г. Пермь |
|
30 марта 2022 г. |
Дело N А50-25728/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 марта 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя: Толстиков И.А. удостоверение, по доверенности от 22.11.2022,
от заинтересованного лица: Майстренко М.В. паспорт, по доверенности от 09.01.20202 N 1, диплом; Шавшуков П.В. паспорт, по доверенности от 12.01.2022 N 1, диплом,
от третьих лиц: Корякина В.Г. удостоверение
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 24 января 2022 года
по делу N А50-25728/2021
по заявлению частного учреждения дополнительного профессионального образования "Олимп"
к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю в лице Отдела лицензионно-разрешительной работы по городу Перми
третьи лица: прокурор Свердловского района г. Перми, Прокуратура Пермского края
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 28.09.2021 N 59 ЛРР 005230921001346/1255 (с учетом уточнения требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),
УСТАНОВИЛ:
Частное учреждение дополнительного профессионального образования "ОЛИМП" (далее - заявитель, учреждение, учреждение "ОЛИМП") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю в лице Отдела лицензионно-разрешительной работы по городу Перми (далее - административный орган, Управление, Управление Росгвардии) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 28.09.2021 N 59 ЛРР 005230921001346/1255. которым заявителю назначено административное наказание по части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением арбитражного суда Пермского края к участию в деле в статусе третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: прокурор Свердловского района г. Перми и Прокуратура Пермского края (далее также - прокуратура).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 24.01.2022 (резолютивная часть решения объявлена 17.01.2022) требования частного учреждения дополнительного профессионального образования "ОЛИМП" удовлетворены. ВВынесенное Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю в лице Отдела лицензионно-разрешительной работы по г. Перми постановление по делу об административном правонарушении от 28.09.2021 N 59 ЛРР 005230921001346/1255, которым частному учреждению дополнительного профессионального образования "ОЛИМП" (ОГРН 1115900001910, ИНН 5904988351) назначено административное наказание по части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 300 000 руб., признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заинтересованным лицом приведены доводы о том, что из совокупности норм п. 110, абз. 5 п. 143. абз. 3 п. 177 Инструкции N 288 совместное хранение оружия и патронов в одной комнате для хранения оружия возможно только спортивным организациям и образовательным учреждениям и лишь тогда, когда оружие и патроны используются ими для занятий спортом и охоты; ст. 22 Закона об оружии и п. 55 Правил N 814 подразумевают наличие отдельного изолированного помещения, п. 177 Инструкции допускает временное хранение оружия (патронов) в одной КХО при проведении тренировочных стрельб и соревнований, то есть не является надлежащим хранением на постоянной основе; административное правонарушение правильно квалифицировано административным органом и доказано.
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Прокуратура Пермского края по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считает, что у суда не имелось оснований для отмены оспариваемого постановления. Просит жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
В заседании апелляционного суда представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 20.09.2021 прокуратурой Свердловского района г. Перми на основании рапорта помощника прокурора Свердловского района г. Перми организована проверка деятельности учреждения в сфере соблюдения законодательства об оружии (решение о проведении проверки от 21.09.2021 N 6385).
Прокуратурой Пермского края в адрес начальника Управления Росгвардии по Пермскому краю направлено требование от 21.09.2021 о выделении специалиста для проведения проверки учреждения (л.д.148).
22.09.2021 должностным лицом прокуратуры Свердловского района г. Перми совместно с сотрудником Управления осуществлен выход по адресу: г. Пермь, ул. Краснова, 1, с целью проведения проверки.
В ходе проверки в деятельности учреждения выявлены нарушения законодательства об оружии, в частности: статей 22, 25 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее также - Закон N 150-ФЗ), пунктов 55, 56 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 (далее также - Правила N 814), пунктов 127, 149, 163, 176, 178 Инструкции о работе органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 N 288 (далее также - Инструкция N 288).
Указанные нарушения отражены в рапорте должностного лица Управления (л.д.67).
По результатам проверки прокурором Свердловского района г. Перми директору учреждения направлено представление от 23.09.2021 об устранении нарушений законодательства об оружии.
По результатам рассмотрения указанного представления прокурора Свердловского района г. Перми в прокуратуру Свердловского района г. Перми направлен ответ учреждения от 27.10.2021 на представление с приложениями.
По факту выявленных в деятельности учреждения нарушений уполномоченным должностным лицом Управления 23.09.2021 составлен протокол об административном правонарушении N 1255.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом Управления вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 28.09.2021 N 59 ЛРР 005230921001346/1255, которым учреждение привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Как следует из содержания постановления, основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужили выводы должностного лица административного органа о том, что учреждением не соблюдены положения статей 22, 25 Закона N 150-ФЗ, пунктов 55, 56 Правил N 814, пунктов 127, 149, 163, 176, 178 Инструкции N 288.
Так, из постановления Управления от 28.09.2021 следует, что учреждением допущено нарушение пунктов 147, 149 Инструкции N 288, пункта 51 Правил N 814, выразившееся в отсутствии в приказе информации о постоянно действующей инвентаризационной комиссии учреждения; в нарушение пункта 176 Инструкции N 288, пунктов 51, 55 Правил N 814 на входной двери места хранения оружия и патронов отсутствует бирка с указанием фамилии и инициалов лица, ответственного за сохранность и противопожарное состояние помещения; в нарушение пункта 178 Инструкции N 288, пунктов 51, 55 Правил N 814 не определен приказом учреждения порядок хранения второго комплекта ключей от комнаты хранения оружия; в нарушении требований пункта 55 Правил N 814 хранение оружия осуществляется в комнате хранения оружия (КХО) совместно с ПКО ОГО ВФСО "Динамо" на основании договора совместного хранения оружия от 01.07.2016, при этом для хранения оружия у учреждения имеется отдельный металлический ящик для хранения оружия и патронов.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным органом не доказан состав административного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ч. 7 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
На основании ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 1 статьи 20.8 КоАП РФ нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации регулирует Законом N 150-ФЗ.
Исходя из статьи 2 Закона N 150-ФЗ оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на: - гражданское; - служебное; - боевое ручное стрелковое и холодное.
Как определено статьей 3 Закона N 150-ФЗ, к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях. Гражданское оружие подразделяется на: 1) оружие самообороны; 2) спортивное оружие; 3) охотничье оружие; 4) сигнальное оружие; 5) холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации, атрибутика которых определяется Правительством Российской Федерации; 6) оружие, используемое в культурных и образовательных целях.
В силу статьи 4 Закона N 150-ФЗ к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами (далее - юридические лица с особыми уставными задачами).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 150-ФЗ хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия.
Частью 2 статьи 22 Закона N 150-ФЗ определено, что хранение оружия и патронов к нему, принадлежащих спортивным организациям и гражданам и используемых ими для занятий спортом и охоты, осуществляется юридическими лицами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на право хранения оружия и (или) хранения и использования оружия на стрелковом объекте. Порядок приема на хранение таких оружия и патронов к нему и порядок их выдачи для использования определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.
Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц (часть 5 статьи 22 Закона N 150-ФЗ).
Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию определяются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 22 Закона N 150-ФЗ).
Частью 1 статьи 25 Закона N 150-ФЗ установлено, что правила учета, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 28 Закона N 150-ФЗ контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право, в частности, производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения; требовать от юридических лиц и граждан представления документов (копий), письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных функций.
Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814.
