город Воронеж |
|
30 марта 2022 г. |
Дело N А64-8857/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 марта 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.01.2022 по делу N А64-8857/2021 по заявлению управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области (ОГРН 1046882304369, ИНН 6829007471) о привлечении публичного акционерного общества "МегаФон" (ОГРН 1027809169585, ИНН 7812014560) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от публичного акционерного общества "МегаФон": Мостовская Н.П.- представитель по доверенности N 5-435/21 от 06.08.2021, сроком действия на три года, предъявлен паспорт гражданина РФ;
от управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области - представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области (далее - управление Роскомнадзора по Тамбовской области, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о привлечении публичного акционерного общества "МегаФон" (далее - ПАО "МегаФон", Общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 13.01.2022 в привлечении Общества к административной ответственности отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление Роскомнадзора по Тамбовкой области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Считает доказанным состав вменяемого административного правонарушения, в том числе наличие оснований для принятия сведений и расчетов федерального государственного унитарного предприятия "Главный радиочастотный центр".
От ПАО "МегаФон" поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу.
В возражениях общество ссылается на грубые нарушения при проведении проверки.
В судебном заседании представитель ПАО "МегаФон" возразил против доводов апелляционной жалобы. Просил оставить решение суда без изменения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ПАО "Мегафон" осуществляет деятельность на основании лицензии от 15.04.2016 N 162869 на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи в сетях стандарта LTE и последующих его модификаций с использованием полосы радиочастот 2570-2595 МГц на территории Тамбовской области
Лицензия выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 лицензионных требований, лицензиат обязан оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи в сетях стандарта LTE и последующих его модификаций с использованием полосы радиочастот 2570-2595 МГц в соответствии с данной лицензией только на территории Тамбовской области.
Пунктом 7 лицензионных требований предусмотрено, что данная лицензия выдана по результатам рассмотрения заявления о переоформлении лицензии N 142326 от 15.04.2016, выданной по результатам открытых торгов в форме электронного аукциона N 2/2015 на право получения лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Лицензиат обязан обеспечить динамику развертывания сети связи стандарта LTE и последующих его модификаций на территории, указанной в пункте 3 настоящей лицензии (т.е. на территории Тамбовской области), во всех населенных пунктах численностью от 10 000 человек и более*** в соответствии со следующим временным графиком: 15.04.2017 - не менее 10%; 15.04.2018 - не менее 25%; 15.04.2019 - не менее 40%; 15.04.2020 - не менее 65%; 15.04.2021 - не менее 85%; 15.04.2022 - не менее 95%; 15.04.2023 - не менее 99,9%.
Управлением Роскомнадзора по Тамбовской области в ходе проведения плановой выездной проверки Тамбовского регионального отделения Кавказского филиала ПАО "МегаФон" (решение о проведении проверки от 30.09.2021 N 69-нд) было выявлено необеспечение Обществом динамики развертывания на территории Тамбовской области сети связи стандарта LTE и последующих его модификаций с использованием полосы радиочастот 2570-2595 МГц в соответствии с установленным пунктом 7 лицензии временным графиком.
Так, по состоянию на 15.04.2021 оператором связи обеспечивается 10% процентный охват сетью связи населенных пунктов Тамбовской области численностью от 10 тысяч человек и более (10 населенных пунктов) вместо установленного процента охвата, который должен составлять на указанную дату не менее 85% от количества требуемых населенных пунктов.
В соответствии условиями указанной лицензии численность населения определяется в соответствии с официальной информацией Федеральной службы государственной статистики на момент наступления обязательств по динамике развертывания сети связи.
В ходе проверки ФГУП "Главный радиочастотный центр" проведен анализ зон покрытия населенных пунктов на территории Тамбовской области, расчетные данные представлены письмом от 01.10.2021 исх. N 133985.
Расчеты ФГУП "Главный радиочастотный центр" проводились в соответствии с Методикой (методическими указаниями) проведения проверки выполнения операторами подвижной радиотелефонной связи лицензионных требований и требований решений ГКРЧ согласованной Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.06.2021 исх. ДК-П12-079-25397.
Согласно информации ФГУП "Главный радиочастотный центр", покрытие территорий в девяти из десяти населенных пунктов Тамбовской области сетью связи стандарта LTE и последующих его модификаций с использованием полосы радиочастот 2570 -2595 МГц составляет менее 100%.
Оказание услуг связи в полном объеме реализовано оператором связи только в первом населенном пункте (р.п. Первомайский, численность населения - 11 035 чел., покрытие территории НП-96.9 %), поскольку процент покрытия территории данного населенного пункта максимально приближен к 100%, что соответствует критериям оценки наличия зоны покрытия в указанных выше методических указаниях.
В остальных населенных пунктах от 10 тысяч человек и более их территории покрыты сетью связи с использованием полосы радиочастот 2570-2595 МГц частично, что также подтверждается указанными расчетными данными: г. Жердевка (численность населения - 13825 чел., покрытие территории НП - 36,7 %); г. Кирсанов (численность населения -15753 чел., покрытие территории НП - 48,8 %); г. Котовск (численность населения - 28663 чел. покрытие территории НП -90,8%); г. Мичуринск (численность населения - 89876 чел., покрытие территории НП - 48,5%); г. Моршанск (численность населения - 37477 чел., покрытие территории НП -57,3%); г. Рассказово (численность населения - 42293 чел., покрытие территории НП - 29,8%); п. Строитель (численность населения - 18437 чел., покрытие территории НП - 79,8%); г. Тамбов (численность населения -289701 чел., покрытие территории НП-34,2%); г. Уварово (численность населения - 22916 чел., покрытие территории НП - 29,8%).
Таким образом, по состоянию на 15.04.2021 оператором связи обеспечивается 10% процентный охват сетью связи населенных пунктов Тамбовской области численностью от 10 тысяч человек и более, а не 85%.
Результаты проверки отражены в акте от 15.10.2021 N А-68/3/69-нд/52.
По результатам проверки управлением Роскомнадзора по Тамбовской области в действиях ПАО "МегаФон" установлены признаки нарушения пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"; пункта 7 раздела 11 Перечня лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности в области оказания услуг связи Приложения 2 к Положению о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385; пункта 7 условий лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 15.04.2016 N 162869.
Административный орган усмотрел в деянии признаки правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
О составлении протокола 21.10.2021 в 14 час. 00 мин. Общество уведомлено извещением от 15.10.2021 N 5857-03/68.
21.10.2021 Управлением в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя (защитника) в отношении ПАО "МегаФон" был составлен протокол N АП-68/3/431 об административном правонарушении.
Обществу вменено, что по состоянию на 15.04.2021 им как оператором связи обеспечивается 10% процентный охват сетью связи населенных пунктов Тамбовской области численностью от 10 тысяч человек и более вместо установленного процента охвата, который должен составлять на указанную дату не менее 85% от количества требуемых населенных пунктов (10 населенных пунктов).
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ управление Роскомнадзора по Тамбовской области обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о привлечении ПАО "МегаФон" к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела ПАО "МегаФон" представлена динамика развертывания сети обеспечена во всех населенных пунктах Тамбовской области численностью 10 тысяч человек и более, что подтверждается указанными и прилагаемыми в таблице ниже разрешениями на использование радиочастот и радиочастотных каналов в диапазоне частот лицензии, а также выписками из реестра зарегистрированных радиоэлектронных средств, оказывающих услуги связи в диапазоне Лицензии в нижеуказанных населенных пунктах:
г. Жердевка (численность населения - 13825 чел.); разрешение на использование частот N 158-рчс-20-0046 от 16.04.2020; выписка из реестра - 68 20 000644 от 28.04.2020;
- г. Кирсанов (численность населения - 15 753 чел.); разрешение на использование частот N 158-рчс-20-0046 от 16.04.2020; выписка из реестра - 68 20 000646 от 28.04.2020;
- г. Котовск (численность населения - 28 663 чел.); разрешение на использование частот N 233-рчс-19-0127 от 18.04.2019; выписка из реестра - 68 19 001908 от 25.04.2019;
- г. Мичуринск (численность населения - 89 876 чел.); разрешение на использование частот N 520-рчс-17-0007 от 18.08.2017; выписка из реестра - 68 17 N 02125 от 06.09.2017;
- г. Моршанск (численность населения - 37 477 чел.); разрешение на использование частот N 518-рчс-18-0004 от 10.07.2018; выписка из реестра - 68 18 N 03798 от 18.07.2018;
- г. Рассказово (численность населения - 42 293 чел.); разрешение на использование частот N 520-рчс-17-0007 от 18.08.2017; выписка из реестра - 68 17 N 02126 от 06.09.2017;
- п. Строитель (численность населения - 18 437 чел.); разрешение на использование частот N 233-рчс-19-0127 от 18.04.2019; выписка из реестра - 68 19 001909 от 25.04.2019;
- г. Тамбов (численность населения - 289 701 чел.); разрешение на использование частот N 108-рчс-17-0009 от 15.03.2017; выписка из реестра - 68 17 N 00632 от 29.03.2017;
- г. Уварово (численность населения - 22 916 чел.); разрешение на использование частот N 233-рчс-19-0127 от 18.04.2019; выписка из реестра - 68 19 001910 от 25.04.2019;
- пгт. Первомайский (численность населения - 11 035 чел.); разрешение на использование частот N 158-рчс-20-0046 от 16.04.2020; выписка из реестра - 68 20 000645 от 28.02.2020.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектом данного административного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность с нарушением лицензионных условий и требований, то есть обязательным признаком субъекта вменяемого правонарушения является наличие у него лицензии на определенный вид деятельности.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулирует Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании, Закон N 99-ФЗ).
Согласно пункту 36 статьи 12 названного Закона перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, включает оказание услуг связи.
Согласно статье 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи, Закон N 126-ФЗ) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Согласно пункту 1 статьи 46 Закона N 126-ФЗ оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством РФ, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи (далее - Положение N 2385).
Перечень лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности в области оказания услуг связи, приведен в Приложении N 2 к Положению N 2385.
В разделе IX Приложения N 2 к Положению N 2385 приведен перечень лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности по оказанию услуг подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования.
На основании пункта 7 условий лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 15.04.2016 N 162869 следует, что оператор связи обязан обеспечить динамику развертывания сети связи стандарта LTE и последующих его модификаций на территории, указанной в пункте 3 настоящей лицензии, во всех населенных пунктах численностью от 10 000 человек и более*** в период с 15.04.2017 по 15.04.2023.
То обстоятельство, что покрытие территорий в девяти из десяти населенных пунктов Тамбовской области сетью связи стандарта LTE и последующих его модификаций с использованием полосы радиочастот 2570 -2595 МГц составляет менее 100%, не может быть принято во внимание, поскольку, как обосновано указал суд области, действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено требований, в соответствии с которыми на лицензиата возлагается обязанность при осуществлении услуг радиотелефонной связи осуществить покрытие населенных пунктов именно в объеме 100%.
Из материалов дела усматривается, что ПАО "МегаФон" обеспечило во всех населенных пунктах Тамбовской области численностью 10 тысяч человек и более динамику развертывания сети связи стандарта LTE и последующих его модификаций на территории, указанной в пункте 3 настоящей лицензии (т.е. на территории Тамбовской области).
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Учитывая положения статьи 1.5 КоАП РФ, административный орган, на который законодательно возложено бремя доказывания, должен располагать неопровержимыми доказательствами совершения хозяйствующим субъектом правонарушения и наличия в его деянии факта нарушения обязательных требований; собранные в ходе производства по делу об административном правонарушения и представленные суду доказательства должны бесспорно и объективно подтверждать наличие состава правонарушения. При отсутствии таких доказательств, в случае имеющихся противоречий относительно наличия факта нарушения и при отсутствии у административного органа данных, исключающих такие противоречия, состав правонарушения нельзя признать доказанным.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ недоказанность состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по административному делу.
При таких обстоятельствах выводы суда о недоказанности административным органом состава вменяемого Обществу административного правонарушения являются обоснованными.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционная коллегия не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции является верным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.01.2022 по делу N А64-8857/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-8857/2021
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тамбовской области
Ответчик: ПАО "МегаФон"
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд