г. Москва |
|
19 февраля 2024 г. |
Дело N А40-157775/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Королевой М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центра специального назначения вневедомственной охраны Федеральной службы национальной гвардии РФ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.10.2023 по делу N А40-157775/23, принятое
по заявлению ЦСН ВО Росгвардии к Московскому УФАС России
о признании незаконным Решения
при участии:
от заявителя: |
Степочкин Д.А., по доверенности от 01.01.2024; |
от заинтересованного лица: |
Даутова А.Н., по доверенности от 29.12.2023; |
УСТАНОВИЛ:
ЦСН ВО Росгвардии (далее - Заявитель, Заказчик) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, к Московскому УФАС России (далее - ответчик, управление) об оспаривании решения от 17.04.23 по делу N 077/06/16- 4856/2023.
Решением от 18.10.2023 Арбитражный суд отказал в удовлетворении требований Заявителя, не усмотрев для удовлетворения правовых и фактических оснований.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, решение просил отменить.
Представитель антимонопольного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, решение просил оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ. Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.
Как усматривается из фактических обстоятельств и материалов дела, Московское УФАС России провело внеплановую проверку на предмет нарушений, допущенных государственным заказчиком- ЦСН ВО Росгвардии при проведении закупок у единственных поставщиков на оказание услуг по ведению беременности и родовспоможению сотрудников Центра.
Предметом контракта, заключенного с ГБУЗ "ГКБ имени А.К. Ерамишанцева ДЗМ", от 21.03.2023 2-МЕД является оказание услуг по ведению беременности и родовспоможению сотрудника Заявителя.
Предметом контракта, заключенным с ГБУЗ МО "ВРКБ", от 21.03.2023 3-МЕД является оказание услуг по ведению беременности и родовспоможению сотрудника Заявителя.
Предметом контракта, заключенным с ГБУЗ "ГКБ имени С.С. Юдина ДЗМ", от 21.03.2023 4-МЕД является оказание услуг по ведению беременности и родовспоможению сотрудника Заявителя.
Предметом контракта, заключенным с БУ РК "Перинатальный центр им. О.А. Шунгаевой", от 21.03.2023 5-МЕД является оказание услуг по ведению беременности и родовспоможению сотрудника Заявителя.
Предметом контракта, заключенным с ГБУЗ МО "КПЦ", от 24.03.2023 6-МЕД является оказание услуг по ведению беременности и родовспоможению сотрудника Заявителя.
17.04.2023 г. Московским УФАС России принято решением по делу N 077/06/16- 4856/2023, согласно которому в действиях Заказчика установлены нарушения требований п.6 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе.
Не согласившись с данным решением, заявитель обратился в Арбитражный суд г.Москвы с настоящим заявлением.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, сделал обоснованный вывод об отсутствии правовых и фактических оснований, необходимых для удовлетворения требований.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
В данном случае, сторонами не оспаривается, что антимонопольный орган наделен полномочиями по вынесению оспоренного ненормативного правового акта.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 24 Закона заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 1 статьи 93 Закона установлен перечень оснований (случаев) для осуществления закупки у единственного поставщика. При отсутствии таких оснований закупка осуществляется с применением конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае, если работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Статьей 44 Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, распространены положения Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ, Закон).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона N 247-ФЗ сотрудник имеет право на бесплатное получение медицинской помощи в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или федерального органа исполнительной власти в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 11 Закона N 247-ФЗ при отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования сотрудник имеет право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом, согласно той же части статьи 11 Закона расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику, возмещаются медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Частью 8 статьи 21 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ, Закон об основах охраны здоровья граждан) предусмотрено, что выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона, а также с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона N323-ФЗ военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования - на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.
Согласно части 6 статьи 25 Закона N323-ФЗ особенности охраны здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также отдельных категорий граждан, проходящих военную службу или приравненную к ней службу в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, определяются законодательством Российской Федерации, регламентирующим деятельность этих органов.
Согласно пункту 1(1) Правил оказания медицинской помощи (медицинского обеспечения) военнослужащим войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы из войск национальной гвардии Российской Федерации и внутренних войск, со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системе, органах федеральной фельдъегерской связи, а также лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 (далее - Правила N 911, Правила), медицинская помощь за счет средств, выделяемых из федерального бюджета Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, оказывается военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, бесплатно.
Однако при этом Правилами N 911 предусмотрен порядок оказания медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 3 Правил направление сотрудников для оказания медицинской помощи в плановой форме в стационарных условиях в медицинские организации Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляется медицинскими организациями Министерства внутренних дел Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
Согласно пункту 4 Правил военнослужащие и сотрудники могут приниматься на лечение в военно-медицинские организации с осуществлением взаимных расчетов по оказанию им медицинской помощи между федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пункту 5 Правил, при отсутствии по месту военной службы (службы), месту жительства (проживания) или иному месту нахождения военнослужащих (сотрудников) медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, медицинских организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также при наличии медицинских показаний к оказанию медицинской помощи в экстренной и неотложной формах медицинская помощь оказывается в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим организациям здравоохранения соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Как предусмотрено частью 5 статьи 28 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", особенности организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти, в том числе при санаторно-курортном лечении, военнослужащим, сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы из внутренних войск, уволенным с военной службы (службы) в войсках национальной гвардии, членам их семей и лицам, находящимся на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии), устанавливаются руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
На основании данных положений Федерального закона Приказом Росгвардии от 02.10.2018 N444 утверждена Инструкция об особенностях организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях войск национальной гвардии Российской Федерации, в том числе, при санаторно-курортном лечении (далее - Инструкция).
Согласно подпункту 2.3 Инструкции сотрудники принимаются в медицинские организации войск национальной гвардии для оказания медицинской помощи.
Согласно подпункту 3.1 Инструкции лица, указанные в подпункте 2.3 Инструкции, принимаются (переводятся) для обследования и лечения, в военные госпитали (военные клинические госпитали) и консультативно-диагностические (клинико-диагностические) центры войск национальной гвардии лица, по направлениям прямого начальника от командира воинской части (руководителя (начальника) подразделения (органа), территориального органа Росгвардии, ООВО, иной организации войск национальной гвардии) и выше, а также медицинской организации Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, медицинские организации государственной системы здравоохранения (и муниципальной системы здравоохранения), не относящиеся к перечисленным медицинским организациям, могут быть выбраны в случае их отсутствия по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 5 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017, было бы неверным исходить из того, что положения специального законодательства не подлежали применению в рассматриваемом случае, лишь в силу права сотрудников центра как граждан на выбор медицинской организации в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан.
Приведенные положения, в том числе нормы части 8 статьи 21, статьи 25 Закона N 323-ФЗ, части 2 статьи 11 Закона N 247-ФЗ не содержат положений, исключающих применение законодательства о контрактной системе.
При этом, в случае оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме контракт может быть заключен с единственным исполнителем на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В данном случае, оснований для проведения закупок у единственного поставщика на оказание медицинских услуг по контрактам от 21.03.2023 N 3-МЕД и 4-МЕД у центра не имелось. Соответствующих оснований и обстоятельств центр не привел.
Само по себе родовысвобождение не свидетельствует о таких основаниях и предполагает получение представления о необходимости предстоящего оказания соответствующей услуги за несколько месяцев до ее предоставления. Каких-либо обстоятельств неотложной или экстренной форме центр не привел, равно как не заявлял об отсутствии ведомственных медицинских организаций, иных медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, оказывающих такую услугу в Москве и Московской области, помимо упомянутых медицинских учреждений, заключивших контракты с центром.
Коллегия исходит из того, что Заявитель не указал на исключительность рассматриваемой медицинской услуги и на отсутствие в Москве и Московской области медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, которые наряду с Главной клинической больницей им. С.С. Юдина Департамента здравоохранения города Москвы и государственным бюджетным учреждением здравоохранения Московской области "Московский областной перинатальный центр", могли оказать данную медицинскую услугу.
Ссылку апеллянта на отсутствие возможности проведения конкурентной процедуры определения поставщика по причине оплаты услуг после их оказания, нельзя признать обоснованной, поскольку такой подход позволяет избежать проведения заказчиком конкурентной процедуры в отсутствие законных оснований (в том числе в отсутствие обстоятельств неотложной или экстренной формы) при оказании краткосрочных медицинских услуг лишь в силу состоявшегося факта их оплаты заказчиком.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, коллегия приходит к выводу о том, что антимонопольный орган доказал законность и обоснованность принятого им решения, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали его выводы, что указывает на отсутствие законных оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Аналогичная правовая позиция изложена судом кассационной инстанции по делу N А40-117387/2022.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.10.2023 по делу N А40-157775/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-157775/2023
Истец: ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