г. Киров |
|
29 марта 2022 г. |
Дело N А28-16274/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маслениковой Ю.С.
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Пожидаевой Е.С., действующей на основании доверенности от 30.04.2021.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лянгасово"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 25.01.2022 по делу N А28-16274/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лянгасово" (ОГРН 1144345029905, ИНН 4345403801)
к государственной жилищной инспекции Кировской области (ОГРН 1024301334089; ИНН 4345049124)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лянгасово" (далее - заявитель, Общество, управляющая компания, ООО "Лянгасово") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, административный орган, Инспекция) от 17.12.2020 N 886, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 25.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано, вместе с тем размер назначенного оспариваемым постановлением штрафа снижен до 125 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Лянгасово" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в полном объеме и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Общество указало, что Инспекцией не доказано наличие на дату привлечения заявителя к административной ответственности действующего договора управления, заключенного между ООО "Лянгасово" и собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Киров, мкр. Лянгасово, ул. Комсомольская, д.37 (далее - МКД N 37).
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Инспекция явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителя административного органа.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Лянгасово" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1144345029905.
ООО "Лянгасово" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами. Многоквартирный дом по адресу: г. Киров, мкр. Лянгасово, ул. Комсомольская, 37 находился в управлении ООО "Лянгасово" на основании выданной инспекцией лицензии от 07.08.2018 N 000246 и договора управления МКД от 11.06.2015 N У-60/Л.
На основании приказа заместителя начальника Инспекции от 13.10.2020 N 1118/2020 в период с 26.10.2020 по 13.11.2020 проведена внеплановая выездная проверка в рамках лицензионного контроля с целью проверки информации о факте нарушения лицензионных требований, выразившихся в ненадлежащем содержании общего имущества МКД, расположенного по адресу: г. Киров, мкр. Лянгасово, ул. Комсомольская, 37.
Инспекцией в ходе проверки с визуальным осмотром было установлено: при осмотре фасада МКД выявлено разрушение кирпичной кладки цоколя, разрушение штукатурного отделочного слоя, разрушение ступеней крылец входных групп, трещины на кирпичной кладке стен, разрушения защитного слоя балконной плиты до арматуры, разрушение кровельного покрытия козырька входной группы; установлено, что в ванной комнате квартиры N 3 выполнены работы по оснащению стационарным поддоном, ремонту перекрытий первого этажа в помещениях кухни квартиры N 2. Обществом представлены акты выполненных работ от 29.10.2020 по ремонту тамбура, вестибюля, конструкций, освещения лестничных клеток, централизованной общедомовой системы водоотведения с кровли.
По результатам проверки лицензирующим органом составлен акт проверки от 13.11.2020 N 14/1118/20, в котором зафиксирован факт нарушения управляющей компанией подпунктов "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение о лицензировании).
Обществу выдано предписание от 13.11.2020 N 14/1118/20 о необходимости выполнения работ по ремонту по ремонту кирпичной кладки цоколя в местах разрушений; выполнить работы по ремонту штукатурного отделочного слоя стен фасада в местах разрушений; выполнить работы по ремонту ступеней крылец входных групп; выполнить работы по установке маяков на трещинах в кирпичной кладке стен фасада, организовать наблюдение за трещинами; выполнить работы по ремонту балконной плиты третьего этажа, организовать меры по обеспечению безопасного проживания; выполнить работы по ремонту кровельного покрытия козырька входной группы в срок до 28.05.2021.
27.11.2020 в отношении ООО "Лянгасово" составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ при участии представителя Общества Садакова А.Н. по доверенности, который указал на незаконность составления протокола.
17.12.2020 заместитель начальника Инспекции, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление N 886 о привлечении ООО "Лянгасово" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ и назначении обществу административного наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным и подлежит отмене, Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии и доказанности в деянии Общества события и состава вменяемого административного правонарушения. Вместе с тем, руководствуясь положениями статьи 4.1 КоАП РФ и исходя из конкретных обстоятельств дела, суд снизил размер назначенного оспариваемым постановлением административного штрафа ниже низшего предела, определив его в размере 125 000 рублей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2 статьи 192 ЖК РФ под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 2 статьи 193 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110).
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются также: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона - управляющая организация по заданию другой стороны - собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Состав общего имущества в многоквартирном доме установлен в пункте 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (подпункт "в").
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170).
В соответствии с пунктом 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать (пункт 4.2.1.14 Правил N 170).
На основании пункта 4.2.1.17 Правил N 170 в кирпичных стенах обеспечивается: правильное расположение гидроизоляции стен; толщина в соответствии с проектом; не допускается плотная облицовка стен снаружи и выполнение угловых соединений с отступлением от проекта.
Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту (пункт 4.2.3.1 Правил N 170).
В силу пункта 4.2.4.2 Правил N 170 при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
Неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения (пункт 4.8.1. Правил N 170).
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень).
Пунктами 3, 8, 9 Минимального перечня установлены работы, выполняемые для надлежащего содержания стен многоквартирных домов, лестниц многоквартирных домов, фасадов многоквартирных домов.
Требования указанных нормативных правовых актов имеют императивный характер.
Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Факт нарушения Обществом перечисленных требований в МКД N 37 подтверждается взаимной связью и совокупностью представленных в дело доказательств, заявителем не оспаривается, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Наличие указанных обстоятельств из материалов настоящего дела не следует.
Доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в деле не имеется.
При установленных по делу обстоятельствах следует признать доказанным наличие в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений не усматривается.
В апелляционной жалобе ООО "Лянгасово" указывает, что 27.10.2020 собственниками помещений в МКД N 37 принято решение об изменении способа управления домом на непосредственное управление, следовательно, заявитель утратил статус управляющий организации в отношении названного многоквартирного дома, и Общество не может быть привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ за совершение указанного выше правонарушения.
Из пунктов 2, 3 представленного в материалы дела протокола от 27.10.2020 N 2 общего собрания собственников в МКД N 37 следует, что собственниками помещений принято решение о расторжении договора управления от 11.06.2015 с ООО "Лянгасово" с 28.10.2020, а также о выборе способа управления домом - непосредственное управление и о заключении договора оказания услуг с ООО "Обслуживающая компания Лянгасово" с 29.10.2020.
В то же время в оспариваемом постановлении от 17.12.2020 установлено и сторонами не оспорено, что проверка проводилась в период с 26.10.2020 по 13.11.2020, то есть нарушения лицензионных требований Обществом административный орган выявил до изменения собственниками способа управления. Характер выявленных ГЖИ Кировской области нарушений также свидетельствует о длительном неисполнении именно управляющей компанией возложенных на нее жилищном законодательством и договором управления от 11.06.2015 обязанностей.
Кроме того на момент проведения проверки, а также рассмотрения Инспекцией дела об административном правонарушении МКД N 37 находился в реестре и под управлением ООО "Лянгасово". При этом Общество на момент выявления административного правонарушения, а также на дату привлечения ООО "Лянгасово" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ не могло руководствоваться решением ГЖИ Кировской N 805/21 о внесении изменений в реестр в части исключения МКД N 37 из перечня домов, находящихся в управлении заявителя, поскольку такое решение принято уполномоченным органом лишь 11.06.2021. Факт распространения действия решения Инспекции от 11.06.2021 N 805/21 на правоотношения, сложившиеся с 28.10.2020, указанный вывод не исключает.
Более того в рассматриваемом случае оспариваемое постановление вынесено органом государственного контроля (надзора) по итогам проведенной в отношении Общества как лицензиата внеплановой выездной проверки с целью контроля соблюдения им лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению МКД N 37.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" обязанность получения лицензий возложена на управляющие организации.
Согласно части 1 статьи 7 указанного закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015. После 01.05.2015 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
В отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление государственный жилищный надзор не осуществляется (часть 7 статьи 20 ЖК РФ). Предметом лицензионного контроля являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, принимаемых им мерах по соблюдению лицензионных требований.
Таким образом, привлечение к административной ответственности ООО "Лянгасово" как лицензиата за нарушение перечисленных выше лицензионных требований по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ законно.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности на момент вынесения постановления не пропущен.
Размер определенного судом административного наказания (ниже минимального размера санкции статьи) установлен Обществу с учетом положений главы 4 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного им правонарушения и соразмерен его тяжести. Обстоятельств карательного характера назначенного Обществу наказания не усматривается.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены или изменения. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 25.01.2022 по делу N А28-16274/2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. В связи с изложенным, ходатайство Общества о зачете государственной пошлины не подлежит рассмотрению, на что указано в определении Второго арбитражного апелляционного суда от 16.02.2022. Поскольку справка на возврат государственной пошлины от 11.08.2021, определение Арбитражного суда Кировской области от 10.08.2021 по делу N А28-4193/2021, платежное поручение от 01.04.2021 N 470, справка на возврат государственной пошлины от 11.11.2021, определение Арбитражного суда Кировской области от 11.11.2021 по делу N А28-14642/2021, платежное поручение от 20.04.2021 N 769 представлены через систему подачи электронных документов "Мой Арбитр", они не подлежат возврату стороне.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 25.01.2022 по делу N А28-16274/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лянгасово" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-16274/2020
Истец: ООО "Лянгасово"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кировской области
Третье лицо: Пожидаева Елена Сергеевна