г. Москва |
|
30 марта 2022 г. |
Дело N А41-82467/21 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.
при участии в заседании: без вызова сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального предприятия Чеховского района "Жилищно-Коммунальное хозяйство Чеховского района" (ИНН 5048052077, ОГРН 1035009950150) на решение Арбитражного суда Московской области от 07 февраля 2022 года по делу N А41-82467/21,
по заявлению Администрации городского округа Чехов (ИНН 5048051080, ОГРН 1025006396040; к Муниципальному предприятию Чеховского района "Жилищно-Коммунальное хозяйство Чеховского района" (ИНН 5048052077, ОГРН 1035009950150); о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Чехов (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Муниципальному предприятию Чеховского района "Жилищно-Коммунальное хозяйство Чеховского района" (далее - МП "ЖКХ Чеховского района") о взыскании по договору аренды земельного участка от 19.05.2017 N 2449 задолженности в размере 95135,98 руб. за период с 4 квартала 2018 года по 3 квартал 2021 года, пени в размере 29616,16 руб. за период с 12.11.2018 по 20.09.2021.(л.д. 2-5).
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 февраля 2022 года по делу N А41-82467/21, с Муниципального предприятия Чеховского района "Жилищно-Коммунальное хозяйство Чеховского района" в пользу Администрации городского округа Чехов по договору аренды от 19.05.2017 N 2449 взыскана задолженность по арендной плате за период с 4 квартала 2018 года (01.10.2018) по 3 квартал 2021 года (30.09.2021) в размере 38482,17 руб. и пени за период с 16.12.2018 по 20.09.2021 в сумме 26891,37 руб. В удовлетворение остальной части исковых требований отказано (л.д. 70-72).
Не согласившись с указанным судебным актом, МП "ЖКХ Чеховского района" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены Арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично без вызова сторон.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 19.05.2017 N 2449 в аренду МП "ЖКХ ЧЕХОВСКОГО РАЙОНА" сроком с 10.05.2017 по 09.05.2022 предоставлен земельный участок с кадастровым номером 50:31:0012201:272, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под размещение водозаборного узла.
Пунктом 3.1 договора аренды установлено, что размер арендной платы определяется в соответствии с приложением N 1 к договору, которое является неотъемлемой частью договора.
Согласно п. 3.3 договора аренды арендная плата вносится арендатором в полном объеме для юридических лиц ежеквартально до 15 числа последнего месяца текущего квартала включительно.
Пунктом 5.3 договора аренды предусмотрено, что за нарушение сроков внесения арендной платы арендатор уплачивает арендодателю пени в размере 0,05 % от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
Претензией от 21.09.2021 N 161 Администрация городского округа Чехов Московской области уведомила МП "ЖКХ ЧЕХОВСКОГО РАЙОНА" об образовавшейся задолженности по договору аренды земельного участка от 19.05.2017 N 2449.
Поскольку задолженность по договору аренды земельного участка не погашена МП "ЖКХ ЧЕХОВСКОГО РАЙОНА" в добровольном порядке, Администрация городского округа Чехов Московской области обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. При этом произвел перерасчет задолженности.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, ответчик указывает, что истцом пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, при этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с положениями статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" арендная плата за использование земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги и другие подобные сооружения (линейные объекты), ранее определялась в соответствии с утратившим силу с 01.03.2015 пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а в настоящее время в соответствии с положениями статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившей в законную силу с 01.03.2015, предусмотрено, что, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения. Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила, утвержденные постановлением N 582.
Согласно пункту 5 названных Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития), в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики. Минэкономразвития во исполнение данного пункта Правил, утвержденных постановлением N 582, издало Приказ от 23.04.2013 N 217, которым утвердило ставку арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 50:31:0012201:272 имеет вид разрешенного использования - под размещение водозаборного узла.
Следовательно, МП "ЖКХ ЧЕХОВСКОГО РАЙОНА" использует предоставленные земельные участки для размещения объектов коммунального хозяйства. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В этой связи истец не вправе требовать от ответчика внесения арендной платы, превышающей ставку, установленную Приказом Минэкономразвития от 23.04.2013 N 217.
Начисление арендной платы по договору аренды от 03.03.2004 N 1082 в соответствии с Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", исходя из формулы: Апл = Аб x Кд x Пкд x Км xS, где: Аб - базовый размер арендной платы; Кд - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; Пкд - корректирующий коэффициент; Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования; S - площадь арендуемого земельного участка, не соответствует требованиям статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВС РФ от 23.11.2017 N 305-ЭС17-12788, пункте 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018).
Судом принят во внимание факт того, что Решением Совета депутатов городского округа Чехов МО от 25.07.2019 N 52/10-2019 "Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков на территории городского округа Чехов" установлено, что размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в расчете на год определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах 0,01 процента кадастровой стоимости в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения объектов жилищно-коммунального хозяйства, в том числе административных зданий, строений, сооружений, предназначенных для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, насосных станций, канализационной сети, очистных сооружений, трансформаторных подстанций, газораспределительных пунктов и котельных.
Размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, которые предоставлены (заняты) для размещения объектов жилищноко-ммунального хозяйства, в том числе административных зданий, строений, сооружений, предназначенных для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, насосных станций, канализационной сети, очистных сооружений, трансформаторных подстанций, газораспределительных пунктов и котельных, на период реконструкции таких объектов в расчете на год определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах, равных 0 процентов кадастровой стоимости.
В соответствии со ст. 38 Устава городского округа Чехов Московской области Муниципальные правовые акты городского округа Чехов вступают в действие со дня их принятия (издания) либо со дня, указанного в самом акте.
Согласно официальному сайту Администрации городского округа Чехов Решение Совета депутатов городского округа Чехов МО от 25.07.2019 N 52/10-2019 "Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков на территории городского округа Чехов" датой принятия является 29.07.2019, а датой размещения на сайте является 10.09.2019.
Однако, при расчете арендной платы за пользование земельным участком за 3 квартал 2019 года не могу применяться различные ставки арендной платы за месяца, находящиеся внутри одного периода.
Более того, пунктом 3.10 Решения Совета депутатов городского округа Чехов МО от 25.07.2019 N 52/10-2019 "Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков на территории городского округа Чехов" установлено, что определение арендной платы, в том числе и для ранее заключенных договоров аренды, с применением нового порядка определения арендной платы или с применением новых значений показателей (кадастровая стоимость земельного участка, размер уровня инфляции, Кд, Пкд, Км, Аб) осуществляется с 1 января года, следующего за годом вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего новый порядок определения размера арендной платы или новые значения показателей.
Таким образом, учитывая, что Решение Совета депутатов городского округа Чехов МО от 25.07.2019 N 52/10-2019 "Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков на территории городского округа Чехов" принято 29.07.2019, размещено на сайте является 10.09.2019, суд приходит к выводу, что расчет арендной платы исходя из 0,01 процента кадастровой стоимости земельного участка по договору от 07.08.2017 N 2481 стоит применять с 2020 года, в целях равноправия сторон и баланса интересов.
В связи с чем, арендная плата по договору аренды от 19.05.2017 N 2449 за период с 4 квартала 2018 года по 4 квартал 2019 года, должна рассчитываться с учетом Приказа от 23.04.2013 N 217, т. е. исходя из 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка. Судом, представленный истцом расчет арендной платы, проверен, признан подлежащим корректировке.
Так, судом установлено, что за период с 4 квартала 2018 года по 3 квартал 2021 года подлежит взысканию арендная плата в размере 38482,17 руб.
Истец также просит взыскать с ответчика неустойку (пени) за период с 12.11.2018 по 22.04.2020 в размере 29616,16 руб.
Исходя из перерасчета арендной платы с ответчика обоснованно взыскана неустойки. неустойка за период с в размере 26891,37 руб. за период с 16.12.2018 по 20.09.2021 руб.
Поскольку погашения ответчиком задолженности в полном объеме не представлено, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования о взыскании задолженности по арендной плате и пени.. При этом произвел перерасчет задолженности и пени.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе отклоняются по следующим основаниям.
Положением об Управлении земельно-имущественного комплекса Администрации городского округа Чехов, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Чехов Московской области от 25 октября 2017 г. N 56/5-2017 (в ред. решений Совета депутатов городского округа Чехов МО от 26.03.2020 N 27/6-2020, от 19.11.2020 N 136/18-2020, от 06.08.2021 N 97/12-2021), далее - "Положение об УЗИК", закреплен статус и правомочия Управления земельно-имущественного комплекса Администрации городского округа Чехов (далее - "УЗИК Администрации т.о. Чехов", "Управление"), УЗИК является функциональным органом Администрации юродского округа Чехов, наделенным радом полномочий.
Управление возглавляет начальник Управления, назначаемый па должность и освобождаемый от нее Главой городского округа Чехов в порядке, установленном муниципальными правовыми актами (п. 4.1. Положения об УЗИК).
На основании пункта 1.2. Положения об УЗИК Управление осуществляет исполнительно- распорядительную деятельность на территории городского округа Чехов в сфере земельно-имущественных отношений, за исключением объектов жилого фонда, кроме заключения договоров купли-продажи жилых помещений, предоставленных по договорам коммерческого найма.
Разделом 3 Положения об УЗИК закреплены полномочия и обязанности Управления, в том числе на ведение претензионно-исковой и судебной работы по вопросам, отнесенным к компетенции Управления (п. 3.1.20 Положения об УЗИК).
На этом основании, начальник Управления вправе подписывать претензии и другие документы, направляемые на бланке УЗИК Администрации т.о. Чехов.
Администрация городского округа Чехов вправе распоряжаться спорным земельным участком, ч то не препятствует ей обратиться за судебной защитой от своего имени через своих представителей, минуя Управление земельно-имущественного комплекса Администрации городского округа Чехов.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07 февраля 2022 года по делу N А41-82467/21, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-82467/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕХОВ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЧЕХОВСКОГО РАЙОНА "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ЧЕХОВСКОГО РАЙОНА"