В пункте 51 Правил N 814 предусмотрено, что субъекты, имеющие право на приобретение оружия, указанные в пунктах 2 - 7 статьи 10 Закона N 150-ФЗ, и юридические лица, занимающиеся для выполнения своих уставных задач исследованием, разработкой, испытанием, изготовлением и художественной отделкой оружия и патронов к нему, а также испытанием изделий на пулестойкость, осуществляют учет оружия и патронов, обеспечение их сохранности, безопасности хранения и использования на основании настоящих Правил и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, на которые возложен контроль за оборотом оружия. Указанные юридические лица обязаны осуществлять все операции по перемещению и использованию оружия и патронов при наличии разрешающих документов, а также вести учет оружия и патронов в книгах учета, форма и порядок ведения которых устанавливаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Пунктом 54 Правил N 814 закреплено, что хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия.
На основании пункта 55 Правил N 814 юридические лица после получения в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.
Оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах. При этом объемы хранения патронов в заводских упаковках, сейфах или металлических шкафах определяются комиссией, образуемой в установленном порядке, исходя из требований противопожарной безопасности.
Порядок и условия хранения оружия и патронов в процессе их производства устанавливаются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Порядок приема оружия и патронов на хранение, их передачи, выдачи и оформления необходимых учетных документов устанавливается приказами руководителей юридических лиц в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (пункт 56 Правил N 814).
Разделом XV Инструкции N 288 определены требования по контролю за передачей оружия и патронов, разделом XX Инструкции N 288 установлены требования к размещению оружия, оборудованию оружейных комнат, хранилищ, складов, а разделом IV Инструкции N 288 - порядок регистрации приобретенного оружия.
Пунктом 127 Инструкции N 288 определено, что лицами, ответственными за сохранность оружия, при размещении оружия и патронов в отдельной комнате ведутся следующие учетные документы: а) книга приема и выдачи оружия и патронов (приложение 61); б) книга проверки наличия и технического состояния оружия и патронов (приложение 62), за исключением спортивных организаций и образовательных учреждений;
в) книга приема (сдачи) дежурств (приложение 63) и другие документы при наличии круглосуточной вооруженной охраны; г) книга учета посещений объекта и подключений сигнализации на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны при органах внутренних дел (ПЦН); д) описи оружия и патронов, находящихся под охраной (приложение 64) в оружейных комнатах, сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах (приложение 65); е) список закрепления оружия, размещенного в сейфах, шкафах, пирамидах (приложение 66); ж) список лиц, допущенных к производству работ с оружием и патронами.
Согласно пункту 147 Инструкции N 288 инвентаризация - полная проверка наличия оружия и патронов на соответствие учетным данным, порядка ведения их учета и обеспечения сохранности - проводится в организациях и учреждениях на основании приказа руководителя юридического лица либо в соответствии с указаниями руководителей соответствующих органов внутренних дел.
Приказом руководителя юридического лица за 10 дней до начала инвентаризации назначаются председатель и члены инвентаризационной комиссии, определяются сроки ее работы и порядок представления акта инвентаризации, сличительных ведомостей о проведении инвентаризации.
Инвентаризация оружия и патронов, выданных органами внутренних дел во временное пользование, производится в соответствии с порядком, установленным МВД России для данной категории оружия и патронов.
Пунктом 148 Инструкции N 288 установлено, что инвентаризации проводятся: а) ежегодно (по состоянию на 1 января); б) при смене лица, ответственного за сохранность оружия и патронов, либо руководителя юридического лица (на день приема-передачи дел); в) в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в результате которых производилось перемещение оружия или патронов (для конкретного участника таких событий); г) при ликвидации или реорганизации юридического лица (в том числе при преобразовании государственного, муниципального унитарного предприятия) перед составлением ликвидационного или разделительного балансов.
Как предусмотрено пунктом 149 Инструкции N 288, для проведения инвентаризации в течение одного года в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия не менее трех человек; в инвентаризационную комиссию включаются один из руководителей юридического лица, работники бухгалтерской службы и другие специалисты, изучившие устройство и номенклатуру проверяемого оружия, а также меры безопасности при обращении с ним.
Состав инвентаризационной комиссии, как правило, не должен изменяться до окончания срока действия комиссии; в исключительных случаях замена членов комиссии производится на основании приказа руководителя юридического лица.
