г. Киров |
|
29 марта 2022 г. |
Дело N А17-8093/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
при участии представителей
заявителя: Хромова М.В. по доверенности от 10.11.2021,
заинтересованного лица: Аравиной О.П. по доверенности от 12.01.2022, Дудорова А.С. по доверенности от 15.02.2021, Малковой А.С. по доверенности от 10.01.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хлопчатобумажная компания "Навтекс"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 21.10.2021 по делу N А17-8093/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хлопчатобумажная компания "Навтекс"
(ИНН: 3703047618, ОГРН: 1133703000804)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ивановской области
(ИНН: 3703005431, ОГРН: 1043700430025)
о признании недействительным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Хлопчатобумажная компания "Навтекс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ивановской области (далее - Инспекция) от 13.07.2019 N 804 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (в дате решения в отношении года ошибка, фактически 13.07.2020).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 21.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с решением суда, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
По мнению заявителя, применение налоговым органом основных тарифов страховых взносов, предусмотренных статьей 425 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в отношении выплат 341 работникам, исходя из условий пункта 10.1 статьи 427 Кодекса (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 300-ФЗ "О внесении изменений в статью 25 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 300-ФЗ)) сделано с нарушением норм закона и порядка их применения во времени, не мотивировано. Кроме того, Обществом просит исключить из мотивировочной части решения суда выводы, изложенные в абзацах 6, 8 и 9 на странице 11 судебного акта.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу не согласилась с доводами Общества.
В судебном заседании, проведенном с использование системы видеоконференц-связи с участием Арбитражного суда Ивановской области, представители сторон поддержали свои позиции.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленного Обществом 30.01.2020 расчета по страховым взносам за 2019 год.
Инспекцией сделан вывод о необоснованном применении Обществом пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса.
По результатам проверки Инспекция составила акт налоговой проверки от 25.05.2020 N 613.
По итогам рассмотрения материалов проверки Инспекция приняла решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 13.07.2019 N 804. Следовательно, очевидно решение принято налоговым органом в 2020 году.
Данным решением Обществу доначислено 5 578 273 рубля 75 копеек страховых взносов, 46 270 рублей 24 копейки пеней, применен штраф по пункту 1 статьи 122 Кодекса в сумме 13 870 рублей 37 копеек.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области от 03.09.2020 N 12-16/08294 решение Инспекции от 13.07.2020 N 804 утверждено.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Ивановской области руководствовался пунктом 10.1 статьи 427 Кодекса, Законом N 300-ФЗ и исходил из того, что пониженные тарифы страховых применяются в отношении выплат, начисляемых работающим на новых рабочих местах, созданных резидентом ТОСЭР для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, трудоустроенных с 03.08.2018.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
На основании абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в частности, организации.
Согласно пункту 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 настоящего Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 423 Кодекса расчетным периодом признается календарный год.
Согласно пункту 1 статьи 425 Кодекса тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой.
В пункте 2 статьи 415 Кодекса установлены размеры тарифов страховых взносов.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 427 Кодекса пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - резидент территории опережающего социально-экономического развития).
В пункте 10.1 статьи 427 Кодекса (введенном Законом N 300-ФЗ, вступившим в силу 03.08.2018) предусмотрено, что плательщики, указанные в подпункте 12 пункта 1 настоящей статьи, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, в течение десяти лет со дня получения ими статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен соответствующий статус.
Пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.
В целях настоящего пункта под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом территории опережающего социально-экономического развития при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Закона N 473-ФЗ).
При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом территории опережающего социально-экономического развития и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.
Из анализа приведенных положений следует, что резидент территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только к выплатам, начисляемым работающим по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности.
Доводы Общества о том, что внесенные Законом N 300-ФЗ изменения в части условия о том, что применение резидентами ТОСЭР пониженных тарифов страховых взносов исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, ухудшают положение плательщиков страховых взносов, отклоняются как неправомерные, поскольку, как установлено в решении Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2020 N АКПИ19-935, для плательщиков страховых взносов, ставших резидентами ТОСЭР до вступления в силу Закона N 300-ФЗ, внесенные этим законом изменения в Кодекс не привели к ухудшению их положения, учитывая, что из положений статьи 13 Закона N 473-ФЗ, утвержденной формы заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР следует, для исполнения соглашений об осуществлении деятельности резидентами ТОСЭР должны создаваться новые рабочие места (как до, так и после вступления в силу Закона N 300-ФЗ).
В связи с изложенным с 03.08.2018 все резиденты ТОСЭР вправе применять пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на новых рабочих местах (занятых в видах экономической деятельности, осуществляемых резидентом в результате реализации инвестиционного проекта и поименованных в соглашении об осуществлении деятельности на ТОСЭР), а именно на рабочих местах, созданных резидентом ТОСЭР для целей реализации соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР.
Как видно из материалов дела, в расчете по страховым взносам за 2019 год пониженные тарифы страховых взносов на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 427 Кодекса применены Обществом в отношении выплат 1 400 работникам (лист 11 том 2).
Инспекция отказала в применении пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат в пользу 341 работника, как принятых на работу до 20.06.2018 (до даты приобретения Обществом статуса резидента ТОСЭР (лист дела 139 том 2)). Сведения об этих работниках отражены налоговым органом в приложении N 1 (лист 20 том 2).
В соответствии с Законом N 473-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2018 N 171 создана территория опережающего социально-экономического развития "Наволоки" на территории муниципального образования Наволокское городское поселение Кинешемского муниципального района Ивановской области.
Общество ссылается на заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР "Наволоки" (лист 117 том 4), без даты и номера, а также бизнес-план инвестиционного проекта и паспорт соответствующего инвестиционного проекта (листы 110, 113 том 4). Кроме того, Общество ссылается на заявку на заключение дополнительного соглашения от 22.10.2020 с приложением бизнес-плана в новой редакции, на уточненный паспорт инвестиционного проекта (лист 134 том 4).
Из указанных документов следует, что планировался прием персонала в количестве 812 человек, из них в 2018-2019 годах - 499 человек (лист 115 том 4).
Материалами дела подтверждается, что соглашение об осуществлении деятельности на ТОСЭР "Наволоки" заключено Обществом 31.05.2018 (лист 130 том 2).
В соответствии с соглашением об осуществлении деятельности Общество обязуется реализовать определенный инвестиционный проект, в пункте 3.5.5 соглашения предусмотрено создание не менее 425 новых рабочих мест.
Следовательно, на момент применения Обществом пониженных тарифов страховых взносов соглашением об осуществлении деятельности предусмотрено создание не менее 425 новых рабочих мест. Из этого также следует, создание более 425 новых рабочих мест может быть. Поэтому доводы Общества со ссылкой на дополнительное соглашение от 30.10.2020 N 2/2020 (лист 107 том 4, которым изменен пункт 3.5.5 соглашения и предусмотрено создание не менее 866 новых рабочих мест) не принимаются во внимание, как не имеющие значения для решения спорного вопроса. Как указано выше, налогоплательщиком заявлено о применении пониженного тарифа страховых взносов в отношении 1 400 работников, и имеет значение, относятся эти рабочие места к новым рабочим местам, созданным для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, или нет. Из указанного количества работников Инспекцией исключено 341 работника. Следовательно, Инспекция в решении не отрицает, что 1059 - количество новых рабочих мест (лист 26 том 2), что не менее 866, предусмотренных дополнительным соглашением от 30.10.2020 N 2/2020, и ссылки Общества на данное дополнительное соглашение не подтверждают его позицию.
Вышеназванные документы к соглашению предусматривают следующее. Паспорт инвестиционного проекта предусматривает количество новых рабочих мест, создаваемых в результате реализации инвестиционного проекта в течение первого года, - 265 (лист 111 том 4). Бизнес-план инвестиционного проекта - набор персонала в 2018-2019 года в количестве 499 человек (лист 115 том 4). Данные документы также содержат сведения о том, что до 01.01.2018 набор персонала в количестве 313 человек.
Уточненный паспорт инвестиционного проекта предусматривает количество новых постоянный рабочих мест, создаваемых в результате реализации инвестиционного проекта в течение первого года, - 549. Бизнес-план инвестиционного проекта (в новой редакции) предусматривает набор персонала в 2018-2019 годах в количестве 807 человек (лист 134 том 4).
Следовательно, непосредственно по данным Общества участвующие в экономической деятельности по реализации инвестиционного проекта рабочие места не все относятся к новым рабочим местам, поскольку с момента подачи заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР "Наволоки" (2018 год) и на момент окончания спорного налогового периода (2019 год) в бизнес-плане (даже с учетом дополнительного соглашения от 30.10.2020 N 2/2020) предусмотрен прием персонала в количестве 807 человек, то есть не 1 400 человек, к выплатам которым применены Обществом пониженные тарифы.
Таким образом, паспорт и бизнес-план инвестиционного проекта (в первоначальной и новой редакциях) не подтверждают позицию Общества.
Общество в письменных пояснениях в суде первой инстанции указывало, что фактически на новых рабочих местах заняты 13 работников, принятых в период с 31.05.2018 по 20.06.2018, и 284 работника, принятые в период с 20.06.2018 по 03.08.2018 (то есть всего 297 работников приняты начиная с даты соглашения об осуществлении деятельности), и 150 работников приняты до даты заключения соглашения об осуществлении деятельности (листы 105-106 том 4).
Инспекция ссылается, что среднесписочная численность работников на 01.01.2018 составляла 305 человек, на 01.01.2019 - 555 человек (лист 123 том 4).
Приложение N 1 в отношении сведений по 341 спорным рабочим местам является приложением к акту налоговой проверки (лист 100 том 1, лист 93 том 4).
Исследовав данное приложение N 1, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из указанных 341 работников часть их приняты до 01.01.2018 и в 2018 году, но до 31.05.2018 (до даты соглашения об осуществлении деятельности) на работу, по которой к выплатам применены налогоплательщиком пониженные тарифы страховых взносов.
Следовательно, отсутствуют основания считать, данные выплаты произведены занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности.
Имеются работники, принятые на работу (переведенные на работу) после 31.05.2018, но до 20.06.2018 (в частности, Антонова Е.В. (приказ о приеме на работу от 06.06.2018), Кузнецова Е.Б. (приказ о приеме на работу от 07.06.2018), Чунарева Н.И. (приказ о приеме на работу 08.06.2018), Яркушев А.А. (приказ о приеме на работу от 02.06.2018), Васильева К.Ф. (приказ о приеме на работу и о переводе от 01.06.2018) - в приложении N 1 порядковые номера сведений в отношении указанных лиц 8, 23, 133, 318, 341).
Кроме того, в отношении части указанных рабочих мест видно, что они были в штатном расписании за апрель 2018 года (до заключения соглашения об осуществлении деятельности). В частности, по должности Антоновой Е.В. (уборщик в отбельно-отделочном цехе N 1) штатных единиц 2 в апреле, мае и июне 2018 года. По другим работникам (Кузнецова Е.Б., Яркушев А.А.) также. В отношении должности инженер по качеству (Васильева К.Ф.) не следует из бизнес-плана, что это рабочее место создано для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, а других доказательств в обоснование создания его для исполнения соглашения не имеется. Указание в бизнес-плане на прочий персонал не позволяет идентифицировать конкретное рабочее место.
Поскольку занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР (20.06.2018), и занято на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, а эти условия в отношении сведений по вышеуказанным работникам отсутствуют (трудовые договоры до 20.06.2018, рабочие места созданы до соглашения об осуществлении деятельности, доказательств создания отдельных вышеуказанных рабочих мест для исполнения соглашения не имеется), к соответствующим выплатам не имеется оснований применять пониженные тарифы страховых взносов.
