-х (двух) суток.
Согласно пункту 06.18.4 Правил торгов отсчет срока нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) начинается с 00 часов 00 минут для следующего за днем прибытия груженой цистерны на станцию назначения, и продолжается до момента отправки порожней цистерны на первоначальную станцию отправления либо на иную станцию, указанную поставщиком. Не полные сутки считаются за полные.
Определение срока нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя), определение даты прибытия груза на станцию назначения и даты отправки порожней цистерны регламентируется пунктами 06.18.2 - 06.18.5 Приложения N 01 к Правилам торгов.
Фактически порожние цистерны находились на станции назначения с превышением установленного Правилами торгов срока.
За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязательств по заключенным договорам участник торгов несет ответственность, предусмотренную Правилами Торгов и Правилами Клиринга (пункт 14.7 Правил торгов).
В соответствии с пунктом 18.05 Приложения N 01 к Правилам торгов в случае сверхнормативного использования цистерн на станции назначения покупатель уплачивает поставщику неустойку:
- в размере 1500 руб. за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой цистерны;
- в размере 4700 руб. за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой платформы с 3 (тремя) танк-контейнерами, используемыми для перевозки СУГ;
- или возмещает документально подтвержденные расходы поставщика, понесенные им в связи с уплатой неустойки/расходов организациям, с которыми поставщиком заключены договоры на организацию транспортировки товара покупателя.
Право выбора порядка определения неустойки (фиксированная сумма) или возмещение расходов принадлежит поставщику.
На основании Генерального соглашения ПАО "Газпром нефть" поставило в адрес ООО "ВЭК" товар по железнодорожным накладным, номера которых указаны в расчете исковых требований (т. 12, л.д. 91-94).
Как указывает истец в нарушение пункта 06.18.1 раздела 06 Приложения N 01 к Правилам торгов (срок использования цистерн покупателем) порожние цистерны были сданы железной дороге для возврата с нарушением установленного Правилами торгов срока.
В связи с нарушением условий пункта 06.18.1 раздела 06 Приложения N 01 к Правилам торгов в рамках Генерального соглашения от 26.06.2015 N ГПН15/27160/01567/Д в адрес ответчика были направлены претензии на общую сумму 373500 руб.
п/п |
N Претензии |
Дата претензии |
Сумма задолженности по претензии, руб. |
1 |
ГПН-Л-01/05/4975 |
18.05.2018 |
6000 |
2 |
ГПН-Л-01/05/6152 |
25.06.2018 |
9000 |
3 |
ГПН-Л-01/05/8364 |
23.08.2018 |
10500 |
4 |
ГПН-Л-01/05/9485 |
20.09.2018 |
7500 |
5 |
ГПН-Л-01/05/62 |
09.01.2019 |
100500 |
6 |
ГПН-Л-01/05/606 |
24.01.2019 |
3000 |
7 |
ГПН-Л-01/05/2530 |
05.03.2019 |
4500 |
8 |
ГПН-Л-01/05/1217 |
13.02.2019 |
27000 |
9 |
ГПН-Л-01/05/1609 |
20.02.2019 |
6000 |
10 |
ГПН-Л-01/05/2056 |
26.02.2019 |
60000 |
11 |
ГПН-Л-01/05/3166 |
25.03.2019 |
1500 |
12 |
ГПН-Л-01/05/6712 |
24.06.2019 |
3000 |
13 |
ГПН-Л-01/05/8741 |
20.08.2019 |
19500 |
14 |
ГПН-Л-01/05/10362 |
23.09.2019 |
22500 |
15 |
ГПН-Л-01/05/11919 |
25.10.2019 |
10500 |
Ответчиком произведена частичная оплата штрафа в отношении претензии N ГПН-Л-01/05/010185 от 18.09.2020 на сумму 1500 руб., что подтверждается платежным поручением от 27.10.2020 N 1048.
Впоследствии по итогам рассмотрения, представленных ответчиком документов, истец скорректировал исковые требования на общую сумму 81000 руб. по претензиям исх. N N ГПН-Л-01/05/003041 от 19.03.2020, ГПН-Л-01/05/006894 от 19.06.2020, ГПН-Л01/05/010185 от 18.09.2020, ГПН-Л-01/05/10362 от 23.09.2019, ГПН-Л-01/05/11919 от 25.10.2019, ГПН-Л-01/05/4975 от 18.05.2018, ГПН-Л-01/05/6152 от 25.06.2018, ГПН-Л01/05/8741 от20.08.2019.
Таким образом, сумма штрафа за нарушение сроков отправки порожних вагонов составила 291000 руб.
