г. Москва |
|
29 марта 2022 г. |
Дело N А40-147407/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Бодровой Е.В.,
судей: Титовой И.А., Фриева А.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИНОБОРОНЫ РОССИИ на Решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.12.2021 по делу N А40-147407/21,
по иску МИНОБОРОНЫ РОССИИ (ИНН: 7704252261)
к АО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА "СИГМА" (ИНН: 4026016595)
о взыскании неустойки 1 284 208 руб. 33 коп.
При участии в судебном заседании от истца: Аскеров Э.Ш. по доверенности от 04.12.2020, от ответчика: Спирина А.В. по доверенности от 29.10.2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Научно-производственная фирма "Сигма" о взыскании неустойки в размере 1 284 208 руб. 33 коп. по государственному контракту от N 1920187348422422539200844 от 26.04.2019.
Основанием для обращения в суд послужило не выполнения работ по договору.
Решением от 17.12.2021 Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, иск удовлетворить.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что суд первой инстанции не обосновано посчитал, что просрочка связана с ограничениями веденными по распространению ковид-19.
Заслушав возражения представителя истца и ответчика, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных в ст.270 АПК РФ, для отмены решения от 29.12.2021 и удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов судебного дела, между Министерством обороны Российской Федерации (далее - заказчик) и АО "НПФ Сигма" (далее - исполнитель) заключен государственный контракт от 26.04.2019 г. N 1920187348422422539200844 "Доработка аппаратных документальной связи К-8-М (по техническим требованиям)" для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2019-2020 годах (далее - контракт, работы).
Согласно п. 2.1. контракта исполнитель обязуется, в установленный контрактом срок, выполнить работы в объеме, соответствующие качеству, результату и иным требованиям, установленным контрактом.
Цена контракта составляет 430 000 000 руб. 00 коп. (п. 4.1 контракта).
Работы, предусмотренные в 2020 г., должны быть выполнены исполнителем в срок до 10.11.2020 г., т.е. 09.11.2020 г. включительно (п. 14.2.2. контракта).
Исполнителем выполнены работы, на сумму 185 000 000 руб. 00 коп., что подтверждается актами сдачи-приемки выполненных работ N N 1-5, подписанными грузополучателями 24.01.2020 г. и 28.01.2020 г.
Датой выполнения работ является дата подписания получателем акта сдачи-приемки выполненных работ (п. 7.16. контракта).
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что исполнитель нарушил условия контракта, работы, предусмотренные в 2020 г., выполнены с нарушением срока выполнения обязательств, что подтверждается актами сдачи-приемки выполненных работ N 6-13, подписанными получателями в период с 11.11.2020 г. по 23.12.2020 г. Просрочка исполнения обязательств с 10.11.2020 г. по 23.11.2020 г. составляет 44 дня.
В соответствии с п. 10.2 контракта в случае просрочки исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик требует уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных исполнителем.
Размер неустойки за просрочку исполнения обязательств по контракту составляет 1 284 208 руб. 33 коп.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора и в соответствии с разделом 12 контракта Минобороны России в адрес АО "НПФ "Сигма" направлена претензия от 09.03.2021 г. N 207/8/759, которая оставлена без удовлетворения.
На основании вышеизложенного истец просит о взыскании с ответчика по государственному контракту от N 1920187348422422539200844 от 26.04.2019 г. неустойки в размере 1 284 208 руб. 33 коп.
Истцом соблюден претензионный порядок.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд г. Москвы.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом, односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются.
Часть 1 ст. 330 ГК РФ устанавливает, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Ответчик указал, что в 2020 году отгрузка аппаратных К-8-М осуществлена в декабре - с незначительным отклонением от указанного в контракте срока, что обусловлено следующими объективными причинами.
Ввиду распространения в 2020 году в Российской Федерации новой коронавирусной инфекции COVID-19 Указами Президента Российской Федерации N 206 от 25.03.2020 года, N 239 от 02.04.2020 года, N 294 от 28.04.2020 года с 30.03.2020 года по 08.05.2020 года на территории Российской Федерации были введены нерабочие дни. Указом Президента N 316 от 11.05.2020 года руководителям субъектов Российской Федерации было дано право продления ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе на продление нерабочих дней на территории субъекта Российской Федерации.
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, многие соисполнители АО НПФ "Сигма" не вели деятельности или вели ее с существенными ограничениями, работа по оформлению договоров на закупку ПКИ была замедлена.
Также большое количество сотрудников АО НПФ "Сигма" в период пандемии в 2020 году отсутствовали на рабочих местах на основании листков нетрудоспособности, что также влияло на сроки выполнения текущей работы организации.
Вышеназванные обстоятельства стали причиной отклонения от сроков выполнения обязательств по контракту.
