г. Москва |
|
29 марта 2022 г. |
Дело N А40-270425/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В.Бекетовой,
судей: |
В.А.Свиридова, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Госинспекции по недвижимости
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2022 по делу N А40-270425/21
по заявлению акционерного общества "Московская кольцевая железная дорога" (ИНН: 7705953848)
к Госинспекция по недвижимости (ИНН: 7701679961)
о признании незаконным и отмене постановления от 02.12.2021 N 5096-ЗУ/9038677- 21 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.11 КоАП города Москвы,
при участии:
от заявителя: |
Яровикова Е.А. по дов. от 30.12.2021; |
от заинтересованного лица: |
Васнева С.А. по дов. от 29.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
АО "МКЖД" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - административный орган, Госинспекция по недвижимости) от 02.12.2021 N 5096-ЗУ/9038677-21, которым общество привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.6.11 КоАП г. Москвы в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением от 26.01.2022 суд удовлетворил заявленные требования АО "МКЖД".
Не согласившись с принятым решением, Госинспекция по недвижимости обратилась с жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель Госинспекции по недвижимости поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как указано выше, оспариваемым постановлением административного органа от 02.12.2021 общество привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 6.11 КоАП г. Москвы.
Согласно ч. 1 ст. 6.11 КоАП г. Москвы: "Использование земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с нарушением установленных нормативными правовыми актами города Москвы требований к оформлению документов, являющихся основанием для использования таких земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.13 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.".
Как усматривается из постановления, Госинспекцией по недвижимости 28.10.2021 проведено выездное обследование земельного участка по адресу: 105187, г. Москва, ТПУ "Черкизово", площадью 271 кв.м, с кадастровым номером 77:03:0002021:2198 (далее - земельный участок).
В ходе обследования установлено, что в границах земельного участка расположено и эксплуатируется нежилое сооружение площадью 2244,6 кв.м с кадастровым номером 77:03:0002021:2209, 2016 года постройки.
На сооружение оформлено право собственности АО "МКЖД" (запись ЕГРП N 77:03:0002021:2209-77/022/2017-1 от 07.07.2017).
Ранее земельный участок площадью 271 кв.м с кадастровым номером: 77:03:0002021:2198 с адресным ориентиром: г. Москва, ТПУ "Черкизово" был предоставлен АО "МКЖД" по договору аренды с Департаментом городского имущества города Москвы N И-03-001074 на период действия с 14.06.2016 по 22.03.2021 для проектирования и строительства объектов транспортно-пересадочного узла "Черкизово" (статус договора - не действующий).
Выездным обследованием земельного участка, установлено, что земельно-правовые отношения на земельный участок АО "МКЖД" в установленном порядке не оформлены.
Таким образом, АО "МКЖД" занимает и использует земельный участок пропорционально оформленным правам под эксплуатацию здания с нарушением установленных нормативными правовыми актами города Москвы требований к оформлению документов, являющихся основанием для использования земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Административный орган ссылается, что на сооружение, расположенное на спорном земельном участке, оформлено право собственности АО "МКЖД" (Запись ЕГРП N 77:03:0002021:2209-77/022/2017-1 от 07.07.2017).
Таким образом, с 2017 года у АО "МКЖД" была возможность для оформления надлежащим образом земельно-правовых отношений, чего сделано не было.
Протоколом об административном правонарушении N 9038677 от 22.11.2021 по адресу: г. Москва, ТПУ "Черкизово", сотрудниками Госинспекции по недвижимости был выявлено использование земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002021:2198, площадью 271 кв.м., с адресным ориентиром: г. Москва, ТПУ "Черкизово" с нарушением установленных нормативными правовыми актами города Москвы требований к оформлению документов.
По мнению административного органа, в действиях АО "МКЖД" усматривается состав административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 6.11 КоАП Москвы.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 06.09.2011 N 413 -ПП "О формировании транспортно-пересадочных узлов в городе Москве" в рамках реализации комплексного инвестиционного проекта "Реконструкция и развитие Малого кольца московской железной дороги" АО "МКЖД" определено ответственным исполнителем по строительству ряда объектов транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на территории города Москвы, в том числе ТПУ "Локомотив" (переименование на сегодняшний день как ТПУ "Черкизово").
Таким образом, основной деятельностью АО "МКЖД" является строительство ТПУ.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 77:03:0002021:2198 ранее предоставлен АО "МКЖД" по договору аренды от 03.04.2015 N И-03-001074 для целей проектирования и строительства транспортно-пересадочного узла (далее - ТПУ) "Черкизово". Поскольку строительство объектов ТПУ завершено, получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 04.04.2017 N 77-03-0464-2017 (прилагается), данный договор расторгнут с 23.03.2021 (дополнительное соглашение от 01.07.2021 к договору аренды от 03.04.2015 N N И-03-001074).