Претензионные требования в указанной сумме со стороны ответчика не исполнены.
Согласно пункту 06.12 Правил торгов порожние цистерны после слива на станции назначения должны соответствовать ГОСТ N 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение". Покупатель обязан обеспечить полный слив нефтепродуктов из железнодорожных цистерн.
Пунктом 06.13 Правил торгов определено, что покупатель возвращает порожние цистерны в срок, предусмотренный пунктом 06.18 настоящего Приложения N 01 к Правилам торгов, в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии по полным перевозочным документам на станцию отправления, указанную в первой транспортной железнодорожной накладной, оформленной на груженый рейс, либо на иную станцию по усмотрению поставщика. Коммерчески пригодными являются опломбированные порожние вагоны, которые очищены от остатков груза и иных продуктов, перевозимых в вагоне ранее, и без загрязнения наружной поверхности котла цистерны, рамы, ходовых частей, знаков надписей и трафаретов на котле, с установленными в транспортное положение деталями сливно-наливной, запорнопредохранительной арматуры, другого оборудования цистерны и плотно закрытыми клапанами и заглушками сливного прибора, с которыми произведены все действия, определенные Приказом МПС от 18.06.2003 N 25.
В соответствии с пунктом 18.10 Правил торгов в случае нарушения покупателем пункта 06.13 настоящего Приложения N 01 к Правилам торгов покупатель обязан по требованию поставщика оплатить неустойку за простой цистерн за время нахождения цистерн под очисткой в размере 2000 руб. за цистерну за каждые сутки нахождения ее под очисткой.
Кроме того, в случае неполного слива нефтепродуктов из цистерн покупатель обязан сверх неустойки, предусмотренной настоящим пунктом, полностью возместить поставщику все причиненные в связи с этим убытки, включая, но не ограничиваясь этим, все расходы по очистке цистерн, оплате аренды цистерн за время нахождения под очисткой, оплате стоимости перевозки до станции нахождения промывочно-пропарочной станции (ППС) и обратно.
Согласно доводам искового заявления в связи с нарушением условий пункта 06.13 раздела 06. Приложения N 01 к Правилам торгов в рамках Генерального соглашения от 26.06.2015 N ГПН-15/27160/01567/Д (возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии) в адрес ответчика были направлены претензии на общую сумму 38319 руб. 79 коп.
п/п |
N Претензии |
Дата претензии |
Сумма задолженности по претензии, руб. |
N Претензии ООО "Трансойл" |
1 |
ГПН-Л-01/05/13873 |
11.12.2019 |
11121 руб. 07 коп. |
340-2018-01.18-КНП от 04.05.2018 |
2 |
ГПН-Л-01/05/003733 |
07.04.2020 |
14015 руб.73 коп. |
1147/2018/09.18/КНП от 10.12.2018 |
3 |
ГПН-Л-01/05/004782 |
29.04.2020 |
13182 руб.99 коп. |
453/2019/11.18/КНП от 08.05.2019 |
Таким образом, сумма штрафа и убытков за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии составила 38319 руб. 79 коп. (6000 руб. - штраф за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии, 32319 руб. 79 коп. - убытки за возврат в коммерчески непригодном состоянии).
Названные претензионные требования со стороны ответчика не исполнены.
В соответствии с пунктом 06.13 Правил торгов Покупатель возвращает порожние цистерны в срок, предусмотренный пунктом 06.18 настоящего Приложения N 01 к Правилам торгов, в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии по полным перевозочным документам на станцию отправления, указанную в первой транспортной железнодорожной накладной, оформленной на груженый рейс, либо на иную станцию по усмотрению поставщика. Технически исправными являются порожние вагоны, у которых исправны основные узлы и детали, что включает в себя: герметичность и целостность котла, рамы, надежность крепления котла, техническая исправность колесных пар и тормозной системы.
Вследствие возврата ответчиком вагонов в технически неисправном состоянии ООО "Трансойл" в адрес ПАО "Газпром нефть" предъявлены претензии.
В связи с нарушением условий пункта 06.13 раздела 06 Приложения N 01 к Правилам торгов в рамках Генерального соглашения от 26.06.2015 N ГПН15/27160/01567/Д в адрес ответчика были направлены претензии на общую сумму 8119 руб. 11 коп.
п/п |
N Претензии |
Дата претензии |
Сумма задолженности по претензии, руб. |
N Претензии ООО "Трансойл" |
1 |
ГПН-Л-01/05/002914 |
18.03.2020 |
8119 руб. 11 коп. |
1131/2018/08.18/ТН от 07.12.2018 |
Таким образом, сумма убытков за возврат вагонов в технически неисправном состоянии составила 8119 руб. 11 коп.
