город Омск |
|
30 марта 2022 г. |
Дело N А75-15714/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шнайдер Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1606/2022) Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.12.2021 по делу N А75-15714/2021 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" (ОГРН 1028600587069 от 10.10.2002, ИНН 8602017038, адрес: 628403, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Маяковского, дом 15) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании недействительным предписания N 14-473/жн-2021 от 02.07.2021,
в отсутствие лиц, участвующих в споре,
УСТАНОВИЛ:
Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие "Городские тепловые сети" (далее - заявитель, предприятие, СГМУП "ГТС") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба, административный орган) о признании недействительным предписания от 02.07.2021 N 14-473/жн2021 (далее - оспариваемое предписание).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.12.2021 по делу N А75-15714/2021 (далее - обжалуемое решение) заявление удовлетворено. Признано незаконным и отменено предписание Сургутского отдела инспектирования Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 14-473/жн-2021 от 02.07.2021. Взысканы со Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Не соглашаясь с принятым решением, с апелляционной жалобой обратилась Служба, просила обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать предприятию в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы её заявитель указал, что на основании обращения жильца многоквартирного дома (далее - МКД) по вопросам о допущенных нарушениях при определении размера платы за коммунальную услугу "отопление" собственнику помещения МКД за период февраль 2020 года - апрель 2021 года Службой проведена проверка, в ходе которой установлено, что в части определения размера платы за коммунальную услугу "отопление" в сентябре 2020 года расчётный период предоставления коммунальной услуги "отопление" установлен РСО с 21 числа предыдущего месяца по 20 число текущего месяца, что отражается в ведомостях учёта параметров потребления тепла в системе теплоснабжения. Начало отопительного периода в 2020 году установлено с 23.09.2020. Согласно ведомости учёта параметров потребления тепловой энергии в системе теплоснабжения МКД в сентябре 2020 года израсходовано 0 Гкал. Собственникам помещений МКД выполнено начисление платы за коммунальную услугу "отопление" за сентябрь 2020 года, в частности по квартире N 49, исходя из норматива, что подтверждено единым платежным документом и составило 2 459,27 руб. В материалах дела имеются две ведомости: за период с 21.08.2020 по 20.09.2020, где действительно отражена информация о том, что собственниками помещений израсходовано 0 Гкал, а также за период с 21.09.2020 по 20.10.2020, где, вопреки доводам Службы, отражено потребление собственниками помещений 131,390 Гкал, начиная с 23.09.2020. Плата за коммунальную услугу "отопление" за период с 21.09.2020 по 20.10.2020 должна была взиматься за октябрь 2020 года и включаться в платежный документ за октябрь 2020 года.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа заместителя Службы от 20.05.2021 N 14-473/жн-2021 в период с 04.06.2021 по 02.07.2021 в отношении предприятия проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращении жильца многоквартирного дома N 25 по ул. И. Киртбая г. Сургута от 12.05.2021 N 27.14-ОГ-479 (л.д. 53), по вопросам о допущенных нарушениях при определении размера платы за коммунальную услугу "отопление" собственнику помещения многоквартирного дома за период февраль 2020 года - апрель 2021 года (л.д. 56).
Административным органом установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Сургут, ул. И. Киртбая д. 25, оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии (далее - ОДПУ); нежилые помещения отсутствуют; жилые помещения оснащены индивидуальными приборами учета тепловой энергии (далее - ИПУ), не все ИПУ числятся на балансовом учете (имеют статус неисправен либо по ним истек срока поверки). Определение размера платы за коммунальную услугу "отопление" собственнику помещения N 79 в указанном многоквартирном доме за проверяемый период определяется предприятием в соответствии требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. В квартире N 79 установлен ИПУ "Пульсар", но показания ИПУ собственником не передаются, и расчет стоимости коммунальной услуги "отопление" производится исходя из утвержденного норматива потребления.
При определении размера платы за коммунальную услугу "отопление" в сентябре 2020 года административный орган сделал вывод о том, что расчетный период предоставления коммунальной услуги "отопление" установлен ресурсоснабжающей организацией с 21 числа предыдущего месяца по 20 число текущего месяца; отопительный период в городе Сургуте установлен с 23.09.2020.
В ходе проведения проверки административным органом установлено, что в сентябре 2020 года собственниками помещений израсходовано 0 Гкал. При этом собственникам помещений указанного многоквартирного дома начислена плата за отопление за сентябрь 2020 года, в частности по квартире N 79, исходя из норматива, что подтверждено единым платежным документом и составило 2 459,27 руб.
Служба пришла к выводу, что предприятием нарушены требования пункта 42 (1) Правил N 354, результаты проверки отражены в акте проверки от 02.07.2021 N 14-473/жн-2021 (л.д. 57).
По результатам проверки СГМУП "ГТС" выдано предписание N 14-473/жн-2021 от 02.07.2021 об устранении выявленных нарушений в срок до 20.08.2021.
Указанным предписанием на заявителя возложена обязанность в соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354 выполнить перерасчет платы за коммунальную услугу "отопление" всем собственникам многоквартирного дома за расчетный период сентябрь 2020 года в связи с непредоставлением коммунальной услуги в данный расчетный период (л.д. 17).
Не согласившись с вынесенным предписанием от 02.07.2021, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования предприятия, заключил, что поскольку представленными в материалы дела доказательствами опровергается вывод Службы о нарушении предприятием пункта 42 (1) Правил N 354.
Суд апелляционной инстанции соглашается с изложенными выводами суда первой инстанции с учётом следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии (часть 1.1 статьи 157 ЖК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), которыми регламентирован, в том числе, порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
Указанной обязанности исполнителя корреспондирует обязанность потребителя коммунальной услуги при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу, а также лицу, указанному в пункте 31(1) Правил N 354, не позднее 25-го числа текущего расчетного периода (подпункт "к" (1) пункта 33 Правил N 354).
Пунктом 37 Правил N 354 установлено, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
В соответствии с пунктом 67 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
Системное толкование приведенных выше положений Правил N 354 позволяет установить, что размер платы за коммунальные услуги за расчетный период, указанный в квитанции, может быть рассчитан только исходя из показаний приборов учета, снятых и предоставленных потребителем за соответствующий период расчета, при этом периодом расчета может выступать только календарный месяц.
Из материалов дела следует, что отопительный период в 2020 году в городе Сургуте установлен с 23.09.2020. Данное обстоятельство подтверждается постановлением Главы города Сургута от 18.09.2020 N 6523.
Факт подачи тепловой энергии в вышеназванный многоквартирный дом с 23.09.2020 подтверждается ведомостью учета параметров потребления тепла в системе теплоснабжения.
При таких обстоятельствах предприятием правомерно начислена плата за коммунальную услугу "отопление" за сентябрь 2020 года.
Вывод административного органа, изложенный в оспариваемом предписании о том, что спорная услуга не предоставлялась в сентябре 2020 года, прямо противоречит материалам дела.
Оснований для перерасчета стоимости услуги отопления за сентябрь 2020 года собственникам многоквартирного дома не имелось.
Доводы административного органа о том, что плата за коммунальную услугу "отопление" за период с 21.09.2020 по 20.10.2020 должна была взиматься в октябре 2020 года и включаться в платежный документ за октябрь 2020 года, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку оспариваемое предписание не содержало указанных выводов. Оспариваемый ненормативный правовой акт содержал единственный вывод о не предоставлении услуги - "отопление".
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.12.2021 по делу N А75-15714/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-15714/2021
Истец: МУП СУРГУТСКОЕ ГОРОДСКОЕ "ГОРОДСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: СЛУЖБА ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