По состоянию на 23.12.2020 г. АО НПФ "Сигма" работы по контракту выполнены в полном объеме, изделия отгружены в адрес заказчика.
Согласно совместному письму Минфина России, МЧС России и Федеральной антимонопольной службы от 03.04.2020 г. N N 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" распространение новой короновирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
Указанные доводы приняты судом первой инстанции.
С учетом фактических обстоятельств, в данном случае суд считает, что в нарушении срока исполнения обязательств по контракту отсутствует прямая вина ответчика.
Достаточных и допустимых доказательств, опровергающих установленные и фактические обстоятельства дела и доводы ответчика, суду не представлено.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению на основании следующего.
Ввиду распространения в 2020 году в Российской Федерации новой коронавирусной инфекции COVID-19 Указами Президента Российской Федерации N 206 от 5 марта 2020 года, N 239 от 2 апреля 2020 года, N 294 от 28 апреля 2020 года с 30.03.2020 года по 08.05.2020 года на территории Российской Федерации были введены нерабочие дни. Указом Президента N 316 от 11 мая 2020 года руководителям субъектов Российской Федерации было дано право продления ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе на продление нерабочих дней на территории субъекта Российской Федерации.
Кроме того, во исполнение указаний Правительства Калужской области в АО НПФ "Сигма" был издан приказ N 51 от 03.04.2021 г. "Об утверждении Плана мероприятий по недопущению распространения короновирусной инфекции на территории АО НПФ "Сигма", который предусматривает в том числе перевод работников, осуществление функций которых возможно проводить дистанционно, на удаленный режим работы, что создавало сложности для реализации производственных задач АО НПФ "Сигма".
План мероприятий также включает в себя проведение уборки помещений, проведение дезинфекции рабочих мест и поверхностей, более свободную рассадку работников, изменение графика работы сотрудников, ограничение в проведении совещаний, в выездах в командировки, а также ежедневное измерение температуры тела работников, в связи с чем, сотрудники в случае выявления у них каких-либо симптомов новой коронавирусной инфекции (повышение температуры тела, наличие респираторных симптомов, головная боль, потеря обоняния и другие) не допускались к работе.
Выполнение всех предусмотренных мероприятий объективно увеличивало период времени, необходимый для реализации структурными подразделениями своих задач, что в свою очередь влияло на сроки исполнения обязательств АО НПФ "Сигма" в целом.
Также сообщаем, что закупка покупных комплектующих изделий (ПКИ), необходимых для исполнения обязательств по Контракту, осуществлялась со сложностями и задержками ввиду сложной эпидемиологической и экономической обстановкой в стране в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19. Поставщики основных позиций ПКИ сдвигали сроки поставки, что привело к сдвигу производственного цикла изготовления изделий АО НПФ "Сигма" и последующего изменения срока исполнения обязательств по Контракту.
Также большое количество сотрудников АО НПФ "Сигма" в период пандемии в 2020 году отсутствовали на рабочих местах на основании листков нетрудоспособности, что также влияло на сроки выполнения текущей работы организации.
Вышеназванные обстоятельства стали причиной отклонения от сроков выполнения обязательств по Контракту.
По состоянию на 23.12.2020 г. АО НПФ "Сигма" работы по Контракту выполнены в полном объеме, изделия отгружены в адрес Заказчика.
Исходя из текста искового заявления Заказчик, на основании пункта 10.2. Контракта, начислил Исполнителю неустойку за просрочку обязательств в размере 1 284 208,33 руб.
Вместе с тем, пунктом 10.11 Контракта предусмотрено, что Стороны освобождаются от уплаты неустойки (пени, штрафа), если докажут, что просрочка исполнения и (или) неисполнения обязательств произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Согласно совместному письму Минфина России, МЧС России и Федеральной антимонопольной службы от 3 апреля 2020 г. N N 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 ) позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" распространение новой короновирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
При таких обстоятельствах, в соответствии с п. 10.11 Контракта, что АО НПФ "Сигма" освобождено от уплаты неустойки (пени, штрафа).
Таким образом, с учетом всех представленных АО НПФ "Сигма" доказательств, распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19 для исполнения Контракта имело чрезвычайный, непредотвратимый характер, не зависело от воли или действия сторон, а также непосредственно влияло на исполнение обязательств по Контракту, то есть было непреодолимым препятствием для АО НПФ "Сигма", и соответственно, подтверждает отсутствие прямой вины Ответчика в нарушении срока исполнения обязательств по Контракту.
Таким образом, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правильно определил правоотношения сторон, предмет доказывания по спору, с достаточной полнотой выяснил, исследовал и оценил в совокупности все значимые обстоятельства по делу, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
С учетом того, что иных доводов, подлежащих оценке, апелляционная жалоба не содержит, решение отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2021 по делу N А40-147407/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В. Бодрова |
Судьи |
И.А. Титова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-147407/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА "СИГМА"