г. Москва |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А40-178639/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи Свиридова В.А.,
Рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ООО "БелТаможВилия" на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.12.2021, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-178639/21 (130-1231)
по заявлению ООО "БелТаможВилия"
к Московской областной таможне
о признании недействительным постановления,
Без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "БелТаможВилия" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Московской областной таможни от 20.07.2021 N 10013000-000960/2021 о привлечении к административной ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.12.2021, принятым в порядке упрощенного производства по правилам гл. 29 АПК РФ, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами, изложенными в решении суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, поскольку считает его незаконным, полагает, что судом не полностью исследованы материалы дела, по основаниям, изложенным в жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В соответствии с ч.1 ст.272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, а также доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, пришел к выводу, что оснований для отмены (изменения) принятого по делу судебного акта не имеется.
Постановлением Московской областной таможни от 20.07.2021 N 10013000-000960/2021 Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ с наложением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Рассмотрев спор повторно, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя, исходя из следующего.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд апелляционной инстанции считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, апелляционным судом не установлено.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.
В соответствии ст. 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Диспозицией ст. 16.3 КоАП России определена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств-членов ЕАЭС, решениями ЕАЭС, нормативно-правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию.
Объектом данного административного правонарушения является установленный порядок ввоза и таможенного декларирования товаров. Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в несоблюдении запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, установленных действующим законодательством.
Субъектом административного правонарушения является юридическое лицо, выступающее в качестве декларанта осуществившее ввоз товаров и совершившее таможенную операцию для выпуска товаров, находящихся под таможенным контролем.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 13.02.2021 в регион деятельности таможенного поста Красная Горка Смоленской таможни с территории Республики Беларусь прибыл товар "цветочная продукция иностранного происхождения" на транспортном средстве с регистрационными номерами К472РТ799/АЕ765740 по товаросопроводительным документам: транзитная декларация N 11209103/110221/0136224, CMR N ISF0152JSF0153 от 12.02.2021, инвойс N ISF0152ISF0153 от 12.02.2021, акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) N 671530130221009, товарно-транспортная накладная N1053935 от 12.02.2021.
Так, согласно инвойсу и акту фитосанитарного контроля перемещаются цветы различных наименований, зелень для составления букетов, луковицы, весом нетто 11 842, 00 кг, весом брутто 13 101, 00 кг, стоимостью 25 813,14 долларов США, страны происхождения товара: Коста-Рика, Колумбия, Израиль, Кения, США, Эквадор, Нидерланды.
В соответствии со ст.328 ТК ЕАЭС таможенным органом принято решение о проведении таможенного контроля после выпуска товаров в форме таможенного досмотра. В связи с этим сотрудниками ОКБ ОТ СТКПВТ Смоленской таможни данное транспортное средство направлено в зону таможенного контроля Ленинградского таможенного поста Московской областной таможни.
Однако, документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС на часть товара, который не задекларирован.
Данный товар, согласно представленным товаросопроводительным документам, оформлен на территории Республики Беларусь по ДТ N 06650/120221/0003778.
В ходе осуществления таможенного контроля после выпуска товаров установлено, что получателем груза на территории РФ является ООО "БиоПромТорг", которое в целях подтверждения факта декларирования указанной продукции по средствам электронных каналов связи предоставило копию декларации на товары N 06650/120221/0003778, сведения о которой указаны в товаросопроводительных документах на данный груз.
12.02.2021 ООО "БелТаможВилия" в ПТО Минск-Белтаможсервис-2 Минской Региональной таможни подана ДТ под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" (ИМ 40), в которой к таможенному оформлению заявлены товары, а именно: "цветочная продукция в ассортименте..." всего 83 товара, в количестве 568 мест, 11 842,00 кг, вес брутто 13 101, 00 кг, стоимостью 19 847,43 долларов США, страны происхождения - разные.
Согласно п.8 ст.111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
25.02.2021 в целях проверки соблюдения действующего таможенного законодательства ЕАЭС при декларировании товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, на основании поручения на таможенный досмотр N 10013000/229/160221/Р000027 принято решение о проведении таможенного досмотра товаров, результаты которого отражены в акте таможенного досмотра (далее - АТД) N 10013000/229/250221/А000027 при естественном и искусственном освещении в светлое время суток, в крытом помещении склада СВХ ООО "Автологистика", в соответствии с поручением на таможенный досмотр, произведен 100 % досмотр товара, с полным взвешиванием, пересчетом.
Визуально, согласно маркировок, а также со слов представителя груз представляет собой "цветочную продукцию" страны происхождения которой: Коста-Рика, Колумбия, Израиль, Кения, США, Эквадор, Нидерланды. До начала досмотра, согласно визуальному осмотру, транспортное средство находилось под средствами таможенной идентификации (пломбы ФТС России N 8173596, N 4375322). Средства таможенной идентификации удалены при проведении таможенного досмотра.
В результате таможенного досмотра представленного груза, было установлено, что товар представляет собой "различные свежесрезанные цветы, с бутонами различных цветов (красные, белые, розовые, оранжевые, жёлтые, а также различные оттенки и сочетания этих цветов), находящиеся в букетах по 1, 5, 10, 20, 25 и 30 штук, зелень свежесрезанная находящаяся в связках, луковицы, тюльпаны и лилии, находящиеся в пластиковых ящиках, россыпью, с питательным грунтом и без. Букеты и связки с товаром упакованы в бумажные и/или полимерные упаковки". Упаковки с цветами загружены в разные картонные коробки, изготовленные из многослойного картона. Коробки уложены на деревянных паллетах. Всего к таможенному досмотру представлено 538 грузовых мест (картонные коробки). На коробках присутствуют маркировки с указанием стран происхождения товара, наименования цветов/зелени/растений и их количества в каждом грузовом месте. Информация о производителе на маркировках отсутствует.
В результате сопоставления сведений фактически обнаруженного товара со сведениями, заявленными в ДТ и товаросопроводительных документах, установлено, что фактически обнаруженное количество цветов превышает заявленное в ДТ и товаросопроводительных документах, а именно: 1. Товар N 1 - "роза", длина стебля 40 см - больше на 49 шт. (в ДТ - 15 шт., в АТД - 64 шт.); 2. Товар N 3 - "роза", длина стебля 60 см - больше на 115 шт. (в ДТ - 1915 шт., в АТД - 2030 шт.); 3. Товар N 8 -"роза", длина стебля 30 см - больше на 25 шт. (в ДТ - 400 шт., в АТД - 425 шт.); 4. Товар N 10 - "роза", длина стебля 50 см - больше на 195 шт. (в ДТ - 5510 шт., в АТД -5705 шт.); 5. Товар N 11 - "роза", длина стебля 60 см - больше на 285 шт. (в ДТ - 18090 шт., в АТД - 18375 шт.); 6. Товар N 14 - "роза", длина стебля 90 см - больше на 500 шт. (в ДТ - 15575 шт., в АТД - 16075 шт.); 7. Товар N 15 - "роза", длина стебля 100 см -больше на 350 шт. (в ДТ - 3825 шт., в АТД - 4175 шт.); 8. Товар N 17 - "роза", длина стебля 120 см - больше на 250 шт. (в ДТ - 250 шт., в АТД - 500 шт.); 9. Товар N 78 -"эрингиум", свежий срез - больше на 10 шт. (в ДТ - 70 шт., в АТД - 80 шт.).
Кроме этого, в ходе таможенного досмотра обнаружен 1 товар, сведения о котором отсутствуют в декларации на товары, а именно: "роза", длина стебля 80 см - 100 шт.
Соответственно, представленный документ, а именно, акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора), не распространяет свое действие на товары, не задекларированные в ДТ N 06650/120221/0003778.
В соответствии с пунктами 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
К "запретам и ограничениям" в соответствии с подпунктом 10) пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС относятся меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор) Ветеринарно-санитарный, карантинный фитосанитарный, санитарно-эпидемиологический, радиационный и другие виды государственного контроля (надзора) при перемещении товаров через таможенную границу Союза осуществляются и оформляются в соответствии с настоящим Договором или принятыми в соответствии с ним актами Комиссии или нормативными правовыми актами государств-членов либо в соответствии с законодательством государств-членов. Договором о Евразийском экономическом союзе утверждены:
- раздел XI Санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры;
Протокол о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (Приложение N 12).
В соответствии со ст. 59 Раздела XI карантинные фитосанитарные меры:
Карантинные фитосанитарные меры применяются в отношении продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Союза и на таможенной территории Союза, карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов Союза, а также подкарантинных объектов.
Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на таможенной территории Союза и таможенной границе Союза осуществляется в отношении продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции, карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов Союза, а также подкарантинных объектов.
Перечень подкарантинной продукции, единый перечень карантинных объектов Союза и единые карантинные фитосанитарные требования утверждаются Комиссией. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 "Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе" утверждены:
Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Перечень подкарантинной продукции);
Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза (далее -Положение).
В соответствии с пунктом 3.1 Положения карантинному фитосанитарному контролю (надзору) подлежит каждая ввозимая на таможенную территорию Евразийского экономического союза партия подкарантинной продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции.
Согласно пункта 2 раздела I. Общие положения Протокола о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (Приложение N 12) Договора, с пунктом 2.1. Положения: "фитосанитарный сертификат" - документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) и выдаваемый уполномоченным органом по карантину растений страны-экспортера (реэкспортера) по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений от 6 декабря 1951 года, и удостоверяющий, что подкарантинная продукция (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) соответствует фитосанитарным требованиям страны-импортера.
В соответствии с пунктом 3.3 Положения карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе осуществляется в целях проверки соответствия ввозимой подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям государства-члена, на территории которого расположено место завершения таможенного оформления.
Согласно пункту 3.5 Положения первичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе предусматривает проведение следующих контрольных мероприятий:
документарная проверка;
осмотр транспортных средств;
осмотр или досмотр подкарантинной продукции - в отношении подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, выборочно, с учетом системы управления фитосанитарным риском;
досмотр подкарантинной продукции - после проведения обеззараживания подкарантинной продукции, если решение об обеззараживании подкарантинной продукции было принято должностным лицом уполномоченного органа по результатам ее осмотра или досмотра.
В соответствии с пунктом 4.1.1 Положения в целях проведения документарной проверки должностному лицу уполномоченного органа должны быть представлены:
коммерческие и транспортные (перевозочные) документы на ввозимую партию подкарантинной продукции;
фитосанитарный сертификат на ввозимую партию подкарантинной продукции (с переводом при необходимости на государственный язык государства-члена, должностному лицу уполномоченного органа которого он представляется) - в случае ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, если иное не предусмотрено пунктом 7.1 настоящего Положения;
Согласно пункту 4.1.4 Положения должностное лицо уполномоченного органа проверяет представленный фитосанитарный сертификат и принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска или ее помещения под таможенную процедуру таможенного транзита в следующих случаях:
сведения, содержащиеся в фитосанитарном сертификате, не соответствуют информации в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах;
наличия достоверной информации о том, что фактическое количество подкарантинной продукции в партии подкарантинной продукции на десять и более процентов превышает количество, указанное в фитосанитарном сертификате;
фитосанитарный сертификат является поддельным или недействительным;
фитосанитарный сертификат не подтверждает соответствие партии подкарантинной продукции предъявляемым карантинным фитосанитарным требованиям.
В соответствии с пунктом 4.1.9. Положения в случаях, когда по результатам документарной проверки должностное лицо уполномоченного органа принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции, или помещения партии подкарантинной продукции под таможенную процедуру таможенного транзита, подкарантинная продукция подлежит возврату или уничтожению за счет собственника продукции.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии N 157 от 30.11.2016 утверждены Единые карантинные фитосанитарные требования, предъявляемые к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Единые карантинные фитосанитарные требования).
В соответствие с п.1 ст.7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Соблюдение запретов и ограничений контролируется как на этапе пересечения таможенной границы, так и при помещении товаров под таможенные процедуры.
В соответствии с п.1 ст.12 ТК ЕАЭС товары, прибывшие на таможенную территорию Союза, которые в соответствии с установленными запретами и ограничениями не подлежат ввозу на таможенную территорию Союза, должны быть незамедлительно вывезены с таможенной территории Союза, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов.
04.03.2021 по данному факту должностным лицом ОКВОТ СТКПВТ МОТ вынесено определение о возбуждении дела об АП N 10013000-000960/2021 в отношении ООО "БелТаможВилия" по ст. 16.3 КоАП России.
26.03.2021 в адрес ООО "БелТаможВилия" направлено письмо с целью уведомления о явке для опроса руководителя ООО "БелТаможВилия" в качестве лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП по существу дела об АП, согласно полученному ответу от 30.04.2021 следует, что товар, задекларированный в ДТ N 06650/120221/0003778 (CMR NISF0152 и NISF0153), получен ООО "БелТаможВилия" в рамках контракта N 05/19-1 от 26.12.2019, заключенного с компанией KAYMAN GIDA PAZARLAMA SANAYI TICARET LIMITED SIRKETI (Турция) на условиях DAP Минск (Инкотермс 2010). Загрузка товаров в транспортное средство и оформление товаросопроводительных документов на его поставку в адрес ООО "БелТаможВилия" осуществлялась производителем (отправителем) товара и без участия представителей покупателя товара. В ДТ N06650/120221/0003778 поименованны только те товары, которые заказывались ООО "БелТаможВилия" и были согласованы с покупателем. Товары были проданы ООО "БиоПромТорг" в том количестве, которое было ввезено на таможенную территорию. Таможенные процедуры в отношении товаров осуществлялись строго в соответствии с требованиями ТК ЕАЭС. К иным товарам, обнаруженным в регионе деятельности Московской областной таможни, ООО "БелТаможВилия" отношения не имеет, поскольку данные товары не заказывались и не оплачивались ООО "БелТаможВилия". Со стороны ООО "БелТаможВилия" поставка осуществлялась на условиях FCA Минск (Инкотермс 2010) в рамках договора N 02/21-Д/Э 12.01.2021 заключенного с ООО "БиоПромТорг". В соответствии с условиями договора, прием товара по количеству, ассортименту, качеству, производится представителем покупателя или перевозчиком в момент его получения посредством подписания акта приема-передачи товара уполномоченными лицами продавца и покупателя, либо перевозчика. С компанией-перевозчиком ООО "БелТаможВилия" в договорных отношениях не состоит. Таким образом, ООО "БелТаможВилия" вину в совершениии административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП России, не признает.
26.03.2021 в отдел торговых ограничений и экспортного контроля (далее - ОТОиЭК) МОТ направлен запрос с целью установления запретов и ограничений, распространяющихся на товары, явившиеся предметом АП, по ДТ N 06650/120221/0003778 согласно ответу, полученному 30.03.2021 следует, что товары, задекларированные по ТД N 11209103/110221/0136224, и поименованные в записке, соотносятся с товарами, поименованными в списке I. "Подкарантинная продукция (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) с высоким фитосанитарным риском" Перечня подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 N 318 "Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе". В соответствии с п.6 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 N 157 "Об утверждении Единых карантинных фитосанитарных требований, предъявляемых к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза", ввоз на таможенную территорию Союза и перемещение по таможенной территории Союза подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска осуществляются в сопровождении фитосанитарного сертификата, выданного уполномоченным органом по карантину растений страны-экспортера и (или) страны-реэкспортера.
14.05.2021 в качестве свидетеля по делу об АП опрошен главный государственный таможенный инспектор ОКВОТ СТКПВТ МОТ Виталий Алексеевич Сонькин (личность установлена в отделе кадров МОТ, тел.: 8 499 720 86 27), который полностью подтвердил все вышеизложенные обстоятельства, на основании которых в действиях ООО "БелТаможВилия" выявлены достаточные данные, указывающие на наличие события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.16.3 КоАП России, в связи с чем, 04.03.2021 было возбуждено дело об АП N 10013000-000960/2021.
31.05.2021 в ОАР МОТ поступило письмо Минской региональной таможни от 17.05.2021 N 03-1/17344 согласно которому, в соответствии с декларацией на товары N06650/120221/0003778 товары помещены в Республике Беларусь под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Таким образом, товары по основаниям подпункта 47 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Союза являются товарами Союза, а также, что товары "цветочная продукция" были приобретены ООО "БелТаможВилия" у компании KAYMAN GIDA PAZARLAMA SANAYI TICARET LIMITED SIRKETI и после завершения всех необходимых операций таможенного контроля - реализованы ООО "Биопромторг" (Российская Федерация). Отправителем товаров. выступала компания Artex AG (Seestrasse 12, 8806 BachSZ, Switzerland). Письмо приобщено к материалам дела об АП.
На основании п. 8 ст.111 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) с момента регистрации таможенная декларация становиться документом, свидетельствующим о фактах имеющих юридическое значение.
В соответствии п/п.7 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС декларант лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
На основании п/п.8 п.1 ст.106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении условий помещения товаров под таможенную процедуру.
В соответствии с п/п. 3 п. 1 ст. 135 ТК ЕАЭС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является соблюдение запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 настоящего кодекса.
Согласно п.п.7 п.1 ст.7 ТК ЕАЭС декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Согласно п/п. 5 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС под вывозом товаров с таможенной территории Союза понимается совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач, включая пересечение таможенной границы Союза.
В соответствии со ст.104 ТК ЕАЭС "Общие положения о таможенном декларировании товаров": товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме.
Статьей 105 ТК ЕАЭС "Декларация на товары" определено, что декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - при таможенном декларировании припасов.
Статья 106 ТК ЕАЭС определяет, что декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. В соответствии с п.4 ч.1 ст. 106 ТК ЕАЭС в ДТ указываются следующие сведения о товарах: наименование; описание; количество, вес товара, таможенная стоимость товара.