Далее в приложении N 1 указаны работники, принятые (переведенные) на работу после 20.06.2018 (в частности, Бабурина И.В. (приказ от 01.12.2018), Барсегян Г.Р. (приказ о приеме на работу от 01.03.2019), Виноградов П.В. (перевод 01.02.2019) - в приложении N 1 порядковые номера сведений в отношении указанных лиц 10, 11, 26, а также другие работники - Небольсин А.К. (01.03.2019), Шалаев П.С. (08.08.2018), Беликов В.Е. (22.08.2018), Бобылева Т.В. (01.02.2019), Гаджикадырова С.А. (01.12.2018), Григорьева И.Н. (01.10.2018), Громова С.Е. (01.12.2018), Дэлль С.А. ((01.08.2018), Жарова Л.Б. (01.12.2018), Золина Е.М. (01.12.2018), Иванов Г.Д. (19.04.2019), Игнатьева О.В. (01.12.2018), Кавин Д.Н. (24.10.2019), Кошелева Л.А. (01.12.2018), Лебедева Т.В. (01.12.2018), Марова Е.В. (01.12.2018), Мастерова О.А. (01.12.2018), Морякова Е.А. (21.10.2019), Мустафаев Б.Р. (09.09.2018), Павлова Е.Н. (01.03.2019), Попова Е.В. (17.04.2019), Рукавишникова И.В. (10.09.2018), Слышалова С.В. (01.01.2019), Солдаткина М.И. (01.12.2018), Староверова И.В. (01.12.2018), Столярова И.В. (01.11.2019), Субботина Т.А. (01.12.2018), Сударкина А.А. (01.03.2019), Тесова А.С. (01.12.2018), Урядов А.Л. (01.02.2019), Цветков В.О. (01.03.2019), Цветкова Е.Г. (01.12.2018), Цветкова Н.В. (01.12.2018), Шашкова И.Н. (01.12.2018).
Между тем, в отношении этих рабочих мест апелляционный суд установил, что они имелись в штатном расписании ранее, в том числе за апрель 2018 года, то есть они были созданы до соглашения об осуществлении деятельности. Поэтому эти рабочие места не могут признаваться новыми, к выплатам не имеется оснований применять пониженные тарифы страховых взносов.
Кроме того, например, в отношении Барсегян Г.Р. видно, что он принят на должность заместителя директора по безопасности, а из бизнес-плана не следует, что это рабочее место создано для исполнения соглашения об осуществлении деятельности. Виноградов П.В. ранее (с 01.01.2016) работал начальником электроцеха, из бизнес-плана и других документов также не следует, что это рабочее место создано для исполнения соглашения об осуществлении деятельности.
Судом апелляционной инстанции оценивался бизнес-план в прежней и новой редакции, а также штатные расписания, представленные сторонами в суд апелляционной инстанции.
С учетом изложенного, исследовав и оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в отношении выплат работникам, указанным в приложении N 1, Инспекцией правильно сделан вывод о необоснованном применении Обществом пониженных тарифов страховых взносов, поскольку эти рабочие места не являются и не могут быть признаны новыми рабочими местами в целях применения пункта 10.1 статьи 427 Кодекса, так как не соответствуют указанному в этом пункте понятию нового рабочего места.
Отдельно в апелляционной жалобе Общество просит исключить из мотивировочной части решения суда выводы, изложенные в абзацах 6, 8 и 9 на странице 11 судебного акта. Суд апелляционной инстанции считает, что абзац 6 об отсутствии доказательств отнесения спорных рабочих мест к новым рабочим местам соответствует обстоятельствам дела, а выводы абзацев 8 и 9 не привели к принятию неправильного решения.
Суд апелляционной инстанции установил, что в деле не имеется доказательств, опровергающих занятость спорных работников в деятельности резидента ТОСЭР. Между тем, осуществление Обществом деятельности, соответствующей соглашению об осуществлении деятельности, занятость всех работников в этой деятельности, неосуществление других видов экономической деятельности, не является основанием применения пониженных тарифов страховых взносов в отношении спорной базы для исчисления страховых взносов, так как их применение предусмотрено только в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области подлежит оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 21.10.2021 по делу N А17-8093/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хлопчатобумажная компания "Навтекс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-8093/2020
Истец: ООО "Хлопчатобумажная компания "Навтекс"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N5 по Ивановской области
Третье лицо: Второй Арбитражный Апелляционный суд