г. Хабаровск |
|
30 марта 2022 г. |
А73-14376/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Вектор Строй" на решение от 22.12.2021 по делу N А73-14376/2021 Арбитражного суда Хабаровского края по иску Управления жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края (ОГРН: 1072706001081, ИНН 2706029541) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Вектор Строй" (ОГРН: 1142728000470, ИНН 2706021969) о взыскании 10 785 463 руб. 59 коп.,
УСТАНОВИЛ:
управление жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края (далее - Управление ЖКХ, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Вектор Строй" (далее - ООО УК "Вектор Строй", Общество, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в виде суммы излишне перечисленной субвенции за период с 19.12.2015 по 01.07.2021 в размере 10 785 463 руб. 59 коп.
Решением от 22.12.2021 по делу N А73-14376/2021 суд заявленные требования удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель жалобы указывает на то, что ответчик не может являться получателем субвенций по действующему законодательству, так как не является участником бюджетного процесса. Считает, что между сторонами сложились отношения по предоставлению субсидий в целях возмещения затрат, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению. Полагает, что истцом не представлено доказательств неосновательного получения субвенции, равно как и нет доказательств нецелевого использования полученной субсидии, напротив, в соответствии с уведомлениями о распределении субвенций денежные средства по заключенным договорам перечислялись напрямую на счета контрагентов в счет оплаты на приобретение топлива.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление ЖКХ не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения; заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.
Стороны спора в судебное заседание не явились, Управление ЖКХ в отзыве не согласилось с апелляционной жалобой, просило решение оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Между Управлением ЖКХ (главный распорядитель) и ООО УК "ВекторСтрой" (получатель) были заключены договоры на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, за счет средств краевого бюджета от 19.12.2015 N 2, от 01.01.2016 N5, от 01.01.2017 N 5, от 01.01.2018 N 5, соглашения о предоставлении субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению от 09.01.2019 N5, от 09.01.2020 N5, от 24.12.2020 N5.
Предметом договоров и соглашений (далее - договоры) является предоставление из районного бюджета субсидии в целях компенсации убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) тарифов на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения.
В соответствии с условиями договоров возмещение убытков осуществляется в соответствии с Порядком предоставления организациям субсидий на компенсацию убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, утвержденным постановлением администрации Амурского муниципального района.
В период с 19.12.2015 по 01.07.2021 на основании указанных договоров ООО УК "ВекторСтрой" было перечислено субсидий на сумму 61 018 301 руб. 59 коп.
Согласно отчетам об объемах отпущенного ресурса ООО УК "Вектор Строй", сумма начисленных субсидий составила 50 232 838 руб.
Таким образом, остаток неиспользованной субсидии за период с 19.12.2015 по 01.07.2021 составил 10 785 463 руб. 59 коп.
Факт переплаты субсидии в размере 10 785 463 руб. 59 коп. подтверждается двусторонним актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.07.2021.
В соответствии с пунктом 4.3.4.2 договоров получатель обязуется возвращать в районный бюджет субсидию в размере и в сроки, определенные в требовании.
В адрес ответчика направлялась претензия от 12.07.2021 N 01-25-237 о возврате излишне полученной субсидии по тепловой энергии в размере 10 785 463,59 руб. в срок до 26.07.2021.
В установленный срок ООО УК "Вектор Строй" сумму излишне полученной субсидии в бюджет Амурского муниципального района не вернуло.
Оставление ответчиком претензии без удовлетворения, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Взыскивая с ООО УК "Вектор Строй" в пользу Управления ЖКХ долг в заявленной сумме, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения", Законом Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 " О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению", Амурский муниципальный район наделен государственными полномочиями по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
Согласно частям 1, 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
- из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
- из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
- из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Судом установлено, что возмещение убытков в спорный период осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр "О возмещении убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению", которым утвержден Порядок расчета возмещения убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению; в соответствии с постановлением главы Амурского муниципального района от 24.08.2011 N 176 "Об утверждении порядка перечисления организациям средств на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, поступающих из краевого бюджета"; в соответствии с постановлением главы Амурского муниципального района от 04.04.2018 N 291 "Об утверждении порядка предоставления организациям субсидий на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению".
Так, на основании заключенных договоров на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, за счет средств краевого бюджета от 19.12.2015 N 2, от 01.01.2016 N 5, от 01.01.2017 N 5, от 01.01.2018 N 5, соглашений о предоставлении субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению от 09.01.2019 N 5, от 09.01.2020 N 5, от 24.12.2020 N 5, ответчику в период с 19.12.2015 по 01.07.2021 было перечислено субсидий на сумму 61 018 301 руб. 59 коп.
Вместе с тем, согласно отчетов об объемах отпущенного ресурса ООО УК "ВекторСтрой", сумма начисленных субсидий составила 50 232 838 руб.
Таким образом, остаток неиспользованной субсидии за период с 19.12.2015 по 01.07.2021 составил 10 785 463 руб. 59 коп., что подтверждается актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.07.2021, не оспаривается ответчиком.
В связи с вышеизложенным, остаток неиспользованной субсидии за период с 19.12.2015 по 01.07.2021 составляет 10 785 463 руб. 59 коп., который ответчик в соответствии с пунктом 4.3.4.2 соглашений обязан был возвратить в бюджет Амурского муниципального района.
Доказательств возврата денежных средств ответчиком не представлено.
Также судом отмечено, что в настоящем случае возврат субсидии заявлен не в связи с нецелевым ее использованием, а в связи с переплатой, то есть объем фактически отпущенного ответчиком ресурса меньше суммы предоставленной субсидии.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы ответчика подлежат отклонению как несостоятельные.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 270 АПК РФ основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.12.2021 по делу N А73-14376/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14376/2021
Истец: Управление ЖКХ, экологии, транспорта и связи Администрации Амурского муниципального района, УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ АМУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Ответчик: ООО УК "Вектор Строй"
Третье лицо: ООО "БИЗНЕСЮРИСТ"