Названные претензионные требования со стороны ответчика не исполнены.
Поскольку штрафы и убытки в размере 337438 руб. 90 коп. ответчиком в полном объеме в добровольном порядке не оплачены, истец обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела верно установлены фактические обстоятельства дела, правильно применены следующие нормы права и правовые позиции.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности, из договоров и иных сделок.
В соответствии со статьей 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Как следует из положений статей 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно статье 506 ГК РФ по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу пункта 1 статьи 513 ГК РФ покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах" договор на организованных торгах заключается на основании двух зарегистрированных разнонаправленных заявок, полное или частичное соответствие которых друг другу установлено и зафиксировано в реестре договоров организатором торговли в порядке, определенном правилами организованных торгов. При этом разнонаправленными заявками являются заявки, содержащие встречные по отношению друг к другу волеизъявления на заключение договора. Договор считается заключенным на организованных торгах в момент фиксации организатором торговли соответствия разнонаправленных заявок друг другу путем внесения записи о заключении соответствующего договора в реестр договоров. При этом составление одного документа, подписанного сторонами, не осуществляется, и простая письменная форма договора считается соблюденной.
В силу пунктов 4, 5 статьи 18 вышеназванного Федерального закона условия договора, заключаемого на организованных торгах, должны содержаться в заявках, правилах организованных торгов, и (или) спецификациях договоров, и (или) правилах клиринга соответствующей клиринговой организации либо определяться в соответствии с указанными документами, а в случаях, предусмотренных правилами организованных торгов, могут содержаться в примерных условиях договоров, утвержденных саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг и зарегистрированных в Банке России. Организатор торговли обязан вести реестр договоров, заключенных на организованных торгах, и предоставлять выписки из реестра договоров о заключенных договорах в соответствии с нормативными актами Банка России.
Учитывая, что Соглашение заключено истцом и ответчиком с целью обеспечения их взаимодействия в соответствии требованиями приложения N 01 к Правилам торгов, указанное соглашение считается заключенным. По своей правовой природе правоотношения сторон, сложившиеся в рамках Соглашения являются взаимоотношениями поставщика и покупателя.
Согласно пункту 9.1 Правил торгов условия договора, заключаемого на Бирже содержаться в Заявках и в Правилах торгов, включая Приложение N 01 "Общие условия договоров поставки, заключаемых в Секции "Нефтепродукты" ЗАО СПбМТСБ", а также в спецификациях биржевого товара.
На основании заключенного Генерального соглашения в рамках Правил проведения организованных торгов в секции "Нефтепродукты" поставщик поставил нефтепродукты в адрес покупателя железнодорожным транспортом.
Пунктом 06.18.1 раздела 06 Приложения N 01 к Правилам торгов установлен срок нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) на станции назначения, который не должен превышать 2-х (двух) суток.
Согласно пункту 06.18.4 Правил торгов отсчет срока нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) начинается с 00 часов 00 минут для следующего за днем прибытия груженой цистерны на станцию назначения, и продолжается до момента отправки порожней цистерны на первоначальную станцию отправления либо на иную станцию, указанную поставщиком. Не полные сутки считаются за полные.
Определение срока нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя), определение даты прибытия груза на станцию назначения и даты отправки порожней цистерны регламентируется пунктами 06.18.2 - 06.18.5 Приложения N 01 к Правилам торгов.
За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязательств по заключенным договорам участник торгов несет ответственность, предусмотренную Правилами Торгов и Правилами Клиринга (пункт 14.7 Правил торгов).
В соответствии с пунктом 18.05 Приложения N 01 к Правилам торгов в случае сверхнормативного использования цистерн на станции назначения покупатель уплачивает поставщику неустойку:
- в размере 1500 руб. за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой цистерны;
- в размере 4700 руб. за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой платформы с 3 (тремя) танк-контейнерами, используемыми для перевозки СУГ;
- или возмещает документально подтвержденные расходы поставщика, понесенные им в связи с уплатой неустойки/расходов организациям, с которыми поставщиком заключены договоры на организацию транспортировки товара покупателя.
Право выбора порядка определения неустойки (фиксированная сумма) или возмещение расходов принадлежит поставщику.
На основании Генерального соглашения ПАО "Газпром нефть" поставило в адрес ООО "ВЭК" товар по железнодорожным накладным, номера которых указаны в расчете исковых требований (т. 12, л.д. 91-94).