К сведениям, подлежащим указанию в декларации на товары, среди прочего, являются: о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС (п.п. 4, 7 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС).
В соответствии со ст.84 ТК ЕАЭС декларант вправе, в том числе, осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции. При этом декларант обязан: 1) произвести таможенное декларирование товаров; 2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; 3) предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа; 4) уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с ТК ЕАЭС; 5) соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС; 6) выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.
Согласно п.3 ст.84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных п.2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Согласно ст.140 ТК ЕАЭС одним из условий помещения под таможенную процедуру экспорта является соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.4 ст.128 ТК ЕАЭС, при помещении товаров под таможенную процедуру обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.
Согласно с п. 2 ст. 7 ТК ЕАЭС соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.
В соответствии с п.п. 10 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и законодательством государств-членов.
Статьей 16.3 КоАП России "Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации" предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Необходимость выполнения тех или иных обязанностей в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которого любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. ООО "БелТаможВилия", должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которые необходимы для строгого соблюдения требований закона.
Однако, как видно из материалов дела, ООО "БелТаможВилия" не выполнило требований законодательства по соблюдению запретов и ограничений.
ООО "БелТаможВилия" могло воспользоваться своими правами, предусмотренными статьей 84 ТК ЕАЭС, и перед подачей ДТ могло обратиться в таможенный орган за получением квалифицированной консультации по вопросу установленных запретов и ограничений в отношении указанного товара, тем самым, избежав наступления вредных последствий и предотвратив совершение административного правонарушения выраженного в несоблюдении установленных запретов ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП России.
Материалами дела подтверждается, что ООО "БелТаможВилия", имея правовые основания и реальную возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению установленных законодательством Российской Федерации и ЕАЭС требований, тем не менее, не выполнило указанные обязанности. Более того, ООО "БелТаможВилия" могло проявить определенную степень заботливости и предусмотрительности, и тем самым принять все меры для соблюдения действующего таможенного законодательства.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении АП, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выполнение тех или иных обязанностей в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Вина ООО "БелТаможВилия" состоит в отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих выполнению лицом своих обязанностей, отсутствии факта реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, то есть лицо было обязано, имело и правовую, и реальную возможность эту обязанность выполнить, но не приняло всех зависящих от него мер к ее выполнению.
Дата совершения административного правонарушения - 12.02.2021.
Место совершения административного правонарушения - Минская региональная таможня (220007, Республика Беларусь, г. Минск, Могилевская ул., 43).
Место обнаружения административного правонарушения - Ленинградский таможенный пост Московской областной таможни.
12.02.2021 ООО "БелТаможВилия" (222412, Республика Беларусь, Минская область, Вилейский район, г.Вилейка, ул.Шубина, д.103) при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС и подаче ДТ N 06650/120221/0003778, в отношении товаров не соблюдено установленное Решением Совета Евразийской экономической комиссии N157 от 30.11.2016 единые карантинные фитосанитарные требования, что подтверждается следующими доказательствами: копией ДТ N06650/120221/0003778, копией АТД N 10013000/229/250221/А000027, копией служебной записки ОТО и ЭК МОТ от 30.03.2021 N 19-10/103 и другими доказательствами, находящимися в материалах дела об АП.
Процессуальных нарушений при привлечении Общества к административной ответственности судом не установлено.
В соответствии со ст.1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Заявителем не принято всех необходимых мер для соблюдения требований действующего законодательства, объективных обстоятельств, препятствовавших их соблюдению, не установлено.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных ст.4.1 КоАП РФ, в отсутствие отягчающих и смягчающих обстоятельств, в среднем размере санкции, суд не усматривает, требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления удовлетворению не подлежат.
Довод общество о том, что 12.02.2021 товар передан ООО "Биопромторг", и, по мнению общества, после продажи товара Общество не несет ответственность за какие-либо нарушения, допущенные контрагентами, отклоняется судом апелляционной инстанции поскольку правового значения не имеет ввиду вышеизложенного.
Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Возражения заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем тех, которые суд изложил в настоящем судебном акте.
То обстоятельство, что в судебном акте не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки (Определения ВС РФ от 05.07.2016 N 306-КГ16-7326, от 06.10.2017 N 305-КГ17-13953).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст.229, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.12.2021 по делу N А40-178639/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-178639/2021
Истец: ООО "Белтаможвилия"
Ответчик: Московская областная таможня