город Ростов-на-Дону |
|
28 марта 2022 г. |
дело N А53-38261/2021 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
государственного унитарного предприятия Ростовской области "Ростовавтодор"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 18.01.2022 по делу N А53-38261/2021
по иску администрации Матвеево-Курганского района
(ИНН 6119003088, ОГРН 1026101233971)
к государственному унитарному предприятию Ростовской области "Ростовавтодор" (ИНН 6101033099, ОГРН 1026100510589)
о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
администрация Матвеево-Курганского района (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к государственному унитарному предприятию Ростовской области "Ростовавтодор" (далее - ответчик) о взыскании 80 094,72 руб. неосновательного обогащения по муниципальному контракту от 01.04.2019 N 0158300003219000019-0078322-02.
Определением арбитражного суда от 09.11.2021 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.01.2022 по делу N А53-38261/2021 с государственного унитарного предприятия Ростовской области "Ростовавтодор" в пользу Администрации Матвеево-Курганского района взыскано 80 094,72 руб. неосновательного обогащения по муниципальному контракту от 01.04.2019 N 0158300003219000019-0078322-02.
Государственное унитарное предприятие Ростовской области "Ростовавтодор" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что подписанными заказчиком актами о приемке выполненных работ подтверждается выполнение работ в соответствии с требованиями контракта.
В отзыве на апелляционную жалобу истец считает решение суда законным и обоснованным, просит суд решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", разъяснено, что апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца 1 части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются. Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между истцом (заказчик) и ответчиком (исполнитель) заключен муниципальный контракт от 01.04.2019 N 0158300003219000019-0078322-02, по условиям которого подрядчик обязуется с использованием своих материалов выполнить, а заказчик принять и оплатить работы по капитальному ремонту автомобильной дороги по ул. Пушкинской в п. Матвеев Курган Ростовской области (далее по тексту Объект) согласно утвержденной проектно-сметной документации и сводному сметному расчету стоимости работ по объекту (приложение N 1), являющемуся неотъемлемой частью настоящего контракта.
Цена контракта составляет 31 083 242,8 руб. (п. 2.1 контракта). Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. 2.2 контракта).
Согласно п. 3.2 контракта, расчет с подрядчиком за выполненные работы осуществляется Заказчиком за полностью выполненные работы на основании предоставленных и подписанных Сторонами справки о стоимости выполненных работ формы N КС-3, актов формы N КС-2, счета на оплату в течение 30 дней из местного бюджета, в течение 3 рабочих дней после получения денежных средств из областного бюджета и в течение 3 рабочих дней после получения денежных средств из федерального бюджета на расчетный счет заказчика.
Как следует из материалов дела, работы были выполнены подрядчиком, между сторонами подписан акт выполненных работ. В связи с не освоением подрядчиком денежных средств в полном объеме 12.12.2019 между сторонами заключено соглашение о расторжении муниципального контракта.
При этом работ были оплачены на общую сумму 30337056,91 руб. по платежным поручениям N 132298 от 13.11.2019, N 620029 от 28.11.2019.
13.07.2021 Министерством финансов Ростовской области в отношении Администрации Матвеево-Курганского района проведена плановая проверка по теме: "Проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение; проверка выполнения обязательств по соглашению о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и соглашению о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов".
По результатам проведенной проверки, а также осуществленных обмеров результатов работ, был установлен факт принятия и оплаты невыполненных работ и отсутствующих материалов при устройстве лестничного схода с пандусом общей стоимостью 80094,72 руб., а именно отсутствие 13 м металлических пешеходных ограждений.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия, согласно которой истец просил возвратить необоснованного полученные денежные средства, которая оставлена без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием обращения истца в суд с исковым заявлением.
Договорные правоотношения сторон, являющиеся предметом данного судебного разбирательства, по своей правовой природе относятся к контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд и регулируются нормами, закрепленными в гл.37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии со ст. 763 ГК РФ, подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758 ГК РФ), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства.
В соответствии со статьями 702, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить работы в порядке, предусмотренном договором.
В рассматриваемом споре ответчиком выполнены работы по контракту, работы приняты заказчиком без замечаний, оплата работ произведена на сумму 30337056,91 руб. согласно вышеназванным платежным поручениям.
В соответствии со статьей 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Условия контракта и нормы закона требуют выполнения работ в соответствии со сметной документацией, техническим заданием.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что подписанными заказчиком актами о приемке выполненных работ подтверждается выполнение работ в соответствии с требованиями контракта, подлежит отклонению по следующим основаниям. В материалы дела представлена ведомость перерасчета по акту осмотра объекта, в которой в одном столбце указан объем работ, отраженный в акте формы КС-2 как выполненный, а в другой строке отражен фактический объем работ (т.2 л.д.9). В акте отражено, что объем на сумму 80 094,72 руб. не выполнен.
Согласно пункту 12 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права представить суду возражения по объему и стоимости работ.
Следовательно, подписание актов о приемке выполненных работ заказчиком не лишает его права заявить возражения по объему и стоимости работ.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 указанного Кодекса. Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии со статьей 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (ст. 162 БК РФ).
В соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.06.2004 N 12-П, отношения по образованию и расходованию бюджетных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства, носят публично правовую природу. Публичный характер бюджетно-правового регулирования предполагает, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе, к финансовым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное прямо не предусмотрено законодательством.
Публичное предназначение средств бюджета обусловливает требование к их целевому и эффективному использованию, что может быть осуществлено путем установления специальных требований и условий их использования для получателя бюджетных средств, имеющих обязательный характер и должных быть соблюденными (реализованными) в имущественных отношениях, возникающих между получателем бюджетных средств и третьими лицами. Наличие таких условий призвано гарантировать наиболее благоприятные условия эффективного осуществления субъектом Российской Федерации своих государственных функций, в том числе с точки зрения открытости, прозрачности и эффективности расходования бюджетных средств и исключения дискриминации потенциальных участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и ст. 95 данного Федерального закона.
По итогам проведенной проверки между сторонами в двухстороннем порядке подписан акт осмотра от 19.11.2021, в котором ответчиком признан факт не выполнения работ на сумму 80094,72 руб. (том 2, л.д. 7-9).
Таким образом, с учетом материалов проверки, а также указанного акта осмотра, судом установлено, что стоимость фактически выполненных ответчиком работ была завышена на 80094,72 руб.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что цена контракта является твердой, весь объем работ выполнен и принят без замечаний, судом признаны ошибочными, поскольку установление в контракте твердой цены не может служить основанием для предъявления к оплате завышенной стоимости работ, что подтверждается сложившейся судебной практикой (Определение Верховного суда Российской Федерации от 24.07.2019 N 308-ЭС19-11144).
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что подрядчиком выполнены работы по контракту на меньшую стоимость, чем установлено условиям контракта и сметы и оплачено заказчиком.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.01.2022 по делу N А53-38261/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-38261/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МАТВЕЕВО-КУРГАНСКОГО РАЙОНА, АДМИНИСТРАЦИЯ М-КУРГАНСКИЙ РАЙОН
Ответчик: ГУП РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РОСТОВАВТОДОР"