Рассмотрев требование истца о взыскании с ответчика убытков за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии в сумме 32319 руб. 79 коп.; убытков за возврат вагонов в технически непригодном состоянии в сумме 8119 руб. 11 коп. суд первой инстанции пришел к следующему.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (часть 2 статьи 15 ГК РФ).
По общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством (часть 1 статьи 15 ГК РФ).
Согласно пункту 2 данной статьи Кодекса по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Вина в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Бремя доказывания своей невиновности в соответствии с пунктом 2 статьи 401 ГК РФ лежит на лице, нарушившем обязательство.
В связи с доставкой груза в вагонах-цистернах ответчик, как грузополучатель был участником грузовых перевозок и его обязательства по указанным перевозкам установлены нормами главы 40 ГК РФ, Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав), иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно пункту 1 статьи 793 ГК РФ, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке, стороны несут ответственность, установленную названым Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Из анализа указанных положений норм права следует, что в случае принятия обязательств по перевозке груза у ответчика возникает обязанность соблюдения установленных требований для данной перевозки, а также возмещение расходов уплаты штрафов в случае несоблюдения этих требований.
Согласно пункту 06.12 Правил торгов порожние цистерны после слива на станции назначения должны соответствовать ГОСТ N 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение". Покупатель обязан обеспечить полный слив нефтепродуктов из железнодорожных цистерн.
Пунктом 06.13 Правил торгов определено, что покупатель возвращает порожние цистерны в срок, предусмотренный пунктом 06.18 настоящего Приложения N 01 к Правилам торгов, в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии по полным перевозочным документам на станцию отправления, указанную в первой транспортной железнодорожной накладной, оформленной на груженый рейс, либо на иную станцию по усмотрению поставщика. Коммерчески пригодными являются опломбированные порожние вагоны, которые очищены от остатков груза и иных продуктов, перевозимых в вагоне ранее, и без загрязнения наружной поверхности котла цистерны, рамы, ходовых частей, знаков надписей и трафаретов на котле, с установленными в транспортное положение деталями сливно-наливной, запорнопредохранительной арматуры, другого оборудования цистерны и плотно закрытыми клапанами и заглушками сливного прибора, с которыми произведены все действия, определенные Приказом МПС от 18.06.2003 N 25.
В соответствии с пунктом 18.10 Правил торгов в случае нарушения покупателем пункта 06.13 настоящего Приложения N 01 к Правилам торгов покупатель обязан по требованию поставщика оплатить неустойку за простой цистерн за время нахождения цистерн под очисткой в размере 2000 руб. за цистерну за каждые сутки нахождения ее под очисткой.
Кроме того, в случае неполного слива нефтепродуктов из цистерн покупатель обязан сверх неустойки, предусмотренной настоящим пунктом, полностью возместить поставщику все причиненные в связи с этим убытки, включая, но не ограничиваясь этим, все расходы по очистке цистерн, оплате аренды цистерн за время нахождения под очисткой, оплате стоимости перевозки до станции нахождения промывочно-пропарочной станции (ППС) и обратно.
Пунктом 06.14 Правил торгов определено, технически исправными являются порожние вагоны, у которых исправны основные узлы и детали, что включает в себя: герметичность и целостность котла, рамы, надежность крепления котла, техническая исправность колесных пар и тормозной системы.
Таким образом, покупатель обязан возместить поставщику все расходы по ремонту и восстановлению поврежденных цистерн.
Как установлено судом первой инстанции, по прибытию вагонов на станцию возврата, при снятии ЗПУ наложенного грузоотправителем порожнего вагона и осмотре, были выявлены технические неисправности. Факты выявления неисправностей зафиксированы в актах общей формы.
В целях доставки товара по Генеральному соглашению в адрес покупателя/грузополучателей покупателя, ПАО "Газпром нефть" на основании договора оказания транспортно-экспедиционных услуг от 04.05.2006 N 3343, заключенного между ООО "Трансойл" (экспедитор) и ПАО "Газпром нефть" (клиент) использовались вагоны экспедитора.
ПАО "Газпром нефть" перед экспедитором имеет обязательства по возврату вагонов в коммерчески пригодном и технически исправном состоянии, закрепленные условиями договора транспортно-экспедиционных услуг, и несет ответственность за их нарушение.
В связи с возвратом цистерн в коммерчески непригодном состоянии в адрес ПАО "Газпром нефть" экспедитором ООО "Трансойл" предъявлены следующие претензии: 340-2018-01.18-КНП от 04.05.2018, 1147/2018/09.18/КНП от 10.12.2018, 453/2019/11.18/КНП от 08.05.2019.
