город Омск |
|
29 марта 2022 г. |
Дело N А75-15006/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шнайдер Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1544/2022) общества с ограниченной ответственностью специализированное предприятие "Лифттехсервис" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.12.2021 по делу N А75-15006/2021 (судья Заболотин А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью специализированное предприятие "Лифттехсервис" (ИНН 8612009420, ОГРН 1028601542782, адрес места нахождения: 628380, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Пыть-Ях, 2-й микрорайон, дом 27, квартира 5) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным предписания от 11.08.2021 N 11-288/лк-2021,
в отсутствие лиц, участвующих в споре,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью специализированное предприятие "Лифттехсервис" (далее - ООО СП "Лифттехсервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением об оспаривании предписания от 11.08.2021 N 11-288/лк-2021 (далее - оспариваемое предписание) Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - административный орган, Служба, заинтересованное лицо).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.12.2021 по делу N А75-15006/2021 (далее - обжалуемое решение) в удовлетворении заявления отказано. Обеспечительные меры, принятые определением суда от 04.10.2021, отменены.
Не соглашаясь с принятым решением, с апелляционной жалобой обратилось общество, просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт о признании незаконного оспариваемого предписания.
В обоснование жалобы её заявитель указал, что суд в абзаце 6-7 страницы 4 судебного акта правомерно указывает, что собственники обязаны ежегодно проводить общее годовое собрание, и если на данном собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления, однако в абзаце 1 страницы 5 суд указывает, что основным способом установления и изменения платы за содержание и ремонт жилого помещения является волеизъявление собственников помещений посредством принятия решения общим собранием; ссылка суда на определение Верховного Суда РФ от 01.06.2018 N 309-КГ18-6345 по делу N А60-28206/2017 несостоятельна.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
ООО СП "Лифттехсервис" является управляющей компанией многоквартирного жилого дома N 21, расположенного на ул. С. Федорова в 3 микрорайоне г. Пыть-Яха.
На основании коллективного обращения от 16.06.2021 N 27-ОГ-1805 лиц, проживающих по адресу: г. Пыть-Ях, 3 микрорайон, ул. С. Федорова, дом 21, Службой в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка с целью установления фактов, изложенных в обращении жильца МКД N 21 по ул. С. Федорова в г. Пыть-Яхе по вопросу начисления платы за содержание и ремонт общего имущества за период: июнь, июль 2021 исходя из размера платы 29,03 руб. за 1 кв.м. общей площади помещения.
По результатам проверки отдел Службы пришел к выводу о том, что заявитель в нарушение требований части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), являясь управляющей компанией, без полученного в установленном порядке согласия собственников помещений дома N 21 по ул. С. Федорова в 3 микрорайоне Кедровый г. Пыть-Яха в одностороннем порядке произведено увеличение размера платы за содержание жилья с 29,03 руб. до 38,10 руб. за 1 кв.м. общей площади жилого помещения. Указанный размер платы установлен распоряжением Администрации г. Пыть-Яха.
Изложенные нарушения зафиксированы в акте проверки от 11.08.2021 N 11-288/лк-2021.
В связи с выявленными нарушениями в отношении общества вынесено предписание от 11.08.2021 N 11-288/лк-2021, согласно которому заявителю предписано в срок до 01.10.2021 произвести собственникам помещений многоквартирного дома N 21 по ул. С. Федорова в 3 микрорайоне Кедровый г. Пыть-Яха перерасчет в форме возврата размера платы за содержание общего имущества за период: июнь, июль 2021 исходя из размера платы 29,03 руб. за 1 кв.м. общей площади помещения.
Не согласившись с названным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим настоящим заявлением
Принятое Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решение от 22.12.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Статьей 154 ЖК РФ предусмотрено, что в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плата за коммунальные услуги.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается не менее чем на год.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами N 491, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 31 Правил N 491 при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Из содержания части 4 статьи 158 ЖК РФ следует, что, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, следовательно, основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определен только способ в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании.
Исходя из смысла и содержания названных правовых норм, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается только на общем собрании собственников, при этом установление размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме иным способом (в одностороннем порядке управляющей организацией) противоречит требованиям закона и нарушает права потребителей.
Оспариваемым предписанием от 11.08.2021 N 11-288/лк-2021 на заявителя возложена обязанность в срок до 01.10.2021 произвести собственникам помещений многоквартирного дома N 21 по ул. С. Федорова в 3 микрорайоне Кедровый г. Пыть-Яха перерасчет в форме возврата размера платы за содержание общего имущества за период: июнь, июль 2021 исходя из размера платы 29,03 руб. за 1 кв.м. общей площади помещения.
Согласно статье 158 ЖК РФ, пунктам 28, 31 Правил N 491, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом доме. Размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
Из протокола N 141015/0128178/03 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению N141015/0128178/03 Администрации г. Пыть-Яха управляющей организацией МКД N 21 по ул. Святослава Федорова в 3 микрорайоне Кедровый г. Пыть-Яха установлено ООО СП "Лифттехсервис". По результатам открытого конкурса был установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере 31,67 руб. за кв.м.
Далее в связи с исключением из тарифа на содержание жилья платы за вывоз ТБО плата за содержание жилья осталась в размере 29,03 руб. за кв.м и начислялась жильцам кв. N 9 ежемесячно до 01.06.2021.
Управляющая компания вынесла на обсуждение общего собрания собственников МКД 08.12.2020 вопрос об утверждении проекта договора управления (вопрос 12), об утверждении размера платы в размере 38,60 руб. (вопрос 13).
Решение общее собрания собственников МКД не принято в связи с отсутствием необходимого количества голосов.
Общество обратилась в Администрацию города Пыть-Яха с заявлением об установлении размера платы за содержание общего имущества в МКД N 21 по ул. С. Федорова в 3 микрорайоне Кедровый.
Распоряжением Администрации города Пыть - Яха от 27.05.2021 утвержден размер платы, которым руководствовалось общество в июне и июле 2021 года.
Вместе с тем, управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание общего имущества и начислять плату в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из смысла и содержания названных правовых норм, размер платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме устанавливается только на общем собрании собственников.
Установление размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме иным способом (в одностороннем порядке управляющей организацией) противоречит требованиям жилищного законодательства.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о правомерности позиции подателя жалобы, в этой связи отклоняются судом апелляционной инстанции как не влияющие на правильность принятого судебного акта.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.12.2021 по делу N А75-15006/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью специализированное предприятие "Лифттехсервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-15006/2021
Истец: ООО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЛИФТТЕХСЕРВИС"
Ответчик: Нефтеюганский отдел инспектирования Службы жилищного и строительного надзора ХМАО - Югры
Третье лицо: ГУ Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры