г. Москва |
|
29 марта 2022 г. |
Дело N А41-25080/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Серпухов Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27.12.2021 по делу N А41-25080/2020.
В судебном заседании приняли участие:
индивидуальный предприниматель Архипов Геннадий Сергеевич лично;
представитель Администрации городского округа Серпухов Московской области - Сигунов С.А. по доверенности от 30.12.2021.
Индивидуальный предприниматель Архипов Геннадий Сергеевич (далее - ИП Архипов, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Серпухов Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:58:0100102:219 по цене по состоянию на 30.06.2010.
В качестве третьих в деле участвуют Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство) и Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (далее - комитет).
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.07.2020, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2020, в удовлетворении заявления отказано.
Арбитражный суд Московского округа постановлением от 04.03.2021 отменил указанные судебные акты и направил дело на новое рассмотрение.
При повторном рассмотрении дела судом первой инстанции ИП Архипов уточнил заявленные требования и просит:
1. решения администрации об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов" Архипову Г.С от 03.11.2020, от 18.11.2020 и 16.12.2020 признать незаконными ввиду очевидного отклонения действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения, выразившегося в долгосрочном уклонении от совершения обязательных действий;
2. признать незаконными действия администрации по снятию спорного земельного участка с кадастрового учета;
3. восстановить спорный земельный участок на кадастровом учете;
4. обязать администрацию в лице Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Серпухов как уполномоченный орган предоставить в собственность Архипова Г.С за плату без проведения торгов земельный участок, стоявший до 16.12.2020 на кадастровом учете под номером 50:58:010 102:219, площадью 3815 кв. м, расположенный по адресу: г. Серпухов Московской обл., ул. Тульская, д. 1, по цене, установленной постановлением Правительства Московской области от 02.05.2012 N 639/16, то есть по состоянию согласно выписке из ЕГРН на 16.12.2020 равной 5015 694,95 руб. х 15% = 752 355 руб.
5. Обязать администрацию в лице Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Серпухов в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, подготовить и направить Архипову Г.С. проект договора купли-продажи земельного участка, стоявшего до 16.12.2020 на кадастровом учете под номером 50:58:010102:219, площадью 3815 кв. м, расположенного по адресу: г. Серпухов Московской обл., ул. Тульская, д. 1.
Решением суда первой инстанции заявление удовлетворено.
С вынесенным решением не согласилась администрация и обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе администрация (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы жалобы, заявитель указал на законность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В собственности предпринимателя находится нежилое здание с кадастровым номером 50:58:0100102:235, площадью 1778,5 кв. м, инв. N 4841, наименование "Нежилое здание - модуль "Кисловодск", лит. Г14, объект 7, расположенное по адресу: г. Серпухов, ул. Тульская, д. 1, корп. 7.
Указанное здание (1982 года постройки согласно техническому паспорту БТИ) принадлежит ответчику на праве собственности на основании договора купли-продажи объекта недвижимости N 1 от 23.03.2000.
Объект расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером 50:58:0100102:219, площадью 3815 кв. м. Указанный участок имеет вид разрешенного использования "для объектов культурно-досуговой деятельности", категория земель "земли населенных пунктов", что отражено в выписке из ЕГРН от 29.01.2020.
Как пояснил ИП Архипов, администрация уклоняется от заключения договора купли-продажи данного участка, что послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Так, решением от 03.11.2020 администрация отказала в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов".
В качестве причины отказа указано следующее:
информация, которая содержится в документах, представленных заявителем, противоречит общедоступным сведениям, содержащимся в ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП,
согласно выписке из ЕГРН от 05.11.2020 сведения о расположении на земельном участке с кадастровым номером 50:58:0100102:219, площадью 3815 кв. м, нежилого здания с кадастровым номером 50:58:0100102:235 отсутствуют,
в отношении земельного участка установлен вид разрешенного использования - "для объектов культурно-досуговой деятельности", что не соответствует его фактическому использованию.
Учитывая тот факт, что сведения об объекте недвижимости имеют статус "временные", а дата истечения срока действия временного характера - 12.10.2017, администрацией принято решение об отказе в предоставлении земельного участка и снятии его с кадастрового учета.
18.11.2020 и 16.12.2020 администрацией приняты тождественные решения с указанием тех же причин.
Предприниматель, полагая, что администрация уклоняется от заключения договора купли-продажи названного земельного участка, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда.
Так, в силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 названного Кодекса если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 названного Кодекса).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 названного Кодекса.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Пунктом 5 указанной выше статьи предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного Кодекса, и направить принятое решение заявителю. В данном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 названного Кодекса).
Статья 39.16 названного Кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В материалы дела представлена копия постановления главы города Серпухов Московской области от 13.08.2012 N 1487 об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Тульская, д. 1 для объектов культурно-досуговой деятельности (т.1, л.д.18).
Данное постановление принято на основании заявления Архипова Г.С. о выкупе земельного участка площадью 3815 м.кв. 9вх-6/1833 от 30.06.2010 г. (т.1, л.д.17), им утверждена схема расположения из состава земель населенных пунктов земельного участка площадью 3815 кв. м.
При этом Архипов Г.С., обращаясь к главе города Серпухов с заявлением от 04.06.2012 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 3815 кв. м, испрашивал вид разрешенного использования земельного участка "для нежилого здания".
Вместе с тем, постановлением главы города Серпухова от 13.08.2012 N 1487 утверждена схема расположения земельного участка площадью 3815 кв. м, однако присвоен вид разрешенного использования "для объектов культурно-досуговой деятельности", то есть без учета расположения на данном участке производственного здания "Модуль Кисловодск" и отсутствия на участке объектов культурно-досуговой деятельности, что не соответствовало и не соответствует фактическому использованию образуемого земельного участка.
В материалы дела представлен акт осмотра земельного участка с кадастровым номером 50:58:0100102:219, согласно которому комиссией в составе представителей администрации 14.10.2020 проведен осмотр земельного участка, в результате которого установлено, что на испрашиваемом земельном участке располагается нежилое здание, находящееся в собственности Архипова Г.С., здание используется как автомобильная мойка. Участок не имеет ограждения.
Также в материалы дела поступил акт осмотра 11.10.2021 нежилого здания с кадастровым номером 50:58:0100102:235, подготовленный представителями администрации и Архиповым Г.С., из которого следует, что установленная в результате осмотра деятельность, осуществляемая в нежилом здании: склад интернет магазина, склад шиномонтажа, в остальном помещении хозяйственная деятельность не ведется.
В соответствии с заключением об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельного участка градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования, спорный земельный участок полностью расположен в водоохранной зоне (р. Нара), также входит в защитную зону объекта культурного наследия. Расположен памятник градостроительства и архитектуры Корпус заводской, кон. XIX в. 505.88 кв.м "Собор Троицкий, 1696 г.", город Серпухов 3814,97 кв.м.
В то же время в материалы дела поступили письменные пояснения Главного управления культурного наследия Московской области, согласно которым в границах защитной зоны запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что расположение земельного участка в защитной зоне объекта культурного наследия не препятствует его передаче в собственность владельцу недвижимого имущества, расположенного на нем.
Отнесение к водоохранной зоне также не препятствует предоставлению земельного участка в собственность владельцу находящегося на нем здания.
Так, согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, на которых расположены водные объекты.
В силу пункта 8 указанной статьи запрещается приватизировать земельные участки в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, ограничение выкупа земельных участков, в границах которых установлены водоохранные зоны, земельным законодательством не предусмотрено (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2015 N 305-ЭС15- 4893).
Доводы подателя жалобы об ошибочности вывода о неправильном определении администрацией вида разрешенного использования земельного участка отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку, как верно указал суд первой инстанции, для рассматриваемого спора не имеет правового значения то обстоятельство, что вид разрешенного использования - "для объектов культурно-досуговой деятельности", что не соответствует его фактическому использованию.
При этом решением Арбитражного суда Московской области от 31.01.2019 по делу N А41-70735/2018, вступившим в законную силу, отказано в обязании предпринимателя осуществить снос самовольно возведенного объекта недвижимости - нежилого здания, назначение по БТИ: Модуль "Кисловодск", расположенного на земельном участке КН 50:58:0100102:219.
Также из материалов дела усматривается, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне О-2 - зона специализированной общественной застройки (решение Совета депутатов городского округа Серпухов МО от 20.12.2017 N 243/28 "Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области").
Условно разрешенными видами использования в данной зоне Правилами определены: магазины, объекты дорожного сервиса, ремонт автомобилей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Кроме того, при формировании земельного участка администрация изначально неверно присвоила вид разрешенного использования спорному участку.
Таким образом, поскольку материалами дела подтверждается, что Архипов Г.С. является собственником здания с кадастровым номером 50:58:0100102:235, данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:58:0100102:219, с учетом того обстоятельства, что схема расположения из состава земель населенных пунктов спорного земельного участка площадью 3815 кв.м. была утверждена главой администрации именно на основании заявления Архипова Г.С., принимая во внимание вывод эксперта по результатам экспертизы, проведенной в рамках дела N А41-92821/2019, о том, что площадь земельного участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации здания с кадастровым номером 50:58:0100102:235, полностью совпадает с площадью земельного участка с кадастровым номером 50:58:0100102:219 - 3815 кв. м, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, верно признал обоснованными требования предпринимателя и признал незаконными решения администрации об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов" Архипову Г.С от 03.11.2020, от 18.11.2020 и 16.12.2020.
Согласно пп. 2 п. 1 постановления Правительства Московской области от 02.05.2012 N 639/16 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, сооружений либо помещений в них, расположенных на таких земельных участках" с 01.07.2012 установлена цену продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, сооружений либо помещений в них, расположенных на таких земельных участках, в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.
Земельный участок, на котором располагался выкупленный заявителем объект "Модуль "Кисловодск" ранее никому не предоставлялся на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Также ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области представлены письменные пояснения, согласно которым 16.12.2020 на основании заявления представителя по доверенности муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" Управлением Росреестра по Московской области земельному участку с кадастровым номером 50:58:0100102:219, права на который не зарегистрированы в ЕГРН, присвоен статус "аАрхивный".
Аналогичная информация содержится в письме филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 27.05.2021.
Применительно к указанному суд первой инстанции обоснованно отметил следующее.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" части земельного участка, государственный кадастровый учет которых осуществлен до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сведения о которых носят временный характер, могут быть сняты с государственного кадастрового учета (за исключением частей земельных участков, образованных в связи с установлением зон с особыми условиями использования территории): до истечения пяти лет со дня государственного кадастрового учета таких частей на основании заявлений правообладателей земельных участков или лиц, в пользу которых установлены ограничения прав или обременения объектов недвижимости, в связи с возникновением которых был осуществлен государственный кадастровый учет таких частей земельного участка.
Согласно ч. 7 ст. 72 названного Закона временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года.
Таким образом, орган местного самоуправления наделен правом обращаться в регистрирующий орган с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, статус о котором носил временный характер.
Однако, предельной датой сохранения временного характера сведений о земельном участке является 01.03.2022.
Суд первой инстанции верно отметил, что между Архиповым Г.С. и администрацией уже на протяжении длительного времени существует спор касательно прав на земельный участок с кадастровым номером 50:58:0100102:219.
Соответственно, при указанных обстоятельствах действия администрации по снятию с кадастрового учета земельного участка нельзя признать обоснованными.
Ввиду изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции верно удовлетворил требования предпринимателя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.12.2021 по делу N А41-25080/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Серпухов Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25080/2020
Истец: ИП Архипов Г. С.
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-25019/20
29.03.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2737/2022
27.12.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-25080/20
04.03.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-25019/20
13.10.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14250/20
31.07.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-25080/20