Руководитель организации должен создать условия для проведения инвентаризации оружия и патронов, освободить членов комиссии на время ее проведения от исполнения ими других обязанностей, а также выделить необходимое количество технических работников, допущенных к работам с оружием и патронами.
Исходя из пункта 160 Инструкции N 288 по итогам инвентаризации комиссия составляет акт в двух экземплярах, а на оружие и патроны, выданные органами внутренних дел во временное пользование, - в трех экземплярах. В акте отражаются состояние хранения, учета оружия и патронов, факты недостачи, излишков, порчи и утраты, а также предложения по устранению выявленных недостатков. Акт рассматривается и утверждается руководителем юридического лица в трехдневный срок со дня его подписи и представления комиссией.
Пунктом 163 Инструкции N 288 установлено, что оружие должно храниться юридическими лицами в сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах и ящиках, установленных в специально оборудованных помещениях, в разряженном состоянии, со спущенным курком, поставленным на предохранитель, чистым и смазанным, отдельно от патронов.
На оружие, закрепленное за работниками юридических лиц, в сейфе, шкафу, пирамиде, стеллаже или ящике крепятся бирки с указанием вида, модели и номера оружия согласно описи и книге номерного учета и закрепления оружия.
На основании пункта 168 Инструкции N 288 на каждый сейф, пирамиду, шкаф, стеллаж и ящик заводится опись, в которой указываются виды хранящегося оружия, его количество и номера, а также прикрепляется бирка с указанием названия и порядкового номера согласно описи помещения, наименования подразделения (юридического лица), в пользовании которого находится оружие, а также фамилии и инициалов лица, ответственного за сохранность оружия, и номера его печати или оттиска пломбира. Вышеуказанные описи подписываются ответственными лицами и уточняются по мере внесения в них изменений.
Комнаты для хранения оружия и (или) патронов (оружейные комнаты) должны соответствовать следующим требованиям их технической укрепленности (пункт 169 Инструкции N 288).
Пунктом 176 Инструкции N 288 нормативно закреплено, что в каждом месте хранения оружия и патронов вывешивается опись с указанием количества размещенных в них сейфов, шкафов, пирамид, ящиков и стеллажей, их порядковых и инвентарных номеров, а также номеров печатей и оттисков пломбиров, которыми они опечатываются.
Описи сейфов, шкафов, пирамид, ящиков и стеллажные ярлыки подписываются лицами, ответственными за сохранность оружия, и уточняются ими путем внесения в них изменений.
На входной двери места хранения оружия и патронов прикрепляется бирка с указанием фамилии и инициалов лица, ответственного за сохранность и противопожарное состояние помещения.
На основании пункта 177 Инструкции N 288 в случае хранения в одном помещении оружия нескольких подразделений юридического лица приказом руководителя назначается ответственный за сохранность оружия в помещении.
При этом оружие подразделений должно храниться в сейфах, шкафах, пирамидах и ящиках отдельно и опечатываться (пломбироваться) лицами, ответственными за сохранность оружия в каждом подразделении.
В случае хранения в одном помещении (оружейной комнате или складском помещении) оружия и (или) патронов нескольких юридических лиц (спортивных организаций и образовательных учреждений) совместным приказом руководителей указанных организаций назначается ответственный за сохранность оружия и (или) патронов в таком помещении.
При таком совместном хранении разных юридических лиц в одном помещении оружие и (или) патроны размещаются в отдельных сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах или металлических ящиках и опечатываются (пломбируются) лицом, ответственным за сохранность оружия в данном помещении, и лицами, ответственными за сохранность оружия в каждом из указанных юридических лиц.
В пункте 178 Инструкции N 288 указано, что в юридических лицах с особыми уставными задачами первый комплект ключей от места хранения оружия, сейфов, шкафов, пирамид и ящиков должен храниться у лица, ответственного за сохранность оружия, а второй - у руководителя юридического лица.
В случае возложения приказом руководителя организации обязанностей по выдаче оружия на начальника караула или смены, дежурного в подразделении охраны второй комплект ключей хранится у указанных лиц и передается по окончании дежурства под роспись в книге приема и сдачи дежурства.
Порядок хранения и использования второго комплекта ключей в других организациях определяется приказом руководителя юридического лица по согласованию с органом внутренних дел.
Подпунктами "а" и "в" пункта 191 Инструкции N 288 определено, что в местах использования оружия и патронов - в тирах, стрелково-стендовых комплексах и на стрельбищах - дополнительно проверяются: наличие у юридического лица разрешения органов внутренних дел на хранение и использование имеющегося оружия и патронов либо разрешения на использование оружия на имеющемся стрелковом объекте, а также документов на право использования помещений, зданий и сооружений; наличие на соответствующем стрелковом объекте оружейной комнаты либо складского помещения, а при организации в них временного хранения оружия и патронов, принадлежащих гражданам, спортивным организациям либо образовательным учреждениям, - отдельных сейфов, шкафов, пирамид либо стеллажей.
Исходя из положений статей 1.5, 1.6, 2.1, 2.2, 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ в рамках административного судопроизводства подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые нормами КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность этого лица в совершении административного правонарушения.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив по правилам ст. 71 АПК РФ, в том числе результаты последней инвентаризации на 01.01.2021, приказ от 21.12.2020 N 98, приказ директора учреждения от 21.12.2020 N 6/И о создании постоянно действующей комиссии для проведения инвентаризации оружия и патронов к нему на 2021 год (л.д.26-27), руководствуясь положениями вышеназванных норм, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности Управлением нарушения учреждением статьи 25 Закона N 150-ФЗ, пунктов 147, 149 Инструкции N 288, пункта 51 Правил N 814, выразившемся в отсутствии в приказе информации о постоянно действующей инвентаризационной комиссии учреждения (в нарушение части 1 статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ).
Далее, правильно применив п. 1 ст. 209, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", установив отсутствие доказательств того, что учреждение "ОЛИМП" является собственником спорного помещения, либо в силу нормативных требований либо договорных отношений лицом, ответственным за сохранность и противопожарное состояние помещения, в котором хранится оружие и патроны, суд пришел к выводу о недоказанности административным органом эпизода, связанного с несоблюдением пунктов 51, 55 Правил N 814, пункта 176 Инструкции N 288, которое вменяется в том, что на входной двери места хранения оружия и патронов отсутствует бирка с указанием фамилии и инициалов лица, ответственного за сохранность и противопожарное состояние помещения.
Также суд пришел к выводу о недоказанности в действиях учреждения нарушений пунктов 51, 55 Правил N 814, пункта 178 Инструкции N 288. Соответствующий вывод суд мотивировал тем, что приказом должностного лица ПКО ОГО ВФСО "Динамо" от 28.05.2019 N 02-05/59 (л.д.21-22) установлено, что комплект ключей от КХО стрелкового тира общества "Динамо" находятся у заведующего стрелковым тиром, а второй комплект ключей находится у старшего инструктора стрелкового тира, согласно утвержденному списку работников, ответственных за сохранность и учет оружия и патронов (допущенных к работе с оружием) ПКО ОГО ВФСО "Динамо". При этом сотрудники учреждения "ОЛИМП", допущенные к работе с оружием и патронами, могут иметь доступ к оружию учреждения исключительно при участии сотрудников общества "Динамо", ответственных за сохранность оружия и комнаты хранения оружия. Ключи от металлического шкафа с оружием и патронами хранятся в опечатанном тубусе внутри комнаты хранения оружия с обеспечением к ним доступа только тех лиц, которые приказом руководителя учреждения "ОЛИМП" назначены ответственными за хранение оружия и патронов либо имеют к ним доступ.
Приказом руководителя учреждения "ОЛИМП" от 29.12.2016 N 364 определены должностные лица, ответственны за сохранность оружия и патронов (л.д.25).
Приказом должностного лица ПКО ОГО ВФСО "Динамо" от 15.09.2021 N 02-05/95/1 утвержден список лиц, ответственных за сохранность и учет оружия и патронов, в числе которых должностные лица учреждения "ОЛИМП" (л.д.23-24).
Таким образом, учитывая, чтоУправлением Росгвардии не доказана передача заявителю обществом "Динамо" второго комплекта ключей от комнаты хранения оружия и заявителю при отсутствии полученного второго комплекта ключей надлежало издавать соответствующий приказ, как и то, что при таком порядке хранения комплектов ключей от комнаты хранения оружия нарушаются нормативные требования безопасности хранения оружия, суд обоснованно отметил, что нарушение вменено заявителю неправомерно.
Кроме того, в постановлении административного органа отражено, что в нарушение требований пункта 55 Правил N 814 хранение оружия осуществляется в комнате хранения оружия совместно с ПКО ОГО ВФСО "Динамо" на основании договора совместного хранения оружия от 01.07.2016, при этом для хранения оружия у учреждения имеется отдельный металлический ящик для хранения оружия и патронов.
Проанализировав положения Правил N 814 и Инструкции N 288 суд первой инстанции сделал суждение, что право на хранение оружия в одном помещении несколькими юридическими лицами предусмотрено для субъектов, имеющих право на приобретение оружия, к которым относятся нескольких подразделений одного юридического лица, а также спортивные организации и образовательные учреждения.
Далее, установив, что заявитель является образовательной организацией, ему выданы соответствующие лицензии (л.д.168-169), в свою очередь, общество "Динамо" является спортивной организацией, организации имеют разрешение на хранение и использование оружия, выданные Управления Росгвардии, и в которых в качестве адреса объекта с местом хранения оружия и патронов указано: г. Пермь, ул. Краснова, д. 1 (л.д.11-14), учитывая, что действующим законодательством не предусмотрен запрет на хранение оружия несколькими субъектами хранения в одном помещении, если при хранении оружия несколькими юридическими лицами в одном помещении соблюдаются условия, указанные в статье 22 Закона N 150-ФЗ, суд пришел к выводу, что Управлением расширительно истолкованы нормы Инструкции N 288, не учтен субъектный статус сторон (образовательная и спортивная организации) при хранении оружия, отличия временного и постоянного хранения и соответствующие требования к таким периодам хранения.
Кроме того, судом учтено, что приказами общества "Динамо" и заявителя назначены ответственные за сохранность оружия и патронов при совместном хранении в комнате хранения оружия.
Апелляционный суд полагает, что выводы суда соответствуют обстоятельства дела и нормам материального права, суд первой инстанции мотивированно указал, что требования Правил N 814 и Инструкции N 288 заявителем соблюдены. Доказательств иного административным органом не представлено.
При таких обстоятельствах событие административного правонарушения является не доказанным.
Согласно п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
В силу ч. 4 ст. 1.5. КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В тексте оспариваемого постановления отсутствуют выводы административного органа о вине юридического лица, привлекаемого к ответственности, в постановлении изложено событие правонарушения, определена мера ответственности с учетом отсутствия отягчающих и смягчающих обстоятельств.
При таких обстоятельствах апелляционный суд полагает, что при вынесении оспариваемого постановления вина заявителя в совершении вменяемого правонарушения административным органом надлежащим образом не исследована и не установлена.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из обстоятельств дела, апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования. Оснований для изменения выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, что не является самостоятельным основанием для отмены судебного акта.
При указанных обстоятельствах предусмотренных статьей 270 АПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 24 января 2022 года по делу N А50-25728/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-25728/2021
Истец: ДПО "ОЛИМП"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: ПРОКУРАТУРА ПЕРМСКОГО КРАЯ, Прокуратура Свердловского района г. Перми