В связи с возвратом цистерн в коммерчески непригодном состоянии в адрес ответчика предъявлены претензии исх. N ГПН-Л-01/05/13873 от 11.12.2019 на сумму 11121 руб. 07 коп., N ГПН-Л-01/05/003733 от 07.04.2020 на сумму 14015 руб. 73 коп., N ГПН-Л-01/05/004782 от 29.04.2020 на сумму 13182 руб. 99 коп.
В связи с возвратом цистерн в технически неисправном состоянии в адрес ПАО "Газпром нефть" экспедитором ООО "Трансойл" предъявлена претензия исх. N 1131/2018/08.18/ТН от 07.12.2018.
В связи с возвратом цистерн в технически неисправном состоянии в адрес ответчика предъявлена претензия исх. N ГПН-Л-01/05/002914 от 18.03.2020.
В соответствии с Правилами торгов на Бирже покупатель обязан возместить поставщику все расходы по ремонту и восстановлению поврежденных цистерн, понесенных вследствие нарушения правил выгрузки/слива товара, приведшего к повреждению цистерн, а также расходы на транспортировку поврежденных цистерн к месту ремонта и с места ремонта на станцию приписки.
В соответствии с пунктом 15.11 Правил биржи, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору, стороны возмещают друг другу причиненные этим убытки в части, непокрытой неустойкой, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Штрафные санкции (неустойки) и/или суммы возмещения убытков считаются предъявленными с момента направления стороной соответствующих письменных требований (претензий) другой стороне (пункт 15.12 Правил биржи).
В соответствии со статьей 44 Устава после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи грузополучателем (получателем) или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов.
Согласно пункту 20 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10.04.2013 N 119 (далее - Правила N 119), перечень опасных грузов, в том числе наливных, после выгрузки которых требуется очистка, промывка, пропарка и дезинфекция вагонов и контейнеров, определяется Правилами перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов и Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 25 (далее - Правила N 25).
Моторный бензин, топливо дизельное, мазут топочный, топливо авиационное для турбинных двигателей и топливо дизельное относятся к опасным грузам, после которых требуется очистка, промывка, пропарка и дезинфекция вагонов (приложение N 1 к Правилам N 25).
Исходя из положений пунктов 2, 4, 11 Правил N 119, при обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов.
Так как в данном случае выгрузку груза обеспечивал ответчик, у него в силу статьи 44 Устава возникло обязательство по очистке цистерн, в которых прибыл адресованный ему груз.
Согласно пункту 3.3.9 Правил N 25 после слива (выгрузки) груза из вагонацистерны, вагона бункерного типа грузополучатель обязан полностью очистить котел (бункер) от остатков груза, грязи, льда, шлама, установить в транспортное положение детали сливоналивной, запорно-предохранительной арматуры, другого оборудования вагона-цистерны, плотно закрыть клапаны и заглушки сливного прибора, опломбировать порожний вагон-цистерну.
Снятие запорно-пломбировочных устройств или закруток с прибывших под погрузку вагонов (цистерн) и определение их пригодности в коммерческом отношении производится грузоотправителями или перевозчиком в зависимости от того, кем обеспечивалась погрузка (статья 20 Устава, пункт 1.6 Правил пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от17.06.2003 N 24).
В настоящем деле, после выгрузки ответчиком вагоны-цистерны в порожнем состоянии отправлены под погрузку по железнодорожным накладным на станцию в адрес грузоотправителя, уполномоченными представителями которого при проведении осмотра вагонов-цистерн в пункте назначения после снятия с них исправных запорнопломбировочных устройств в котлах цистерн были механические примеси, а также неисправности.
Факты коммерческой непригодности и технической неисправности вагонов зафиксированы в актах общей формы ГУ-23 N N 531 от 10.01.2018, 1760 от 30.08.2018, 554 от 15.09.2018, 655 от 09.11.2018, подписаны представителями Новосибирского филиала АО "ПГК" и владельцем подвижного состава ООО "Трансойл", в отношении претензий исх. NN ГПН-Л-01/05/13873 от 11.12.2019, ГПН-Л-01/05/003733 от 07.04.2020, ГПН-Л-01 /05/004782 от 29.04.2020, ГПН-Л-01/05/002914 от 18.03.2020.
Судом первой инстанции обоснованно указано на то, что после слива продукта, наложив ЗПУ перед отправкой порожнего вагона, именно ответчик несет полную ответственность за техническую и коммерческую часть внутри котла цистерны/вагона.
В соответствии с Правилами торгов Биржи ответчик отвечает за действия своих грузополучателей перед поставщиком за возврат вагонов в коммерчески непригодном и технически неисправном состоянии.
При этом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ ответчик (грузополучатель) не представил в материалы дела доказательства очистки спорных цистерн после выгрузки опасного груза или об отсутствии его вины в выявленных недостатках и неисправностях.
При таком нормативном регулировании и таких обстоятельствах документально подтвержденные расходы, понесенные истцом на пропарку и ремонт цистерн, являются убытками и подлежат возмещению за счет ответчика.
В рассматриваемом случае выявленные нарушения, а именно: возврат вагонов в коммерчески непригодном и технически неисправном состоянии, зафиксированы в актах, составленных в соответствии с действующими Правилами перевозок грузов.
Факт принадлежности спорных вагонов-цистерн истцу и факт несения им расходов на пропарку и ремонт цистерн подтвержден материалами дела. Ответчиком данное обстоятельство не оспорено и надлежащими доказательствами не опровергнуто.
Апелляционный суд, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, полагая обоснованной оценку судом возражений ответчика, исходившего из следующего.
Довод ответчика о недопустимости актов общей формы в качестве доказательств по делу, подтверждающих возврат вагонов в коммерчески непригодном и технически неисправном состоянии, ввиду отсутствия в них подписи перевозчика, либо отказа перевозчика от подписи, по мнению суда не обоснован в силу следующего.
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческим актами, актами общей формы и иными актами (статья 119 Федерального закона от 10.01.2013 N 18-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации").
Согласно подпунктам 7, 15 пункта 3.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (ред. от 03.10.2011) (далее - Приказ N 45) акт общей формы составляется на станциях для удостоверения повреждения вагона, не очистки вагонов, контейнеров от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя (кроме случаев обнаружения в цистернах и бункерных полувагонах недолитых остатков груза в пунктах налива или на промыво-пропарочных станциях).
Согласно пункту 3.5 Приказа N 45 акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
По смыслу пункта 3.5 Приказа N 45 акт общей формы считается составленным надлежащим образом, если он подписан не менее чем двумя лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для составления такого акта.
Действующим законодательством не предусмотрено участие перевозчика, не являющегося владельцем подвижного состава или не обеспечивающего погрузку груза, равно как и грузополучателя (отправителя порожнего вагона крытого типа) в снятии установленных запорно-пломбировочных устройств/закруток с прибывших под погрузку вагонов-цистерн, в проведении коммерческого осмотра цистерн (изнутри), в удостоверении их пригодности или непригодности в коммерческом отношении.
В силу положений части 8 статьи 20 Устава, подпункта 8 пункта 3.1, пункта 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (действовавших в спорный период), пункта 3.2 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, пункта 81 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 07.12.2016 N 374 (далее - Правила N 374), акты общей формы составляются перевозчиком в случае обнаружения технической неисправности вагонов перед погрузкой, подачи перевозчиком неочищенных вагонов под погрузку средствами отправителя, неочистки вагонов открытого типа при приемке их в порожнем состоянии от грузополучателя непосредственно на станции выгрузки и после выгрузки груза, неочистки вагонов крытого типа на станции назначения по прибытию грузоотправителю, если погрузка грузов и определение коммерческой пригодности и снятие пломб обеспечивалось перевозчиком.
Согласно условиям Регламента взаимодействия при осмотре вагонов под налив правом снятия запорно-пломбировочных устройств, осмотра чистоты котла и определения годности цистерн в коммерческом отношении, составления акта коммерческого осмотра обладают оператор парка прибытия промывочно-пропарочной станции и уполномоченные представители грузоотправителя.
Представленные истцом акты общей формы от 10.01.2018 N 531, от 30.08.2018 N 1760, от 15.09.2018 N 554, от 09.11.2018 N 655 считаются составленными надлежащим образом, поскольку подписаны уполномоченными лицами, обнаружившими допущенные грузополучателем нарушения и участвующими в удостоверении коммерческой непригодности цистерн, а именно: работниками промывочно-пропарочной станции и работниками представителей грузоотправителя. При этом указанные акты содержат все сведения, необходимые для удостоверения обстоятельств, вызванных их составлением, а достоверность содержания актов не опровергнута ответчиком.
Отсутствие в актах общей формы от 10.01.2018 N 531, от 30.08.2018 N 1760, от 15.09.2018 N 554, от 09.11.2018 N 655 подписи перевозчика не является недостатком актов, поскольку в них содержится отметка о том, что перевозчик от подписи актов отказался, соответственно представленные в материалы дела акты общей формы согласно статье 71 АПК РФ отвечают требованиям относимости, допустимости и достоверности.
Кроме того, отклоняя доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд отмечает следующее.
