г. Санкт-Петербург |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А56-90257/2021 |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Зотеевой Л.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2564/2022) АО "Авиакомпания "Россия" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2021 по делу N А56-90257/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по заявлению акционерного общества "Авиакомпания "Россия"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Авиакомпания "Россия" (далее - заявитель, Общество, АО "Авиакомпания "Россия") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - ответчик, Управление) от 21.09.2021 о назначении административного наказания по административному делу N 450/АП-05/2021-Пс, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 22.12.2021, принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении заявления Обществу отказано. Мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 29.12.2021.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, проверка проведена Управлением с грубыми процессуальными нарушениями. В рассматриваемом случае проверка, на основании которой вынесено предписание, проводилась Управлением в соответствии с нормами Закона N 294-ФЗ. Однако на момент истечения срока, установленного в предписании, нормы Закона N 294-ФЗ утратили силу, действующий Закон N 248-ФЗ не предусматривает право Управления на проведение проверки исполнения предписания. Таким образом, Общество со ссылкой на часть 2 статьи 1.7 КоАП указывает на ухудшение своего положения. Также Общество указывает, что им были приняты все необходимые и возможные меры по обеспечению проведения дополнительной оценки уязвимости ангара, при этом Общество обращалось в Управление о продлении срока исполнения предписания, однако в продлении сроков Обществу было отказано. Кроме того, Общество в жалобе указывает, что в целях исполнения предписания им были направлены в Управление соответствующие документы, вместе с тем в рассмотрении указанных документов Управлением было необоснованно отказано. Каких-либо доказательств того, что представленные Обществом документы не подтверждают исполнение предписания, Управлением не представлено.
В установленный определением суда срок от Управления в материалы дела поступил письменный отзыв, в котором выражено несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Управлением в период с 22.03.2021 по 16.04.2021 на основании распоряжения от 17.03.2021 N 237-р, проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлено нарушение Обществом пункта 9 "Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств", утвержденных Приказом Минтранса России от 12.04.2010 N 87 (далее - Порядок), а именно:
- в субъекте транспортной инфраструктуры АО "Авиакомпания "Россия" на объекте транспортной инфраструктуры "Ангар поршневых самолетов" в трехмесячный срок с момента изменения требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры не проведена дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.
Указанное нарушение отражено в акте проверки от 16.04.2021 N 02-08.78, на основании которого Обществу выдано предписание от 16.04.2021 N05.13.23 об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, в соответствии с которым Обществу предписано:
1. Устранить нарушения требований пункта 9 "Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" в срок до 16.08.2021.
2. Принять необходимые меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленных нарушений и исключению повторяемости в дальнейшем. О принятых мерах по выполнению предписания Обществу представить информацию в Управление в срок до 16.08.2021.
В адрес Управления 05.08.2021 от Общества поступило обращение N 11750 от 02.08.2021 о продлении сроков предписания, в удовлетворении которого Обществу отказано.
По факту выявленных нарушений Управлением в отношении Общества составлен протокол от 23.04.2021 N 237/АП05/2021 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ, а также вынесено постановление от 12.05.2021 о назначении административного наказания по административному делу N 237/АП-05/2021-Пс, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб. Указанное постановление оспорено Обществом в судебном порядке.
Суд первой инстанции решением от 26.07.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021, а также постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.03.2022, в удовлетворении заявления отказал.
В соответствии с решением Управления от 17.08.2021 N 34 в период с 25.08.2021 по 27.08.2021 проведена внеплановая документарная проверка в целях проверки ранее выданного предписания.
По окончании проверки 27.08.2021 составлен Акт проверки N 05-07.39, в соответствии с которым выявлено неисполнение предписания в срок.
По данному факту Управлением составлен протокол об административном правонарушении от 09.09.2021 N 450/АП-05/2021-11р.
21.09.2021 Управлением вынесено постановление о назначении административного наказания по административному делу N 450/АП-05/2021-Пс, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, установленного частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в силу следующего.
Требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств предусмотрены Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ)
В статье 1 Закона N 16-ФЗ определено, что субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9).
В силу с пункта 10 статьи 1 Закона N 16-ФЗ транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
С соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями Закона N 16-ФЗ Федеральным агентством воздушного транспорта объекту транспортной инфраструктуры АО "Авиакомпания "Россия" (Ангар поршневых самолетов) присвоена 4 категория, о чем внесена соответствующая запись в Реестр категорированных объектов.
Оценка уязвимости АО "Авиакомпания "Россия" (Ангар поршневых самолетов) утверждена в Федеральном агентстве воздушного транспорта (протокол комиссии от 25.03.2020). План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры АО "Авиакомпания "Россия" (Ангар поршневых самолетов) утвержден Агентством, Заключение об утверждении плана обеспечения транспортной безопасности от 11.04.2018.
В соответствии с частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В данном случае, факт невыполнения предписания в установленный срок подтверждается материалами дела и Обществом надлежащими доказательствам не опровергнут.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ.
Доводы Общества о том, что оно обращалось в Управление с ходатайством о продлении срока исполнения предписания, однако в продлении сроков Обществу было отказано, подлежат отклонению, поскольку доказательств обжалования такого отказа Обществом не представлено.
Ссылка Общества на заключенный Договор от 02.07.2020 N 616/20 об оказании услуг по проведению дополнительной оценки уязвимости ОТИ со специализированной организацией ООО "Заслон", а также на постоянное взаимодействие с Исполнителем, не опровергает правомерных выводов Управления о неисполнении в установленный срок выданного предписания. Заключение такого договора не освобождает Общество от исполнения предписания в срок.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что проверка проведена Управлением с грубыми процессуальными нарушениями. Проверка, на основании которой вынесено предписание, проводилась Управлением в соответствии с нормами Закона N 294-ФЗ. Однако на момент истечения срока, установленного в предписании, нормы Закона N 294-ФЗ утратили силу, действующий Закон N 248-ФЗ не предусматривает право Управлением проведения проверки исполнения предписания.
Указанные доводы Общества являются ошибочными, поскольку положения пункта 1 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, устанавливающие в качестве основания для проведения внеплановой проверки истечение срока исполнения ранее выданного предписания, недействующими не признаны, проверка исполнения предписания проводилась Управлением также в соответствии с указанным Законом. О том, что проверка проводилась на основании Закон N248-ФЗ, в решении Управления от 17.08.2021 N 34 не отражено. Кроме того, Закон N248-ФЗ определяет порядок досудебного обжалования решений и действий контролирующих органов в отношении некоторых правонарушений. При этом, Общество правом на досудебное обжалование решений и действий контролирующих органов не воспользовалось.
Доводы Общества о применении в связи с этим положений статьи 1.7 КоАП РФ основаны на неправильном применении и толковании данной нормы.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Штраф назначен обществу в минимальном размере санкции инкриминируемой статьи, что составляет 20 000 руб. По мнению апелляционного суда, штраф в указанном размере отвечает целям административной ответственности и не влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Общество привлечено к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 КоАП РФ, следовательно, с учетом части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ замена назначенного Обществу административного штрафа на предупреждение в данном случае невозможна.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 декабря 2021 года по делу N А56-90257/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Авиакомпания "Россия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-90257/2021
Истец: АО "АВИАКОМПАНИЯ "РОССИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВИАЦИОННОГО НАДЗОРА И НАДЗОРА ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО СЕВЕРО-ЗАПАДНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА