г. Санкт-Петербург |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А26-6701/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: предст. Пахоменко Р.В. - доверенность от 18.03.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20/2022) Министерства финансов Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.11.2021 по делу N А26-6701/2021 (судья Гарист С.Н.), принятое
по заявлению Муниципального учреждения "Центр бухгалтерского сопровождения организаций образования"
к Министерству финансов Республики Карелия
о признании недействительным пункта 7 представления от 23.06.2021 N 5299/18.1-08/МФ-и
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное учреждение "Центр бухгалтерского сопровождения организаций образования" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным представления Министерства финансов Республики Карелия (далее - Министерство) от 23.06.2021 N 5299/18.1-08/МФ-и в части пункта 7.
Решением суда первой инстанции от 24.11.2021 заявленные Учреждением требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Министерство направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда 24.11.2021, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Учреждением требований. Податель жалобы, ссылаясь на положения Закона Республики Карелия от 20.12.2013 N 1755-ЗРК "Об образовании", Постановление Правительства Республики Карелия от 07.02.2017 N48-П, Постановление Администрации Кондопожского муниципального района от 08.04.2019 N 303, указывает на то, что в 2019 году у Республики Карелия и Кондопожского муниципального района отсутствовали расходные обязательства по финансированию оплаты труда вспомогательного персонала, участвующего в реализации образовательных программ, за счет средств субвенции из бюджета Республики Карелия (соответствующие обязательства были предусмотрены нормативными актами только с 2020 года).
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы.
Учреждение извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании плана контрольных мероприятий Министерства финансов Республики Карелия в сфере внутреннего государственного финансового контроля на 2021 год, утвержденного приказом от 26.12.2020 N 930, пункта 10 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N1235, приказа Министерства финансов Республики Карелия от 19.01.2021 N 20 "О проведении выездной проверки" в отношении муниципального учреждения "Центр бухгалтерского сопровождения организаций образования" проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из бюджета Республики Карелия межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.
По результатам проверки Министерством составлен акт проверки от 09.04.2021 N 18.1-06/23-21 и вынесено представление от 23.06.2021 N 5299/18.1-08/МФ-и.
Как следует из акта проверки от 09.04.2021 N 18.1-06/23-21 и пункта 7 представления от 23.06.2021 N 5299/18.1-08/МФ-и, Министерство пришло к выводу о том, что в нарушение требований подпункта 3.1 пункта 2 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 7 Перечня бюджетных полномочий главного распорядителя средств бюджета Кондопожского района, утвержденного постановлением Администрации Кондопожского муниципального района от 27.12.2018 N 1096 (в ред. от 12.04.2019 N 325), подпункта 4.4 пункта 4 раздела 2 Порядка установления расходных обязательств на обеспечение госгарантий по образованию, утвержденного постановлением Администрации Кондопожского муниципального района от 08.04.2019 N 303 (в ред. от 07.05.2020 N 449), в 2019 году средства субвенции на обеспечение госгарантий по образованию использованы в целях не соответствующих условиям правовых актов, являющихся основанием для их предоставления; нецелевое использование средств выразилось в оплате денежных обязательств по оплате труда работников, занимающих должности в муниципальных учреждениях, которые не предусмотрены в составе нормативов при расчете субвенции, установленных Постановлением Правительства Республики Карелия от 07.02.2017 N 48-П.
В ходе проверки Министерством установлено, что согласно расшифровкам к сводам начислений заработной платы в 2019 году по общеобразовательным учреждениям района начислялась заработная плата работникам за счет средств субвенции на обеспечение госгарантий по образованию по должностям, которые не предусмотрены в составе нормативов, на общую сумму 4 767 544,89 руб., в том числе по должностям:
- заместитель по безопасности - 171 867,12 руб.;
- библиотекарь - 1 447 121,41 руб.;
- техник - 3 384,01 руб.;
- лаборант - 623 521,27 руб.;
- специалист по охране труда - 1 075 712,63 руб.;
- заведующий хозяйством - 1 445 938,45 руб.
Министерство посчитало, что направление средств субвенции за 2019 год на оплату труда вспомогательному персоналу являлось неправомерным в силу требований подпункта 3.1 пункта 2 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктов 1, 2 пункта 3 статьи 20 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 N 1775-3PK "Об образовании" (в ред. от 28.05.2020), пункта 1 Перечня бюджетных полномочий главного распорядителя средств бюджета Кондопожского района, утвержденного постановлением Администрации Кондопожского муниципального района от 27.12.2018 N 1096 (в ред. от 12.04.2019 N 325), подпункта 4.4 пункта 4 раздела 2 Порядка установления расходных обязательств на обеспечение госгарантий, утвержденного постановлением Администрации 3 Кондопожского муниципального района от 08.04.2019 N 303 (в ред. от 07.05.2020 N449).
По расчету Министерства всего Учреждением не обеспечен целевой характер использования бюджетных средств субвенции за 2019 год в сумме 5 480 899,16 руб. (оплата труда - 4 268 613,05 руб., страховые взносы - 1 212 286,11 руб.), что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.
В соответствии с представлением от 23.06.2021 N 5299/18.1-08/МФ-и Учреждению предписано устранить указанные нарушения и возместить в бюджет Республики Карелия средства субвенций, использованных не по целевому назначению, в срок до 01.09.2021.
Не согласившись с представлением Министерства от 23.06.2021 N 5299/18.1-08/МФ-и в части пункта 7, Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Учреждением требования.
Исследовав обстоятельства дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства и отмены решения суда первой инстанции от 24.11.2021 в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Согласно подпункту 3.1 пункта 2 статьи 158 БК РФ распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
- обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 140 БК РФ).
В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как следует из пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), подпункта 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования отнесено, в том числе обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В свою очередь к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение, которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации) (пункты 1 и 2 части 1 статьи 9 Закона об образовании, пункт 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Как правомерно указал суд первой инстанции, из приведенных нормативных положений следует, что органы государственной власти субъектов Российской Фендерации наделены полномочиями обеспечивать реализацию гарантированных государством образовательных программ посредством предоставления субвенций местным бюджетам, тогда как органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ответственны за организацию предоставления общедоступного и бесплатного образования основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу пункта 1 статьи 19 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 N 1755-ЗРК "Об образовании" к расходным обязательствам Республики Карелия в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в соответствии с нормативами, установленными Правительством Республики Карелия;
Нормативы на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, установлены Постановлением Правительства Республики Карелия от 07.02.2017 N 48-П (далее - Постановление N 48-П).
Министерство ссылается на то, что в проверяемом периоде (2019 год) Нормативы, установленные Постановлением N 48-П, предусматривали включение в размер субвенции расходов на оплату труда непосредственно педагогического персонала, расходы за счет субвенции на оплату труда административно-хозяйственных работников и вспомогательного персонала предусмотрены не были. С учетом Распоряжения Администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия от 27.12.2019 N 806-р, которым утвержден Перечень вспомогательного персонала муниципальных образовательных учреждений, муниципальных учреждений, обслуживающих образовательные учреждения Кондопожского муниципального района, вышеуказанные Нормативы были изменены только в 2020 году (Постановление Правительства Республики Карелия от 22.06.2020 N 301-П), в структуру Нормативов включены расходы на оплату труда иных работников муниципальных образовательных организаций.
Учитывая изложенное, Министерство полагает, что выплата Учреждением в 2019 году заработной платы работникам за счет средств субвенции на обеспечение госгарантий по образованию по должностям, которые не предусмотрены в составе Нормативов, утвержденных Постановлением N 48-П в редакции, действовавшей в 2019 году, на общую сумму 4 767 544,89 руб., а также уплата страховых взносов на сумму 1 212 286,11 руб. является нецелевым использованием бюджетных средств.
Вместе с тем, Министерством не учтено следующее:
Пунктом 6 статьи 2, частью 3 статьи 11 Закона об образовании установлено, что совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и направлению подготовки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, составляют федеральные стандарты, которые включают в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Федеральные стандарты дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155, от 06.10.2009 N 373, от 17.12.2010 N 1897, от 17.05.2012 N 413, содержат требования к условиям реализации основной образовательной программы, которые состоят из требований к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым и иным условиям (III раздел федерального стандарта дошкольного образования и IV раздел федеральных стандартов остальных уровней образования).
Названные федеральные стандарты предусматривают обязательность укомплектования организаций наряду с педагогическими работниками иными работниками (пункт 3.4.1 Федерального стандарта дошкольного образования, пункт 23 Федерального стандарта начального общего образования, пункт 22 Федерального стандарта основного общего образования, пункт 22 Федерального стандарта среднего общего образования), а также соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности, санитарно-бытовых условий, в том числе наличие оборудованных гардеробов, требований охраны здоровья.
Таким образом, указанные федеральные стандарты предусматривают также материально-технические условия реализации основной образовательной программы, к числу которых относятся требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности, требований к санитарно-бытовым условиям.
Частью 1 статьи 52 Закона об образовании установлено, что наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
В рассматриваемом случае должности заместителя по безопасности, библиотекаря, лаборанта, специалиста по охране труда, заведующего хозяйством, относятся к категории иных работников, осуществляющих вспомогательные функции. При этом данные вспомогательные функции непосредственно связаны с реализацией образовательных программ, а также участвуют в образовательном процессе.
Данный вывод суда соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в апелляционном определении от 16.03.2017 по делу N 74-АПГ17-1, а также в определении от 29.03.2019 N 303-ЭС19-2794 по делу N А51- 28384/2017.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно указал на то, что при определении размера субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях должны учитываться расходы на оплату труда тех работников обслуживающего (вспомогательного) персонала, которые осуществляют реализацию образовательной программы.
Таким образом, вышеуказанные субвенции, полученные на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях правомерно использованы Учреждением на оплату труда работников, занимающих должности заместителя по безопасности, библиотекаря, лаборанта, специалиста по охране труда, заведующего хозяйством, которые непосредственно связаны с организацией образовательного процесса.
Тот факт, что расходы на оплату труда данных работников не были фактически учтены в структуре Нормативов, утвержденных Постановлением N 48-П, действующих в 2019 году, не опровергает правильность выводов суда первой инстанции. Как правомерно указал суд первой инстанции, внесение изменений в Нормативы, установленные Постановлением N 48-П на 2020 год, в связи с утверждением перечня дополнительных должностей в соответствии с определением Верховного суда Российской Федерации от 29.03.2019 N 303-ЭС19-2794 по делу N51-28384/2017, не свидетельствует о том, что финансирование этих должностей в 2019 году не должно было осуществляться за счет средств субвенций.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Учреждением требования и признал недействительным представление Министерства от 23.06.2021 N 5299/18.1-08/МФ-и в части пункта 7.
Нарушения или неправильного применения судом первой инстанции норм материального права не допущено, судом правильно установлены фактические обстоятельства дела и дана им надлежащая правовая оценка, в связи чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства и отмены решения суда от 24.11.2021 не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24 ноября 2021 года по делу N А26-6701/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-6701/2021
Истец: "Центр бухгалтерского сопровождения организаций образования"
Ответчик: Министерство финансов Республики Карелия