На государственный кадастровый учет поставлен объект с кадастровым номером 77:03:0002021:2209 и зарегистрировано право собственности от 07.07.2017 N 77:03:0002021:2209-77/022/2017-1) на нежилое сооружение: "Транспортно-пересадочные узлы ОАО "МКЖД" на Малом кольце Московской железной дороги. Этап N 12. Объект строительства в составе транспортно-пересадочного узла "Черкизово". Шифр объекта ТПУ-17. Этап 12.1. Технологическая связь ТПУ", расположенное по адресу: Москва, проезд Окружной проезд, д 7, сооружение 1.
В этой связи, руководствуюсь ст. 39.20 Земельного кодекса РФ АО "МКЖД" обратилось в Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) с запросом от 05.03.2020 N Б/Н (вх. от 05.03.2020 N 33-5-26576/20-(0)-0) о предоставлении услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" с целью формирования земельных участков для эксплуатации наземных частей объектов ТПУ.
Письмом от 13.03.2020 N 33-5-26576/20-(0)-1 Департамент отказал в предоставлении данной услуги в связи с тем, что границы испрашиваемых земельных участков не соответствуют границам земельных участков, предусмотренных для эксплуатации ТПУ планом межевания территории в составе проекта планировки территории, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 08.07.2016 N 409-ПП.
По обращению АО "МКЖД" от 14.05.2019 N 11-2490/19 Москомархитектурой и ГАУ "Институт Генплана Москвы" ведутся работы по разработке проекта планировки территории в отношении ТПУ "Черкизово", предусматривающего корректные границы земельных участков под эксплуатацию наземных частей объектов ТПУ в соответствии с решением, принятым на заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (п.1 протокола N42 от 17.12.2020).
Ориентировочные сроки разработки ППТ 2021 - 2022 год (ответ Москомархитектуры от 24.02.2021 N МКА-02-1667/1-1).
У АО "МКЖД" отсутствовала возможность в оформлении земельно-правовых отношений под эксплуатацию нежилого сооружения с кадастровым номером 77:03:0002021:2209, поскольку уполномоченный орган государственной власти (Департамент городского имущества города Москвы) отказал в предоставлении услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" с целью формирования земельных участков для дальнейшей эксплуатации наземных частей объектов ТПУ.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что АО "МКЖД" предприняло все необходимые меры для дальнейшего оформления земельно-правовых отношений: надлежащим образом обратился в Департамент городского имущества города Москвы, инициировал разработку проектов планировки территории.
Суд указал, что АО "МКЖД" инициировало обращение о содействии в разработке проектов межевания территории в адрес заместителя Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства М.Ф. Хуснуллина 25.01.2019 N исх-11-429/19, то есть до момента расторжения земельно-правовых отношений (указанный договор расторгнут с 23.03.2021).
Учитывая изложенное, в силу указанных норм и обстоятельств, по независящим от волеизъявления и действий должностных лиц АО "МКЖД" причинам, оформление договора аренды земельного участка между ДГИ и обществом не закончено, находится на стадии оформления. Правовые основания для привлечения АО "МКЖД" и должностных лиц к административной ответственности отсутствуют.
Следовательно, у Госинспекции по недвижимости отсутствовали законные основания для привлечения АО "МКЖД" к административной ответственности по ст. 6.11 ч.1 КоАП города Москвы ввиду отсутствия в действиях АО "МКЖД" состава и вины вмененного административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 6.11 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП Москвы).
Учитывая изложенные обстоятельства, постановление Госинспекции по недвижимости от 02.12.2021 по делу N 5096-ЗУ/9038677-21 о назначении административного наказания в отношении АО "МКЖД" (ч.1 ст. 6.11 КоАП г. Москвы) в размере 200 000 руб. 00 коп., подлежит признанию незаконным в судебном порядке.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с ч.2 ст. 2.1.КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, исходя из указанных законодательных понятий, необходимые признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.11 КоАП г. Москвы, не усматриваются.
В соответствии с ч.1 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все неустранимые сомнения толкуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что административным органом не доказан состав административного правонарушения.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ оспариваемое постановление суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч.4 ст.270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2022 по делу N А40-270425/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-270425/2021
Истец: АО "МОСКОВСКАЯ КОЛЬЦЕВАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