В силу прямого указания Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06 2003 N 45 (ред. от 03.10.2011) для фиксации факта коммерческой непригодности/технической неисправности вагона допустимо составление акта общей формы ГУ-23.
Представленные в материалах дела акты общей формы N ГУ-23, акты ВУ-19, дефектные ведомости ВУ22, железнодорожные накладные, акты выполненных работ, счета-фактуры, а также платежные поручения, подтверждают факт наличия технической неисправности и коммерческой непригодности вагонов, а также несения истцом расходов по их устранению.
Акты общей формы (ГУ-23), подтверждают фиксацию возврата ответчиком вагонов в коммерчески непригодном и технически неисправном состоянии.
В соответствии с п. 8.1 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом" акт о недосливе ГУ-7а составляется только в двух случаях: сверхнормативный остаток груза обнаружен в пунктах налива; сверхнормативный остаток груза обнаружен на промывочно-пропарочной станции.
Акты общей формы ГУ-23 N N 554/09/18, 554/09/18/1, 655/11/18, 655/11/18/1, 531/01/18 составлены на ст. Комбинатская Зап.-Сиб. ж.д., код станции 83150.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ОАО "РЖД", станция Комбинатская Западно-Сибирской ж.д., код станции 83150 является грузовой станцией, а не промывочно-пропарочной станцией, либо пунктом налива, соответственно, в силу п.8.1 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом" оформление акта о недосливе по форме ГУ-7А не требовалось.
Более того, согласно п. 3.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом" (в настоящее время утратил силу), утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (ред. от 03.10.2011) акт общей формы (форма ГУ-23) составляется на станциях для удостоверения неочистки вагонов, контейнеров от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя (кроме случаев обнаружения в цистернах и бункерных полувагонах недоелитых остатков груза в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях).
В связи с выявлением коммерческой непригодности (наличие постороннего предмета, механической примеси, льда под клапаном), неочистки после выгрузки на грузовой станции Комбинатская, правомерно были составлены акты общей формы ГУ-23 (N N 554/09/18, 554/09/18/1, 655/11/18, 655/11/18/1, 531/01/18), а не акты о недосливе формы ГУ-7а.
Акт ГУ-7а в данном случае надлежало составлять только в том случае, если ст. Комбинатская была бы промывочно-пропарочной станцией или пунктом налива, иного не следует из буквального толкования пунктов 3.1 8.1 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом".
Таким образом, в силу прямого указания Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом" (в настоящее время утратил силу), утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (ред. от 03.10.2011) для фиксации факта коммерческой непригодности/технической неисправности вагона допустимо составление акта общей формы ГУ-23.
Актами общей формы, представленными в материалы дела, удостоверены факты прибытия вагонов после перевозки грузов ответчика с установленными на них исправными ЗПУ, исключающими доступ внутрь котла, остатки с мехпримесью, лед под клапаном, что подтверждает факт неочистки.
Обязанность по очистке и ответственность за некачественную очистку вагонов от остатков всех грузов лежит на ответчике, если выгрузка груза осуществлялась его средствами, следовательно, ответчик (грузополучатель) обязан был возвратить разгруженные вагоны очищенными от остатков перевозимого в них груза и исправными.
Факт того, что цистерны до направления ее ответчику находились в технически исправном состоянии, следует из того, что перевозчик (ОАО "РЖД") принял груженые цистерны к перевозке, что следует из Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума.
После слива продукта, наложив ЗПУ перед отправкой порожних цистерн, именно ответчик несет полную ответственность за техническую часть цистерны.
Ответчик в свою очередь не доказал, что неисправности существовали в момент прибытия груженых цистерн или возникли после передачи их железной дороге после выгрузки, следовательно, считается ответственным за данные неисправности.
Также апелляционный суд обращает внимание на то, что пунктом 1.6 Правил пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС РФ от 17.06.2003 N 24, после выгрузки грузов из вагонов, предусмотрено, что пломбирование ЗПУ осуществляется грузополучателем.
В силу п. 23.6 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом (утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 28) предусмотрено, что прием к перевозке собственного порожнего вагона крытого типа, в том числе опломбированного с наложением ЗПУ или закруток установленного типа, производится перевозчиком путем проведения визуального осмотра и деталей.
Следовательно, технические неисправности вагонов (неисправности внутри котла) и коммерческая непригодность не могли быть выявлены перевозчиком ни при приеме вагона к перевозке, ни в пути следования.
Указанные неисправности могут выявиться только при снятии ЗПУ и открытии цистерны. Доступ к данным деталям, при условии исправности ЗПУ, имеет только грузополучатель при сливе цистерны.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта возврата вагонов в коммерчески непригодном и технически неисправном состоянии. Ответчиком данный вывод надлежащими доказательствами не опровергнут.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что размер убытков понесенных истцом в связи с возвратом вагонов в коммерчески не пригодном состоянии в сумме 32319 руб. 79 коп., а также размер убытков, понесенных истцом в связи с возвратом вагонов в технически неисправном состоянии в сумме 8119 руб. 11 коп. доказан, документально подтвержден и обоснованно заявлен к взысканию.
Рассмотрев требование истца о взыскании с ответчика штрафа за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии в размере 6000 руб. суд первой инстанции пришел к следующему.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Статьей 12 ГК РФ установлено, что взыскание неустойки (пени) является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
Пунктом 15.07 Правил торгов определено, что в случае, если при осмотре порожней цистерны на станции налива, прибывшей после выгрузки, поставщик выявляет нижеуказанные нарушения Правил перевозок грузов: не закрыт клапан нижнего сливного прибора; отсутствие ЗПУ; наличие посторонних предметов в котле (использованные ЗПУ, металлические предметы, мусор, остатки ранее перевозимого груза); наличие использованных ЗПУ в количестве 2 штук и более на котле, то покупатель оплачивает поставщику неустойку в размере 2000 руб. за каждую цистерну, в отношении которой допущено нарушение. При этом в подтверждение указанных в настоящем пункте нарушений, поставщик предъявляет покупателю оформленные на каждую цистерну акт и копию транспортной железнодорожной накладной на перевозку порожней цистерны.
Как следует из расчета истца, штраф за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии рассчитан в сумме 6000 руб.
Расчет истца судом проверен, признан арифметически верным.
С учетом вывода о доказанности факта возврата вагонов в коммерчески непригодном состоянии, суд первой инстанции признал правомерным начисление ответчику штрафа в сумме 6000 руб. за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии.
Апелляционный суд, поддерживая данный вывод суда первой инстанции и отклоняя довод апелляционной жалобы, исходит из следующего.
Согласно п. 06.12 Правил торгов порожние цистерны после слива на станции назначения должны соответствовать ГОСТ N 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение". Покупатель обязан обеспечить полный слив нефтепродуктов из железнодорожных цистерн.
Пунктом 06.13 торгов определено, что Покупатель возвращает порожние цистерны в срок, предусмотренный пунктом 06.18 настоящего Приложения N 01 к Правилам торгов, в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии по полным перевозочным документам на станцию отправления, указанную в первой транспортной железнодорожной накладной, оформленной на гружёный рейс, либо на иную станцию по усмотрению Поставщика. Коммерчески пригодными являются опломбированные порожние вагоны, которые очищены от остатков груза и иных продуктов, перевозимых в вагоне ранее, и без загрязнения наружной поверхности котла цистерны, рамы, ходовых частей, знаков надписей и трафаретов на котле, с установленными в транспортное положение деталями сливно-наливной, запорно-предохранительной арматуры, другого оборудования цистерны и плотно закрытыми клапанами и заглушками сливного прибора, с которыми произведены все действия, определенные Приказом МПС N25 от 18.06.2003 года.
В соответствии с п. 18.10. Правил торгов в случае нарушения Покупателем пункта 06.13 настоящего Приложения N 01 к Правилам торгов Покупатель обязан по требованию Поставщика оплатить неустойку за простой цистерн за время нахождения цистерн под очисткой в размере 2 000 (Две тысячи) рублей за цистерну за каждые сутки нахождения её под очисткой.
Верховный Суд РФ в пункте 12 постановления Пленума от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Таким образом, по общему правилу, убытки являются универсальной мерой гражданско-правовой ответственности и для взыскания убытков на основании статьи 15 ГК РФ лицо, требующее их возмещения, должно представить доказательства, подтверждающие нарушение ответчиком принятых по договору обязательств, причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, а также наличие и размер понесенных убытков.
В силу статьи 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд полагает правомерным решение суда первой инстанции в обжалуемой части, признавшим подлежащими удовлетворению требования истца в части: 6000 руб. - штраф за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии, 32319 руб. 79 коп. - убытки за возврат в коммерчески непригодном состоянии, 8119 руб. 11 коп. - убытки за возврат вагонов в технически неисправном состоянии.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 декабря 2021 года по делу N А19-22389/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-22389/2020
Истец: ПАО "Газпром нефть"
Ответчик: ООО "Витимская энергетическая компания"
Третье лицо: ООО "Трансойл", 4ААС